Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа
Целью этой курсовой работы является анализ особенностей функционирования факторов производства как таковых, анализ проблем взаимодействия этих факторов в процессе производства и решение вопросов их наиболее оптимального сочетания в условиях рыночной экономики. Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:
Изучить сущности всех основных видов рынков факторов производства и их составных элементов;
Проанализировать особенности функционирования рынков факторов производства в Украине;
Выявить проблемы и пути решения формирования и функционирования рынков факторов производства в Украине на современном этапе.
Введение 3
1 Сущность и особенности функционирования рынков факторов производства 5
1.1 Рынок земли 5
1.2 Рынок труда 7
1.3 Рынок капитала 11
2 Развитие рынков факторов производства в Украине 15
2.1 Земельный рынок 15
2.2 Роль и функции рынка труда 16
2.3 Особенности формирования рынка капитала 19
3 Направления по совершенствованию регулирования рынков
факторов производства в Украине 22
3.1 Земельная реформа 22
3.2 Государственное регулирование рынка труда и его
необходимость 25
3.3 Системное реформирование рынка капитала в Украине 29
Выводы 33
Список использованной литературы
Падение уровня жизни на Украине приводит к ограничению потребительского спроса, что сдерживает предложение товаров и услуг. Соотношение спроса и предложения товаров и услуг в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется, по крайней мере, тремя обстоятельствами:
объемы предложения товаров и услуг на рынке, полностью удовлетворяющие платежеспособный спрос, весьма близки или даже выше рациональных норм потребления на душу населения .
уровень оплаты труда определяется стоимостью рабочей силы и обеспечивает покупательную способность на очень высоком уровне удовлетворения потребностей.
антимонопольные меры эффективно обеспечивают наличие жесткой конкуренции между продавцами (производителями) за покупателя (заказчика).
Действие этих трех факторов предопределяет такое соотношение спроса и предложения, при котором цены на основные потребительские товары и услуги общедоступны. В Украине в настоящее время не действует ни один из названных факторов.
Как показал анализ, формирующийся на Украине рынок труда имеет сложную структуру. Происходит углубление его сегментации по ряду критериев: формам собственности (альтернативные формы занятости), фондоемкости и трудоемкости производства (различные темпы высвобождения и качественный состав работников), особенностям технологии производства, квалификации занятых, уровню разделения и обобществления труда, исторически сложившимся формам организации и стимулирования труда, традициям в мотивационном поведении трудящихся. Лучше понять структуру рынка, выявить его устойчивую сегментацию и соответственно выработать дифференцированные способы его регулирования позволит комплексный анализ действия факторов, обуславливающих сегментацию.
Формирование рынка труда в Украине, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.
Что же касается уровня заработной платы, то по-видимому, следовало бы сосредоточится на следующих мерах, представляющихся первоочередными:
пересмотр минимального размера оплаты труда как в качественном аспекте (освобождение этого показателя от фискальных функций), так и в количественном;
изменение тарифной системы, принятие законов о государственной службе и регулировании трудовых отношений в частном секторе;
переориентация финансово-кредитной и налоговой систем с отходом от сегодняшних принципов, в частности “опоры на зарплату”, при определении прибыли предприятия. [13]
2.3 Особенности формирования рынка капитала
Рынки капиталов – это группа взаимосвязанных рынков, на которых формируется спрос, предложение и цены на финансовые инструменты, в том числе те, базовым активом которых являются энергетические и товарно-сырьевые ресурсы, а также происходит перераспределение свободных денег инвесторов в пользу тех субъектов, которые имеют в них нужду.
Рынки капитала включают в себя рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и других финансовых инструментов (кроме инструментов денежного рынка).
Начиная с 1995 года и до нынешнего времени, рынки капиталов в Украине развиваются дискретно и фрагментарно, недостаточно выполняют основные свои функции – сосредоточивание спроса и предложение инвестиционного капитала, формирование справедливых рыночных цен, использование финансовых инструментов для обеспечения развития экономики.
На рынках капитала собрались проблемы, которые требуют неотложного разрешения. В первую очередь это касается развития инфраструктуры рынков капитала, сосредоточивание заключения договоров купле-продажи ценных бумаг на фондовых биржах и других организаторах торговли ценными бумагами, развития Национальной депозитарной системы, усовершенствования механизма защиты прав инвесторов и системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг, выпуска и обращения финансовых инструментов.
Рынки капитала Украины существенно отстают за среднестатистическими показателями от соответствующих показателей Российской Федерации, Польши и Венгрии. Соотношение капитализации рынка акций к внутреннему валовому продукту в 2006 году в этих странах составляет 69%, тогда как в Украине – 41,6%.
Украина имеет все объективные условия для динамического вступления к цивилизованным рынкам капитала, но те проблемы, которые постоянно возникают из-за несовершенствования и бессистемности реформ, значительных недостатков в правовом обеспечении развития рынка ценных бумаг и других финансовых инструментов создает негативное влияние на экономическое состояние страны, отражаются на формировании экономической политики и финансовой безопасности государства.
Основными причинами отставания национальных капиталов являются:
отсутствие скоординированной государственной политики, направленной на изменение рынков капитала в один их главных механизмов реализации инвестиционного потенциала национальной экономики;
несовершенство законодательства, которое регулирует деятельность на рынках капитала;
недостаточно сформированная инфраструктура рынков капитала;
низкий уровень торговой активности на отечественном рынке акций вследствие того, что контрольные пакеты акций принадлежат большим владельцам, которые не заинтересованны в дополнительных их выпусках;
отсутствие должной концентрации торговли ценными бумагами и другими финансовыми инструментами в системе биржевой торговли.
