Рынки с ассиметричной информацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение рынков с асимметричной информацией и проблем устранения информационной асимметрии.
Для выполнения данной цели в работе будут поставлены следующие задачи:
- рассмотрено влияние информации на развитие рыночных отношений;
- описана несостоятельность конкурентных рынков как следствие информационных проблем;
- рассмотрены особенности рынков с асимметричной информацией;

Содержание работы

Введение
3
Сущность асимметричности информации на рынке

Понятия, типы и последствия асимметричной информации на рынке
5
Неопределенность качества и рынок «лимонов»
8
Рынок страхования
11
Проблема «принципал – агент»
13
Проблема регулирования асимметричной информации
15
Рыночные сигналы
15
Аукционы
17
Регулирование асимметричной информации на рынке страхования
19
Устранима ли информационная асимметрия?
21
Особенности асимметричной информации в разных странах
23
Заключение
26
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по микрокономике.docx

— 57.42 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пензенский государственный университет»

 

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»

 

курсовая работа

по дисциплине: Микроэкономика   

на тему: «Рынки с ассиметричной информацией»

 

 

Выполнила: Выскребенцева Дарья Дмитриевна

гр13ЗЭЭ51

               

                                                                      Проверила: Питайкина Инна Анатольевна   

 

 

Пенза, 2014

Содержание

Введение

3

  1. Сущность асимметричности информации на рынке
 
    1. Понятия, типы и последствия асимметричной информации на рынке

5

    1. Неопределенность качества и рынок «лимонов»

8

    1. Рынок страхования

11

    1. Проблема «принципал – агент»

13

  1. Проблема регулирования асимметричной информации

15

    1. Рыночные сигналы

15

    1. Аукционы

17

    1. Регулирование асимметричной информации на рынке страхования

19

    1. Устранима ли информационная асимметрия?

21

    1. Особенности асимметричной информации в разных странах

23

Заключение

26

Список использованной  литературы

28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Полнота информации для всех участников ставит всех конкурентов в равные условия. Однако в реальной жизни модель совершенной конкуренции нарушается. Что касается информации, которая является одним из важных типов экономических  ресурсов, то каждому экономическому агенту доступен лишь ограниченный объем информации. На рынке несовершенной конкуренции информация, как правило, неполная. Большая или маленькая неполнота информации может повлиять на условия и особенности функционирования рынков, создавая дополнительные транзакционные издержки для экономических агентов. Наибольшее воздействие на рыночную активность оказывает особый тип неполной информации – асимметричная информация. Это ситуация, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные лица. Например, продавец товара знает о его качестве больше, чем покупатель, рабочие знают о своих навыках и способностях лучше предпринимателей и т.д.

Необходимо разделить несколько типов асимметричной информации, на основе конкретных примеров. Первый тип, это когда продавец товара знает о нем больше, чем покупатель. Примером может служить рынок поддержанных автомобилей. Второй тип – когда покупатель товара знает больше, чем продавец, как например, на рынке страховых услуг или на рынке труда. Третий тип развивается между «заказчиком – исполнителем», например в предприятиях между менеджерами и собственниками акций компаний.

Асимметричность информации, в отличие от собственно неполноты, приводит к резкому снижению общественного благосостояния. Возникает явление неопределенности, то есть недостаток информации о вероятных будущих событиях. Это приводит, с точки зрения неоклассиков, к фиаско и несостоятельности рынка, так как ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел. Принципы рыночной экономики нарушены, и экономические субъекты не могут себя вести рациональным образом.

Целью данной курсовой работы является изучение рынков с асимметричной информацией и проблем устранения информационной асимметрии.

Для выполнения данной цели в работе будут поставлены следующие задачи:

- рассмотрено влияние информации  на развитие рыночных отношений;

- описана несостоятельность конкурентных  рынков как следствие информационных  проблем;

- рассмотрены особенности рынков  с асимметричной информацией;

- изучены пути преодоления информационной  асимметрии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Сущность асимметричности информации на рынке.

 

        1. Понятие, типы и последствия асимметричности информации на рынке

 

Асимметричность информации в микроэкономике (англ. Asymmetric(al) information; также несовершенная информация, неполная информация) – это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация [1].

