Россия в ВТО, проблемы и перспективы для отечественного производителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 18:39, реферат

Описание работы

В России на протяжении последних пятнадцати лет наблюдается достаточно удивительное явление – необыкновенно оживлённое обсуждение проблем, связанных с перспективами вступления России во Всемирную торговую организацию. О ВТО говорят и в бизнес-сообществе, и в научных учреждениях, и даже в быту. Что не менее удивительно, так это скудное наличие оперативной, полной и достоверной информации о процессе вступления России в ВТО – условиях, уступках, ограничениях и обязательствах страны перед организацией и перед торговыми партнёрами.

Содержание работы

Введение стр. 3
ГЛАВА 1: Всемирная торговая организация (ВТО) стр. 4
1.1 Организационная структура и функции ВТО стр. 4
1.2 Принятие новых членов в ВТО стр. 6
ГЛАВА 2: Россия в ВТО, проблемы и перспективы для отечественного производителя. стр. 9
2.1 Вступление России в ВТО стр. 9
2.2 Проблемы и перспективы для отечественного производителя. стр. 13
Заключение стр. 20
Список используемой литературы стр. 21

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИИ.docx

— 56.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                стр. 3

ГЛАВА 1: Всемирная торговая организация (ВТО) стр. 4

1.1 Организационная структура и функции ВТО стр. 4

1.2 Принятие новых членов в ВТО стр. 6

ГЛАВА 2: Россия в ВТО, проблемы и перспективы для отечественного производителя.                                                                                                       стр. 9

2.1 Вступление России в  ВТО стр. 9

2.2 Проблемы и перспективы  для отечественного производителя. стр. 13

Заключение стр. 20

Список используемой литературы стр. 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Внешняя торговля сейчас активно вторгается в нашу жизнь, обеспечивает занятость значительной части населения страны, гарантирует стабильность рубля, является важной силой, формирующей растущий государственный бюджет страны, и во многом обеспечивает устойчивое экономическое развитие страны.

Поступательное движение внешней торговли в развитии национальных экономик – это тенденция, характерная не только для России, но и для всех стран мира. Мировой экспорт сегодня составляет около трети ВВП всех стран мира вместе взятых.  Для большинства стран внешняя торговля уже давно стала важнейшим двигателем экономического роста. В этом – одна из причин создания Всемирной торговой организации (ВТО) и нашего стремления войти в состав этой организации.

В современной мировой торговле ВТО заняла своё особое место. Правовой комплекс, лежащий в основе этой организации, определяет правовые условия, на базе которых осуществляется внешняя торговля товарами и услугами, построены системы государственного регулирования внешней торговли большинства стран мира и функционирует то, что может быть названо «мировой торговой системой».

В России на протяжении последних пятнадцати лет наблюдается достаточно удивительное явление – необыкновенно оживлённое обсуждение проблем, связанных с перспективами вступления России во Всемирную торговую организацию. О ВТО говорят и в бизнес-сообществе, и в научных учреждениях, и даже в быту. Что не менее удивительно, так это скудное наличие оперативной, полной и достоверной информации о процессе вступления России в ВТО – условиях, уступках, ограничениях и обязательствах страны перед организацией и перед торговыми партнёрами.

Сегодня эта тема является очень актуальной. Результатом вступления  России в ВТО должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1: Всемирная торговая организация (ВТО)

 

Всемирная торговая организация (ВТО) была учреждена 8 декабря 1994 г. и начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО является правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), существовавшего с 1947 по 1995 г.

 В настоящее время генеральным директором организации является бразилец Роберто Азеведо1 возглавляющий её с 1 сентября 2013 года , когда истек срок полномочий его предшественника, француза Паскаля Лами. Штаб-квартира ВТО находится в Женеве, она призвана регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.

 

1.1. Организационная структура и функции ВТО.

