Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:27, курсовая работа
В экономике государства транспорт играет весьма важную роль, обеспечивая непрерывное перемещение предметов и средств труда между производителями и потребителями и создавая условия для постоянного и ритмичного функционирования промышленного и сельскохозяйственного производства. По функциональным признакам транспорт разделяется на магистральный и промышленный. Магистральный транспорт перемещает продукцию из мест ее производства к местам потребления. Промышленный транспорт в отличие от магистрального функционирует как составная часть промышленных предприятий.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Место транспорта России в мировой транспортной системе…………………………………………………………………………….4
1.1 общая характеристика единой транспортной системы……………………..
Глава 2.Транспортные проблемы России……………………………………….
2.1 Транспорт и экономический рост: проблемы взаимосвязи…………………
Глава 3.Пути повышения эффективности транспортной системы России и ее транспортный потенциал…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Место транспорта России
в мировой транспортной системе……………………………………………………………
1.1 общая характеристика
единой транспортной системы………
Глава 2.Транспортные проблемы России……………………………………….
2.1 Транспорт и экономический рост: проблемы взаимосвязи…………………
Глава 3.Пути повышения эффективности
транспортной системы России и ее транспортный
потенциал………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
В экономике государства транспорт играет весьма важную роль, обеспечивая непрерывное перемещение предметов и средств труда между производителями и потребителями и создавая условия для постоянного и ритмичного функционирования промышленного и сельскохозяйственного производства. По функциональным признакам транспорт разделяется на магистральный и промышленный. Магистральный транспорт перемещает продукцию из мест ее производства к местам потребления. Промышленный транспорт в отличие от магистрального функционирует как составная часть промышленных предприятий. Он непосредственно участвует в процессе производства нового продукта труда, выполняя технологические перемещения внутри предприятий, а также осуществляет транспортные связи между предприятиями и магистральным транспортом по доставке сырья и вывозу готовой продукции. Таким образом, промышленный транспорт, с одной стороны, является неотъемлемой частью производства (внутренние технологические перевозки предприятий), а с другой -- важнейшим звеном транспортной системы (внешние перевозки предприятия). В состав промышленного транспорта в качестве основных видов входят железнодорожный, автомобильный и конвейерный транспорт. Кроме того, на предприятиях применяются и специальные виды транспорта: гидравлический, пневмоконтейнерный, пневматический, канатно-подвесной и др. Различные виды транспорта, используемые на технологических и внешних перевозках предприятий, функционируют в едином транспортном комплексе, взаимодействуя между собой в перевозочном процессе. Высокопроизводительная и надежная работа транспортного комплекса и бесперебойное функционирование производственного процесса предприятия могут быть достигнуты при условии обеспечения высокого уровня: технической готовности технических средств всех видов транспорта; организации перевозок всеми видами транспорта; взаимодействия всех видов транспорта в перевозочном процессе предприятия. Отсюда следует, что важнейшей задачей обеспечения эффективного функционирования транспортного комплекса, а, следовательно, и предприятия в целом является четко налаженное управление перевозочным процессом.
