Рынки с несовершенной конкуренцией и ценообразование на факторы производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 19:11, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях любой реальный рынок практически в той или иной степени монополизирован - это и не совершенно конкурентный рынок и не чисто монополистический рынок, это рынок несовершенной конкуренции. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.
На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и цены.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНКИ С НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ. 4
1.1. Монополия. 4
1.2. .Монополистическая конкуренция. 6
1.3. Олигополия. 8
2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

микроэкономика.docx

— 77.87 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
           В современных условиях любой реальный рынок практически в той или иной степени монополизирован - это и не совершенно конкурентный рынок и не чисто монополистический рынок, это рынок несовершенной конкуренции. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. 
На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и цены.        
             Необходимость изучения рынка несовершенной конкуренции объясняется тем, что довольно большой объем экономической деятельности, даже в странах со сложившейся системой рыночного хозяйствования, ведется в условиях, приближенных к чистой монополии. Еще более актуальна эта проблема для современной российской экономики.

В отличие от рынков готовых товаров и услуг, где фирмы являются продавцами, а потребители товаров и услуг — покупателями, на рынках факторов производства фирмы выступают покупателями рабочей силы, природных ресурсов, земли, капитала в его различных формах — денежной, производительной, в форме ссудного или фиктивного капитала. Ценообразование на факторы имеет ряд существенных особенностей, которые обусловливают необходимость специального рассмотрения этого процесса.

 

  1. РЫНКИ С НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ.

 

Несовершенная конкуренция - это рыночная ситуация, когда на рынке присутствуют продавцы такого количества товаров, которое существенно влияет на его цену. Несовершенная конкуренция в зависимости от степени нарушения свободной конкуренции в свою очередь подразделяется на следующие основные подвиды: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

 

    1. Монополия.

 

Монополия - это рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей. Ситуацию с единственным продавцом товара называют чистой монополией. Кроме того, различают:

  1. закрытую монополию;
  2. естественную монополию;
  3. открытую монополию;
  4. простую монополию.

В процессе монополизации проявляются две основные тенденции:

  1.  появление крупных предприятий или фирм на основе концентрации производства и их доминирующего положения в отрасли;

  2. образование монополистических союзов или достижение соглашений ряда крупных фирм.

Возможность таких союзов возрастает вслед за уменьшением числа хозяйствующих субъектов отрасли. Необходимость монополистического союза вытекает из идеи координации деятельности для уменьшения издержек конкурентной борьбы.

Выделяются низшие и высшие формы монополистических союзов. Низшие - временные союзы или соглашения, которые достигаются для реализации конкретного проекта (пулы, ринги, корнеры и т.д.).

Высшие же формы монополий или монополистических союзов - это картель, синдикат, трест и концерн.

Монополизм - это такой тип экономических отношений, когда хозяйствующий субъект навязывает контрагентам выгодные для себя действия, «эксплуатируя» в своих интересах рыночный спрос через получение высоких прибылей.

Для определения доминирующего положения монополии на рынке используют разные показатели:

  • доля фиксированного числа предприятий;

  • индекс степени монополизации А. Лернера;

  • индекс Харфиндела-Хиршмана;

  • предельная сумма приобретенных активов, принцип «разумности» и др.

Показатель монопольной власти или так называемый индекс степени монополизации А. Лернера (L) рассчитывается по формуле:

Где Р - монопольная цена; МС - предельные издержки.

Численное значение коэффициента Лернера находится между 0 и 1. Чем больше коэффициент L, тем больше монопольная власть исследуемого субъекта. Если предельные издержки (МС) равны цене (Р), то индекс Лернера равен нулю (L = 0), что означает отсутствие монополии и наличие свободной конкуренции.

Еще один метод оценки степени монопольной власти связан с использованием «индекса концентрации рынка», предложенный Харфинделом- Хиршманом:

Где S1- доля рынка фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок, S2- доля рынка следующей по величине фирмы и т.д.

