Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 22:43, курсовая работа
Говоря о современном положении дел в экономике нашей страны, невозможно не затронуть тот факт, что она переживает грандиозные перемены. В области внешней и внутренней политики российское руководство определило несколько приоритетных задач. Первая из них глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам хозяйствования.
В целом российская экономика может служить объектом для исследования
1. Рыночная экономика и ее особенности в России. Введение………………. 3
1.1. Общая характеристика рыночной экономики……………………………. 3
2. Спрос и предложение…………………………………………………………6
2.1. Что такое спрос и предложение, и какие факторы влияют на спрос и предложение ……………………………………………………………………..6
3. Издержки производства. Введение …………………………………………..9
3.1. Виды издержек ……………………………………………………………..10
3.2. Альтернативные издержки……………………………………………….. 11
3.3. Внешние и внутренние издержки ………………………………………... 12
3.4. Издержки производства в краткосрочном периоде……………………... 12
3.5. Частные и общественные издержки……………………………………… 15
4. Финансовая система государства. Введение ……………………………… 15
4.1. Государственный бюджет ……………………………………………….. 16
4.2. Местный бюджет ………………………………………………………… 18
4.3. Регулирование бюджетных отношений ………………………………… 20
4.4. Налоговая система ………………………………………………………... 21
4.5. Финансовый рынок ……………………………………………………….. 22
5. Заключение …………………………………………………………………... 24
6. Список литературы ………………………………………………………….. 26
Содержание
1. Рыночная экономика и ее особенности в России. Введение………………. 3
1.1. Общая характеристика рыночной экономики……………………………. 3
2. Спрос и предложение…………………………………………………
2.1. Что такое спрос и предложение, и какие факторы влияют на спрос и предложение ……………………………………………………………………..6
3. Издержки производства. Введение …………………………………………..9
3.1. Виды издержек …………………………………………
3.2. Альтернативные издержки……………………………………………….. 11
3.3. Внешние и внутренние издержки ………………………………………... 12
3.4. Издержки производства в краткосрочном
периоде……………………... 12
3.5. Частные и общественные издержки……………………………………… 15
4. Финансовая система государства. Введение ……………………………… 15
4.1. Государственный бюджет ……………………………………………….. 16
4.2. Местный бюджет ………………………………………………………… 18
4.3. Регулирование бюджетных отношений ………………………………… 20
4.4. Налоговая система ………………………………………………………... 21
4.5. Финансовый рынок ……………………………………………………….. 22
5. Заключение …………………………………………………………………... 24
6. Список литературы ………………………………
1.
Рыночная экономика и ее
Говоря о современном положении дел в экономике нашей страны, невозможно не затронуть тот факт, что она переживает грандиозные перемены. В области внешней и внутренней политики российское руководство определило несколько приоритетных задач. Первая из них глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам хозяйствования.
В целом российская экономика может служить объектом для исследования.
Известно, что в наследие от советского союза с его плановым ведением хозяйства России досталась не только экономика в плачевном состоянии, но и грандиозный внешний долг. За последние годы российская экономика потерпела множество самых разных изменений. При переходе к рыночным отношениям необходимы четкие и продуманные решения.
В связи с переходом к рынку необходима интеграция российской экономики в мировое хозяйство, что предполагает некоторую либерализацию внешне экономической деятельности. Огромные размеры территории, обилие природных богатств, развитая промышленная база, высокие технологии и эффективно используемые трудовые ресурсы страны в конечном итоге должны не только вывести ее из кризиса, но и помочь занять достойное место среди ведущих мировых держав.
Важнейшими категориями микроэкономического анализа является спрос и предложение на отдельных рынках. Ценообразование на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения - важнейших рычагов рыночной экономики.
Рыночная экономика нестабильна и находится в постоянном движении.