Глава 1. Место транспорта России в мировой транспортной системе |
В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе. Экспорт транспортных услуг составляет 9 – 10 % от общего объема транспортной работы. В последние годы этот показатель имеет тенденцию к росту – если в 1999 г. экспорт транспортных услуг, по данным отчетных платежных балансов, составлял 3006 млн. долларов, то к 2002 г. он увеличился до 5492 млн. долларов. В 2003 г. тенденция достаточно быстрого роста этого показателя сохраняется – за I квартал экспорт увеличился на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. Импорт транспортных услуг возрастал в последние годы заметно меньшими темпами – в 2002 г. он вырос до 2862 млн. долларов, по отношению к 1999 г., менее чем на 30% , и даже не достиг уровня предкризисного, 1997 года. Таким образом, роль отрасли в обеспечении положительного баланса текущих внешнеторговых операций заметно увеличивается. Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы развития внешнеторгового обмена требуют новых подходов к развитию транспорта, поиску новых технологий и рациональных путей освоения перевозок пассажиров и грузов. В настоящее время следует признать, что транспортная инфраструктура в России и особенно в ее восточных регионах развита недостаточно. Россия отстает от США по длине железнодорожных магистралей в 2,3 раза. Если же рассматривать плотность железных дорог на 1000 квадратных километров территории, то по этому показателю Россия занимает 12 место. Аналогичное положение с сетью автомобильных дорог. По плотности автомобильных дорог на 1000 квадратных километров территории Россия значительно уступает зарубежным странам. Не завершено формирование опорной сети на Северо-Западе страны, на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. Таким образом, очевидно, что Россия, для того, что бы стать одним из мировых лидеров в транспортной системе нуждается в развитии транспортной сети. Особенно остро этот вопрос стоит для восточных регионов России – от Урала до Дальнего Востока. Если обратиться к морскому транспорту, то и здесь существует ряд проблем. Во-первых, старение судов и недостаточное обновление российского флота. Во-вторых, переход части судов (как правило, наиболее современных и оснащенных) под флаги других государств. В-третьих, необходимость в модернизации российских портов. С распадом СССР Россия потеряла значительную часть наиболее крупных и оснащенных портов на Балтийском и Черном морях, в этой связи остро встает задача развития портов на Черном море и особенно на Балтике. Данная задача является не только транспортной, но и политической. В настоящее время идет процесс создания условий для переориентации российских грузов с портов стран Балтии (Латвии, Литвы и Эстонии) на российские порты Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Калининградской области, часть их комплексов уже в ведена в эксплуатацию, - в Ленинградской области – Усть-Луга и Приморск, в Калининградской - Балтийск. Необходимо отметить, что развитие Калининградской области как крупного транспортного центра имеет важное геополитическое значение, создавая условия и механизмы консолидированного развития главной территории в рамках единого федеративного государства. Идет активное развитие портов на Дальнем Востоке – Находка, Владивосток, порт Восточный и другие, на Черном море – Новороссийск, Туапсе и другие. Однако при развитии портов нужно помнить о комплексном подходе, то есть развивать не только портовую структуру, но и железнодорожные и автомобильные подходы. Но и этого мало. Недостаточно, если грузы будут быстро и качественно перерабатываться портами, нужно, что бы они в соответствии с установленными сроками доставлялись получателям (или проходили транзитом), а это значит нужно развивать железнодорожную и автомобильную сеть в целом по стране. То есть работа портов напрямую зависит от работы железнодорожного и автомобильного транспорта. Автомобильный транспорт - ключевой элемент транспортной системы страны. В настоящее время автомобильный транспорт выполняет более 50% объемов перевозок грузов и пассажиров страны, являясь, по сути, «главным перевозчиком» страны. Мировая тенденция глобализации экономических связей и усложнение спроса на транспортные услуги привели к росту объемов транспортно-экспедиционных услуг, в развитии которых автомобильному транспорту принадлежит особая роль. Однако, несмотря на благоприятные изменения, в деятельности автомобильного транспорта существует ряд серьезных проблем, которые, как показывает опыт зарубежных стран, будут усугубляться по мере экономического роста. Эти дисбалансы являются не просто причиной неудобств, они не приемлемы для растущего общественного сознания, противоречат концепции устойчивого развития. Это привело к тому, что в странах Западной Европы меняются приоритеты в пользу более экологически благоприятных, чем автомобильный, видов транспорта: железнодорожного и внутреннего водного. Авиационный и внутренний водный