Розничный товарооборот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:07, реферат

Описание работы

Планирование розничного товарооборота.

Файлы: 1 файл

РТО.docx

— 41.81 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Розничный товарооборот относится  к числу важнейших показателей  плана экономического и социального  развития. Он оказывает влияние, как  на производство, так и на потребление. От степени выполнения плана товарооборота  зависит выполнение кассового плана  Государственного Банка РФ.

Розничный товарооборот по своему составу не является однородным. В его состав входит сумма продажи  товара населению через розничную  торговую сеть и предприятия общественного  питания, а так же продажи товаров  предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть розничного товарооборота  непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами  населения.

В динамике розничного товарооборота  находят отражение систематический  рост производства, с одной стороны, непрерывный подъём, благосостояние культуры населения - с другой. Он оказывает  также большое влияние на все  количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций.

От объёма и структуры  товарооборота зависят также  такие показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень  издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др.

Большое значение в выполнении и перевыполнении плана товарооборота, изыскании резервов по его увеличению, улучшению обслуживания населения  имеет систематический контроль и тщательный анализ этих планов.

Рыночная экономика в  Российской Федерации набирает всё  большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

В современных экономических  условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах  его функционирования.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать  эффективность хозяйственной деятельности, как своего предприятия, так и  существующих потенциальных конкурентов.

Конкурентоспособность предприятию  может обеспечить только правильное управление товарооборотом, издержками, распределением чистой прибыли, движением  финансовых ресурсов и капитала, находящихся  в распоряжении предприятия.

В связи с этим бухгалтерская  отчётность становится информационной основой последующих аналитических  расчётов, необходимых для принятия управленческих решений.

Успешное управление торговым предприятием должно быть направлено на:

- выживание фирмы в  условиях конкурентной борьбы

- избежание банкротства и крупных финансовых неудач

- лидерств в борьбе с конкурентами

- приемлемые темпы роста  экономического потенциала фирмы

- рост объёмов производства  и реализации

- максимизация прибыли

- минимизация расходов

- обеспечение рентабельной  работы фирмы

Методика планирования товарооборота с учетом потребности в прибыли. Суть данной методики состоит в достижении объема товарооборота, обеспечивающего размер прибыли, необходимой для осуществления самофинансирования (то есть прироста основных фондов и собственных средств в обороте). Эта методика осуществляется в три этапа. 
На первом этапе определяется величина прибыли, остающейся в распоряжении организации для: 
финансирования прироста основных фондов; 
финансирования собственных оборотных средств; 
 
