Рыночная организация хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Данная тема на сегодняшний день очень актуальна для нашей страны, так как формирование современной рыночной экономики происходит в условиях взаимнопереплетающихся и взаимноотягощающих кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе хозяйствования. Для формирования устойчивости социально-рыночной системы хозяйства необходимо изучение рыночного хозяйства и принципов его функционирования, использование опыта различных зарубежных стран, выбрав то, что применительно и можно использовать в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Раздел 1.Рыночная организация хозяйства……………………………………..4
1.1.Свойства товаров и его поток…………………………………………….….4
1.2.Объективные причины возникновения рыночной организации хозяйства.................................................................................................................6
1.3.Кругооборот благ и доходов………………………………………………..13
1.4.Рыночная организация хозяйства: поток товара и доход…………………14
Раздел 2.Рыночные механизмы…………………………………………………19
2.1.Рыночные механизмы цены и конкуренция…………………….…………19
2.2.Механизм рынка современной конкуренции……………………………...23
2.3.Механизм рынка несовершенной конкуренции……………………….…..30
Раздел3.Традиционные рыночные организации хозяйства…………….…..…34
3.1.Современная система рыночного хозяйства в России………………...…..34
3.2.Современные системы рыночного хозяйства в мире…………………...…36
Заключение……………………………………………………………………….42
Литература……………………………………………………………………….44
Приложение………………………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

      При характеристике рыночных структур, отмечалась такая важная категория, как входные  барьеры. Эта проблема впервые рассмотрена  в работах современного американского  экономиста Дж. Бейна. Понятно, что “входной барьер” - это условие, которое затрудняет вступление новых фирм в отрасль, где уже существуют сложившиеся предприятия.

      Специалисты по теории конкуренции отмечают, в  общем, ограниченные возможности формирования со стороны производителей цен на производимую продукцию. Это важно, поскольку даже для несовершенной конкуренции рыночная среда достаточно эффективна. Но при этом следует помнить, что конкурентная борьба представляет собой процесс, уходящий в далекое прошлое, процесс, который плохо или хорошо, но отрегулирован в традиционных рыночных государствах, а наличие барьеров позволяет поддерживать производственные мощности на том уровне, при котором обеспечивается удовлетворение платежеспособного спроса как потребительских благ, так и товаров производственного потребления (Рис.2) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 3.Традиционные рыночные организации хозяйства.

3.1Современная  система рыночного  хозяйства в России.          

Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, различают следующие модели современного рыночного хозяйства: социально ориентированное хозяйство, смешанную экономику и корпоративную экономику.

           При первой модели целевая направленность государственных программ связана с защитой интересов граждан, а принципы регулирования экономики получают выражение в долгосрочных программах. Доля государственного сектора в экономике 30%. (Германия) При смешанной экономике государство создает условия для развития предпринимательства, используя преимущественно тактические методы. Доля государственного сектора здесь относительно мала (США).

           Корпоративная экономика предполагает целевую направленность государственных программ на защиту интереса крупного бизнеса и определение основных приоритетов (Япония, Швеция).   

    Что касается российской экономики, она исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собственности, что и обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ.

            В современных условиях рыночная система хозяйства из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привело к усложнению ее субъективной структуры. Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители продукции; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято делить на четыре группы: домашние хозяйства, предприятия, банки и государство (правительство).   

   Домашние хозяйства представляют собой хозяйственную (экономическую) единицу, которая функционирует в потребительской сфере экономики и может состоять из одного или нескольких лиц. Эта единица является собственником и поставщиком, в основном, человеческого фактора производства и ее цель связана с обеспечением наиболее полного удовлетворения личных потребностей.  

         Предприятие (фирма) - эта экономическая единица вырабатывает товары или услуги для продажи, принимает самостоятельные решения, стремится к получению наибольшего дохода (прибыли) путем наилучшего использования привлеченных и собственных факторов производства. За свою деятельность этот многочисленный субъект рыночной экономики несет полную ответственность. Получаемая прибыль идет в личный доход и на совершенствование и расширение производства, на выплату налогов.  
         Банки - это финансово-кредитные учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики. Они осуществляют посреднические функции в сфере движения финансов, аккумулируют на своих счетах денежные средства предприятий и домохозяйств и выгодно размещают их, кредитуя те же предприятия и домохозяйства.