виды транспорта столкнулись с проблемой обновления парка транспортных средств. Для авиации ситуация усугубляется запретом ряда стран на использование отечественных самолетов, не удовлетворяющих условиям по уровню шума. Роль этого вида транспорта в пассажирских перевозках значительна, что объясняется большими расстояниями и недостаточной развитостью инфраструктуры, особенно в восточных районах страны. Для внутреннего водного транспорта, доля которого в общем объеме перевозок довольно незначительна по сравнению, например, с США, площадь которой сравнима с Россией, важнейшей задачей является создание современного флота и реконструкция ряда ключевых объектов на внутренних водных путях России. Доля трубопроводного транспорта в транспортной системе России значительна, что объясняется большим экспортным потенциалом нефте – и газодобывающей отрасли. Грузооборот трубопроводного транспорта в России превышает аналогичный показатель США более, чем в 2 раза. Несмотря на имеющиеся проблемы в развитии отдельных видов транспорта, выгодное геополитическое положение позволяет Российской Федерации претендовать на одно из ведущих мест в транспортной инфраструктуре мира, играть важную роль в мировой экономической системе и на международной политической арене в качестве транспортного моста между Европой, Азией и Америкой (по направлениям Запад – Восток, Север – Юг). Стратегическим интересам России отвечает формирование системы международных транспортных коридоров и реализация ее транзитного потенциала. |
Понятие единой транспортной системы основывается на свойствах целостности и делимости различных видов транспорта в их совокупности, наличии существенных устойчивых связей между ними, определенной организации транс-, портного процесса. При формировании связей между различными видами транспорта складывается структура единой транспортной системы, а технические и экономические показатели различных видов транспорта трансформируются в транспортные функции, связанные с еще одним свойством транспортной системы - ее интеграционными качествами. Наличие интеграционных качеств (свойств), т.е. качеств, которые присущи транспортной системе в целом, но не свойственны ни одному виду транспорта показывает, что транспортная система не сводится к простой совокупности железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного или специальных видов транспорта, а подчиняется закономерностям единой системы. Сложившиеся пропорции в использовании различных видов транспорта показывают, что доминирующий вид транспорта - железнодорожный, поскольку он. выполняет примерно 2/з общего объема грузооборота и почти половину общего пассажирооборота, тогда как автомобильный осуществляет около 6%, а трубопроводный - немногим более 8% грузооборота. Экономические, географические, топографические, климатические и многие другие условия существенно изменяют выводы о целесообразности применения того или иного вида транспорта, и при решении задачи транспортного обслуживания какого-либо района возникает необходимость предварительного определения действительных капитальных вложений и эксплуатационных расходов для всех сравниваемых видов транспорта. Для обеспечения четкого взаимодействия в работе единой транспортной системы необходимы научные разработки и осуществление широкого круга экономических, технических (технологических) и организационных мер. К экономическим мероприятиям следует отнести совершенствование оперативного регулирования перевозок, разработку унифицированной или хотя бы сопоставимой системы показателей, согласование тарифов, а также обоснованное распределение перевозок. В техническом отношении необходима большая согласованность в развитии мощностей (пропускной и перерабатывающей способности) взаимодействующих между собой линий, а также железнодорожных станций, морских и речных портов, автомобильных предприятий, грузовых и других устройств, входящих в транспортные узлы. Большое значение имеет разработка взаимосогласованных параметров для основных технических средств разных видов транспорта, и, прежде всего для подвижного состава (вагонов, судов, автомобилей, самолетов и др.), а также для погрузочно-разгрузочного оснащения железнодорожных путей, причальных сооружений в портах, подъездных автомобильных дорог и складских сооружений.
Развитие контейнерной системы привело к необходимости согласования параметров вагонов (платформ), автомобилей, судов, самолетов, погрузочно-разгрузочных кранов и другого оборудования для обеспечения беспрепятственного перехода контейнеров с одного вида транспорта на другой. Примерно аналогичная работа должна быть проведена и в отношении остальной, более весомой части технического оснащения. Необходимы разработка и реализация единой или взаимосогласованной технологии работы взаимодействующих видов транспорта, и в первую очередь в транспортных узлах, в виде единых планов формирования, совмещенных графиков движения, согласованных технологических карт обработки подвижного состава в узлах и т.п.
