Россия в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: провести анализ экономики России.
Задачи курсовой работы:
- определение степени вовлеченности экономики России в мировую экономику;
- изучение наиболее перспективных и приоритетных отраслей экономики России;
- определение конкурентоспособных отраслей, предприятий и компаний; изучение их влияния на мировую экономику;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1 Ресурсы России как огромный потенциал России в мировой экономике……………………………………………………………………
1.1 Экономический потенциал России………………………………
1.2 Российские углеводороды на мировом рынке……………………..
1.3 Лесные ресурсы ……………………………………………………..
1.4 Трудовые ресурсы …………………………………………………..
Глава 2 России в мировом производстве……………………………………
2.1 Перспективы развития аэрокосмической отрасли…………………...
2.2 Развитие российского программного обеспечения………………..
2.3 Возможности автомобилестроения………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

для сайта курсовая экономика.docx

— 54.99 Кб (Скачать файл)

 Компания «Лукойл»  располагает восьмью нефтеперерабатывающими заводами в России и за границей общей мощностью 58,5 миллионов тонн в год. При объеме добычи в 96,6 миллионов тонн за 2007 год это обеспечило 61-процентную обеспеченность перерабатывающими мощностями – наиболее высокий в отрасли показатель. Впечатляющий для России показатель. Но такой результат тускнеет на фоне большинства западных гигантов, у которых коэффициент переработки к добыче зашкаливает за 100% за счет дополнительной покупки нефти со стороны, в том числе у российских компаний.

«Лукойл» развивает сеть автозаправочных станций и на сегодняшний день имеет 1578 автозаправок в США, 2041 – в Европе, 461 заправку на территории СНГ, 195 заправочных станций  на территории государств Балтии, 1815 – в России. Таким образом, компания пытается не только добывать нефть, но и перерабатывать ее.

Другие российские нефтяные компании также занимаются нефтепереработкой, но они пока добились не столь высокой  степени обеспеченности перерабатывающими  мощностями, как компания «Лукойл». При этом, российские нефтяные компании могли бы поставлять продукты переработки  нефти и газа (сжиженный газ, бензин, нефтехимию), то есть те продукты, которые  обладают высокой добавленной стоимостью.

 Российские компании занимают высокие места в рейтинге крупнейших компаний мира. Это говорит о том, что Россия уже сейчас очень тесно связана с мировой экономикой и интегрирована в мировое хозяйство.

На цену нефти влияют развивающиеся  рынки, необходимо строительство нефтепровода на востоке нашей страны. Экспорт  российской нефти в Китай и  Японию будет проходить напрямую, то есть без каких-либо посредников  и по территории Российской Федерации. Новый нефтепровод будет гарантировать  своевременную доставку углеводородов  потребителям. Восточный нефтепровод  позволит выйти к рынкам таких  стран, как Южная Корея, Австралия, Индонезия и Индия.

Азия – это крупный  развивающийся рынок, где в ближайшие  годы рост потребления нефти и  газа будет только возрастать. Строительство  нефтепровода и портов позволяет  создать благоприятные условия  для продажи наших углеводородных ресурсов в страны Азии. Развитие инфраструктуры, обеспечивающей экспорт углеводородов, будет положительно сказываться  на социально-экономическом развитии Дальнего Востока России. Возможная  разработка Камчатского шельфа позволит местному бюджету получать дополнительные доходы от деятельности нефтяных компаний, геологоразведки, инвестиций, создаст  новые рабочие места, привлечет  специалистов абсолютно новых для  Камчатки специальностей.

В России ведутся работы по созданию новых эффективных технологий добычи и использования углеводородов, которые будут наносить минимальный  ущерб экологии.

Таким образом, в ближайшее  время углеводороды будут обеспечивать значительную часть в производстве электроэнергии и транспорте, а это  означает, что развитии газо- и нефтедобычи  позволяют России занимать лидирующее положение на мировом рынке.

 

1.3 Лесные ресурсы

 

Трудно преувеличить значение зеленого золота для нашей страны, ее истории, экономики. При площади  чуть менее 1700 млн. га на территории Российской Федерации располагается одна пятая  часть всех лесов мира и половина мировых хвойных лесов. Почти  три четверти территории страны это – леса.

На долю российской переработанной лесной продукции приходится лишь 3% мирового рынка, тогда как в мировом  экспорте доля российской необработанной древесины занимает свыше 22 процентов. Основная статья экспорта лесной продукции  – вывоз древесины. Более половины объемов этого экспорта приходится на три страны – Китай, Японию и  Финляндию. Например, Финляндия импортирует  из нашей страны почти 20 процентов  необходимой ее промышленности необработанной древесины (деревообрабатывающие компании обеспечивают почти 16 процентов ВВП этой страны).