             Государство как субъект рыночных отношений представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества.    

  Если оценивать экономические цели современной системы хозяйствования в масштабе всего общества, то их можно свести к следующим основным положениям:  

1. Обеспечение  экономического роста и более  высокого уровня и качества жизни населения.    

2. Повышение  эффективности использования ограниченных  производственных ресурсов в  масштабе всего общества, то есть  достижения наилучших результатов при минимальных затратах.    

3. Достижение  полной занятости трудоспособного населения. Все кто может и желает работать должны быть обеспечены рабочими местами.  
     4. Стабильный уровень цен. Постоянно изменяющиеся цены ведут к изменению поведения людей и предприятий, создают напряженность и неуверенность в экономической деятельности.    

5. Экономическая  свобода. Все хозяйствующие субъекты  должны обладать в своей экономической  деятельности высокой степенью  свободы.  
     6. Справедливое распределение доходов. Мы уже говорили, что справедливость в распределительных отношениях не означает уравниловки. Она заключается в том, чтобы на равный капитал и равный труд обеспечивался равный доход и чтобы ни одна группа населения не пребывала в нищете при чрезмерной роскоши других.      

7. Поддержание  разумного соотношения экспорта и импорта, то есть по возможности активного торгового баланса в международных экономических и финансовых отношениях.     

Таковы  в общих чертах основы и характерные  признаки рыночной экономики.  

3.2.Современные  системы рыночного  хозяйства в мире.

         Производство, распределение, обмен, потребление – все это неразрывная цепочка процессов любой экономики. Дабы она функционировала без сбоев, человечеством за долгие годы своего существования были разработаны особые схемы поведения в экономике, названные экономическими системами. Для правильного функционирования производства требуются экономические ресурсы, результаты, продукция, распределяется, обменивается, или потребляется. Существует несколько видов экономических систем, некоторые из них различаются в корне, а некоторые только отдельными элементами.

         За последние столетия сформировались четыре основные экономические системы: рыночная экономика свободной конкуренции, современная рыночная экономика, традиционная экономическая система и административно-командная система.

          Традиционная экономика – это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обряды играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления, экономических благ.

     Командно-административную систему можно определить как  особую форму организации экономической  деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное  внеэкономическое распределение материальных благ.

     Рыночная  экономика - это такая экономическая  система, где координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с  минимальным вмешательством государства.

     Смешанная экономика представляет собой экономическую систему, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов.

           С развалом административно-командной системы в некоторых социалистических странах в них образовался новый тип системы – переходная экономика. Причем это не только страны бывшего СНГ, Россия, но и некоторые другие, с действующей социалистической политической системой, которые сделали переход к рынку, например, Китай и Вьетнам.

Модели в рамках систем

       В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, в административно-командной системе существовали советская модель, китайская и др. В современной капиталистической системе также существуют различные модели (таблица 2).

      Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. 
       Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

     Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.

   Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

          В Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует принцип: «как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно».

         Наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда.

        Одновременно действует разветвленная система социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто пострадал от банкротства своего предприятия или осваивает новую профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны. К концу ХХ века социальные расходы в ФРГ оказались даже слишком высокими, и менее трудолюбивая часть немцев начала ими злоупотреблять.

       Функционирование данной модели создает правовые и социальные рыночные условия для экономической инициативы. Они воплощаются в социальном равенстве граждан - равенстве прав, стартовых условий и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.

      Таким образом, для германской модели социально-ориентированной рыночной экономики характерны следующие основные черты:

- смешанная  экономика характеризуется более  или менее значительным государственным  сектором;

- осуществляется  государственное регулирование  не только макроэкономических  процессов, но и отдельных сфер  деятельности хозяйствующих субъектов;

- социальная  ориентация экономики, существенный  патернализм (отеческое отношение)  государства реализуется по отношению  ко всем членам общества, обеспечивая  таким путем гарантии определенного  уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;

- направленность  регулирования на поддержание  свободной конкуренции, уменьшение  концентрации капиталов в немногих  руках, создание новых хозяйственных  единиц;

Информация о работе Рыночная организация хозяйства