Таким образом на данном этапе рынок капиталов не достаточно развит. Однако государство создало программу модернизации рынков капитала, которая должна помочь в их развитии. Альтернативными вариантами формирования рынков капитала после воплощения в реальность могут быть:
вариант пассивной государственной политики, который предусматривает невмешательство государства в развитие рынков капитала и предоставления приоритета законам рынка;
вариант вовлечения иностранных денег, который предусматривает открытие рынка для притока иноземного финансового капитала без всяческих законодательных ограничений на развитие в Украине иностранными инвесторами современных технологий и институций;
вариант, который предусматривает активное участие государства в регулирование развития рынков капитала и даст возможность обеспечить конкурентоспособность национальной экономики и ее развитие.
Наиболее приемлемым является третий вариант. [21]
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
3.1 Земельная реформа
Анализировать земельную реформу как правовую категорию лучше всего путем определения этого понятия. В специальной, в том числе юридической литературе, среди практиков и на наших уровнях правовой деятельности встречаются разные подходы к пониманию земельной реформы. Приведу некоторые из них:
земельная реформа как составляющая аграрной реформы;
земельная реформа как реформирование отношений собственности на землю;
земельная реформа как качественное правовое урегулирование земельных отношений;
земельная реформа и реформирование в отрасли охраны окружающей природной среды;
земельная реформа как комплекс мероприятий, направленных на изменение земельных отношений;
земельная реформа как составляющая экономической, экологической и правовой реформы. [15, с. 30]
Задача современной земельной реформы отвечают четырем основным направлениям реформирования, т.е. четырем направлениям деятельности государства в лице уполномоченных им органов и других субъектов по изменению земельных правоотношений и правовых норм, которые их регулируют. (Реформа – это изменение состояния общества и условий его жизнедеятельности путем изменяемой деятельности государственного аппарата, что по сути является государственным управлением). Такими направлениями являются экономическое, экологическое, институционно-функциональное и правоорганизационное. [16, с.15]
Земельная реформа в Украине проходит уже 14 лет. Проходит она сложно, но уверенно. Особенности нынешнего перераспределения земель в том, что ликвидируется государственная монополия на земельные ресурсы, восстанавливается частная собственность на землю.
В компетенцию государственных органов земельных ресурсов входят разгосударствление и приватизация земли, инвентаризация, денежная оценка и продажа земель несельскохозяйственного назначения, подготовка и выдача правоустанавливающих документов, регистрация прав на землю, государственный контроль за использованием и охраной земель, ведение государственного земельного кадастра и многое другое.
Проведение реформы связано с увеличением количества землепользователей и собственников земельных участков, выполнением большого количества обоснованности технических расчетов, изготовлением картографических материалов, юридическим освидетельствованием прав на земельные участки, государственной регистрацией, которые требуют соответствующей законодательной базы и финансирования.
Согласно Указу Президента "Об Основных направлениях земельной реформы в Украине на 2001-2005 годы", предполагалось осуществить комплекс государственных мероприятий, направленных на подготовку к изменениям земельных отношений и принятие нового Земельного кодекса.
Реализация основных направлений земельной реформы в Украине на 2001-2005 годы должна была осуществляться в два этапа:
первый этап (2001-2002 годы) - осуществление правовых, организационных, технологических и информационно-образовательных мероприятий, направленных на углубление качественных изменений в земельных отношениях без существенных финансовых затрат, и формирование законодательной и экономической базы для второго этапа;
второй этап (2003-2005 годы) - осуществление мероприятий по оптимизации землепользования и усиление охраны земельных ресурсов, выполнение которых будет требовать соответствующих капиталовложений и материальных затрат.
В рамках реализации основных направлений земельной реформы в Украине предполагалось осуществить:
размежевание земель государственной и коммунальной собственности;
определить механизмы управления и порядок приобретения земельных участков для государственных потребностей и потребностей территориальных общин сел, поселков и городов;
приватизацию гражданами и юридическими лицами Украины земельных участков различного функционального назначения, за исключением тех, которые согласно закону не могут передаваться в частную собственность;
установление на местности границ земельных участков всех форм собственности, удостоверение права частной собственности на землю соответствующими государственными актами, государственную регистрацию земельных участков и прав на них;
создание равных возможностей для юридических и физических лиц в обретении права собственности на земельные участки и права пользования землей, в том числе для осуществления предпринимательской деятельности;
предоставление собственникам земельных частиц (паев) земельных участков в натуре и выдачу им в установленном порядке государственных актов на право частной собственности на землю. [14]
Часть направлений Украине удалось достичь, но во многом ее ждал крах. Мне кажется, что самой центровой задачей земельной реформы было то, что государство не должно было допустить распродажи сельскохозяйственных земель, но это организаторам реформы не удалось. Мораторий на землю хоть и действовал, но все-таки даже простые селяне находили пути обойти его стороной. А накануне 2007 года его и вовсе отменили.
Таким образом земельная реформа еще не нашла своего воплощения для удовлетворения абсолютно всех поставленных целей.
3.2 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в Украине.
Применительно к сегодняшним украинским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п. Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная часть процесса восстановления украинской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в Украине для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости.
Информация о работе Рынки факторов производства: особенности и принципы функционирования в Украине