Неполнота информации является широко распространенным признаком экономической жизни, оказывающим существенное влияние на условия и особенности функционирования рынков. Наибольшее воздействие на поведение экономических субъектов и функционирование рынков оказывает такой тип неполной информации, как асимметричная информация. Именно полная информированность участников рыночного процесса обеспечивает рациональный выбор каждого экономического субъекта и способствует оптимальному распределению имеющих ресурсов. Однако реальность далека от идеальных условий. В силу того, что получение информации всегда сопряжено с альтернативными издержками, сама информация из-за своей недолговечности не всегда надежна и не всякий экономический субъект обладает достаточными знаниями и навыками, позволяющими ему адекватно использовать необходимую информацию, асимметричность информации практически всегда существует и создает для одних участников рыночных отношений возможность злоупотребления неинформированностью других.

Существует два типа асимметрии информации - скрытые характеристики и скрытые действия. Скрытые характеристики имеют место в том случае, когда одна из сторон рыночной сделки располагает более полной информацией, чем другая. Скрытые действия имеют место в том случае, когда располагающий более полной информацией участник рыночной сделки может предпринимать действия, которые не могут наблюдаться менее информированным участником. Для понимания сути поставленной проблемы следует учесть два обстоятельства.

Первое из них состоит в том, что скрытые характеристики являются следствием свойств самого объекта рыночной сделки, то есть благ. Существуют блага, качество которых может быть выявлено в момент покупки. Есть блага, качество которых можно выявить только в процессе потребления, то есть после покупки. Товары могут обладать скрытыми дефектами, которые обнаружатся только в процессе эксплуатации. Но существует и третий тип благ, качество которых невозможно выявить даже в процессе потребления. Типичными примерами таких благ могут послужить лекарственные препараты и косметические средства, для которых трудно установить степень соответствия их действительных свойств заявленным продавцом. Два последних типа благ сами по себе порождают асимметрию информации. То же можно сказать и об участниках рыночной сделки, в рамках которой намерения противостоящей стороны всегда являются скрытыми характеристиками.

Второе обстоятельство заключается в том, что наличие асимметрии информации создает возможность для злоупотребления ею, то есть для недобросовестного поведения. Если продавец знает, что качество продукта не может быть определено даже в процессе его потребления, то почему бы ему не продавать менее качественный продукт по завышенной цене? Причем для продавца такое поведение будет вполне рациональным. Застрахованный может предпринимать действия (умышленные и неумышленные), которые, оставаясь не наблюдаемыми для страховщика, повлияют на наступление страхового случая.

Формы, в которых проявляется влияние асимметрии информации на рынок, многообразны.

В ряде случаев асимметрия информации может стать причиной формирования рыночной власти продавцов. Получение информации связано для покупателя с дополнительными затратами. Когда покупатели не осведомлены о величине затрат, связанных с поиском информации, и величине выгод от её получения, этим может воспользоваться продавец, устанавливая цену на продукт выше равновесной. Даже на рынке совершенной конкуренции возникает ситуации, когда продавец может продавать по ценам, превышающим предельные издержки производства. Типичный пример – более высокие цены в местах, часто посещаемых туристами. Конечно, причиной тому – не только асимметрия информации. Но она играет не последнюю роль, так как часто достаточно зайти за угол, чтобы купить то же товар по существенно более низкой цене. Но человек, не владеющий достоверной информацией об уровне цен, не будет этого делать, так как не знает, какую выгоду он при этом получит. Местный житель, зная порядок цен, примет решение о покупке, исходя из соизмерения дополнительных затрат (времени на ходьбу за угол) и выгод (разница в цене). Отчасти это может служить объяснением того факта, что одни и те же товары продаются по разным ценам. Вывод состоит в том, что асимметрия информации является фактором, снижающим эффективность ценовой конкуренции.

Асимметрия информации служит источником ценовой дискриминации. Часто покупатель не способен определить качественные характеристики блага. Это дает возможность продавцу дифференцировать продукт не путем реального изменения параметров продукта, а путем их имитации. Один и тот же продукт может продаваться в разных упаковках по разным ценам под разными названиями – в данном случае мы будем иметь типичный пример ценовой дискриминации, опирающейся на асимметрию информации.