 

Со времени своего создания деятельность ВТО служила форумом для успешных переговоров об открытии рынков в области телекоммуникаций, информационно-технологического оборудования и финансовых услуг. Она участвовала в урегулировании более 200 торговых споров и продолжает наблюдать за выполнением соглашений, достигнутых во время Уругвайского раунда всемирных торговых переговоров 1986–1994 гг. В 2001 году в Дохе (Катар) ВТО начала новый раунд многосторонних торговых переговоров, известных как Повестка дня в области развития, принятая в Дохе.

      Сфера деятельности  ВТО охватывает уже более 4/5 мировой  торговли. Основным принципом, на  котором строится договорная  система ВТО, является стремление стран-членов2 развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Следовательно, можно выделить основные цели ВТО:

- рост торгового обмена  товарами и услугами;

- сокращение тарифных  и нетарифных ограничений в  мировой торговле (использование  преимущественно тарифных средств  защиты национального рынка, а  не количественных ограничений  или аналогичных мер);

- деятельность на основе  принципа наибольшего благоприятствования, т.е. торговля без дискриминации, которая обеспечивается взаимным  предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования  в отношении экспортных, импортных  и транзитных операций и связанных  с ними таможенных пошлин и  сборов, а с другой - национального  режима, т.е. равного подхода к  импортным и отечественным товарам  в отношении внутренних налогов  и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

      - прогрессивное  снижение таможенных тарифов  в ходе периодически проводимых  раундов многосторонних торговых  переговоров (МТП) и их юридически  оформляемое закрепление на согласованном  уровне;

- взаимность в предоставлении  торгово-политических уступок;

- прозрачность торговой  политики;

- разрешение торговых  споров путем проведения консультаций  и переговоров, а в случае невозможности  достижения согласия - путем рассмотрения  споров в специально создаваемых  органах.

Высшим органом всей организационной структуры ВТО является Конференция министров – это первый уровень. Конференция собирается не менее одного раза каждые два года и имеет полномочия принимать любые решения по всем вопросам, входящим в круг ведения ВТО и в компетенцию любого из соглашений, составляющих правовую основу ВТО. Конференция министров назначает Генерального директора ВТО и принимает правила, устанавливающие полномочия, обязанности и срок нахождения его в должности. Членство в Конференции министров открыто для всех членов ВТО, и они пользуются равными правами в этом органе. В случае принятия решения голосованием каждый член Конференции министров имеет один голос. Конференция министров имеет исключительное право принимать решения о толковании правовых документов ВТО. В промежуток времени с 1995 по 2006 год состоялось 6 конференций ВТО.

Второй уровень работы межгосударственных учреждений ВТО – Генеральный совет ВТО, действующий в трёх лицах: генеральный совет, Орган разрешения споров, Орган обзора торговой политики. В действительности все эти три органа – один Генеральный совет, выступающий в трёх различных формах и решающий каждый раз различные вопросы.  В тех случаях, когда Генеральный совет созывается для выполнения функций Органа по разрешению споров, он имеет своего председателя и действует по своим правилам и процедурам. То же происходит в тех случаях, когда Генеральный совет созывается для выполнения функций Органа по обзору торговой политики. В Генеральной совет входят представители всех стран-членов ВТО. Он подотчётен Конференции министров и обязан предоставлять ей отчёты о своей деятельности.

Третий уровень межгосударственных органов ВТО – советы, которые отвечают за реализацию трёх основных базовых соглашений ВТО. Это – Совет по торговле товарами, Совет по торговле услуге, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Как видно из названий, эти советы ответственны за исполнение условий одноимённых соглашений ВТО (соответственно ГАТТ, ГАТС и ТРИПС). В них также представлены все страны-члены ВТО, и они подотчётны Генеральному совету. Есть ещё 6 органов, которые подотчётны Генеральному совету. Они охватывают сравнительно узкие вопросы и называются комитетами. В комитетах тоже представлены все страны-члены ВТО. Комитеты занимаются проблемами торговли и развития, вопросами окружающей среды, региональными торговыми соглашениями и некоторыми другими вопросами.

На четвёртом уровне находятся вспомогательные органы Советов. В них также представлены все страны-члены ВТО. Такие же вспомогательные органы имеются в составе Совета по услугам.