Анализ российского экспорта лесоматериалов показывает, что львиная  доля продукции приходится на необработанную древесину – спиленный на корню  кругляк и деловую древесину, вывозимую за рубеж по цене явно ниже себестоимости под видом  так называемых «экспортных дров»  или «продольно-распиленного кругляка». Эти цены никак не согласуются  с реальной рыночной ценой делового леса.

Последующий реэкспорт бумаги и картона (всего лишь с одним  дополнительным циклом переработки) позволяет  втрое увеличить на них цены. В  полтора раза ниже биржевых цен продается  за границу целлюлоза.

По данным доктора экономических  наук Марата Мусина, свыше 48,7 процента экспорта нашей целлюлозы приходится на Китай. При этом безусловными лидерами по экспорта целлюлозы (78 процентов) являются Иркутская (59,31%) и Архангельская (28,76%) области в лице головных предприятий известного отраслевого лидера, сегодня перешедшего под контроль американских компаний.

Главные проблемы лесного  комплекса России – это нелегальный  вывоз древесины с территории Российской Федерации, контрабанда  лесных ресурсов, уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей и сборов.

Наряду с Японией самый  крупный покупатель контрабандной  российской древесины – Китай. Ежегодно в Китай из России незаконно отправляется 9,2 млн. кубометров леса.

Статистика свидетельствует, что российско-китайская торговля лесом из года в год наращивает объем экспорта круглого леса. Китайская  сторона принципиально не заинтересована в создании и укреплении приморских конкурирующих предприятий, поскольку  стоимость одного куба обработанного  материала в 2 – 3 раза выше сырья.

По оценкам экспертов, экспортный потенциал лесоперерабатывающего  комплекса России находится приблизительно на уровне 120 млрд. долларов, а запасы древесины в Российской Федерации  составляют порядка четверти мировых  ресурсов. При углублении степени  переработки экспорт древесины  может приносить России валютную выручку, эквивалентную получаемой страной от продажи сырой нефти. Тем не менее, в 2006 году экспортная составляющая отрасли едва превысила 10 млрд. долларов, причем доля России в мировой торговле необработанным лесом составляла 22 процента. Эта проблема – одно из тех самых «узких мест» в российской экономике, с использованием которого иностранные покупатели до сих пор приобретали огромные богатства по бросовой цене.

По прогнозам, к 2015 году совокупный спрос на древесину составит 210 – 220 млн. кубометров, а предложение  за счет собственного производства и  импорта составят 177 – 190 млн. кубов. По 2015 год ежегодный дефицит леса, применяемого в строительстве, составит в среднем 33 млн. кубометров .

Начало проведения новой  государственной политики в отношении  экспорта древесины может характеризовать  общую тенденцию: Россия, трезво оценив свои богатства, сегодня не намерена, как это было в 1990-е, раздавать их бесплатно кому бы то ни было. Это отразилось и в новой оценке условий вступления во Всемирную Торговую Организацию, предъявляемых Российской Федерацией и российским правительством.

Российский лес экспортируется во многие страны ближнего и дальнего зарубежья. Но в основном это необработанные лесные ресурсы, дополнительная обработка  которых на территории Российской Федерации  способна приносить более высокий  объем дохода, чем экспорт необработанного  леса. Отечественные лес поставляется в Китай, на который приходится более  половины всего экспорта российского  леса, Японию и Финляндию. Таким образом, видно, что Россия занимает существенное место в мировой экономике  по экспорту лесных ресурсов и способна оказывать серьезное влияние  на загрузку обрабатывающих мощностей  наших деловых партнеров. Но, к  сожалению, степень переработки  лесных ресурсов на территории Российской Федерации остается крайне низкой: лес просто вырубается и вывозится  из России без какой-либо обработки  или с минимальной обработкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Трудовые ресурсы

 

На территории России проживает  менее 150 млн. человек, причем последние  лет двадцать наблюдается постепенное  сокращение населения страны. Плотность  населения самой составляет всего 8 человек на квадратный километр, при  этом в некоторых областях наблюдается  значительное превышение этого среднего показателя, а в других районах  России еще меньшая плотность  населения.

В нашей стране последние  десятилетия ухудшается демографическая  ситуация; предполагается, что к 2015 году трудовые ресурсы страны сократятся на 8 млн., а к 2025 году – на 18 – 19 млн. человек. Самое интенсивное сокращение трудовых ресурсов произойдет в 2009 – 2017 годах, когда убыль трудоспособного  населения будет превышать 1 млн. человек в год.

Это значительно снижает  конкурентоспособность нашего государства  на международной арене.

Число официально работающих в России трудовых мигрантов, по данным Федеральной миграционной службы, постоянно  увеличивается. В 2006 году оно превысило 1 млн. человек. Однако, по экспертным оценкам, численность нелегальных трудовых мигрантов в России колеблется сегодня в пределах 6 – 12 млн. человек. Особенно много мигрантов прибывает из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%), Таджикистана (9,7%), Турции (10%) и Китая (20,8%).

    По официальным данным, 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, 30% – в торговле, 10% – в промышленности, 7% – в сельском хозяйстве, 5% – в транспорте.

