Россия в ВТО, проблемы и перспективы для отечественного производителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 18:39, реферат

Описание работы

В России на протяжении последних пятнадцати лет наблюдается достаточно удивительное явление – необыкновенно оживлённое обсуждение проблем, связанных с перспективами вступления России во Всемирную торговую организацию. О ВТО говорят и в бизнес-сообществе, и в научных учреждениях, и даже в быту. Что не менее удивительно, так это скудное наличие оперативной, полной и достоверной информации о процессе вступления России в ВТО – условиях, уступках, ограничениях и обязательствах страны перед организацией и перед торговыми партнёрами.

Содержание работы

Введение стр. 3
ГЛАВА 1: Всемирная торговая организация (ВТО) стр. 4
1.1 Организационная структура и функции ВТО стр. 4
1.2 Принятие новых членов в ВТО стр. 6
ГЛАВА 2: Россия в ВТО, проблемы и перспективы для отечественного производителя. стр. 9
2.1 Вступление России в ВТО стр. 9
2.2 Проблемы и перспективы для отечественного производителя. стр. 13
Заключение стр. 20
Список используемой литературы стр. 21

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИИ.docx

— 56.84 Кб (Скачать файл)

После завершения многостороннего обсуждения Рабочей группой хозяйственного механизма и торгово-инвестиционного режима вступающей в ВТО страны, с одной стороны, и двусторонних переговоров её делегации с представителями всех заинтересованных членов – с другой, Рабочая группа формулирует основные условия присоединения данного государства к ВТО.

По итогам её работы на рассмотрение Министерской конференции или генерального совета ВТО выносится насколько официальных документов: Доклад Рабочей группы, который содержит основные условия присоединения, протокол о присоединении и согласованный перечень обязательств кандидата.

После того как не менее двух третей членов ВТО одобрит присоединение соответствующего государства, его представители получают право подписать соответствующий протокол. Государство становится членом ВТО после ратификации всех условий его присоединения к этой организации законодательным органом (если указанная процедура требуется по её внутреннему законодательству).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2: Россия в ВТО, проблемы и перспективы для отечественного производителя.

 

2.1 Вступление  России в ВТО

 

История вступления России  во Всемирную торговую организацию (ВТО) – совокупность событий, сопровождавших попытки России обеспечить своё членство в этой международной организации, и охватывающих период с подачи заявки РФ на присоединение к ГАТТ в 1993 году до её вступления в ВТО в 2011 году.

Предпосылки для вступления в ВТО были заложены ещё в советский период. В 1946 году СССР отклонил предложение ГАТТ о присоединении и спустя три года учредил Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), призванный во многом исполнять те же функции, что и ГАТТ, но для стран социалистического лагеря. В 1979 году руководство СССР изъявило желание получить в ГАТТ официальный статус страны-наблюдателя, но он был предоставлен только в 1990 году из-за сопротивления ряда стран, в том числе США.

В 1993 году Россия подала официальную заявку на присоединение к ГАТТ. Исторически это совпало с переходным этапом трансформации ГАТТ  в ВТО. Была создана Рабочая группа, обязанная рассмотреть торговый режим России и выработать условия присоединения. Переговорный процесс начался в 1995 году, но первые три года он носил консультационный характер и сводился к предоставлению Россией данных о своей экономике и внешнеторговом режиме, то есть в областях, регулируемых Всемирной торговой организацией. На этом этапе российские представители ответили более чем на 3 тыс. вопросов Рабочей группы и представили на рассмотрение сотни документов.

Чтобы стать членом ВТО, России предстояло согласовать с Рабочей группой условия доступа импортных услуг на национальный рынок, определить ставки таможенных пошлин для ввозимых товаров, обозначить масштабы внутренней господдержки аграрного сектора и уровень экспортных субсидий на сельхоз товары и продовольствие. Помимо этого государство должно было принять обязательства по приведению российского законодательства в соответствие с требованиями ВТО.

В 1998 году Россия сформулировала первоначальные предложения по тарифам и сельскому хозяйству. В 1999 году представила предложения по торговле услугами. Это дало возможность перейти на этап двусторонних переговоров. С 2000 года переговоры стали полномасштабными: поиск компромиссов шёл по всем направлениям экономической деятельности, контролируемых ВТО

Ход переговоров я хотела бы рассмотреть поэтапно. В 2003-2004 годах были события: подписан первый протокол, о завершении двусторонних переговоров был подписан 26 ноября 2003 года – это было соглашение с Новой Зеландией, оно касалось только вопросов доступа к рынку. В ходе встреч 2003 – 2004 годов своё согласие на членство России в ВТО документально зафиксировали Чили, Тайвань, Сингапур, Китай, Южная Корея, Венесуэла, и Грузия.

Однако долгое время российским дипломатам не удавалось подвести черту под диалогом с Европейским союзом. Наконец, в мае 2004 года министр экономического развития Российской Федерации Герман Греф и комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами поставили подписи под соответствующим документом. После этого Россия сосредоточила усилия на общении с наиболее серьёзным партнёром – США.

