Рынки с ассиметричной информацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение рынков с асимметричной информацией и проблем устранения информационной асимметрии.
Для выполнения данной цели в работе будут поставлены следующие задачи:
- рассмотрено влияние информации на развитие рыночных отношений;
- описана несостоятельность конкурентных рынков как следствие информационных проблем;
- рассмотрены особенности рынков с асимметричной информацией;

Содержание работы

Введение
3
Сущность асимметричности информации на рынке

Понятия, типы и последствия асимметричной информации на рынке
5
Неопределенность качества и рынок «лимонов»
8
Рынок страхования
11
Проблема «принципал – агент»
13
Проблема регулирования асимметричной информации
15
Рыночные сигналы
15
Аукционы
17
Регулирование асимметричной информации на рынке страхования
19
Устранима ли информационная асимметрия?
21
Особенности асимметричной информации в разных странах
23
Заключение
26
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по микрокономике.docx

— 57.42 Кб (Скачать файл)

Однако и покупатели, и продавцы на аукционе предполагают, что противоположная сторона будет вести себя нерационально; каждая из сторон стремится получить преимущества, как можно меньше раскрывая собственные отправные цены.

На аукционах покупателей выигрывает тот, кто может поставить товар по наиболее низким ценам, а на аукционах продавцов товары приобретают обычно те, кто предлагают самую высокую ставку.

 

Аукционы делятся на 3 вида: английский: ставки растут снизу вверх до тех пор, пока товар не будет продан по максимальной из предложенных цен (произведения искусства, предметы роскоши); голландский: ставки снижаются снизу вверх до тех пор, пока товар не будет полностью продан за минимально доступную цену (скоропортящиеся товары, цветы) [5].

Закрытые / темные аукционы – это аукцион, в котором ставки выставляются всеми участниками независимо друг от друга одновременно и товар достается тому, кто предложил наивысшую цену.

Несмотря на то, что условия проведения торгов на этих видах аукционов различны, результат в среднем получается один и тот же. Получение такого среднего итога в проведении трёх видов аукционов получило название теоремы эквивалентности доходов.

Однако иногда индивидуальные особенности предлагаемого к продаже товара или информации создают ситуацию, в которой один из видов аукционов оказывается более предпочтительным. При этом значительную роль играет опыт, накопленный покупателями и продавцами, благодаря чему они не ошибаются в выборе наиболее оптимального для себя вида аукциона.

По мнению большинства экономистов, аукцион является весьма эффективным механизмом решения проблем, помогающих оценивать качество товара в условиях асимметрично распределённой информации. В то же время ряд критиков утверждает, что аукционы представляют реальную угрозу для рынка, связанную с тем, что в процессе их проведения неизбежно возникают победившие и проигравшие, но победившие не всегда находятся в выигрыше. Это явления получило название «поражение победителя». Проблема поражения (проигрыша) победителя заключается в том, что победитель на аукционе нередко платит за товар больше, чем он действительно стоит, или продаёт его дешевле реальной цены. [3, с. 188-190]

 

        1. Регулирование асимметрии информации на рынке страхования

 

Большое количество методов, призванных снизить негативный эффект асимметрии информации, лишь улучшает ситуацию, не меняет ее коренным образом. И даже с учетом этого, и при отсутствии противоположно направленных, положительно сказывающихся на прибыли, эффектов, страхование было бы убыточным делом. В действительности, как мы знаем, страхование существует и страховые компании не несут одни убытки, как было бы, если кроме асимметрии информации и связанных с нею эффектов ничего не действовало. Наряду с неравномерным распределением знаний, существует и такой фактор, как склонность человека к риску и отклонения от рационального поведения.

Сегодня страховые рынки представляют собой институт с многомиллиардными оборотами. Между тем функционирование страховых рынков не является чем-то само собой разумеющимся. Имеется множество факторов, так или иначе препятствующих их эффективной работе и даже самому существованию. Суть проблемы здесь заключается в следующем: цена страховки должна быть такой, чтобы уравновешивать интересы сторон, то есть быть привлекательной и для страхователя, и для страховщика. Реализация этого принципа возможна только при наличии ряда условий.

Во-первых, значение вероятности наступления страхового случая должно быть меньше единицы, так как в противном случае для страховщика сама операция по страхованию теряет смысл.

Во-вторых, должна быть известна величина вероятности наступления страхового случая, что самым непосредственным образом связано с определением величины страховой премии. Если вероятность наступления страхового случая не просчитывается, то страховщик не сможет определить цену страховки. Если цена страховки будет высока, то это сделает непривлекательным страхование для страхователя.