создания финансовых резервов; 
погашения кредитов; 
приобретения ценных бумаг; 
уплаты налогов и других отчислений из чистой прибыли; 
поощрения и социального развития коллектива; 
других целей. 
На втором этапе рассчитанная сумма прибыли сопоставляется с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности, для чего определяется необходимый размер валовых доходов и допустимый уровень расходов на реализацию товаров (на основе анализа за предыдущий период). 
На третьем этапе рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности (объем и структура товарного обеспечения, финансовый план, потребность в кредитах, необходимая численность работников и др.). 
Обоснованность плана розничного товарооборота проверяется с помощью определения критической точки продаж или порога рентабельности. Она отражает размер товарооборота, при котором полученный доход покрывает постоянные расходы, и рассчитывается по следующим формулам: 
Тк = Т х Рпост : (Рпост + Рпер), (6) 
где Тк - товарооборот в критической точке; Т - расчетный плановый товарооборот; Рпост - постоянные расходы на реализацию; Рпер - переменные расходы на реализацию. 
Методика расчета товарооборота исходя из предполагаемых ресурсов. Данная методика основана на оптимизации планового объема розничного товарооборота и определении его максимальной величины по отдельным видам ограниченных ресурсов (площадь торгового зала, товарные запасы, трудовые и финансовые ресурсы, другие факторы). Для реализации этой методики используются экономико-математические оптимизационные модели, решение которых осуществляется с использованием ЭВМ. 
Нормативный метод или метод технико-экономических расчетов. При планировании розничного товарооборота можно использовать нормативы товарооборота на 1 кв. м торговой площади или (при их отсутствии) показатели, достигнутые хорошо работающими торговыми объектами, имеющими сопоставимые условия деятельности. При этом следует учитывать особенности работы торговых объектов и корректировать нормативы на следующие коэффициенты: 
средней стоимости покупки; 
интенсивности покупательных потоков (этот коэффициент, в свою очередь, корректируется на показатель сменности работы магазина); 
завершенности покупок. 
Методика расчета товарооборота на основе платежеспособного 
спроса. Данная методика основана на применении двух методов. Согласно первому, коэффициент эластичности рассчитывается по формуле 
Кэ = (Jt - 1) : (Тп.ф. - 1), (7) 
где Кэ - коэффициент эластичности; Jt - индекс изменения товарооборота; Jn^. - индекс изменения покупательных фондов. 
В соответствии со вторым способом к объему товарооборота за месяц предшествующего периода прибавляют размер неудовлетворенного спроса и прирост товарооборота в связи с ростом денежных доходов населения в планируемом периоде. 
Методика планирования товарооборота в зависимости от места нахождения торговой организации и зоны обслуживания, от размеров объектов, их оборота, размеров населенных пунктов, в которых они расположены. Величина зоны обслуживания находится в прямой зависимости от расстояния до конкурирующего торгового объекта и в обратной - от величины магазинов-конкурентов. Она постоянно изменяется - на нее влияют структура транспортных коммуникаций, административные и законодательные ограничения и т. д. На увеличение товарооборота влияет продажа взаимодополняемых товаров близко расположенными друг с другом магазинами. При планировании розничного товарооборота учитываются изменения в зоне обслуживания: открытие или закрытие магазинов, ввод в действие нового жилищного фонда, рост среднегодового числа посетителей. На основе этих показателей рассчитывается возможный рост или снижение товарооборота. 
Методика разработки плана по общему объему. Обоснование общего объема товарооборота начинают с определения ожидаемого товарооборота за текущий год и приведения его в сопоставимый вид с товарооборотом предстоящего периода. Расчеты производятся в определении объема продажи товаров населению и субъектам хозяйствования. Основой для расчетов плана продажи товаров населению являются данные о покупательных фондах населения или его учтенных денежных доходах. В современных условиях эти показатели на планируемый период в большинстве районов и областей отсутствуют. Поэтому целесообразно при планировании товарооборота использовать прогнозы социально-экономического развития государства, разрабатываемые Министерством экономики, в которых отражены основные тенденции развития денежных доходов населения на прогнозируемый период. Кроме того, при планировании используются материалы анализа товарооборота организации за предшествующие годы, что позволяет выявить основные тенденции и закономерности развития товарооборота на перспективу. При обосновании плана розничного товарооборота важно обеспечить более высокие темпы роста продажи товаров населению по сравнению с темпами роста его денежных доходов, что позволит повысить процент охвата розничным товарооборотом денежных доходов населения или покупательных фондов населения.

Объем продажи товаров субъектам хозяйствования планируют: 
исходя из анализа динамики за ряд лет; 
заявок обслуживаемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; 
удельного веса реализации товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в общем объеме продаж. 
Распределение общего объема товарооборота среди торговых единиц. Существует ряд методов планирования товарооборота для торговых единиц и структурных подразделений: 
с учетом их удельного веса в общем товарообороте организации; 
исходя из торговой площади; 
на основе нормативов и проведения технико-экономических расчетов; 
использованием экономико-математических моделей. 
Для расчета суммы товарооборота магазина учитывают: 
его тип и ассортиментный профиль; 
место расположения; 
особенности спроса обслуживаемого населения; 
анализ его деятельности за предшествующий период; 
товарооборот, приходящийся на 1 кв.м торговой площади; 
производительность труда и т. д. 
Внутригодичное планирование розничного товарооборота. Задачей планирования товарооборота внутри года является обеспечение бесперебойной продажи товаров населению в соответствии с сезонными колебаниями спроса населения по периодам года (кварталам, месяцам). 
Основными факторами, оказывающими влияние на объем товарооборота по периодам года, являются: 
покупательная способность населения в отдельные периоды года; 
особенности покупательского спроса населения в отдельные периоды года; 
равномерность завоза товаров по периодам года. 
Наиболее важной задачей при внутригодичном планировании является определение удельного веса каждого квартала в годовом товарообороте и доли каждого месяца в квартальном обороте. 
Планирование структуры розничного товарооборота. В зависимости от степени детализации структуры розничного товарооборота выделяют: 
макроструктуру, отражающую соотношение продовольственных и непродовольственных товаров; 
общую товарно-групповую структуру в соответствии с формой № 3 -торговля; 
товарную и ассортиментную структуры, которые представлены 
 