1.1 Общая
характеристика рыночной
Рыночная экономика является самой распространённой экономической системой в мире на рубеже ХХ-ХХI вв. и самой эффективной с точки зрения долгосрочного экономического развития. В направлении к рыночной экономике развиваются как страны с переходной экономикой нового типа, так и переходные экономики традиционного типа в развивающихся странах. Поэтому не случайно, что в учебниках по экономике основное внимание уделяется анализу особенностей и закономерностей рыночной экономической системы. Чтобы разобраться в деталях функционирования рыночной экономики, необходимо понять главную особенность этой системы. Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы - что, как и для кого производить - решаются главным образом через рынок, в центре которого находится конкурентный механизм формирования цен на продукты и факторы производства. Цены формируются в результате взаимодействия спроса на продукцию и предложения продукции. Именно цены на рынке указывают, что производить и какие ресурсы использовать.
Понятие рынка является исходным понятием в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов. Эти контакты между продавцами и покупателями предполагают какие-то соглашения между ними, в соответствии с которыми происходит обмен по установленной цене. При обмене происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой собственности, то есть происходит взаимная передача прав собственности.
На рынке в ходе обмена происходит общественная оценка произведённых благ. Если производитель продал свой товар, то его труд и другие затраты признаются обществом как отвечающие потребностям общества. Именно на рынке производители вступают в контакт между собой, рынок их объединяет, устанавливает связи между ними. В широком смысле слова рынок - это социальный механизм, осуществляющий связь между производителями и потребителями благ и ресурсов.
В качестве производителей и потребителей на рынке могут выступать различные экономические агенты, или субъекты рынка. Экономические агенты - это участники рыночных экономических отношений, обладающие собственностью на факторы производства и принимающие экономические решения. Основными экономическими агентами являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство. Положение каждого экономического агента зависит от его собственности на ресурсы. Например, если экономический агент обладает лишь собственной рабочей силой, то его возможности влиять на организацию производства и распределение доходов незначительны. Если же участник рынка владеет как своей рабочей силой, так и денежным капиталом, то у него значительно больше возможностей организовать и управлять предприятием и распределять доходы.
Домашние хозяйства, как экономические агенты принимают решения, главным образом, о потреблении благ, необходимых для поддержания жизнедеятельности членов семьи. В качестве домашнего хозяйства могут выступать как семья, так и индивид, если он живёт отдельно и ведёт собственное хозяйство. В конечном итоге все экономические ресурсы принадлежат домашним хозяйствам, но они распределены крайне неравномерно между ними. Абсолютное большинство домашних хозяйств, владеют и распоряжаются рабочей силой. В рыночной экономике рабочая сила является главным товаром, создаваемым в рамках домашнего хозяйства и предлагаемым на рынке факторов производства. Получая доходы от продажи своих ресурсов, домашние хозяйства принимают решения о распределении ограниченных доходов для приобретения различных потребительских благ. Главный экономический интерес домашних хозяйств состоит в том, чтобы максимизировать полезность приобретаемых благ. Выбор потребительских благ домашними хозяйствами формирует спрос в рыночной экономике.
Предприятие или фирма - это экономический агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Производимые блага - это и материальные блага и услуги, поэтому, когда речь идёт о предприятии, то имеют в виду и чисто производственные предприятия, и торговые, и финансовые, и обслуживающие. В длительном историческом процессе возникновения и развития рыночной экономики производство благ отделилось от домашних хозяйств и стало осуществляться на предприятиях. Главный экономический интерес предприятия состоит в том, чтобы максимизировать прибыль. Другими экономическими мотивами деятельности предприятий могут быть максимизация продаж, увеличение доли на рынке, удержание монопольных позиций на рынке, стабильный экономический рост, увеличение рыночной стоимости предприятия. Решения предприятий об объёме и структуре производства формируют предложение на рынке.
Государство как экономический агент, а точнее правительство, принимает решения о перераспределении благ, производимых в частном секторе, и о производстве так называемых общественных благ. К последним относятся блага, потребляемые совместно, например: почта, общественная безопасность, образование, общественное здравоохранение. Перераспределение производимых благ государство может осуществлять, например, с целью помощи инвалидам и безработным. Экономические интересы государства отражают интересы общества в целом. Важнейшими из них являются поддержание экономического роста для удовлетворения растущих потребностей общества, повышение эффективности национальной экономики и её конкурентоспособности на мировом рынке.
