Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:26, курсовая работа
В наше время происходит постоянное изменение рыночной экономики. Она постоянно видоизменяется под воздействием тех или иных факторов. В результате меняются потребности, виды экономической деятельности, ценности, которые создаются. Это приводит к переосмыслению ранее существующих экономических категорий, способствует возникновению новых. Сейчас российская экономическая наука постепенно входит на дорогу мировой экономической мысли. Реформаторская деятельность неэффективной российской экономики наталкивается на трудности, связанные с крайне слабой подготовленностью подавляющего большинства членов нашего общества к работе в рыночных условиях.
Введение
Отличие рынка факторов производства от рынка товаров и услуг
Общая характеристика спроса и предложения экономических ресурсов
Равновесие рынков экономических ресурсов
Тема 15. Рынки факторов производства
План:
Практикум:
1. Примером фактора
производства является:
1) рабочие сталелитейного завода, производящие
сталь;
2) формы для заливки стали, используемые
в сталелитейном
производстве;
3) железная руда, используемая в сталелитейном
производстве;
4) доля акций
сталелитейной компании;
5) все перечисленное.
2. Спрос на
факторы производства будет
1) более неэластичен
спрос на готовые товары, в
производстве которого
2) менее важен
данный ресурс для
3) короче период времени;
4) больше число заменяемых ресурсов, доступных для произво- дителя готового продукта;
5) выше цена
другого ресурса,
Список использованной литературы
1.Введение
В наше время происходит постоянное изменение рыночной экономики. Она постоянно видоизменяется под воздействием тех или иных факторов. В результате меняются потребности, виды экономической деятельности, ценности, которые создаются. Это приводит к переосмыслению ранее существующих экономических категорий, способствует возникновению новых. Сейчас российская экономическая наука постепенно входит на дорогу мировой экономической мысли. Реформаторская деятельность неэффективной российской экономики наталкивается на трудности, связанные с крайне слабой подготовленностью подавляющего большинства членов нашего общества к работе в рыночных условиях. Перед нами стоит задача преодоления проблемы формирования экономического образа мышления. Для этого необходимо научится анализировать общие закономерности функционирования современного рыночного механизма, который лежит в основе самых разнообразных национальных хозяйственных систем. Целью этой курсовой работы является рассмотрение факторов производства как таковых, проблемы взаимодействия этих факторов в процессе производства и вопросы их наиболее оптимального сочетания в условиях рыночной экономики.
2.Отличия рынка факторов производства от рынка товаров и услуг
Рынком
факторов производства называется сфера
экономики,в которой
Разным видам факторов производства соответствубт виды рынков: рынок труда,природных ресурсов(рынок земли), рынок капиталов. Они функционируют во взаимосвязи и взаимодействии.
Основные
отличия рынка факторов производства
от рынка товаров и услуг
Рынок факторов производства носит производный характер, так как его необходимость определяется потребностями производства товаров для потребителей.
Специфичны экономические роли и экономические интересы основных рыночных субъектов на рассматриваемом рынке. Фирмы на рынке товаров и услуг выступают в роли продавцов, а на рынке факторов производства – в роли покупателей.
Домохозяйства на рынке товаров и услуг являются покупателями, а на рынке факторов производства – продавцами. Продавцы стремятся продать свой товар дороже, а покупатель – купить дешевле.
На рынке факторов производства формируется производственный спрос. Продавамые факторы производства используются для производительного потребления, т.е. для производства товаров и услуг. Цены на ресурсы регулируют их распределение между фирмами и отраслями производства.
Содействует более эффективному производству товаров и услуг;
Определяет, как, каким спосоом, при каком сочетании ресурсов произвести избрнные виды продукции и максимизировать прибыль;
Обусловливает характер распределения факторных доходов, их размеры;
Определяет, для кого производят товары и услуги, так как плата за определенные экономические ресурсы являются основным доходом для их собственников; учавствует в установлении общего микроэкономического равновесия,
От чего зависят спрос и предложения на рынке факторов производства?
