Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 11:00, курсовая работа
Данная тема на сегодняшний день очень актуальна для нашей страны, так как формирование современной рыночной экономики происходит в условиях взаимнопереплетающихся и взаимноотягощающих кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе хозяйствования. Для формирования устойчивости социально-рыночной системы хозяйства необходимо изучение рыночного хозяйства и принципов его функционирования, использование опыта различных зарубежных стран, выбрав то, что применительно и можно использовать в России.
Введение…………………………………………………………………………..2
Раздел 1.Рыночная организация хозяйства……………………………………..4
1.1.Свойства товаров и его поток…………………………………………….….4
1.2.Объективные причины возникновения рыночной организации хозяйства.................................................................................................................6
1.3.Кругооборот благ и доходов………………………………………………..13
1.4.Рыночная организация хозяйства: поток товара и доход…………………14
Раздел 2.Рыночные механизмы…………………………………………………19
2.1.Рыночные механизмы цены и конкуренция…………………….…………19
2.2.Механизм рынка современной конкуренции……………………………...23
2.3.Механизм рынка несовершенной конкуренции……………………….…..30
Раздел3.Традиционные рыночные организации хозяйства…………….…..…34
3.1.Современная система рыночного хозяйства в России………………...…..34
3.2.Современные системы рыночного хозяйства в мире…………………...…36
Заключение……………………………………………………………………….42
Литература……………………………………………………………………….44
Приложение………………………………………………………………………46
В действительности отношения между людьми в рыночной системе носят более сложный характер, т. к. кроме домохозяйств и предприятий активными экономическими субъектами выступают государство и банки.
Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства - это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей.
Объектами рыночных связей служат товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, государственные льготы и субсидии, социальные выплаты и т. д. Субъекты вступают в рыночные отношения в силу того, что обладают различными потребностями и объектами обмена. Однако объекты рынка должны быть одновременно равными (по затратам труда) и неравными (по потребительским качествам) друг другу. Снятие этого противоречия происходит в результате обмена. В развитии данного процесса исторически выделяется два этапа:
Товар - это продукт труда, предназначенный
для обмена или продажи. К проблеме товара
и его свойств каждая научная школа подходила
со своей методологией. Представители
классической политэкономии явились создателями
трудовой теории стоимости (объективной
парадигмы стоимости), которая получила
законченное выражение в марксизме. Согласно
ей товар имеет два свойства: потребительную
стоимость и стоимость. Потребительная
стоимость - это способность товара удовлетворять
ту или иную потребность людей. Стоимость
же товара определяет затраченный на его
изготовление труд. Стоимость является
общественным свойством, поэтому ее величина
определяется не индивидуальными, а общественно
необходимыми затратами труда, совершенными
при существующих нормальных условиях
производства и при среднем уровне умелости
и интенсивности труда. При этом роль измерителя
стоимости выполняет особый товар - деньги.
Иной подход к проблеме продемонстрировали
маржиналисты, создавшие теорию предельной
полезности. Ценность, т. е. стоимость,
в терминологии этой школы, зависит от
полезности и редкости блага. Оценки полезности
производятся субъектом, поэтому данная
теория называется субъективной парадигмой
стоимости. Сторонники же современного
неоклассического направления в экономической
теории утверждая, что противоречия между
этими двумя подходами нет, рассматривают
цену равновесия как синтез полезности
и издержек производства. Именно эта категория
является одной из основных в анализе
рыночного механизма.
Раздел 2. Рыночные механизмы.
2.1.Рыночные механизмы: цены и конкуренция.
Рыночная система функционирует, во-первых, как механизм учета многочисленных решений, принимаемых собственниками товаров, денег и доходов. Во-вторых, рыночная система одновременно выступает и механизмом осуществления этих решений в процессе движения потоков товаров и денежных доходов.
Рынок и цены
Собственники, производители и потребители в рыночной системе «общаются» на языке цен, прибылей и убытков и с его помощью решают общие для всей экономики проблемы: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить. Механизм формирования цен - это процесс взаимодействия производителей и покупателей товаров, предложения и спроса. Цена представляет собой денежное выражение стоимости любого товара, ресурса или услуги. Она уравновешивает их предложение и спрос, диктует количество и качество, уровень затрат при выпуске и технологии собственно выпуска. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает их собственников снижать цены, чтобы продать, а снижение цен - непререкаемое свидетельство того, что выпуск этих товаров следует сократить. Такой механизм ценового равновесия спроса и предложения способен регулировать все рынки, определять цену потребительских товаров, капитальных ресурсов, земли и недвижимости. Даже различные виды человеческого труда, интеллекта, знаний, образования и квалификации имеют свою цену, именуемую «заработной платой». Рынок земли, недвижимости и капиталов - это сфера рынков экономических ресурсов, факторов производства. Каждый вид ресурса имеет свою цену и при наличии спроса и использования их в производстве приносит их владельцам доходы в виде ренты на землю, арендной платы от недвижимости, процентов (прибыли) на капитал. «Монархом» здесь являются деньги: они выступают в форме доходов и опосредуют движение товарных потоков в виде потребительских благ и производственных ресурсов; наконец, именно деньги в ценовой форме обеспечивают сбалансированность всех экономических потоков. Ведь в этих потоках все имеет цену и соизмеряется в деньгах.
