Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 22:43, курсовая работа
Говоря о современном положении дел в экономике нашей страны, невозможно не затронуть тот факт, что она переживает грандиозные перемены. В области внешней и внутренней политики российское руководство определило несколько приоритетных задач. Первая из них глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам хозяйствования.
В целом российская экономика может служить объектом для исследования
1. Рыночная экономика и ее особенности в России. Введение………………. 3
1.1. Общая характеристика рыночной экономики……………………………. 3
2. Спрос и предложение…………………………………………………………6
2.1. Что такое спрос и предложение, и какие факторы влияют на спрос и предложение ……………………………………………………………………..6
3. Издержки производства. Введение …………………………………………..9
3.1. Виды издержек ……………………………………………………………..10
3.2. Альтернативные издержки……………………………………………….. 11
3.3. Внешние и внутренние издержки ………………………………………... 12
3.4. Издержки производства в краткосрочном периоде……………………... 12
3.5. Частные и общественные издержки……………………………………… 15
4. Финансовая система государства. Введение ……………………………… 15
4.1. Государственный бюджет ……………………………………………….. 16
4.2. Местный бюджет ………………………………………………………… 18
4.3. Регулирование бюджетных отношений ………………………………… 20
4.4. Налоговая система ………………………………………………………... 21
4.5. Финансовый рынок ……………………………………………………….. 22
5. Заключение …………………………………………………………………... 24
6. Список литературы ………………………………………………………….. 26
· государственные финансы;
· государственный бюджет;
· государственный кредит.
Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI-XVIII вв.
С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократились.
В условиях капитализма товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер. Финансы становятся неотъемлемой частью денежных отношений. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителя, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Финансовую систему макро- и микроэкономики образуют регулируемые финансовые отношения и финансовые учреждения, осуществляющие мобилизацию денежных средств и их распределение в связи с финансированием и кредитованием народного хозяйства. Финансовая система состоит из двух важнейших частей – децентрализованных финансов несчастных случаев. Данные фонды образуются за счет платежей предприятий и населения по обязательному и добровольному страхованию.
4.1. Государственный бюджет
Ведущим звеном финансовой системы является государственный (федеральный) бюджет.
Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, штата или муниципальным собранием. Он представляет собой основную экономическую форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Его важнейшее назначение состоит в централизации финансов в руках государства.
Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом (в процентах):
Расходы:
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели _______40-50.
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ ________ 10-20.
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам _______ 10-20.
Административно-управленческие расходы; содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч. __________ 5-10.
Платежи по государственному долгу _________ 7-8.
Доходы:
Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор) __________ 75-85.
Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике государственной торговли ______ 5-8.
Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный фонд, страхование от безработицы_________ 10-12.
Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами – внутренними и внешними. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банка (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями).
Государственные займы – не единственный путь покрытия дефицита бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению накопленный значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег.
В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок предохранитель: конструктивно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной власти. Эмиссионный блок не обязан финансировать правительство, таким образом, ставится заслон инфляционному взрыву, который мог бы произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.
Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг.
4.2. Местный бюджет
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права местных органов власти дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять местные бюджеты. Они распоряжаются переданными в их ведение предприятиями и получают от них доходы.
Местный бюджет укрепляет экономическую самостоятельность местных органов власти, активизирует их хозяйственную деятельность, позволяет им развивать инфраструктуру на подведомственных территориях, расширять экономический потенциал региона, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов.
Таким образом, местный бюджет – это совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода и обеспечивающих создание финансовой базы местных органов власти. Местные бюджеты не являются составной частью государственного бюджета, они входят наряду с государственным бюджетом в консолидированный бюджет общества.
Формирование и использование местных бюджетов выражает движение общественного продукта между участниками производства и обмена, а именно:
· между предприятиями и государством;
· между предприятиями, организациями и учреждениями;
· производственной и непроизводственной сферами макроэкономики всех форм собственности;
· между звеньями бюджетной системы;
· между государством и населением.
Входя в экономический базис общества, местные бюджеты функционируют и развиваются в соответствии с действующими экономическими законами. В этой связи необходимо отметить следующее:
1) через местные бюджеты
2) местные бюджеты являются
инструментом реализации на
3) местные бюджеты увеличиваются
по мере роста
4) местные бюджеты тесно связаны
с реализацией на практике
принципа распределения по
4.3. Регулирование бюджетных отношений
Так как госбюджет является основный финансовым планом, то государство должно регулировать систему бюджетных отношений. Они включают в себя целую систему мер.
· Во-первых, государство формирует такую модель бюджета, которая обеспечивает с одной стороны стабильный экономический рост, а с другой стороны достижение и дальнейший рост жизненного уровня населения.
· Во-вторых, государство должно обеспечить строгий контроль за поступлением доходных средств.
· В-третьих, государство должно использовать в полной мере всю систему мер по поощрению отечественных производителей. Ограничиваться лишь совершенствованием налоговой системы нельзя. Надо производить научно обоснованную ценовую, таможенную, амортизационную политику. которая бы способствовала повышению рентабельности предприятий. Важно не только собрать необходимые денежные средства, но и организовать их использование. Это требует:
· во-первых, определения тех предприятий и организаций, которые получают финансирование (все это немыслимо без тщательной оценки состояния этих предприятий и их возможностей эффективно использовать средства);
· во-вторых, контроля за расходованием средств;
· в-третьих, должна быть отработана система ответственности за используемые средства.
Весьма актуальной была и остается проблема взаимосвязи федерального и местного бюджетов. Она включает в себя экономический и политический аспекты. По существу здесь речь идет о взаимосвязи общенародных и региональных интересов, об установлении разумных пропорций при распределении средств, направляемых в Центр и оставшихся на местах. Здесь нельзя исходить из одной установленной пропорции и использовать ее в каждом отдельном случае.
Стремление некоторых регионов к большой экономической самостоятельности приводит к неоправданному расширению политического суверенитета, а в условиях многонационального государства это чревато раздроблением государства.
Являясь частью финансовой системой, госбюджет, как видно из всего вышесказанного, выполняет аккумулирующую, распределительную и перераспределительную функции.
4.4. Налоговая система
Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
Совокупность изымаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. Налоги бывают двух видов.
Первый вид – налоги на доходы и имущество:
- подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций (фирм): на социальное страхование и фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);
- поимущественные налоги, в том числе на собственность, включая землю и другую недвижимость;
- налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран в настоящее время взамен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство: на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги косвенные. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Налоги выполняют три важнейшие функции.
1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).
2. Поддержание социального
3. Государственное регулирование
экономики (регулирующая функция). Во
всех государствах, при всех общественных
формациях налоги в первую
очередь выполняли фискальную
функцию, т.е. обеспечивали финансирование
общественных расходов
4.5. Финансовый рынок
Составным элементом финансовой системы является финансовый рынок.
Финансовый рынок разделяется на денежный рынок разделяется на денежный рынок и рынок капталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок подразделяется обычно на учетный, межбанковский и валютный рынки.
К учетному рынку относят тот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды краткосрочных обязательств (ценные бумаги). Таким образом, на учетном рынке обращается огромная масса краткосрочных ценных бумаг, главная характеристика которых – высокая ликвидность и мобильность.
Межбанковский рынок – часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Средства межбанковского рынка используются банками не только для краткосрочных, но и для среднесрочных и долгосрочных активных операций, регулирования балансов, выполнения требований государственных регулирующих органов.
Информация о работе Рыночная экономика и ее особенности в России