В 2005 году Россия согласовала условия своего членства в ВТО с Турцией,  Египтом, Канадой, Филиппинами, Парагваем и Никарагуа. На том этапе в Минэкономразвития РФ считали, что к концу 2005 года переговоры будут завершены со всеми выразившими заинтересованность странами, а конечным сроком вступления в ВТО называли 2006 год.

Такие прогнозы основывались на том, что обсуждение вопросов по товарам, и услугам на начало 2005 года были завершены с 15 членами ВТО, ещё 6 стран были готовы подписать протоколы, 9 государств согласились поддержать присоединение России, не вступая в переговоры, а с 15 странами переговоры находились «в различных активных стадиях». В конце 2005 года России было необходимо договориться с США, Австралией, Колумбией и Швейцарией.

Ситуация осложнялась тем, что оказались под сомнением уже достигнутые договорённости с Евросоюзом, так как новый комиссар по торговле Питер Мандельсон призвал пересмотреть договор, заключённый в 2004 году. Одновременно Грузия выразила недовольство позицией России по таможенно-пропускным пунктам на российско-грузинской границе.

В 2006 году были ратифицированы договорённости с Индией, Шри-Ланкой, Аргентиной, Швейцарией, Бразилией, Австралией, Колумбией, Японией и Молдавией. Однако переговоры с США зашли в тупик, разногласия касались доступа на финансовый рынок, вопросов интеллектуальной собственности, импорта мяса и пошлин на иностранные самолёты. Одновременно с этим Грузия официально отозвала своё согласие на вступление России в ВТО  и некоторое время отказывалась возобновить диалог.

Переговоры с Соединёнными Штатами по мнению российской стороны замедлялись искусственно, именно этим Владимир Путин объяснял представленный США список вопросов, требующих дополнительного согласования, «который считали давно пройденным». В июле 2006 года было объявлено, что если с США не будет достигнута договорённость о вступлении в ВТО, то Россия снимет с себя все принятые и исполняемые обязательства в отношении торгового клуба.  Одновременно на случай неблагоприятного исхода переговоров был подготовлен законопроект, ограничивающий ввоз мяса птицы из США.

21 октября 2006 года Владимир  Путин в телефонном разговоре  с госсекретарём США Кондолизой  Райс заявил, что Россия откажется  от вступления в ВТО, если ближайшие  переговоры не будут прогрессивными. Вскоре после этого главы обеих  стран получили письмо, подписанное  топ-менеджерами 13 американских компаний, включавших Shell, Ford и Boeing, с просьбой о «скорейшем подписании коммерчески оправданного двустороннего соглашения». В ноябре 2006 года в рамках саммита АТЭС был подписан двусторонний протокол между Россией и США.

Так как в 2006 году истёк 12-летний срок, предусмотренный уставом ВТО на рассмотрение кандидатской заявки, России пришлось возобновить переговоры со всеми участниками торгового клуба. Большинство совместных договоров, впрочем, удалось перезаключить без каких-либо дополнительных требований.

В 2007 году вступление России в ВТО одобрили Сальвадор  и  Коста-Рика, однако о желании участвовать в диалоге объявили Камбоджа и незадолго до этого вступивший в ВТО Вьетнам. С обоими государствами были в скором времени достигнуты соглашения. Столь же прогрессивным был и диалог с Гватемалой.

Нерешёнными оставались противоречия с Грузией. Кроме того предстояло договориться и с Саудовской Аравией, которая на тот момент ещё не подключилась официально к переговорному процессу. В это время претензии предъявила Финляндия недовольная планируемым повышением пошлин на экспортную российскую древесину.

Переговоры с Саудовской Аравией и Объединёнными Арабскими Эмиратами были завершены в 2008 году. В тот момент Россия и Украина были одинаково близки к ВТО. Российская сторона ожидала, что Украина, став полноправным членом ВТО, вызовет Россию на переговоры, которые могли бы оказаться непростыми.

16 мая 2008 года Украина  стала членом ВТО. Президент Виктор  Ющенко первоначально заявил, что  не станет препятствовать России. Позже Украина подала официальную  заявку на участие в переговорном  процессе, но спустя пять месяцев  отозвала её. Этот ход эксперты  объяснили нежеланием Украины  портить отношения в период  определения цены на газ.

В 2008 году Россия по сути стояла перед завершающими многосторонними переговорами, когда вооружённый конфликт в Южной Осетии, как отметила Лента.ру, «отбросил Россию в переговорном процессе на много лет назад». Осложнились отношения с Грузией и США.  Министр торговли США Карлос Гутьеррес заявлял тогда, что под вопросом членство России не только в ВТО, но и в «большой восьмёрке». Первый вице-премьер России Игорь Шувалов заявил, что Россия намерена выйти из ряда обременительных и невыгодных для России соглашений с партнёрами по ВТО и позже констатировал, что в ближайшей перспективе Россия не видит возможности для вступления в эту организацию.