От асимметрии информации страдает не только потребитель. Скрытые характеристики покупателей часто выступают причиной недополучения прибыли, причем даже для фирм, которые располагают значительной рыночной властью. Например, авиаперевозчик - монополист может получить максимальную прибыль, если обеспечит установление цены в соответствии с предпочтениями потребителей. Готовность платить у предпринимателей выше, чем у туристов. Однако категория, к которой относится каждый конкретный пассажир, является для перевозчика скрытой характеристикой, что и выступает причиной неэффективности. Установление цены билета на «предпринимательском» уровне дает высокий доход с одного билета, но сократит совокупную выручку из-за снижения загрузки самолета. Установление цены билета на «туристическом» уровне обеспечит полную загрузку самолета, но приведет к снижению дохода с одного билета. Скрытые характеристики представляют серьезную проблему для работодателей при найме рабочей силы. Если работодатель окажется не способным определять профессиональные качества работников, то это может стать причиной не только сокращения его прибыли, но и снижения эффективности функционирования рынка труда. [2, с. 503 - 505]

Сказанное является иллюстрацией того, что асимметрия информации оказывает существенное влияние, как на поведение участников рынка, так и на механизм его функционирования. В зависимости от степени асимметрии информации, обусловленные ею негативные последствия, могут проявиться как в неоптимальном распределении ресурсов, так и в невозможности установления рыночного равновесия.

 

        1. Неопределённость качества и рынок «лимонов»

 

Асимметричность информации, её неравномерное распределение между участниками сделки означает наличие информационных преимуществ у одной из сторон, участвующих в сделке. Это обстоятельство порождает ряд экономических проблем. Особый интерес представляют два вида проблем – неблагоприятный отбор и моральный риск.

Неблагоприятный отбор – такая ситуация, при которой на рынке с асимметричной информацией осуществляются покупки худших, а не лучших видов товаров, услуг и ресурсов.

Неблагоприятный отбор возникает при наличии следующих условий:

1) Покупатель не способен чётко  дифференцировать продавцов, предлагающих  различного качества товары и  услуги (к примеру, рынок «лимонов»);

2) Продавец не может классифицировать  своих клиентов по затратам, необходимым  для их обслуживания (например, рынок  страховых услуг).

Чтобы понять, как формируется равновесие на рынке с асимметрией информации, полное отсутствие которой приводит к его несостоятельности, а иногда и к фиаско, рассмотрим рынок «лимонов», модель, предложенную в 1970 г. Дж. А. Акерлофом.

Эта модель описывает функционирование рынка подержанных автомобилей. Особенность такого рынка состоит в том, что продавцы имеют преимущества в обладании информацией над покупателями. В результате происходит неблагоприятный отбор: покупатели выплачивают цену, находящуюся в интервале между ценой, устраивающей продавца хорошего автомобиля, и ценой, устраивающей продавца «лимона» (автомобиля плохого качества). Следствием этого являются уход с рынка продавцов хороших машин и формирование «неполного» рынка.[3, с.182 -183]

Известно, что новый автомобиль обычно теряет значительную часть своей рыночной стоимости в тот момент, когда покидает место продажи. Новый автомобиль, стоивший 15 000 евро во вторник, будет стоить 12 000 евро на рынке подержанных автомобилей в среду. Очевидно, что машина не может потерять 20% своей стоимости за 24 часа только за счёт физической амортизации.

Акерлоф следующим образом объясняет это явление. Предположим, что новые автомашины могут быть двух типов: хорошие и имеющие скрытые дефекты. Эти два типа машин визуально неразличимы. Только владелец знает, какого типа оказалась его машина. Поскольку покупатель не может заранее определить тип машин, все машины имеют одинаковую цену. Можно предположить, что эта единая цена будет равна средневзвешенной стоимости машин обоих типов, причём их вес будет пропорционален соотношению между этими типами машин. На рынке новых автомобилей такое интуитивное предположение оказывается в целом справедливым.

Информация о работе Рынки с ассиметричной информацией