Индекс представляет собой сумму квадратов удельных весов предприятий, действующих на рынке. Согласно индексу Харфиндела-Хиршмана безопасным с точки зрения монополизации является рынок, состоящий из 10 и более конкурирующих фирм. Доля крупнейших из них не должна превышать 31% общего объема продаж соответствующей продукции.

Фирма обладает монопольной властью, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Ограничивая объем продаж, фирма устанавливает более высокую цену на свою продукцию и получает экономическую прибыль. Обладание монопольной или рыночной властью означает, что кривая спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.

При определенных условиях разным группам потребителей могут назначаться разные цены. Такая практика, присущая естественным монополиям, называется ценовой дискриминацией.

Для возможности осуществления ценовой дискриминации рынок должен отвечать двум условиям:

  • покупатели не могут перепродавать приобретенную продукцию;

  • продавец имеет возможность разделять покупателей на группы исходя из учета эластичности спроса на товар.

 

    1. .Монополистическая конкуренция.

 

Монополистическая конкуренция - это такая рыночная ситуация, при которой сравнительно большее число некрупных фирм (от 20 до 70) производят однородную, но дифференцированную продукцию.

Основные признаки монополистической конкуренции следующие:

  1. обладание каждой фирмой относительно небольшой долей рынка;

  1. ограниченный контроль над рыночной ценой;

  1. невозможность тайного сговора, согласованных действий фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен;

  1. отсутствие взаимозависимости фирм в отрасли;

  1. самостоятельность фирмы в определении своей стратегии;

  1. свобода входа в отрасль и выхода из нее;

  1. дифференциация продукта, т.е. производство разновидностей данного продукта, включая функциональные особенности, материалы, дизайн, качество работы.

В краткосрочном периоде времени фирма в условиях монополистической конкуренции ведет себя как монополист.

Однако краткосрочное состояние равновесия не может быть долгосрочным в условиях монополистической конкуренции. Дело в том, что монополистически конкурентные рынки, имея свободный вход и выход, обладают высокой конкурентностью. В краткосрочный период фирма получает чистый экономический доход. Вместе с тем доходы привлекают новые фирмы. Вследствие этого на рынке происходит следующее:

 Во-первых, кривая спроса  существующих фирм опускается  вниз, так как товары новых  фирм, несмотря на то, что они  не идентичны продукции существующих  фирм, являются их субститутами.

Во-вторых, приспосабливаясь к новой конкуренции, уже действующие фирмы на рынке могут увеличить расходы на рекламу, улучшить свои товары или предпринять другие усилия по возвращению своих потребителей. В результате кривая средних общих затрат сдвинется вверх. Перемещение кривой спроса «старых» фирм вниз и перемещение кривой издержек вверх или и то и другое вместе будет продолжаться до тех пор, пока не останется доходов, привлекающих новые компании.

Долгосрочное равновесие на рынках с монополистической конкуренцией похоже на конкурентное равновесие тем, что ни одна фирма не получает прибыли больше номинальной. Вместе с тем монопольно-конкурентное равновесие похоже на чисто монопольное равновесие тем, что цены превышают предельные издержки производства.

Фирма в условиях монополистической конкуренции пытается не только удержать равновесие в долгосрочном периоде, но и получить прибыль, используя методы неценовой конкуренции. Основными среди них являются: дифференциация продукта, совершенствование продукта и реклама продукта.

При монополистической конкуренции потребители платят более высокие цены за дифференцированный продукт по сравнению с совершенной конкуренцией, когда продукт стандартизирован. Для этой модели характерны более низкие цены по сравнению с монополией с ее уникальным продуктом. Объем производства при монополистической конкуренции меньше, чем в условиях совершенной конкуренции, но больше, чем при монополии.

 

    1. Олигополия.

 

Олигополия - это рыночная структура, при которой доминируют несколько продавцов, а появление новых затруднено или невозможно. Обычно на олигополистическом рынке существует от 2 до 10 фирм, на которые приходится 50% и более продаж на рынке. Товар может быть дифференцирован или стандартизирован. Примером олигополистического рынка служит рынок пива, алюминия, сигарет, автомобилей.