Экономические агенты действуют в разных условиях, на разных рынках, отличающихся по месту их расположения и по широте охвата, по объекту купли-продажи, по тому, как там устанавливаются цены и т.д. Соответственно можно выделить следующие основные формы рынков: по широте охвата - это локальные, национальные и международные рынки; в зависимости от объекта купли-продажи это рынки товаров и услуг и рынки ресурсов (рынок труда, капитала, земли, предпринимательских способностей); по способу установления цен - это рынки с заранее установленными ценами и рынки, где цены устанавливаются в процессе купли-продажи; по форме организации - это рынки, требующие личного контакта или не требующие контакта.
2. Спрос и предложение
2.1 Что такое спрос и предложение, и какие факторы влияют на спрос и предложение
Спрос – это общественные потребности, опосредованные и ограниченные деньгами. Основная часть потребности населения в предметах потребления и услугах выступает в виде платежеспособного спроса. Потребности предприятий в средствах производства также проявляются в форме спроса на конкретные виды средств и предметы труда.
Спрос на какой-либо товар или услугу – это желания или возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене и в определенный период времени.
Различают два вида спроса:
· индивидуальный спрос – это спрос конкретного субъекта
· рыночный спрос – это спрос всех покупателей на данный товар
Существует такие понятия, как объем спроса и закон спроса.
Объем спроса – это количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.
Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.
Следует различать понятия «величина спроса» и «спрос». Величина спроса (объем спроса) представляет собой количество товара, которое готов приобрести покупатель по конкретной цене, а полный спрос на товар – это готовность потребителя приобрести товар при всевозможных ценах, т.е. функциональная зависимость величины спроса от цены. Изменение величины спроса зависит от ценового фактора – цены, а изменение спроса зависит от нескольких факторов:
· дохода потребителей;
· вкусы и предпочтения;
· цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;
· запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);
· информация о товаре;
· время, затраченное на потребление.
При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.
Предложение (в экономике) – понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести ( предложить ) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях. Производитель решает две задачи: сколько и по какой цене производить. Чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Эластичность предложения зависит от:
· особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);
· временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменение цен на рынке) ;
· зависит и от неспособности данного товара к длительному хранению;
Объем предложения(объем выпуска ) – количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель(фирма) по определенной цене за определенный период времени при прочих равных условиях.
Величина предложения – количество товара, которое имеется в продаже при определенной цене.
Как правило, между уровнем цен и количеством товара существует прямая зависимость. Повышение цен приводит к получению дополнительной прибыли, позволяя производителю расширить производство, привлекает новых производителей на рынок.
Факторы, приводящие к изменению предложения:
· изменение в себестоимости сырья или производства (повышение себестоимости приводит к снижению предложения);
· изменение цен на другие, в том числе и взаимозаменяемые товары;
· перспективы ожидания производителей( ожидание повышения цен – предложение снижается, ожидание снижения цен - предложение увеличивается);
· спрос – отражает то количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене, в данном месте, в данное время;
· закон спроса – при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены – повышение величины спроса, т.е. отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара;
· уровень технологий;
· объем и доступность ресурсов;
· налоги и дотации;
· природные условия;
· размеры рынка (количество товаропроизводителей).
Закон предложения – при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту цены предложения; снижение цены – к снижению величины предложения.
Линия спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечений линии предложения(S) и спроса(D) – точка E, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием. Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка(Qe). Цена в этой точке называется равновесной рыночной ценой. Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения. Спрос и предложение находятся в сложной диалектической взаимосвязи, опосредствующей отношения между производством и потреблением и выступающей на рынке как внешнее проявление экономических отношений.
Информация о работе Рыночная экономика и ее особенности в России