Движение цен, их повышение или снижение - это уникальный способ коммуникации. Он без каких-либо затрат, издержек и необычайно быстро распространяет информацию, важнейшие сведения, необходимые для людей в мире экономики. Оперативная, обширная и в то же время компактная информация, содержащаяся в ценах, свидетельствует о дефицитности или переполненности рынков товаров и ресурсов. Уровень рыночных цен содержит более чем полную информацию об издержках производства любого
товара или ресурса, об их качестве и количестве, о технологиях выпуска и перспективах на будущее. Именно рыночные цены выступают или вознаграждением за трудовые усилия или успехи в предпринимательстве, или беспощадным наказанием за неудачный выбор или просчет в экономических решениях. Цена зачастую оказывается единственным арбитром и свидетелем убытков и банкротства. Независимо от того, нравится это кому-то или вызывает много отрицательных эмоций, но цены, деньги и определяемые ими доходы выступают наиболее сильной и безальтернативной мотивацией человеческого поведения в мире экономики. Рыночная конкуренция
Как и ценообразование, конкуренция является «собирательным», многосложным процессом регулирования потоков товаров, денег и доходов. В этой связи ее чаще всего отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». Основанием для суждений такого рода служит то, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной системе. Однако это далеко не полная характеристика конкуренции. «Рынок» и «конкуренция» в значительной степени синонимы: одно без другого не существует. Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентного» и «неконкурентного» рынков. Конкуренция или конкурентный рынок - это невозможность влияния на уровень цены ни одним из многочисленных участников рыночного процесса: попытка повысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное снижение цен приносит убытки и затрудняет возмещение издержек. На конкурентном рынке ни один покупатель или продавец не способен повлиять на спрос и предложение таким образом, чтобы, изменяя количество товаров, повышать их цену и собственные доходы.
Масштабность, массовость и насыщенность рыночных потоков такова, что любой его участник представляет по существу мизерную долю любого товара или дохода, так что влиять на цены или на количественные параметры потоков практически невозможно. В этом смысле конкуренция выступает своеобразным регулирующим механизмом рынка. Препятствий для вступления в этот процесс или выхода из него не существует. Они определяются чисто экономическими факторами конкурентоспособности: наличием (или отсутствием) возможностей для снижения издержек производства, применением более совершенных технологий, улучшением качества работ, продуктов, услуг. В этом смысле справедливо классическое утверждение о том, что только рыночная конкуренция может быть процессом
открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары и способы их производства, более прогрессивные технологии и способы обслуживания. В конкурентном процессе успех может быть обеспечен лишь тому его участнику, кто сумеет обнаружить едва обозначенные контуры новых технологий производства, потребность в новых продуктах, использует не замеченную другими разницу между нынешними ценами факторов производства и будущими ценами товаров, которые могут быть произведены с их помощью. Участники конкуренции постоянно решают своеобразную дилемму: либо приложить огромные усилия, чтобы «вписаться» в виражи прогресса и опередить тех, кто добился успехов, либо смириться с потерей доходов. В этом одна из причин неприязни людей к рынку и конкуренции.
Действительно, этот процесс содержит и разрушительный импульс, поражая прежде всего неэффективные, не способные к соревнованию виды экономической деятельности. Тем самым создается своеобразное экономическое принуждение, так как необходимо постоянно поддерживать высокую деловую активность, искать новые возможности роста и совершенствования.
Парадокс конкуренции. Неконкурентный рынок. Монополия
Своеобразным парадоксом экономического противостояния выступает возможность перерождения конкуренции в свою противоположность - монополию. Успех в конкурентном противостоянии, экономические прибыли, технические новшества и растущие масштабы выпуска при снижающихся издержках - вот главные слагаемые монопольного захвата ведущих позиций в отрасли и на рынках сбыта. Внешним проявлением неконкурентной ситуации выступает первоначально расширение масштабов, а затем контроль объема предложения с помощью рыночных цен, принудительно устанавливаемых в интересах монополиста.