Во многих случаях олигополии защищены от конкуренции барьерами, схожими с монопольными.

Различают несколько моделей олигополистического ценообразования. Первая попытка создать теорию олигополии была предпринята А.О. Курно в 1838 г. В самом общем виде суть теории Курно можно проиллюстрировать на примере отрасли, состоящей из двух фирм (дуополии). Каждая фирма запрашивает определенную цену, максимизирующую прибыль при любой цене, которую может установить конкурент. Эти цены изображаются в виде кривых реакции, которые могут определяться кривыми издержек каждой из этих двух фирм и кривыми спроса. Равновесная цена будет находиться на пересечении кривых реакции этих фирм.

Твердость цен и ломаная кривая спроса. Эта модель пытается объяснить неизменность цен на отдельных олигополистических рынках. В качестве основных факторов здесь выступают предположения фирм относительно реакции конкурентов на изменение цены.

Ценообразование, ограничивающее вход в отрасль. В этом случае на рынке устанавливается цена, при которой новым производителям будет невыгодно продавать свой товар.

Установление цены по принципу «издержки плюс». Данный вид ценообразования применяется из-за присущей рынку неопределенности по поводу спроса на товар и предельных издержек. В этом случае фирма определяет цену на товар исходя из процентной надбавки к предполагаемым средним переменным издержкам. Надбавка обеспечивает возмещение средних постоянных издержек и получение нормальной прибыли. Цена в данном случае определяется по формуле:

 

P = AVC + m(AVC),

 

Где AVC - средние постоянные издержки; m - процент надбавки:

m = -1 / (1+ Ea),

где Еа - коэффициент эластичности спроса по цене.

Если Еа = -6, то m = 0,2 , или 20%. Чем выше эластичность спроса, тем ниже будет процент надбавки, а следовательно, и цена.

Лидерство в ценах. При данной модели ценообразования одна фирма, обычно крупнейшая, действует как ценовой лидер, устанавливая цену так, чтобы максимизировать собственную прибыль, в то время как другие фирмы следуют за лидером.

На олигополистических рынках фирмы могут соперничать с помощью методов ценовой и неценовой конкуренции. Как правило, фирмы предпочитают неценовую конкуренцию, так как ценовая конкуренция может привести к ценовым войнам с тяжелыми для всех последствиями. Ценовая война - это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими продавцами. Ценовая война продолжается до тех пор, пока ни одна фирма не сможет получить выгоды от понижения цены, а экономические прибыли упадут до нуля. В результате ценовых войн выигрывают потребители, но страдают продавцы.

 

  1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА.

 

Любое предприятие можно представить как производственную систему, в которой осуществляется трансформация факторов производства в готовый продукт (изделие или услугу).

Факторы производства – это основные компоненты, используемые в процессе производства продукции, работ, услуг.

Когда фирма в условиях совершенной конкуренции решает вопрос о покупке дополнительной единицы ресурса, она прежде всего оценивает ее возможное влияние на доход. Предположим, что фирма в краткосрочном периоде использует только один переменный ресурс - труд (L). Чем больше его затрачивается в процессе производства, тем больше продукции выпускает фирма. Прирост выпуска продукции в физических единицах, обеспеченный за счет увеличения использования переменного ресурса на одну единицу, называется предельным продуктом (МР). Изменение дохода фирмы за счет приобретения дополнительной единицы переменного ресурса называется предельной доходностью ресурса (MRP). Выгода от найма каждого рабочего зависит от размеров предельного продукта и добавочного дохода, который может быть получен в результате продаж дополнительной единицы продукции. Следовательно, предельная доходность ресурса определяется как произведение предельного продукта ресурса и предельного дохода от продажи дополнительной единицы продукции.

Информация о работе Рынки с несовершенной конкуренцией и ценообразование на факторы производства