Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа
Целью этой курсовой работы является анализ особенностей функционирования факторов производства как таковых, анализ проблем взаимодействия этих факторов в процессе производства и решение вопросов их наиболее оптимального сочетания в условиях рыночной экономики. Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:
Изучить сущности всех основных видов рынков факторов производства и их составных элементов;
Проанализировать особенности функционирования рынков факторов производства в Украине;
Выявить проблемы и пути решения формирования и функционирования рынков факторов производства в Украине на современном этапе.
Введение 3
1 Сущность и особенности функционирования рынков факторов производства 5
1.1 Рынок земли 5
1.2 Рынок труда 7
1.3 Рынок капитала 11
2 Развитие рынков факторов производства в Украине 15
2.1 Земельный рынок 15
2.2 Роль и функции рынка труда 16
2.3 Особенности формирования рынка капитала 19
3 Направления по совершенствованию регулирования рынков
факторов производства в Украине 22
3.1 Земельная реформа 22
3.2 Государственное регулирование рынка труда и его
необходимость 25
3.3 Системное реформирование рынка капитала в Украине 29
Выводы 33
Список использованной литературы
Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы.
Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.
Очень важно избежать такого положения, при котором возобновление экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице. Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно. Во-первых, может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях. Для решения этих проблем понадобится коренной перелом в динамике инвестиций, активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере усиления экономической отдачи от рыночных преобразований будет увеличиваться инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический рост, расширяться потребность народного хозяйства в рабочей силе.
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:
появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;
привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально- технической базы.
Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным регулированием. Прежде всего необходимо совершенствование территориальной структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более полное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность рабочей силы, требующая определенного регулирования, т.к. велика опасность усиления различий в обеспеченности регионов рабочей силой, в частности возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания.
Для обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги.
Условием решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам.
Вышеперечисленные способы государственного урегулирования рынка труда имеют место на территории Украины. Таким образом на протяжении периода с 2002 г. до 2006 г. уровень безработицы сократился на 5% (см. таблицу 3.2.1).
| ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ | В ТОМ ЧИСЛЕ | ||||||||||||||||||||
В возрасте 15-70 лет | Трудоспособного возраста | занятое население | безработное население | |||||||||||||||||||
В сред-нем, тыс. чел | В % к соответ-ствую-щей возраст-ной группы | В сред-нем, тыс. чел | В % к соответ-ствую-щей возраст-ной группы | в возрасте 15-70 лет | трудоспособного возраста | в возрасте 15-70 лет | трудоспособного возраста | |||||||||||||||
В сред-нем, тыс. чел | В % к соответ-ствую-щей возраст-ной группы | В сред-нем, тыс. чел | В % к соответ-ствую-щей возраст-ной группы | В сред-нем, тыс. чел | В % к соответ-ствую-щей возраст-ной группы | В сред-нем, тыс. чел | В % к соответ-ствующей возраст-ной группы | |||||||||||||||
2002 | 22830,8 | 63,2 | 21150,7 | 73,7 | 20175 | 55,8 | 18520,7 | 64,5 | 2655,8 | 11,6 | 2630 | 12,4 | ||||||||||
2003 | 22171,3 | 61,8 | 20618,1 | 71,4 | 20163,3 | 56,2 | 18624,1 | 64,5 | 2008 | 3,1 | 1994 | 9,7 | ||||||||||
2004 | 22202,4 | 62 | 20582,5 | 71,1 | 20295,7 | 56,7 | 18694 | 64,6 | 1906,7 | 8,6 | 1888,2 | 8,2 | ||||||||||
2005 | 22280,8 | 62,2 | 20481,7 | 70,9 | 20680 | 57,7 | 18886,5 | 65,4 | 1600,8 | 7,2 | 1595,2 | 7,8 | ||||||||||
2006 | 22245,4 | 62,2 | 20545,9 | 71,2 | 20730,4 | 57,9 | 19032 | 65,9 | 1515 | 6,8 | 1513 | 7,4 |
Таблица 3.2.1 – Основные показатели занятости и безработицы в Украине [18]
Это привело за собой меньшее количество зарегистрировавшихся в государственной службе занятости (см. таблицу 3.2.2).