В-третьих, страхуемые риски должны быть несоотносимыми, то есть вероятность наступления страхового события в отношении одного лица не должна находиться в связи с другими лицами. Мы можем застраховаться от пожара, потому что возгорание в одном доме не затрагивает других лиц, застраховавших своё жилище от пожара. Но мы не можем застраховаться от инфляции, так как данное событие коснётся всех без исключения и страховщик окажется не в состоянии выполнить свои обязательства.

В-четвёртых, страхование должно характеризоваться отсутствием «отрицательного отбора», то есть минимальной возможностью для страхователей скрыть степень риска в отношении себя. При страховании здоровья страховщики могут провести детальную экспертизу вашего здоровья и установить степень риска наступления страхуемого события. Но они не могут выявить вашу склонность ходить в расстёгнутой куртке, что, несомненно, повышает степень риска заболеть.

В-пятых, при страховании должен быть исключён «риск безответственности», то есть способности застрахованного влиять на наступление страхового случая. По крайней мере, такая возможность должна быть минимальной и проверяемой. Вероятность заболеть раком не зависит от самого человека, но вероятность забеременеть находится в прямой зависимости от самой женщины.

В случае невыполнения указанных условий страхование оказывается либо невозможным, либо, по меньшей мере, неэффективным. Это становится причиной существования нестрахуемых рисков. В свою очередь, нестрахуемые риски становятся препятствием для предоставления некоторых благ посредством рыночного механизма. [2, с. 501]

 

        1. Устранима ли информационная асимметрия?

 

Считающиеся в теории верными решениями проблемы асимметричности информации, такие как обязательная сертификация продукции, лицензирование деятельности, содержание государственных надзорных органов по защите прав потребителей не привели к ликвидации проблемы, а просто переместили ресурс асимметричности информации из рук капиталистов в руки чиновников, которые вместе с корпоративными бюрократами сформировали существующий сейчас правящий класс – бюрократическую элиту, окончательно подтвердив, что капиталисты уже не правят миром и существующий общественный строй капитализмом назвать крайне сложно.

Ярким примером отчаянной, ввиду ее очевидной уже проигрышности, борьба правящего класса за информационные ресурсы является современная война с «пиратством» и выстраивание культа копирайта.

Что происходит на рынке? Ф.Котлер назвал это термином «Турбулентность» или Хаотика, написав одноименную книгу, показывая тем самым свое настороженное отношение к происходящему, а Дон Тапскотт и Энтони Д. Вильямс назвали это словом «Вииномика».

Последние авторы показали, как массовое сотрудничество меняет мир, а Котлер указал, цитирую: «МИР вступил в новую стадию экономики. Национальные экономики глубоко связаны и взаимосвязаны. Коммерческая деятельность ведется при помощи потоков информации, перемещающихся со скоростью света по Интернету и мобильным телефонам. Эта новая стадия приносит замечательную пользу в виде снижения затрат и ускорения производства и поставок товаров и услуг. Но у каждой медали есть и обратная сторона. Речь идет о существенном возрастании уровня риска и неопределенности, с которыми сталкиваются как производители, так и потребители». И тут же выделил, среди прочих следующие риски: *Технические достижения и информационная революция.

Подрывные технологии и Инновации (подрывны в том смысле, что новая технология подрывает и разрушает рынок продукта, изготовленного по старой) [6]:

  • Гиперконкуренция.

Расширение полномочий клиентов (те самые социальные сети)

Стоит понимать, что Ф.Котлер, основатель маркетинга, как никто другой понимал, что добавочная стоимость образуется в виде разницы между истинными свойствами товара и его «легендой». Если попытаться обобщить опасения Котлера в двух словах, то выйдет следующее: Какие бы технологии или производственные ноу-хау не были бы у производителя, они в любом случае:

Очень быстро устаревают

Будут заменены технологиями, полностью меняющими рынок

Будут моментально скопированы конкурентами, которых просто море и тьма тьмущая

Пропаганда будет конкурировать с отзывами потребителей [7]

 

        1. Особенности асимметричности информации в разных странах

 