Для того, чтобы работодатели начали использовать российских рабочих, нужно изменить отношение у людей (прежде всего у молодежи) к рабочим  и строительным специальностям. Ведь глава нашего государства, президент  Дмитрий Анатольевич Медведев, говорил  о том, что в России наблюдается огромное количество экономистов, маркетологов, юристов и менеджеров, но практически не найти представителя рабочей или строительной профессии. Если государству удастся изменить эту тенденцию, то в скором будущем на российских стройках будут трудиться российские рабочие, а труд мигрантов будет использоваться крайне редко. Однако, в текущих условиях это достаточно трудно реализовать.

Демографическая ситуация в  России остается очень сложной: рождаемость  низкая; смертность высокая. Эти факторы  в ближайшие годы могут очень  негативно сказаться на экономике  России и степени ее интеграции в  мировую экономику. Столь мрачная  демографическая ситуация сказывается  и на трудовых возможностях России, ведь для процветания государства  нужна квалифицированная рабочая  сила, качественное образование и  медицинское обслуживание, социальная ответственность государства и  работодателя по отношению к рабочим. Свою лепту внес и кризис, в результате которого увеличилось число безработных, многие предприятия закрылись; на рынок  труда высвободилось большое  число людей. Для преодоления  проблем на рынке труда, а также  в сфере миграционной политики, необходимы четкие слаженные действия между  государством и бизнесом. Государство  должно обеспечить инфраструктурой: современным  образованием, качественным медицинским  обслуживанием, социальными гарантиями. Бизнес в свою очередь является тем  средством, благодаря которому происходит непосредственная связь между гражданами – работниками и государством. Государство должно обеспечивать своих  граждан теми средствами, благодаря  наличию которых, люди будут чувствовать  свою необходимость жить и работать в этом государстве, создавать семьи, рожать детей. Бизнес же позволяет создавать  новые рабочие места, использовать современные технологии, вырабатывать ту самую уверенность, благодаря  которой граждане будут трудиться  и жить в этой стране.

 

 

ГЛАВА 2 РОССИИ В МИРОВОМ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

2.1 Развитие аэрокосмической отрасли

 

Аэрокосмическая отрасль  в России представлена довольно широким  спектром предприятий. Во-первых, в  России традиционно существуют авиапроизводители, которые создали такие самолеты, как Ту, Ил. Во-вторых, это деятельность компании «Роскосмос», которая осуществляет полеты в космическое пространство.

За последние двадцать лет Россия не создала ни одного конкурентоспособного гражданского самолета. Но сейчас Россия стоит на том месте  и находится в тех условиях, когда создавать конкурентоспособную  продукцию просто необходимо, так  и поступила компания «Гражданские самолеты Сухого» начав разработку современного регионального самолета Sikhoi Superjet 100. Компания «Гражданские самолеты Сухого» и индонезийский региональный перевозчик Kartika подписали договор об основных условиях поставки 15 самолетов Sukhoi Superjet 100 в базовой конфигурации, предусматривающий опцион еще на 15 самолетов. Общая стоимость заказа по каталожным ценам составит 448 млн. долларов США. В настоящее время подписаны заказы на поставки свыше 300 самолетов Sukhoi Superjet 100 с иностранными и отечественными компаниями. Все это говорит о востребованности новой модели. В настоящее время основным проектом компании «Гражданские самолеты Сухого» является программа по созданию семейства российских региональных самолетов Sukhoi Superjet 100. Семейство состоит из четырех самолетов пассажировместимостью 78 и 98 кресел в конфигурации с базовой и увеличенной дальностью. Объем рынка для самолетов семейства оценивается в 800 единиц до 2024 года, в то время как прогнозируемый спрос на самолеты этого класса достигнет 5400 машин к 2024 году. За период 2004 – 2006 года среднегодовой прирост пассажирооборота составил 6,8%. Согласно исследованию Airbus, подобная динамика сохранится и в будущем: с 2006 по 2015 год – 5,3%. Наибольший выигрыш от роста пассажирских перевозок получат производители региональных и ближнемагистральных самолетов вместимостью до 110 кресел. Компания «Гражданские самолеты Сухого» занялась разработкой регионального самолета, способного летать на расстояния до 4500 километров и вместимостью 75 и 95 кресел. Таким образом, данный самолет сможет конкурировать (по дальности полета и вместимости кресел) с такими зарубежными аналогами, как Boeing 737 и Airbus A318, а также сможет заменить устаревшие советские самолеты Ту-134 и Ту-154. Стоимость программы разработки и создания Sukhoi Superjet 100 с учетом сертификационных испытаний оценивается в 800 млн. долларов. На окупаемость компания выйдет в 2013 году при 350 проданных лайнерах. Заявленная каталожная цена Sukhoi Superjet 100 составляет около 27 млн. долларов США.

Информация о работе Россия в мировой экономике