Россия в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: провести анализ экономики России.
Задачи курсовой работы:
- определение степени вовлеченности экономики России в мировую экономику;
- изучение наиболее перспективных и приоритетных отраслей экономики России;
- определение конкурентоспособных отраслей, предприятий и компаний; изучение их влияния на мировую экономику;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1 Ресурсы России как огромный потенциал России в мировой экономике……………………………………………………………………
1.1 Экономический потенциал России………………………………
1.2 Российские углеводороды на мировом рынке……………………..
1.3 Лесные ресурсы ……………………………………………………..
1.4 Трудовые ресурсы …………………………………………………..
Глава 2 России в мировом производстве……………………………………
2.1 Перспективы развития аэрокосмической отрасли…………………...
2.2 Развитие российского программного обеспечения………………..
2.3 Возможности автомобилестроения………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

для сайта курсовая экономика.docx

— 54.99 Кб (Скачать файл)

Рассмотрев авиапромышленную составляющую аэрокосмической отрасли  России, перейдем к рассмотрению положения  России в мировом космическом  пространстве и тех успехах, которых  добилась наша страна на сегодняшний  день.

Одна из важнейших задач  Роскосмоса – осуществление взаимодействия с иностранными государствами в  исследовании и использовании космического пространства, организация и координация  работ по коммерческим космическим  проектам.

В настоящее время Роскосмосом  заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве в космической  деятельности с более чем 19 странами, в том числе с США, Японией, Индией, Бразилией, Швецией, Аргентиной и странами, входящими в Европейской  космическое агентство. Подписаны  также соглашения с космическими агентствами и Европейским космическим  агентством.

Роскосмос принимает активное участие в работе Комитета ООН  по использованию космического пространства в мирных целях, Международного комитета по исследованию космического пространства, Международного координационного комитета по проблеме техногенного засорения космического пространства, Форума космических агентств, Комитета по спутникам наблюдения Земли, Международной астронавтческой организации и других организаций. Одно из наиболее конкурентоспособных направлений деятельности России на мировом космическом рынке – коммерческое использование средств выведения космических аппаратов.

    Ежегодный объем финансирования Роскосмоса соответствует только минимальному уровню, при котором обеспечивается существование самостоятельной гражданской космической программы и ограниченная способность проводить независимую государственную научно-техническую политику в отношении космической деятельности.

По данным 2007 года соотношение  финансирования гражданской космической  деятельности и объема валового внутреннего  продукта страны в США составляет 0,14%, в России – 0,11%.

Одним из приоритетных направлений  российской космической программы  является развитие глобальной навигационной  спутниковой системы – ГЛОНАСС. Это подтверждается словами Владимира  Путина, сказанными 25 декабря 2008 года: «ГЛОНАСС – важнейшая составляющая всей космической программы Российской Федерации. Это то, чем мы всегда гордились. И очень приятно, что  на завершающем этапе работы в 2008 году отрасль демонстрирует такие хорошие показатели и темпы». Еще раньше, Владимир Путин на торжественном вечере, посвященном 100-летию со дня рождения Сергея Павловича Королева 12 января 2007 года сказал, что «для современной России, как и для других мировых держав, космонавтика – это уже не только предмет национальной гордости. Освоение и использование околоземного пространства стало серьезным ресурсом национального развития, реального повышения качества жизни людей. Серьезные изменения внесены в программу ГЛОНАСС. Это позволит ускорить развертывание полномасштабной навигационной спутниковой группировки. Результатом ее работы смогут воспользоваться миллионы наших граждан, граждан других стран, участников экономической деятельности, юридических лиц».

Глобальная навигационная  спутниковая система (ГЛОНАСС) пока еще работает лишь на территории России, но в следующем года она покроет  всю планету. Наша страна официально ввела в строй собственную  глобальную навигацию в начале девяностых.

Задачами федеральной целевой программы по развитию системы ГЛОНАСС являются: доведение количества спутников до 24; модернизация наземного комплекса управления; создание системы высокоточного позиционирования в России; создание цифровых навигационных карт требуемых масштабов и планов городов территории России; оснащение транспортной инфраструктуры в России.

Развивается международное  сотрудничество в сфере создания и эксплуатации аэрокосмической  техники. Западно-европейские страны могут стать нашими деловыми партнерами в этой области. Сейчас в этой сфере  Российская Федерация сотрудничает с учеными из Беларуси, Туркменистана  и других стран.

Компания «Информационные  спутниковые системы» имени М. Ф. Решетнева» выиграла тендер на строительство  спутника связи для индонезийского оператора Telkom стоимостью 163 млн. долл. [19, с. Б08].

Россия занимает одно из лидирующих мест в аэрокосмической  отрасли. Учитывая важность аэрокосмической  отрасли для такой большой  страны, как Россия, наше правительство  и компании, работающие в этой отрасли, проводят политику, направленную на расширение исследовательской базы отрасли, также  развиваются международные связи  со странами-лидерами отрасли.

