Розничная цена: ее свойства и характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение содержания и состава цены продажи.
Основные задачи курсовой работы:
Рассмотрение сущности цены и ее значения
Характеристика элементов цены продажи;
Расчет продажной цены.

Файлы: 1 файл

курсач по экоНОМИКЕ1.docx

— 85.95 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 
           Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли.  
           Определение цены является одной из труднейших задач ПОП, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия - объемы продаж, доходы, получаемую прибыль. Успех предприятия зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. 
           Цена - категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены - решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности фирмы. Рынок диктует условия выживания. Поэтому правильно выбранная ценовая политика, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности. 
           Актуальность темы подтверждается тем, что современная экономика России диктует организациям общественного питания необходимость постоянного снижения себестоимости, прогнозирования рыночной цены производимой продукции.

Целью курсовой работы является изучение содержания и состава цены продажи.

Основные задачи курсовой работы:

  1. Рассмотрение сущности цены и ее значения
  2. Характеристика элементов цены продажи;
  3. Расчет продажной цены.
  4. Сущность цены и ее значение

 

    1.  Значение и роль цены в экономике страны

 

Цена - один из важнейших  показателей экономической эффективности  коммерческой деятельности предприятия, поэтому является фактором его выживания.

-цена определяется издержками производства;

-цена представляет собой количество денег уплачиваемых за данный товар;

С другой стороны, цена - важнейший  критерий принятия потребительских решений – элемент конкурентоспособности и имиджа фирмы.

Роль цены: цена служит определяющим базовым мотивом покупки. Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли.

Очень важно назначить  цену таким образом, чтобы она  не оказалась слишком высокой  или слишком низкой.

Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих  перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия - объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.

Взаимосвязь понятий "цена" и "прибыль" очевидна. Чем выше цена, тем больше прибыль, чем меньше цена, тем меньше прибыль. С другой стороны, дешевый товар или услугу легче продать, и за тот же промежуток времени они будут продаваться  в большем объеме, чем дорогие  аналоги.

Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них  цены - решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности фирмы. Рынок диктует условия выживания. Поэтому правильно выбранная ценовая политика, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности. Переход к рыночной экономике сопровождается изменениями в деятельности предприятий общественного питания. Они связаны, прежде всего, с углублением финансовой самостоятельности предприятия, совершенствованием методов хозяйствования, в том числе и ценовой политики, появлением новых целевых ориентиров, направленных на повышение конкурентоспособно.

Элементы цены. Любая цена включает в себя определенные элементы. При этом в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться.

Соотношение отдельных элементов  цены, выраженное в процентах или  долях единицы, представляет собой  структуру цены.

 

    1.  Функции и виды цен

 

Цена - это денежное выражение стоимости. Как и деньги, она является фундаментальной экономической категорией, возникшей и сформировавшейся в процессе разделения общественного труда, развития товарного производства и обмена товаров.

На каждом этапе развития общества цена играет важную роль в  решении производственных, экономических, социальных и политических задач. Цена регулирует экономические процессы в целом, а также отдельные акты покупки и продажи, включая производство, распределение, обмен и потребление благ, оказание услуг. С помощью цен предприятия измеряют и контролируют затраты труда и результаты производства, стимулируют рост и совершенствование производства, а также улучшают структуру воспроизводства и распределение ресурсов. Цена является важным экономическим инструментом для самофинансирования.

Функция-это внешнее проявление свойств, какого-либо объекта в данной системе отношений. Функцией цены является внешнее проявление ее внутреннего содержания.

Функции цен:

  1. Учетно-измерительная – с помощью цен измеряются относительные ценности ресурсов и товаров, результаты коммерческой деятельности фирмы. Она позволяет измерять, сопоставлять и оценивать товары (услуги) по их стоимости, дает возможность сравнивать различные потребительские свойства товаров и услуг исходя из затрат труда.
  2. Регулирующая – проявляется в движении, распределении ресурсов и товаров и услуг между экономическими субъектами. Выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя.
  3. Стимулирующая – сущность ее выражается в поощрительном или сдерживающем воздействии на производство и потребление различных видов товаров. Стимулирование осуществляется путем повышения уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.
  4. Ориентирующая – выражается в том, что отражает изменения спроса на те или иные товары в связи с изменением потребности и сигнализирует об этом производителям, чтобы они оперативно изменяли объем и структуру производства.
  5. Учетно-контрольная – в ее основе лежит закон стоимости, отражающий в ценах общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукцию.
  6. Распределительная и обменная – реализуются в сферах производства и обращения. Роль их состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими секторами экономики, различными формами собственности, регионами страны, социальными группами населения.
  7. Сбалансированности спроса и предложения – выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, между спросом и предложением.
  8. Социальная – от уровня цен зависит социальное положение населения, объем и потребление товаров и услуг, уровень жизни населения, прожиточный минимум.
  9. Политическая – от решения социальных вопросов зависит политическая ситуация в регионе или в стране. Иногда используют ценовую политику в политической борьбе.

Виды цен:

1.По характеру обслуживания  оборота цены делятся на оптовые и розничные.

  • Оптовые цены распространяются на покупки и продажи. Оптовой ценой считается цена, по которой предприятия реализуют производственную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно реализуется оптом или крупными партиями. К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию. В состав закупочной цены не входят НДС и акцизы. К оптовым ценам относятся отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, в них включается НДС.
  • Розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю и населению включая НДС. 

- отпускные цены на ПОП;

- цены на услуги населению;

- тарифно-грузовые и пассажирские  перевозки.

2.Цены подразделяются  в зависимости от государственного  воздействия, регулирования и степени конкуренции на рынке.

Различаются цены свободные (рыночные) и регулируемые.

  • Свободные цены – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения и цена производства.

- цена спроса – это  цена, которая складывается на рынке покупателя;

- цена предложения – это цена, которая указывается в официальном предложении продавца (без скидок);

- цена производства –  это цена, определяемая на основе  издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансируемы капитал.

  • Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответственными органами управления РФ или органами местного самоуправления.

Регулируемые цены делятся  на:

- Рекомендуемые. Они делятся на:

  • Предельные цены – это цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену на свою продукцию или услуги;
  • Фиксированные цены – это цены, которые устанавливаются на определенном уровне, но могут меняться только по решению того органа или субъекта, который их утвердил;

- Лимитные;

- Залоговые;

- Пороговые (защитные).

3.Цены делятся по способу  установления фиксации и делятся  на твердые, подвижные и скользящие цены.

  • Твердые цены – это постоянные цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению или контракту. В этом договоре прописывается что «цена твердая – изменению не подлежит». Твердые цены применяются в сделках с немедленной поставкой, с поставкой в течение короткого срока и при длительных сроках поставки.
  • Подвижная цена – это цена, которая фиксирована в момент заключения договора, но может быть пересмотрена в силу изменения рыночной цены на этот товар или услугу. В договоре должна быть оговорка «о повышении или понижении цены». Также в договоре может быть оговорено, что в случае отклонения рыночной цены от контрактной от 2 до 5% -  цена не меняется.
  • Скользящая цена – цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменения в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления этой продукции. Основной фактор изменения цены – инфляция. Скользящая цена также используется в международной торговле.

4. Цены различаются по способу получения информации. Существуют публикуемые и расчетные цены.

  • Публикуемые цены – это цены, которые сообщаются из специальных источников информации. К публикуемым ценам относятся справочные цены, прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов и цены торгов.

- справочные цены могут  быть номинальными. Публикуются  в различных печатных изданиях. Номинальные цены применяются в качестве базы при заключении сделок.  Начисление скидок и надбавок производится с номинальной цены. Номинальную цену также называют базовой или базисной ценой.

  • Расчетные цены применяются в договорах или контрактах на нестандартное оборудование, которое производится по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого заказа с учетом технических и коммерческих условий.

5. Цены различаются в  зависимости от временного фактора  на постоянные, сезонные и ступенчатые.

  • Постоянные цены – цена, срок действия которой заранее не определен.
  • Сезонная цена – срок действия которой определен каким-то определенным временем.
  • Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающих цен на продукции в заранее обусловленные моменты времени.

Информация о работе Розничная цена: ее свойства и характеристики