Глава 2. Транспортные проблемы
России.
В условиях формирования новой
модели развития мировой экономики
транспорт является инструментом реализации
национальных интересов России, обеспечения
достойного места страны в мировой
хозяйственной системе. Глобализация
экономики и сопровождающие ее процессы
развития внешнеторгового обмена требуют
новых подходов к развитию транспорта,
поиску новых технологий и рациональных
путей освоения перевозок пассажиров
и грузов. В настоящее время следует признать,
что транспортная инфраструктура в России
и особенно в ее восточных регионах развита
недостаточно. Россия отстает от США по
длине железнодорожных магистралей в
2,3 раза. Если же рассматривать плотность
железных дорог на 1000 квадратных километров
территории, то по этому показателю Россия
занимает 12 место. Аналогичное положение
с сетью автомобильных дорог. По плотности
автомобильных дорог на 1000 квадратных
километров территории Россия значительно
уступает зарубежным странам. Не завершено
формирование опорной сети на Северо-Западе
страны, на Севере, в Сибири и на Дальнем
Востоке. Таким образом, очевидно, что
Россия, для того, что бы стать одним из
мировых лидеров в транспортной системе
нуждается в развитии транспортной сети.
Особенно остро этот вопрос стоит для
восточных регионов России – от Урала
до Дальнего Востока. Если обратиться
к морскому транспорту, то и здесь существует
ряд проблем. Во-первых, старение судов
и недостаточное обновление российского
флота. Во-вторых, переход части судов
(как правило, наиболее современных и оснащенных)
под флаги других государств. В-третьих,
необходимость в модернизации российских
портов. С распадом СССР Россия потеряла
значительную часть наиболее крупных
и оснащенных портов на Балтийском и Черном
морях, в этой связи остро встает задача
развития портов на Черном море и особенно
на Балтике. Данная задача является не
только транспортной, но и политической.
В настоящее время идет процесс создания
условий для переориентации российских
грузов с портов стран Балтии (Латвии,
Литвы и Эстонии) на российские порты Санкт-Петербурга,
Ленинградской области и Калининградской
области, часть их комплексов уже в ведена
в эксплуатацию, - в Ленинградской области
– Усть-Луга и Приморск, в Калининградской
- Балтийск. Необходимо отметить, что развитие
Калининградской области как крупного
транспортного центра имеет важное геополитическое
значение, создавая условия и механизмы
консолидированного развития анклавной
территории в рамках единого федеративного
государства. Идет активное развитие
портов на Дальнем Востоке – Находка,
Владивосток, порт Восточный и другие,
на Черном море – Новороссийск, Туапсе
и другие. Однако при развитии портов нужно
помнить о комплексном подходе, то есть
развивать не только портовую структуру,
но и железнодорожные и автомобильные
подходы. Но и этого мало. Недостаточно,
если грузы будут быстро и качественно
перерабатываться портами, нужно, что
бы они в соответствии с установленными
сроками доставлялись получателям (или
проходили транзитом), а это значит нужно
развивать железнодорожную и автомобильную
сеть в целом по стране. То есть работа
портов напрямую зависит от работы железнодорожного
и автомобильного транспорта.
Автомобильный транспорт - ключевой элемент
транспортной системы страны. В настоящее
время автомобильный транспорт выполняет
более 50% объемов перевозок грузов и пассажиров
страны, являясь, по сути, «главным перевозчиком»
страны. Мировая тенденция глобализации
экономических связей и усложнение спроса
на транспортные услуги привели к росту
объемов транспортно-экспедиционных услуг,
в развитии которых автомобильному транспорту
принадлежит особая роль. Однако, несмотря
на благоприятные изменения, в деятельности
автомобильного транспорта существует
ряд серьезных проблем, которые, как показывает
опыт зарубежных стран, будут усугубляться
по мере экономического роста. Эти дисбалансы
являются не просто причиной неудобств,
они не приемлемы для растущего общественного
сознания, противоречат концепции устойчивого
развития. Это привело к тому, что в странах
Западной Европы меняются приоритеты
в пользу более экологически благоприятных,
чем автомобильный, видов транспорта:
железнодорожного и внутреннего водного.
