Розничный товарооборот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:07, реферат

Описание работы

Планирование розничного товарооборота.

Файлы: 1 файл

РТО.docx

— 41.81 Кб (Скачать файл)

Ткр =Зпер +ИОпост, /1.6/

Где Зпер – переменные затраты.

Разделив полученное равенство  на объем критического товарооборота, получаем:

Ткр/Ткр =Зпер/Ткр +ИОпост/Ткр /1.7/

Обозначив: Зпер/Ткр = Д – для переменных затрат в розничном товарообороте, принимаемом за 1, получаем:

1 =Д+ИО пост /Ткр /1.8/

отсюда: Ткр =ИО пост /(1-д). /1.9/

Для сравнения, данная формула  критического товарооборота или  точки безубыточности в учебнике «Экономика общественного питания»имеет следующий вид:

Тб =Ипос / (УВД – УИпер)х 100 /1.10/

Где Ипост – сумма постоянных издержек;

Уипер – уровень переменных издержек, %.

УВД – уровень валового дохода, %

Например, плановый товарооборот магазина – 4470 млн руб., валовой доход – 2101 млн руб, уровень валового дохода – 47%, издержки – 900 млн руб, в том числе переменные – 300, постоянные – 600 млн руб, уровень переменных издержек в процентах к обороту – 6,71% (300:4470х100). В этом случае точка безубыточности равна 1489 млн. руб. [600: (47-6,71)х100]

Чем выше разность между  плановой (или фактической) выручкой предприятия и точкой безубыточности, тем выше запаса финансовой прочности  и устойчивости предприятия. Запас финансовой прочности, в %, рассчитывается по формуле:

(Тплан (факт) –Тб)х100

Зфп = Тплан(факт) /1.11/

Для магазина запас финансовой прочности составит:

(4734-1489)х100

Зфп = 4734 (с учетом НДС) =68,5%

Следовательно, уменьшение товарооборота более чем на 68,5% от прогнозируемого объема означает для магазина резкое снижение платежеспособности, утрату финансовой устойчивости, вероятность  банкротства. Определив минимальный  критический объем товарооборота, обеспечивающий предприятию безубыточную работу, переходят к расчету возможного объема товарооборота на планируемый  год.

Вторая стадия - прогноз общего объема товарооборота.

Анализ товарооборота  начинают с определения его объема за исследуемый год. Полученные данные (отчетные) сравнивают с плановыми  показателями и с показателями (базисными) соответствующих предшествующих временных  интервалов. Подобные сопоставления  позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.

На основе запланированного объема продажи устанавливают необходимые  размеры товарных запасов и поступления  товаров. Товарные запасы должны быть запланированы в размерах, обеспечивающих бесперебойную продажу товаров  в широком ассортименте. Объем  розничного товарооборота и его  структура должны обеспечить удовлетворение потребностей населения в разнообразных  товарах в соответствии с его  спросом. Поступление товаров предусматривают  в таком размере, чтобы вместе с запасом товаров на начало планируемого периода оно обеспечивало бесперебойную  торговлю, выполнение плана продажи  и создание нормального запаса товаров  на конец планируемого периода.

Греховодова М.Н отмечает - прогноз общего объема товарооборота  магазина рассчитывается как сумма  реализации отдельных товарных групп, учитывая влияние следующих факторов:

  • численность и состав обслуживаемого населения;
  • сложившийся уровень потребления и реализации товаров в зависимости от покупательских фондов населения;
  • соотношение товарного и нетоварного потребления;
  • развитие жилищного строительства (например, при улучшении жилищно-бытовых условий обслуживаемого населения высокими темпами увеличивается спрос на обои, лаки, мебель и т.д.5.

Третья стадия - рассчитав общий объем товарооборота на планируемый период, его распределяют по кварталам и месяцам. Экономически обоснованные прогнозы товарооборота по кварталам (периодам года) играют важную роль для ритмичного удовлетворения покупательского спроса, стабильного денежного обращения и т.д. Данные о динамике денежных доходов по кварталам и месяцам, темпы их роста на прогнозируемый период позволяют повысить обоснованность плана товарооборота в пределах года.

После определения годового товарооборота с разбивкой по кварталам приступают к прогнозированию  его по отдельным товарным группам  и товарам с учетом сезонности спроса населения и сложившегося уровня продажи товаров. Так, в летний период происходит некоторое сокращение потребления мяса и мясных продуктов  за счет увеличения потребления молока, овощей, фруктов.

