Россия на мировом ресурсном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать ресурсный потенциал России, его роль на мировом рынке.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- проанализировать роль и значение России на мировом ресурсном рынке;
- охарактеризовать ресурсный потенциал России;
- изучить основные тенденции развития внешней торговли России;
- исследовать внешнеэкономическую стратегию России в современных условиях.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал Российской Федерации, способный обеспечить необходимые объемы внутри республиканского потребления и экспорта, характеризуется крайне неравномерным размещением по территории - значительная его часть сосредоточена преимущественно в восточных районах страны и в малоосвоенных удаленных северных районах.

Но, тем не менее, потенциальные запасы, разнообразие природных ресурсов в России и характер их размещения обеспечивают нашей стране возможность широкого развития всех отраслей экономики, способствуя тем самым развитию внешней торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные тенденции развития внешней торговли России.

 

Внешняя торговля России — торговля России со странами мира.

Внешнеторговый оборот России вырос в 2008 году на 33,2 % — до 735 млрд. долларов США (по данным Федеральной  таможенной службы). Положительное сальдо составило 201,2 млрд. долл. США.

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 2008 г. составила около  2,9 %. (рис.3)

 

Рис. 3 Экспорт и импорт России на период 1994-2009 годы

 

На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками в результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.

Но если роль России в  мировой торговле невелика, то для  нее самой значение внешнеэкономической  сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составляет около 10%, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 5 к 1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения.

Перспективы развития внешней  торговли России в значительной степени  зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.

Однако использование  этих преимуществ сдерживается рядом  причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.

С учетом конкурентных преимуществ  и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и др.

Имеются возможности  для стабилизации и расширения традиционного  машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.

Имеются определенные перспективы  для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано  с конверсией и коммерциализацией  предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических  технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).

По мере развития отечественного сельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля потребительских товаров и увеличиваться  доля инвестиционных товаров - машин  и оборудования.

Таким образом, можно  сделать вывод, что внешняя торговля России ни по своему объему, ни по структуре  экспорта и импорта не соответствует  экономическому потенциалу страны. Более  полное использование ее конкурентных преимуществ и преодоление присущих ей недостатков возможно только в процессе возрождения экономики страны, создания полноценной системы государственной поддержки ее экспортного потенциала.

 

 

 

4. Внешнеэкономическая стратегия России в современных условиях

 

Внешнеэкономическая стратегия  Российской Федерации базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Концепции внешней политики России, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, долгосрочных стратегий и программ развития отдельных отраслей и регионов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

Необходимость принятия Стратегии определяется тем, что  в долгосрочной перспективе в  области внешнеэкономических связей Российской Федерации складывается качественно новая ситуация по сравнению с предшествующим периодом. Это обусловлено как системными изменениями в мировой экономике и внешнеэкономических отношениях Российской Федерации, так и необходимостью перехода российской экономики на инновационный путь развития.

Усиление воздействия  глобальных тенденций на социально-экономическое  развитие России происходит на фоне ужесточения  конкуренции, повышения роли инновационных  факторов в странах-лидерах и  перестройки мирового экономического порядка. Наиболее важные ожидаемые сдвиги:

- изменение соотношения сил между различными центрами в мировой экономике, усиление влияния быстрорастущих стран с формирующимся рынком;

- усиление напряженности баланса спроса и предложения на глобальных рынках энергоносителей и продовольствия, смещение центра тяжести этих рынков в сторону развивающихся государств;

- изменение глобального баланса международных финансовых потоков, что может повлечь за собой трансформацию мировой финансовой системы;

- дальнейший рост влияния глобальных процессов на национальные экономики при одновременном усилении регионализма, государственного интервенционизма, а также явных или скрытых протекционистских тенденций;

- существенное возрастание роли инноваций и технологий, качества человеческого капитала  и социальной среды в глобальной экономической конкуренции.

В долгосрочной перспективе (за пределами нынешнего замедления роста) ожидается сохранение достаточно высоких темпов роста мировой  экономики -  порядка 3-4% в год - при одновременном перераспределении сил от Европы и Северной Америки к Азиатско-Тихоокеанскому региону и, частично, к Латинской Америке. Уже в 2008 году страны, не входящие в Организация экономического сотрудничества и развития, обеспечили около половины прироста мировой экономики против 40% в 2007 году. Главными локомотивами роста мировой экономики с большой вероятностью станут Китай и Индия. В США, после их выхода из финансового кризиса, существует потенциал для повышения экономической динамики (до 3-3,5 % в год и выше). В Евросоюзе темпы экономического роста будут оставаться умеренными (их будут сдерживать высокая социальная нагрузка и усиление конкуренции со стороны новых индустриальных государств). Таким образом, к 2020 году сохранится тенденция увеличения доли стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) с 20% до 30% мирового ВВП и сокращения доли «большой тройки» (США, Евросоюз, Япония) с 45 % до 34%.