Спрос на факторы производства является вторичным, прооизводным(зависимым) от спроса на продукцию, изготовленную с использованнием данных факторов производства.
Важная
особенность спроса на факторы производства
состоит в том, что впроизводстве
они взаимозаменяемы в
Спрос на ресур основывается н производственности ресурса и цене на продукт, изготовленный с использованием данного ресурса. Ресурс, обладающий более высокой производительностью (отдачей), пользуется большим спросом нежели ресурс с меньшей производительностью.
Высокая цена на продукт, производимый с помощью данного ресурса, обеспечивает большую выгоду от его реализации, чем низкие цены. Поэтому в первом случае ресурс пользуется большим спросом.
3. Общая характеристика спроса и предложения экономических ресурсов
Что такое спрос и предложение, и какие факторы влияют на спрос и предложение
Спрос – это общественные потребности, опосредованные и ограниченные деньгами. Основная часть потребности населения в предметах потребления и услугах выступает в виде платежеспособного спроса. Потребности предприятий в средствах производства также проявляются в форме спроса на конкретные виды средств и предметы труда.
Спрос на какой-либо товар или услугу – это желания или возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене и в определенный период времени.
Различают два вида спроса:
· индивидуальный спрос – это спрос конкретного субъекта
· рыночный спрос – это спрос всех покупателей на данный товар
Существует такие понятия, как объем спроса и закон спроса.
Объем спроса – это количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.
Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.
Следует различать понятия «величина спроса» и «спрос». Величина спроса (объем спроса) представляет собой количество товара, которое готов приобрести покупатель по конкретной цене, а полный спрос на товар – это готовность потребителя приобрести товар при всевозможных ценах, т.е. функциональная зависимость величины спроса от цены. Изменение величины спроса зависит от ценового фактора – цены, а изменение спроса зависит от нескольких факторов:
· дохода потребителей;
· вкусы и предпочтения;
· цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;
· запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);
· информация о товаре;
· время, затраченное на потребление.
При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.
Предложение (в экономике) – понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести ( предложить ) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях. Производитель решает две задачи: сколько и по какой цене производить. Чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Эластичность предложения зависит от:
· особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);
· временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменение цен на рынке) ;
· зависит и от неспособности данного товара к длительному хранению;
Объем предложения(объем выпуска ) – количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель(фирма) по определенной цене за определенный период времени при прочих равных условиях.
Величина предложения – количество товара, которое имеется в продаже при определенной цене.
Как правило, между уровнем цен и количеством товара существует прямая зависимость. Повышение цен приводит к получению дополнительной прибыли, позволяя производителю расширить производство, привлекает новых производителей на рынок.
Факторы, приводящие к изменению предложения:
· изменение в себестоимости сырья или производства (повышение себестоимости приводит к снижению предложения);
· изменение цен на другие, в том числе и взаимозаменяемые товары;
· перспективы ожидания производителей( ожидание повышения цен – предложение снижается, ожидание снижения цен - предложение увеличивается);
· спрос – отражает то количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене, в данном месте, в данное время;
· закон спроса – при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены – повышение величины спроса, т.е. отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара;
· уровень технологий;
· объем и доступность ресурсов;
· налоги и дотации;
· природные условия;
· размеры рынка (количество товаропроизводителей).
Закон предложения – при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту цены предложения; снижение цены – к снижению величины предложения.
Линия спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечений линии предложения(S) и спроса(D) – точка E, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием. Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка(Qe). Цена в этой точке называется равновесной рыночной ценой. Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения. Спрос и предложение находятся в сложной диалектической взаимосвязи, опосредствующей отношения между производством и потреблением и выступающей на рынке как внешнее проявление экономических отношений.
В то же время спрос
и предложение обладают относительной
самостоятельностью, выступают как
противоположные и
4. Равновесие рынков экономических ресурсов