Важной исходной предпосылкой планирования является анализ выполнения плана розничного товарооборота  за предплановый период. Сложившиеся  пропорции в прошлых периодах нельзя механически переносить в  план товарооборота при его прогнозировании. Необходимо подвергнуть критическому анализу результаты и определить, под влиянием каких факторов сложились  сезонные колебания и какова степень  влияния этих факторов в прогнозируемом периоде.

Внутригодичное колебание и изменение товарооборота происходит под влиянием объемов и состояния покупательной способности населения, особенностей спроса и в зависимости от равномерности завоза товаров по периодам года. Поэтому при прогнозировании предусматриваются меры по обеспечению равномерности завоза и поступлению товаров в соответствии с особенностями покупательского спроса в отдельные периоды года. Важным в экономическом обосновании плана розничного товарооборота является учет тенденций его развития за ряд лет, выявленных в результате анализа.

Четвертая стадия - планирование структуры товарооборота торгового предприятия, т.е. объема реализации отдельных товарных групп. В условиях, когда торговые предприятия самостоятельно устанавливают размеры торговых надбавок на товары при различной издержкоемоксти их реализации, регулирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли.

В связи с тем, что  к составлению планов на будущий  год приступают, когда еще нет  данных о фактическом товарообороте  за весь текущий год, определяют ожидаемые  товарные запасы (стадия 5) и ожидаемое поступление товаров (стадия 6), которыеявляются исходной базой планирования показателей на предстоящий год.

Ожидаемым выполнением  плана розничного товарооборота  называют реально выполнимую величину товарооборота до конца текущего года.6Определение ожидаемого выполнения плана за текущий год является важной частью работы по составлению плана. Ожидаемое выполнение плана определяется как по всему товарообороту, так и по отдельным товарным группам. По тем товарам, по которым не предполагается значительного перевыполнения плана, ожидаемый товарооборот определяют на основе фактического товарооборота за первое полугодие и плана второго полугодия или фактического товарооборота за 9 месяцев текущего года и плана на 4 квартал этого же года.

Стадия 5 - определение суммы товарных запасов на планируемый год. Обоснованная величина запасов позволяет поддержать предприятие в нормальном состоянии, т.е. при отсутствии дефицита или избытка товаров. Недостаток запасов влечет за собой снижение суммы товарооборота и некоторую «потерю» покупателей. Избыток товаров ухудшает финансовые показатели торгового предприятия.

Величина запаса должна одновременно отвечать двум критериям: обеспечить бесперебойную торговлю разнообразными предметами потребления в соответствии с запросами покупателей и обеспечить ускорение оборачиваемости оборотного капитала. Итак, важное значение имеет обоснованный расчет необходимой суммы товарных запасов, а следовательно, и оборотного капитала на планируемый период. Подобный расчет целесообразно произвести на каждый месяц, квартал и в целом на год.

В соответствии с процессом  формирования можно выделить следующие  составные элементы запаса товаров: Рабочий запас, включающий запас на прием и подготовку товаров к продаже, представительный набор для их показа покупателям в торговом зале магазина. Величина этого запаса зависит от количества разновидностей, входящих в состав товарной группы.

Запас пополнения, необходимый для обеспечения регулярной торговли в периоды между очередной доставкой товара. Его размер зависит от частоты завоза, широты ассортимента и комплектности поступающих партий товаров. В период между очередным поступлением этот запас колеблется от максимума (в день доставки) до минимума (в канун завоза). Поэтому при определении необходимого запаса учитывается среднее время периодичности, т.е. половина частоты поступления товаров.

Рабочий запас и запас  пополнения в совокупности составляют торговый запас.

Гарантийный запас, предназначенный для обеспечения бесперебойной торговли на случай значительного увеличения спроса в отдельные периоды возможного нарушения сроков и объемов поставки товаров и других непредвиденных обстоятельств. Его величина устанавливается на основе анализа торгового процесса в определенном проценте от торгового запаса. В соответствии с этими элементами может быть использован следующая формула расчета необходимого уровня запаса в днях (Уз):

П Уз = Р + 2 + Г /1.12/

Где Р – рабочий запас; П – запас пополнения; Г – гарантийный запас.


Информация о работе Розничный товарооборот