 

 

2.2 Возможности гражданского автомобилестроения и военно-промышленного комплекса

 

По итогам 2008 года Россия превзошла Германию и стала крупнейшим автомобильным рынком Европы – около 3,17 млн. проданных машин (с учетом импортированных поддержанных автомобилей). Российский рынок ежегодно пополняют  сотни тысяч поддержанных иномарок из Европы, Японии и США. Но существует предсказание о том, что в 2009 году российский автомобильный рынок  может сократиться на половину из-за кризиса. Но кризис дает шанс российским авто-производителям. Ослабление рубля  и реальных доходов населения  вкупе с увеличением пошлин на импортные автомобили возрождает интерес  к автомобилям российских брендов (по некоторым прогнозам, в 2009 году машины отечественных марок увеличат долю рынка с 50% до 70%).

Автомобилестроение в  «Основных направлениях таможенно-тарифной политики» отнесено к категории  частично конкурентоспособных отраслей, но с потенциалом усиления позиций  на внутреннем рынке.

В России уже реализуется 23 проекта в режиме промышленной сборки. Соглашения подписали почти  все крупнейшие иностранные автоконцерны: Toyota, Nissan, Hyundai, General Motors, Ford, Renault, Suzuki, Volkswagen, Skoda, PSA Peugeot Citroen, Mitsubishi, а также российские «Ижавто» (выпускает Kia), «АвтоВАЗ», «Соллерс».

Большое количество иностранных  автомобильных производителей, собирающих свою продукцию на заводах в России, объясняется многими факторами. Во-первых, Россия – это крупный  рынок сбыта продукции, поэтому  размещая свое производство на территории Российской Федерации, компании значительно  экономят и избавляются от дорогостоящей  доставки из-за рубежа. Во-вторых, из года в год объемы этого рынка растут, то есть население России приобретает  новые автомобили. В-третьих, в России оплата труда этим компаниям обходится  значительно дешевле. Также еще  одним фактором может являться и то, что государство поддерживает создание новых автомобильных предприятий на территории России: предоставляются льготы на ввоз комплектующих автоконцернам, создавшим в России мощности не менее 25 000 машин в год. Первые три года импортные автокомпоненты для машин можно ввозить беспошлинно или по минимальной, 3%-ной ставке. Все эти факторы являются примерами конкурентного преимущества России перед другими странами, в которых мировые авто-гиганты могли бы разместить свое производство.

Но компании не останавливаются  на достигнутом, они интегрируются, создают объединения и совместные предприятия, чтобы более эффективно работать. Например, компании PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors планируют построить  автозавод в Калуге, инвестировав в проект 470 млн. евро. Французско-японский проект – один из самых дорогих  автозаводов, которые планируют  построить в России иностранные  компании [38, с. А01]. Создание автомобильного производства в России позволяет  решить множество задач. Во-первых, создаются новые рабочие места  и происходит строительство непосредственно  заводов. Во-вторых, новая современная  автомобильная техника поступает  на рынки России, а такая продукция  является более экономичной и  экологически безопасной.

Хотя нельзя говорить о  том, что продукция исконно российских автомобильных компаний конкурентоспособна, ведь вышеперечисленные примеры  являются инвестициями в российскую экономику, но продукция российских автозаводов не пользуется спросом  и не котируется на зарубежных рынках. В первую очередь это связано  с ее качеством, которое не удовлетворяет  современным требованиям и тенденциям. Также следует четко понимать и то, что наши автомобили ориентированы  в первую очередь на людей с  низкими доходами, а это изначально говорит как об их качестве, так  и о возможностях автомобиля. Недавно «АвтоВАЗ» заявил о планах выйти на новый для себя сегмент с помощью компании Caterpillar. Речь идет о крупнотоннажных самосвалах, экскаваторах и бульдозерах. Можно выделить несколько причин, по которым компания «АвтоВАЗ» решилась переквалифицироваться. Во-первых, сегмент строительно-дорожной техники в России растет на 20 – 25% в год, в 2007 году его объем составил 5 млрд. долл. Во-вторых, рентабельность в этом сегменте выше, чем в сегменте легковых автомобилей 18% и 10% соответственно. Но это не односторонний интерес или желание – компания Caterpillar может быть заинтересована в создании совместного предприятия вместе с «АвтоВАЗом», из-за того, что эта компания тесно связана с государством, а именно оно в ближайшие годы будет инвестировать в строительство дорог и станет основным покупателем спецтехники. Здесь нельзя не вспомнить о транспортной стратегии, разработанной правительством Российской Федерации до 2030 года, которая предусматривает затратить на реализацию этой программы 166 трлн. рублей .

Среди других наукоемких и  высокотехнологичных производств, которые развиты в Российской Федерации – это военно-промышленный комплекс. Продукция военно-промышленного  комплекса идет как на внутреннее потребление (новое вооружение приобретает  Министерство Обороны Российской Федерации), так и на экспорт.