Работу межгосударственного аппарата ВТО обслуживает Секретариат ВТО, находящийся в Женеве. Его штат состоит примерно из 600 человек. Работу Секретариата возглавляет Генеральный директор и подотчётные ему четыре заместителя. Полномочий принимать решения по проблемам ВТО Секретариат не имеет. Секретариат ВТО выполняет технические, организаторские функции по созыву конференций министров, осуществляет техническую и профессиональную поддержку межправительственных органов ВТО. Он также занимается мониторингом, анализом развития международной торговли и снабжением этой информацией стран-членов ВТО и их учреждений.

Организационная структура ВТО не является чем-то застывшим и неизменным. Она меняется по мере того, как перед Всемирной торговой организацией появляются новые задачи.

 

1.2 Принятие новых членов в ВТО.

 

Вследствие постоянной трансформации как условий ВТО, так и самой организации, её члены вступали в неё различными способами и, соответственно, на достаточно сильно различающихся условиях. Именно поэтому, несмотря на то что положения обязательных соглашений ВТО носят обязательный характер, значительная часть этих положений на практике имеет особенности, а порой и весьма существенно различается от страны к стране.

Большинство государств, входящих в ВТО в настоящее время, в прошлом были членами ГАТТ. Для этих стран вступление в  ВТО было наиболее простым: они плавно и практически безболезненно «перешли» из одной организации в другую по мере её трансформации. В настоящее время ВТО открыта для вступления в неё не только любого государства, но и любой таможенной территории при непременном условии, что та обладает полной самостоятельностью в выработке и реализации внешнеторговой политики.

Присоединение к организации происходит на условиях, которые согласовываются со всеми заинтересованными членами ВТО, в рамках достаточно сложной процедуры, которая была выработана за более чем полувековую историю функционирования ГАТТ/ВТО.  Опыт показывает, что прохождение всех этапов вступления даже в отсутствие существенных противоречий занимает несколько лет. Рекорд длительности переговоров о вступлении в ГАТТ/ВТО поставил Китай, успешно завершивший их только через 15 лет после начала.

Процедура присоединения того или иного государства к ВТО начинается с подачи правительством заявки на вступление в организацию и меморандума, раскрывающего все аспекты его торгово-экономической политики.

После этого представители всех заинтересованных членов ВТО (как правило, всех значимых торгово-инвестиционных партнёров вступающей страны и всех стран, планирующих сотрудничать с ней в будущем) образуют Рабочую группу по присоединению данного государства к ВТО, которая осуществляет детальное рассмотрение функционирующего в стране-кандидате хозяйственного механизма и торгово-инвестиционного режима.

Универсальным условием присоединения новых государств к ВТО является приведение не только их национального законодательства, но и практики право применения, а также практики нормативного регулирования внешнеэкономической и связанной с ней деятельности в полное соответствие с соглашениями Уругвайского раунда. Формально члены Рабочей группы рассматривают их соответствие требованиям ВТО; на практике они, конечно, стремятся реализовать и собственные внешнеэкономические интересы, оказывая давление на представителей вступающего в ВТО государства.

Параллельно с рассмотрением заявки в Рабочей группе со всеми заинтересованными государствами её членами проводятся уже двусторонние, а не многосторонние переговоры и консультации. Именно на этом этапе переговоров, как правило, вырабатываются конкурентные условия вступления соответствующего государства в ВТО, т.е. уступки, которые оно делает своим торговым партнёрам, уже вступившим в эту организацию, и обязательства, которые оно берёт на себя по отношению к ним.

Обычно присоединяющаяся к ВТО страна получает те же самые права, которыми уже обладают члены этой организации, что существенно уменьшает возможности применения к ней дискриминационных процедур. Вместе с тем для относительно слабой экономически страны даже стандартные условия ВТО могут оказаться непосильными. Вступление в ВТО экономически сильной страны, как показал пример Китая, может вызвать у членов организации настолько серьёзные опасения, что они не предоставят этой стране равных с собой прав, закрепляя её дискриминацию юридически, уже на уровне условий её принятия в члены ВТО.

Информация о работе Россия в ВТО, проблемы и перспективы для отечественного производителя