Авиационный и внутренний водный виды
транспорта столкнулись с проблемой обновления
парка транспортных средств. Для авиации
ситуация усугубляется запретом ряда
стран на использование отечественных
самолетов, не удовлетворяющих условиям
по уровню шума. Роль этого вида транспорта
в пассажирских перевозках значительна,
что объясняется большими расстояниями
и недостаточной развитостью инфраструктуры,
особенно в восточных районах страны.
Для внутреннего водного транспорта, доля
которого в общем объеме перевозок довольно
незначительна по сравнению, например,
с США, площадь которой сравнима с Россией,
важнейшей задачей является создание
современного флота и реконструкция ряда
ключевых объектов на внутренних водных
путях России.
Доля трубопроводного транспорта в транспортной
системе России значительна, что объясняется
большим экспортным потенциалом нефте
– и газодобывающей отрасли. Грузооборот
трубопроводного транспорта в России
превышает аналогичный показатель США
более, чем в 2 раза.
Несмотря на имеющиеся проблемы в развитии
отдельных видов транспорта, выгодное
геополитическое положение позволяет
Российской Федерации претендовать на
одно из ведущих мест в транспортной инфраструктуре
мира, играть важную роль в мировой экономической
системе и на международной политической
арене в качестве транспортного моста
между Европой, Азией и Америкой (по направлениям
Запад – Восток, Север – Юг). Стратегическим
интересам России отвечает формирование
системы международных транспортных коридоров
и реализация ее транзитного потенциала.
2.1 Транспорт и
экономический рост: проблемы взаимосвязи.
Все факторы экономического роста принято разделять на основные, или фундаментальные, и специфические, или взаимодополняемые факторы (условия) экономического роста.
К фундаментальным факторам
экономического роста относятся, такие
как трудовые и природные ресурсов,
физический капитал, а также технологии
производства и управления. Среди
специфических факторов экономического
роста выделяют: информационные ресурсы,
тип отраслевой структуры экономики,
инвестиции в человеческий капитал,
уровень развития производственной,
в частности, транспортной инфраструктуры,
региональные факторы, а также механизм
межрегионального взаимодействия, имеющие
принципиальное значение для стран
со сложной территориальной
Связь экономического роста
и транспорта как его фактора
может рассматриваться в
С одной стороны, экономический рост определяется наличием главных ресурсов (труда, капитала и технологий), а также их эффективными комбинациями, которые невозможно обеспечить без соответствующей мобильности, или межотраслевых перемещений.
С другой стороны, экономический
рост определяется наличием развитой
экспортной базы, конкурентоспособность
которой определяется наличием условий
для интенсивных
Следовательно, транспорт можно рассматривать в качестве общественного блага (потребление которого отличается свойствами неконкурентности и неисключаемости) с точки зрения создания условий конкурентоспособности экономических агентов, функционирующих на определенной территории. Те регионы, которые быстрее создают производственную, в том числе, транспортную инфраструктуру, получают устойчивые конкурентные преимущества, что реализуется в притоке инвестиций, более производительных факторов и условий производства, обеспечивающих региональный экономический рост.
Действует и обратная зависимость: рост общей производительности факторов производства является функцией от наличия и развитости объектов транспортной инфраструктуры, поскольку развитая транспортная инфраструктура позволяет предпринимателям легче адаптировать новые технологии и, следовательно, генерировать технический прогресс, а тем самым, и экономический рост.
Это позволяет рассматривать
транспорт в качестве фактора, способствующего
социально ориентированности