| Безработное население трудоспособного возраста, зарегистрированное в государственной службе занятости | Численность незанятых граждан, воспользовавшихся услугами государственной службы занятости, в целом за год | Потреб-ность в рабочей силе, на конец года, тыс. чел | Средний размер пособия по безработице в декабре | ||||||||||||||
гривен | в % | |||||||||||||||||
к мини-мальной заработ-ной плате | к преды-дуще-му году | |||||||||||||||||
в сред-нем, тыс. человек | в % к | Всего, тыс. человек | из них | |||||||||||||||
экономи-чески активному населению трудоспособного возрас-та | населению трудоспо-собного возраста | трудоустроено | находились на учете, на конец года | |||||||||||||||
тыс. чело-век | в % | тыс. человек | ||||||||||||||||
2002 | 1028,1 | 5 | 3,7 | 2799,2 | 831,8 | 29,7 | 1055,2 | 123,9 | 105,98 | 54,2 | 124,3 | |||||||
2003 | 1024,2 | 5 | 3,6 | 2835,2 | 877,3 | 30,9 | 1003,7 | 138,8 | 118,32 | 57,7 | 111,6 | |||||||
2004 | 975,5 | 4,7 | 3,5 | 2900,6 | 984,2 | 33,9 | 998,9 | 166,5 | 146,37 | 61,8 | 123,7 | |||||||
2005 | 891,9 | 4,4 | 3,2 | 2887,7 | 1049,8 | 36,4 | 903,5 | 186,6 | 192,89 | 58,1 | 131,8 | |||||||
2006 | 784,5 | 3,8 | 2,8 | 2700,4 | 1070,8 | 39,7 | 780,9 | 170,5 | 251,48 | 62,9 | 130,4 |
Таблица 3.2.2 – Данные Государственной службы занятости по безработице [18]
На данный момент рост занятости населения повышается, но, к сожалению, медленными темпами. Заработная плата занимает немаловажное место в росте занятости населения. В таблице 3.2.3 просматриваются темпы роста номинальной и реальной заработной платы (2002-2006).
Год | Номинальная заработная плата | Реальная заработная плата | ||
к предыдущему году, % | декабрь к декабрю предыдущего года, % | к предыдущему году, % | декабрь к декабрю предыдущего года, % | |
2002 | 121 | 117 | 118,2 | 115,6 |
2003 | 122,8 | 124,4 | 115,2 | 113,8 |
2004 | 127,5 | 127,7 | 123,8 | 120,8 |
2005 | 136,7 | 144,9 | 120,3 | 131,5 |
2006 | 129,2 | 125,2 | 118,3 | 111,7 |
Таблица 3.2.3 - Темпы роста номинальной и реальной заработной платы (2002-2006) [18]
Можно сделать вывод, что рынок труда в Украине имеет интенсивное развитие. И для улучшения положения трудоспособного населения создаются благоприятные условия по их трудоустройству и реализации их интересов.
3.3 Системное реформирование рынка капитала в Украине
Рынки капитала в Украине развиваются непропорционально и неспособны полностью удовлетворить потребности национальной экономики и бизнеса в доступных кредитах, инвестиционных ресурсах в тех объемах, в которых нуждается реальный сектор экономики и социальная инфраструктура страны. В этой ситуации чрезвычайно важно решить вопрос об объединении усилий всех центральных органов исполнительной власти, регуляторов, саморегулируемых организаций и участников рынка капитала.
Реформирование рынков капитала независимой Украины началось с «Концепции функционирования и развития фондового рынка в Украине», которая была принята Постановлением Верховной Рады Украины от 2 сентября 1995 года №342/95-ВР. В ней было много полезного, но некоторые важные положения так и не были реализованы. В настоящее время рынкам капитала в Украины присущи низкая капитализация, архаичная инфраструктура рынка и теневое ценообразование на основные ресурсы. Другие страны рядом с нами за эти 10-12 лет трансформаций уже достигли заметных результатов. Причиной неудач реформы рынков капитала в Украине является ошибочная доктрина, что рынок может самостоятельно справиться с необходимыми преобразованиями.
8 ноября 2007 года Кабинетом министров Украины была подписана «Концепція Державної цільової економічної програми модернізації ринків капіталу в Україні». С ее подписанием начался новый этап в развитии рынка капиталов Украины. [21]
Вопрос концентрации и централизации рынков капитала является ключевой проблемой, на решение которой направлен разработанный Государственным агентством Украины по инвестициям и инновациям (далее – Госинвестиций) проект Концепции Государственной целевой экономической программы модернизации рынков капитала в Украине (далее – Концепция). Хотя Госинвестиций занимается вопросами и инвестиционной, и инновационной деятельности, считается, что Концепцию следует рассматривать как инновационную программу развития конкретной отрасли национальной экономики. На ее основе должна быть разработана государственная целевая экономическая программа модернизации рынков капитала в Украине.
В проекте Концепции основное внимание уделяется:
институциональной реформе рынков капитала вы Украине;
развитию финансовых инструментов;
Информация о работе Рынки факторов производства: особенности и принципы функционирования в Украине