Неконкурентные рынки формируются также в форме так называемых «естественных монополий». Это относится к рынкам уникальных сырьевых ресурсов, собственность которых монополизирована в руках государства или частных владельцев.
Рынками естественных монополий выступают также такие отрасли, как коммунальное хозяйство, энергетические системы, отрасли связи и т.п., где конкуренция нецелесообразна и цены устанавливаются по принципу «социальной целесообразности».
Все виды неконкурентных рынков, монополий или тенденции к монополизации выступают объектом особого – антимонопольного- регулирования со стороны государства.
2.2. Механизм рынка совершенной конкуренции.
Рыночная несовершенная конкуренция является одной из важнейших категорий современной экономической теории. Без этого понятия не обходится ни одна модель механизма функционирования рынка. Более того, теория рыночной конкуренции, в отличие от многих других разделов экономической теории, находит и находила раньше, в течение по меньшей мере трех последних веков, самое широкое практическое приложение. Начиная от меркантилистов и кончая современными законодательными положениями в области антимонопольной политики, государства с традиционной рыночной экономикой пытаются регулировать рынок, обеспечивая за ним определенную конкурентную среду.
Прежде всего, отметим, что рынков с совершенной конкуренцией, по крайней мере, в чистом виде не существует. Тем не менее, классификационный анализ включает данную рыночную структуру главным образом потому, что она позволяет глубже вникнуть в характер других рыночных структур. Итак, на настоящий момент экономическая теория рассматривает следующие формы конкуренции и соответствующие им рыночные структуры, причем каждая из них оценивается на основе определенных признаков.
Рынок совершенной (чистой) конкуренции.
Основными особенностями, определяющими этот рынок, являются следующие:
Строго говоря, беря меркантилизм за начальный хронологический период, приходится отступать от традиции, потому что западные историки экономических учений отрицают за ними вклад в экономическую теорию, а физиократы, за которыми утвердилась эта роль, рассматривали конкуренцию как естественную форму рыночных отношений.
Несовершенная конкуренция, как научное понятие, связывается с именем А. Смита. Рыночный механизм регулирования, названный им “невидимой рукой”, формирует цены товаров под влиянием спроса, предложения и конкуренции. Заметим, что основной его труд “Исследование о природе и причинах богатства народов“, принесший А. Смиту мировую известность, был направлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограничений и фискальной политики государства, которое, по его понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую жизнь.
С самого начала, конкуренции отводилась не только функция рыночного регулирования, но и стимулирующая роль. Иначе говоря, она рассматривалась как фактор развития, совершенствования производства и качества производимой товарной массы. Хотя физиократы, основываясь на своей теории естественного порядка, не рассматривали купечество и промышленников как производительный класс, А. Смит преодолел эту ограниченность, что и позволило классикам расширить “функциональные возможности” конкуренции, придав ей роль производительной силы и фактора общественного развития или прогресса, понимаемого с тех пор, как рост общественного благосостояния.
И теория, и практика на протяжении длительного периода времени показывает, что рыночный механизм не является идеальным в том смысле, что он порождает определенные неустойчивые явления. Здесь можно различить два рода неустойчивости. Во-первых, неустойчивость, порождаемую замкнутым характером регулирующего рыночного механизма. Иначе говоря, это система подчиняется законам автоматических систем управления, которой, в принципе свойственна тенденция к колебательным явлениям, что и регистрируется фактами периодических спадов, подъемов и кризисов производства. Хотя в настоящее время и выработана более или менее эффективная антикризисная политика, однако наличие неустойчивости, как имманентно присущей рыночной системе, не вызывает сомнения. Другой тип неустойчивости касается рассматриваемой нами проблемы и связан с конкуренцией. В основе ее лежит закономерность, известная как неравномерность развития производительных сил. Она проявляется как внутри отдельной национальной экономики, так и в международном плане. Согласно этой закономерности, на данный момент времени рыночный спрос обеспечивается товарами, производимыми различными технологическими способами производства, причем это различие касается, главным образом, эффективности или прогрессивности той или иной технологии. Иначе говоря, в рассматриваемой системе существуют производители, для которых издержки производства, как средние, так и предельные ниже среднеотраслевых, равно как существуют производители, для которых эти показатели превышают средние. Такое явление является типичным для конкурентного рынка. Поэтому создается реальная и объективная основа для концентрации производства, то есть слияния капиталов и его сосредоточения в собственности относительно небольшого числа предпринимателей.