Расширение внешнеэкономических  связей стало одним из наиболее значимых факторов социально-экономического развития страны – как источника экономического роста, доступа российских компаний к технологиям и финансовым ресурсам и наполнения рынка качественными инвестиционными и потребительскими товарами. Существенным фактором модернизации экономики стали прямые иностранные инвестиции. (прил.3).

Однако, несмотря на ряд  позитивных сдвигов, ситуация во внешнеэкономической  сфере далека от благополучия. За последние  годы качественные параметры ее развития ухудшаются. Во внешней торговле сохраняется  модель «импорт готовых товаров в обмен на экспорт сырья и энергоносителей», что означает скрытый отток добавленной стоимости из экономики и закрепление экспортно-сырьевой модели развития страны.

Структура российского  экспорта остается недиверсифицированной. Более 65% в нем составляют углеводороды и сырьевые товары, дальнейшее наращивание вывоза которых неэффективно, связано с большими затратами и ведет к повышению внешней уязвимости отечественной экономики. При сохранении такой структуры увеличение объемов экспорта перестает быть источником экономического роста и превращается в фактор его сдерживания. Уже в период с 2011 по 2012 год сальдо по текущим операциям платежного баланса может стать отрицательным. Это означает, что при сохранении сложившихся тенденций дальнейшее наращивание экспорта сырья и энергоносителей не будет покрывать импорт готовых товаров, обеспечивающих конечное потребление.

Действующая в настоящее  время система внешнеэкономических  институтов не обеспечивает в должной  мере ни эффективной защиты внутренних рынков, ни поддержания конкурентоспособности российских товаров за рубежом. По мере укрепления рубля рост импорта готовых товаров за последние годы приобрел «взрывной» характер, начав вытеснять с внутреннего рынка отечественных производителей. В результате по некоторым видам товаров российская экономика попала в устойчивую зависимость от импорта. Так, отрицательное сальдо во внешней торговле машинно-технической продукцией возросло  - 82,1 млрд. долл. США в 2007 году, а к 2010 году  увеличилось до 218 млрд. долл. США.

Сложившаяся географическая структура внешнеэкономических  связей  ориентирована на традиционные европейские рынки и страны СНГ. В то же время позиции российских компаний на быстрорастущих рынках государств Азии и Латинской Америки крайне незначительны. По ряду направлений здесь наметились негативные тенденции. Так, отрицательное сальдо образовалось в торговле с основным партнером России в Азии – Китаем.

Приток капитала из-за рубежа не стал двигателем инновационного обновления экономики и повышения ее конкурентоспособности. На обрабатывающие производства приходится лишь 15% прямых иностранных инвестиций, в то время как почти 80% инвестиций направляется в добычу полезных ископаемых, операции с недвижимостью, торговлю и финансовую деятельность.

Отмеченные выше неблагоприятные  тенденции являются во многом следствием нынешнего состояния всей системы  внешнеэкономического регулирования, которая характеризуется отсутствием  ряда институтов, обеспечивающих поддержку  необходимых структурных сдвигов  в экономике, повышение ее конкурентоспособности и переход на инновационный путь развития. 

Таким образом, внешнеэкономическая  стратегия направлена на достижение Россией лидирующих позиций в  глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

 

 

 

 

Заключение

 

Россия активно сотрудничает с ведущими экономическими организациями. Сначала 90-х годов она является членом МВФ, МБРР, членом Лондонского  и Парижского клубов, подала заявку на вступление во всемирную торговую организацию (ВТО) и в организацию экономического содружество и развития (ОЭСР). Кроме этого, Россия участвует во всех экономических структурах ООН, Европейском банке реконструкции и развития, Европейском инвестиционном банке. Функционирование национальной экономики и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах (факторах производства) – трудовых , предпринимательских, природных, капитальных (финансового и реального капитала) , ресурсах знаний. В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал экономики страны, региона и всего мира. Мировая экономика представляет собой сложную, многогранную экономическую систему, которая испытывает влияние множества факторов. В свою очередь процессы, происходящие в мировом хозяйстве, непосредственно отражаются на развитии национальной экономики отдельных стран, затрагивают их экономические интересы. Поэтому знание тенденций и закономерностей развития мировой экономики объективно необходимо любому экономисту, так или иначе связанному с партнерами из других стран, а если учесть, что такие связи постоянно расширяются, то эти знания могут потребоваться каждому.

Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный, способный обеспечить необходимые объемы внутриреспубликанского потребления и экспорта, характеризуется крайне неравномерным размещением по территории - значительная его часть сосредоточена преимущественно в восточных районах страны и в малоосвоенных удаленных северных районах.

Но, тем не менее, потенциальные запасы, разнообразие природных ресурсов в России и характер их размещения обеспечивают нашей стране возможность широкого развития всех отраслей экономики, способствуя тем самым развитию внешней торговли.

Что касается внешней торговли России ни по своему объему, ни по структуре экспорта и импорта не соответствует экономическому потенциалу страны. Более полное использование ее конкурентных преимуществ и преодоление присущих ей недостатков возможно только в процессе возрождения экономики страны, создания полноценной системы государственной поддержки ее экспортного потенциала.

Информация о работе Россия на мировом ресурсном рынке