В качестве примера такого рода информационной асимметрии возьмем часто массирующуюся в СМИ тему сомалийского пиратства. Большинство информационных агентов преподносит сомалийское пиратство как отдельное явление, прецедент нарушения морского права торговых судов «цивилизованных» стран, с которыми ведется праведная борьба странами НАТО, Евросоюза, России. Внимание концентрируется на положении моряков (особенно российских), захваченных пиратами. Факт сомалийского пиратства, несомненно, очень важный с глобально-политической точки зрения, преподносится изолированно от его экономической и политической сущности. Большинство СМИ не упоминают его системного характера, умалчивают о его исторической подоплеке. Изредка в Интернет-изданиях говорится о гуманитарной катастрофе в Сомали, эскалация насилия, разгуле холеры и других болезней (в связи с которыми «ВОЗ изучает возможности оказания помощи населению»). Еще реже упоминаются браконьерство в Аденском заливе, отсутствие у Сомали береговой охраны, нелегальная иммиграция в республику, поставка туда наркотиков и оружия. Лишь на задворках всемирной сети можно встретить сообщение о том, что ряд государств избрали берега Сомали местом для сброса радиоактивных отходов. Практически не говорится о том, что в 1990-е  Сомали постигла катастрофа, во многом схожая с бедствиями бывшего социалистического блока и других стран, шедших по социалистическому пути развития, а также о том, что до сих пор, по старой памяти, Сомали надеется на Россию и просит ее о помощи. [8]

В данном примере асимметрия трансформирует информацию таким образом, что для слушателя/ зрителя становится актуальным факт пиратства и захвата пиратами судов частных компаний. Однако, по существу, какое дело рядовому слушателю/ зрителю до проблем частных компаний в изоляции от причин такого положения у берегов Африканского Рога и перспектив его исправления? Еще раз подчеркнем, что такая асимметрия направлена на снижение рефлексии аудитории, обеспечение изолированного, несистемного восприятия факта действительности. В этом и состоит ее идеологическое воздействие.

Можно сказать, что, несмотря на все недостатки неполноты информации, связанные с упрощением знаний о мире, у внешне демократичного (симметричного), но необъективного представления событий не меньше минусов. Разноголосица мнений, противоречивость данных, смешение существенного и второстепенного, правды и лжи, здравого смысла и мифологий порождают когнитивный диссонанс и, в худшем случае, раскол сознания. Между тем, по мнению психологов, целостность сознания является важным аспектом психологического здоровья индивида. Стремясь к целостности в условиях необъективного информационного пространства, он порой формирует причудливый и далекий от правдоподобия образ мира [9].

Помимо двух основных признаков коммуникативной асимметрии – асимметрии дискурса и асимметрии информации, следует упомянуть такие ее признаки как неодинаковое освещение в масс-медиа действий различных политических актеров, частое или редкое предоставление им эфира. Сюда же можно отнести стерео типизацию, создание определенного положительного или отрицательного имиджа политического актера, так что у реципиента появляется автоматизация его восприятия. Например, несмотря на многомиллионный электорат, деятельность коммунистической партии  практически не освещается на официальном телевидении, подается двусмысленно или отрицательно, в результате у зрителя/ слушателя создается впечатление несущественности этих сил или их бездействие.

Наконец, в качестве признака коммуникативной асимметрии следует выделить и отсутствие или искажение обратной связи, когда отклики аудитории «моделируются»: положительные остаются, критические же отсеиваются[10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подведя итоги по проведенному исследованию, можно сделать некоторые выводы.

Одна из наиболее изученных разновидностей несовершенства информации  является асимметричная информация на рынке. Рынки с асимметричной информацией – это рынки, на которых одни участники знают о товарах больше других.

Асимметрия информации является также источником ценовой дискриминации. Часто покупатель не способен определить качественные характеристики блага. Это дает возможность продавцу дифференцировать продукт исходя не из реального изменения его параметров, а посредством их имитации, которую называют фантомной дифференциацией.

Существуют различные меры и способы регулирования асимметрии информации, представляющие собой государственное регулирование, действие рыночных сигналов и аукционов, лицензирование, реклама, сертификация и прочее.

Анализ проблем асимметричной информации в мировой теории восходит к модели «рынка лимонов» Дж. Акерлофа. Исследования, развивающие анализ проблемы, можно условно разделить на две группы: анализ последствий несовершенства информации на разных рынках и изучение возможности и эффективности различных типов сигналов о качестве.

Обратим внимание, что существование проблемы асимметричной информации о качестве на товарном рынке создает дополнительные барьеры на пути новых фирм. Прежде чем производитель товара высокого качества сможет продавать свой продукт по цене, позволяющей получать хотя бы нормальную прибыль, он должен сигнализировать покупателю о качестве своей продукции. Независимо от конкретной стратегии продавца (предоставление гарантий, низкая входная цена, расточительные расходы) продвижение и позиционирование товара на рынке сопряжено со значительными дополнительными расходами – инвестициями в репутацию.

Информация о работе Рынки с ассиметричной информацией