В середине 2009 года Россия объявила, что войдёт в ВТО в составе не существовавшего ещё на тот момент Таможенного союза (ТС). Страны-партнёры России по ТС находятся в схожей ситуации относительно ВТО: Белоруссия пытается присоединиться к этой организации с 1995 года, Казахстан  с 1996 года. В дальнейшем три страны нацелены на перспективу Единого экономического пространства. Премьер-министр РФ Владимир Путин в ноябре 2010 года заявил по этому поводу:

Правила, по которым мы создаём Единое экономическое пространство, практически ничем не отличаются от тех правил, которые внедрены и используются в ВТО.

Предполагалось, что текущие заявки государств-членов Таможенного союза на вступление в ВТО будут аннулированы. «Лента.ру» писала, что процедура вступления в этом случае могла бы занять более десяти лет. Позже Россия отказалась от этой затеи, Дмитрий Медведев сообщил, что государство примет «более простой и более реалистичный» сценарий.

2010 год ознаменовался  прорывом в переговорном процессе: 1 октября было объявлено, что  сняты все спорные вопросы  в переговорах с США, а 7 декабря  в Брюсселе был подписан двусторонний  договор между Россией и Евросоюзом.

К концу 2011 года России оставалось договориться лишь с Грузией, что она успешно осуществляла в ноябре месяце. После этого российский премьер Владимир Путин заявил, что все страны мира благодаря этому смогут работать на принципах ВТО не только в России, но и на всём пространстве уже созданного и функционирующего Таможенного союза, которое также состоит из не входящих в ВТО Белоруссии и Казахстана.

За годы переговорного процесса Россия обсуждала самые разные аспекты своего экономического режима и внешнеторговой деятельности. Переговоры с Австралией и Колумбией затянулись из-за несогласия по вопросам поставки в Россию сахара. Австралия помимо этого ставила вопрос о доступе к природным ресурсам РФ, в то время как, по выражению «Российской газеты»,  «даже самые отмороженные члены ВТО признают за национальным правительством  суверенное  право на собственные недра».

Шри-Ланка среди прочего обсуждала условия импорта цейлонского чая. Молдавию волновали перспективы торговли вином. Саудовская Аравия требовала   поднять внутренние цены на газ. Русско-турецкие переговоры были  сосредоточены на обсуждении импорта в РФ изделий  из кожи, доступа на рынки туризма и финансовых организаций.

Ряд требований, предъявляемых членами ВТО, российская сторона считала завышенными и необоснованными.

В результате всех проведенных переговоров 22 августа 2012 года Российская Федерация стала полноправным членом Всемирной торговой организации.

 

2.2 Проблемы  и перспективы для отечественного  производителя.

 

Как очевидно из СМИ и большого количества научных публикаций, проблема вступления России в ВТО стала одной из наиболее обсуждаемых в последнее время на политических и научных форумах, в средствах массовой информации. В ходе этих дискуссий, как правило, высказываются радикально противоположные мнения. Судя по публикациям, сторонники и противники вступления страны в ВТО подразделяются в зависимости от их принадлежности к той или иной отрасли экономики.

В секторах монопольного типа, то есть в так называемых олигархических отраслях, каковыми являются нефтяная, газовая, металлургическая, электроэнергетическая и частично химическая, больше тех, кто ратует за вступление в ВТО. Банковский сектор тоже «за», но на льготных условиях, так как считает, что не сможет конкурировать с зарубежными банками, оказывающими для клиентов более разнообразные и дешевые услуги.

Противниками членства России в ВТО, в основном, являются производящие отрасли, которые принято называть реальными секторами экономики. К таким отраслям, прежде всего, относятся машиностроительный, авиастроительный и агропромышленный комплексы. Они слишком ослабли в ходе реформ и не в состоянии конкурировать с зарубежными фирмами. Однако следует учитывать, что именно состояние этих отраслей определяет уровень развития национальной экономики. И, если в ходе конкурентной борьбы данные отрасли будут развалены, Россия окончательно превратится в сырьевую базу, потеряв шанс занять в мировой экономике место, по сравнению с другими странами. Можно выделить какие могут быть  последствия от  вступления России в ВТО:

-уничтожение или резкое  сокращение производства в следующих  отраслях промышленности: легкая  и пищевая промышленность, производство  лекарств, медицинского оборудования, электроники, автопром, гражданское  авиастроение, производство косметики, шин. Особенно может пострадать  агропромышленный комплекс. Исследования  показали, что только 10 процентов  региональных предприятий (в основном, в сырьевой сфере) позитивно воспринимают  идею вступления в ВТО. Остальные 90%, в силу своей неподготовленности, отсутствия опыта, и особенно  изношенных мощностей, которые достигают  сегодня до 70%, не выдержат конкуренции.

Информация о работе Россия в ВТО, проблемы и перспективы для отечественного производителя