более чем 800 товарными позициями, объединенными в группы. 
Методы нормирования и порядок расчета нормативов товарных запасов по товарным группам. При использовании метода технико- экономических расчетов все вычисления ведутся по отдельным составным элементам норматива. Норматив товарных запасов (Н) рассчитывается по формуле: 
Н = Р + П + С, (8) 
где Р - рабочий запас; П - запас пополнения; С - страховой запас. Рабочий запас (Р) определяется следующим образом: Р = Зо + Впп + Пн, (9) 
где Зо - запас однодневной торговли; Впп - время на приемку и подготовку запасов; Пн - представительный набор (запас, находящийся в торговом зале). 
Представительный набор (Пн) можно определить по формуле: Пн = Кр х Цср : То, (10) 
где Кр - количество разновидностей товаров; Цср - средняя цена товара; То - однодневный товарооборот. 
Запас пополнения (П) рассчитывается следующим образом: П = Ч х Кобн х 1 : 2, (11) 
где Ч - частота завоза товаров; Кобн - коэффициент обновления. Коэффициент обновления (Кобн), в свою очередь, определяется по формуле: 
Кобн = КР : КП, (12) 
где КР - количество разновидностей товаров; КП - количество поступления в одной партии завоза. 
Страховой запас определяется в процентах от торгового запаса, который состоит из рабочего запаса и запаса пополнения. 
13.4. Сущность, анализ и планирование оптового товарооборота 
Сущность, необходимость и функции оптовой торговли. Оптовая торговля связывает производство и розничную торговлю, обеспечивая рациональную организацию товародвижения и регулярное снабжение товарами торговых организаций. От организации оптовой торговли во многом зависит эффективность всей торговли. 
Основные функции оптовой торговли: 
снабжение товарами розничных торговых организаций; 
комплектация ассортимента товаров в соответствии с требованиями розничных торговых организаций; 
организация своевременного завоза товаров; 
изучение спроса населения; 
воздействие на промышленность с целью производства товаров в соответствии со спросом, в необходимом потребительском ассортименте и высокого качества; 
 
организация поставки товаров на экспорт; 
хранение запасов товаров. 
Характеристика и виды товарооборота организаций оптовой торговли. Оптовый товарооборот характеризует объем товарной массы, реализованной одними организациями другим с целью последующей продажи или переработки. Оптовые организации помимо оптовой реализации товаров осуществляют следующие виды деятельности: 
розничная реализация товаров; 
организация общественного питания; 
торговое посредничество; 
прочие виды деятельности (производство, строительство, услуги и 
др.). 
В соответствии с этим общий оборот оптовой организации включает:

оптовый товарооборот, в том числе продажа товаров на экспорт; 
розничный товарооборот; 
товарооборот общественного питания; 
оборот торгового посредничества (сумма комиссионного вознаграждения за посредничество в приобретении или сбыте товаров от чужого имени и за чужой счет); 
оборот от прочих видов деятельности. 
Товародвижение представляет собой процесс доведения товаров от изготовителей с помощью организаций оптовой и розничной торговли до конечного потребителя. 
Звенность товародвижения можно рассчитать как отношение оптового товарооборота к розничному товарообороту организаций зоны обслуживания. 
Анализ общего объема оптового товарооборота, его задачи. Анализ общего объема товарооборота начинают с оценки выполнения плана и динамики (в действующих и сопоставимых ценах) в целом по оптовой базе и по отдельным складам. При этом анализируют общий оборот организации, в том числе по видам. Отдельно проводится диагностика оптовой продажи товаров на территории государства и за его пределами. 
Затем анализируется оборот по складам в сравнении с выполнением плана по базе и розничным оборотом зоны деятельности базы, а также коэффициент звенности товародвижения. 
Анализ товарной структуры оптового товарооборота. При анализе товарной структуры оптового товарооборота важным моментом является исследование поставок товаров. Показатель поставки товаров в ассортименте (Пасс) рассчитывается по формуле 
Пасс = Н : Т х 100 %, (13) 
где Н - сумма недопоставки товаров по группам; Т - план поставки товаров. 
Общий процент выполнения плана поставки с учетом недопоставки в ассортименте (Тасс) определяется по формуле 
Тасс = 100 - Пасс. (14) 
Методика экономического обоснования планов оптового товарооборота. Планирование оптового товарооборота начинают с определения плана по отдельным товарным группам. Затем на основе обобщения указанных плановых показателей производят расчет общего объема товарооборота. Существует методика расчета планового размера оптового товарооборота как разницы между потребностью в товарах розничной торговли, сети объектов общественного питания, в сырье промышленных предприятий и объемом их поступления от различных поставщиков, минуя оптовую базу. 
Другой вариант составления плана оптовой базы предполагает исходить из потребности оптовой организации в прибыли. 
Планирование товарных запасов в оптовой торговле. Оптовые базы определяют нормативы запасов по отдельным товарным группам, а затем рассчитывают общий норматив запасов по базе. Норматив запасов по каждой группе товаров (Н) может быть установлен на основе специальных расчетов по следующей формуле: 
Н = М + П : 2, (15) 
где М - минимальный запас (для обеспечения бесперебойного снабжения розничных торговых объектов); П : 2 - средний запас текущего пополнения. 
Минимальный запас (М) определяется следующим образом: М = В + Р1 + Р2, (16) 
где В - запас, по которому выполняются складские операции (приемка, подготовка и т. д.); Р1 - резервный запас на случай неравномерности поставки; Р2 - резервный запас на случай повышенного спроса. 
Ежеквартально расчет товарного обеспечения уточняется с учетом изменения объемов и источников поступления.

Стадии планирования товарооборота

План розничного товарооборота  является основным, ведущим разделом торгово-финансового плана предприятия  торговли. Объем и структура товарооборота  оказывают влияние на все остальные  разделы торгово-финансового плана  – труд, издержки обращения, прибыль  и др.

План розничного товарооборота  состоит из следующих разделов: реализация (продажа) товаров по общему объему и по отдельным товарным группам (структура товарооборота); товарные запасы и товарооборачиваемость; поступление  товаров (товарное обеспечение).

А.М. Фридман верно отмечает, что все разделы плана розничного товарооборота взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь3. Так показатели на начало (З1) + поступление (П) = реализация (Р) + запасы на конец (З2). Исходя из этого баланса, можно рассчитать и спрогнозировать любой показатель товарооборота.

Первая стадия планирования розничного товарооборота.(особенно нового предприятия) – определение минимального объема товарооборота (критического), который обеспечит ему безубыточную работу. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности.

Расчет минимально необходимого объема товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму розничных  цен проданных или запланированных  к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма  покупных цен представляет собой  товарооборот торгового предприятия  по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли.

Таким образом, имеем: Т р.ц. = Тп.ц. + ТН, /1.1/

где Т р.ц. – объем товарооборота по розничным ценам, руб.;

Т п.ц. – объем товарооборота по покупным ценам, руб.;

ТН – сумма торговых надбавок, руб.

В свою очередь: ТН = ИО + П /1.2./

где П сумма прибыли, руб.;

ИО – сумма издержек обращения, руб

ИО = И Опер +ИО пост /1.3/

где И опер – сумма переменных издержек обращения, руб.;

И опост – сумма постоянных издержек обращения;

Тогда: Т р.ц = Тп.ц. + И Опер +ИОпост +П. /1.4/

Но поскольку минимально необходимый объем розничного товарооборота  позволяет покрыть только затраты  и не обеспечивает получение прибыли, то формула определения критического объема товарооборота будет иметь  вид:

Ткр. = Тп.ц. +ИОпер+ ИО пост /1.5/

Где Ткр – критический объем товарооборота по розничным ценам, руб.

Товарооборот по покупным ценам представляет собой объем  закупленных товаров в стоимостном  выражении или затраты торгового  предприятия на покупку товаров. Величина этих затрат носит переменный характер, поэтому объем критического товарооборота можно представить  следующим образом:

Информация о работе Розничный товарооборот