Риски для сферы машиностроения, к которой относятся производители  оборонной продукции, особенно высоки. Они сильнее прочих зависимы от сырьевой конъюнктуры. Только в 2008 году цена на некоторые марки стали выросла  более чем на половину, что сразу  сказалось на рентабельности. А ведь многим из них требуется металл особого  качества с высокой долей добавленной  стоимости, а он дорожает в первую очередь.

Тем не менее, российские предприятия  военно-промышленного комплекса  продолжают работать с зарубежными  партнерами, искать новые рынки сбыта  своей продукции, продолжают создавать  новые виды вооружений и совершенствовать уже имеющееся. Все это говорит  о том, что продукция российского  военно-промышленного комплекса  является конкурентоспособной на мировом  рынке и пользуется высоким спросом. Этому способствует тот факт, что военная продукция отечественного производства идеально входит в модель «цена – качество».

         Российские самолеты, танки, противоракетные комплексы вполне сопоставимы по качеству с американскими, а стоят как минимум на 20 – 40% дешевле. Например, самый дорогой российский танк Т-90, который в «топовой» комплектации стоит 2,7 млн. долл., в то время, как американский Abrahams обойдется в 5 млн. долл., а французский Leclerk – в 4 млн. евро. Отечественные боевые самолеты в 1,5 – 3 раза дешевле американских и европейских аналогов.

Неприхотливость отечественной  является еще одним плюсом в нашу пользу. Традиционными партнерами Российской Федерации в области военно-промышленного  сотрудничества и приобретения нашей  техники являются страны Латинской  и Центральной Америки: Венесуэла (общий портфель заказов российского  оружия 4,4 млрд. долл.), Колумбия, Бразилия (500 млн. долл.), Мексика (500 млн. долл.) –  активно покупают российскую военную  технику.

Развитие в России автомобильного производства, в том числе сборочного, производства специальной военной  техники перспективно. Иностранные  компании активно инвестируют в  данный сектор экономики.

Отечественная военная техника  высоко котируется на мировых рынках и пользуется весьма высоким спросом. Этот спрос характеризуется своеобразной зависимостью между ценой и качеством. Наша военная техника значительно  дешевле зарубежных аналогов, хотя по своим характеристикам и военным  качествам является достаточно высокой.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе статистических и фактических материалов была рассмотрена  динамика развития отраслей, которые  представляют Россию в мировой экономике: нефтегазовая, аэрокосмическая, военная. Рассмотрены возможности наращивания  экономической силы нашего государства  в добывающих и обрабатывающих отраслях, в высокотехнологичной сфере.

В работе исследованы и  раскрыты основные позиции России в  мировой экономике. Было рассмотрено «традиционное» место России в мировом экономическом сообществе: была дана характеристика современного экономического потенциала России; оценка изменений запасов и объемов добычи углеводородов, объемах их переработки на территории страны; оценка размеров экспорта российского леса в зарубежные страны. Особое место в этой главе уделено современному положению на рынке труда в России и проблемах миграции.

С помощью имеющихся природных  ресурсов, которые Россия добывает и поставляет на мировой рынок, наша страна имеет определенное преимущество, но нельзя ограничиваться только добычей  и минимальной переработкой отечественных  ресурсов. Большую часть экспорта составляют энергоносители, поэтому нужно создавать обрабатывающую промышленность, увеличивать объемы обрабатывающей продукции в общей доли экспорта товаров и ресурсов, усиливать степень и глубину переработки российских природных ресурсов. Необходимо развивать высокотехнологичные отрасли экономики.

Аэрокосмическая отрасль, в которой Россия всегда занимала ведущие и ключевые роли, являлась и является «законодателем» этой отрасли. Отечественная военная техника широко котируется на мировых рынках и пользуется постоянным спросом.

Развитие высокотехнологичных  отраслей позволит России перейти в  разряд экономически развитых стран: повысить внутренний валовой продукт, улучшить качество жизни российских граждан, предотвратить трудовую миграцию из России наиболее активных и образованных слоев населения нашей страны. С помощью современных технологий могут быть созданы совершенно новые отрасли экономики, которые слабо развиты в настоящее время в нашей стране. Но для развития высокотехнологичных отраслей требуется поддержка со стороны государства, так как на данный момент в России очень мало желающих инвестировать в научные разработки, именно поэтому большинство патентов российских ученых регистрируется за рубежом.

Решение всех этих проблем  позволит достичь экономике России новых невиданных до сегодняшнего дня  высот: создать новые рабочие  места, привлечь инвестиции, развивать  современные высокотехнологичные  отрасли, создавать и расширять  обрабатывающую промышленность, повысить качество жизни российских граждан, изменить сложившуюся тенденцию  в демографической ситуации России, привлечь инвестиции в практические и фундаментальные научные разработки.

Информация о работе Россия в мировой экономике