Рыночная система и её эволюция. Модели рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 02:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть общие черты рыночной экономики и национальные особенности (на примере Республики Беларусь). Методы исследования: методы анализа и синтеза, метод сравнения, экономико-математические, статистические методы. Исследования и разработки: рассмотрены сущность, принципы и основные черты рыночной системы, ее эволюция, основные модели рыночной экономики, формирование белорусской модели экономического развития, а также основные черты, особенности белорусской модели экономического развития и основные экономические показатели в период 2000-2013 гг. и их анализ.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы рыночной системы 6
1.1 Рыночная система: понятие, основные элементы, функции, структура 6
1.2 Эволюция рыночной системы: история возникновения и развития 10
2 Сравнительные характеристики основных моделей рыночной экономики 14
2.1 Зарубежные модели развития экономики 14
2.2 Белорусская модель экономического развития 17
Заключение 28
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

787_Makroekonomika_Rynochnaya_sistema_i_eyo_evo.docx

— 276.04 Кб (Скачать файл)

- американская (либеральная) модель;

- европейская модель;

- шведская (модель скандинавского социализма);

- японская модель.

Экономическая модель США  является одним из примеров либеральной  рыночной экономики. На её формировании отразились особенности этой многонациональной  страны, основанной переселенцами различных  вероисповеданий, не обременённой устоявшимися традициями, исторической памятью и  институтами. Обустройство экономической  жизни здесь начиналось «с чистого  листа» и проходило в соответствии с абстрактными принципами свободы и конкуренции. Родственные связи, клановые интересы и государственный контроль довлели над американской экономикой в гораздо меньшей степени, чем это характерно для многих других стран. Более чем столетняя антимонопольная политика обеспечила ей высокую степень конкуренции между субъектами рынка [21, с. 132].

Основными чертами современной американской модели экономики являются: безусловный приоритет частной собственности; сильная конкуренция; гибкие рынки труда и товаров; незначительное государственное регулирование; относительно низкие налоги; акционерный капитализм, стимулирующий извлечение максимальных прибылей; сильная социальная дифференциация. В социальной сфере либеральная модель предполагает создание равных возможностей для всех, но результаты деятельности зависят только от самих экономических субъектов и обстоятельств. Государство регулирует работу рынка, однако усилия правительства направлены на обеспечение страны общественными благами (например, укрепление национальной обороны). В результате в структуре государственного бюджета значительную долю занимают расходы на оборону и гораздо меньшую — социальные расходы.

В отличие от американской, европейскую экономическую модель можно определить как социальную рыночную экономику.

К основным характеристики модели социального рыночного хозяйства  относят, во-первых, бесспорное существование рынка и свободного ценообразования как механизма экономической координации потребителей и производителей; во-вторых, экономическая свобода рассматривается в данной модели как самоценность, а не как инструмент увеличения эффективности рынка; в-третьих, теория социальной рыночной экономики отличается от более старых концепций свободного общества тем, что признает социальные вопросы делом государственного регулирования; в-четвертых, сторонники данной теории считали, что только государственное регулирование экономики может противостоять негативным внешним эффектам рыночного процесса (фиаско рынка). Но концепция социального рыночного хозяйства признает и тот факт, что провалы государства (фиаско государства) при регулировании рыночных неудач могут происходить так же часто, как и провалы рынка.

Выделяют следующие основные институты социальной рыночной экономики:

  • поддержка конкурентной среды, препятствующей возникновению монополий, которые являются результатом ограничения торговли, фиксирования цен, издания правительственных актов и проявления других барьеров, ограничивающих свободу входа на рынок и выхода с него;
  • либерализация цен и законодательное оформление невмешательства государства в механизмы ценообразования;
  • проведение политики «открытой экономики»; 
  • законодательное оформление эффективных форм собственности, переход к многообразию форм собственности и хозяйствования;
  • свобода заключения договоров как предпосылка осуществления конкуренции [21, с. 133].

Наряду с европейской  моделью обычно выделяют модель скандинавского социализма. Страны Северной Европы, прежде всего Швеция, несколько столетий развивающиеся, не ведая войн и социальных кризисов, сформировали систему национальной экономики, базирующуюся на частной  собственности и соблюдении основных рыночных принципов, но с очень существенным вмешательством государства в функционирование рынка. Прежде всего, это касается процессов перераспределения доходов: высокие налоги уравновешиваются значительными социальными пособиями, благодаря которым социальная дифференциация населения здесь меньше, чем в других развитых странах, в том числе и европейских. Но такое явление как безработица известно и скандинавам [21, с. 134].

Отличительной особенностью скандинавской модели является весомая  роль как государства, так и различных общественных организаций, например профсоюзов, в регулировании экономических процессов; отношения работодателей и работников регулируются на национальном уровне. И хотя данная модель не лишена недостатков (негибкость, низкая мотивация к предпринимательской деятельности и т.д.), они смягчаются такой особенностью скандинавских стран, как очень низкий уровень коррупции в государственном аппарате. В последние годы идут активные дискуссии о необходимости некоторой либерализации модели скандинавской экономики.

Япония, бурно развивавшаяся  после второй мировой войны, накопила специфические черты рыночного развития, что позволяет выделить так называемую японскую экономическую модель. Как и американская, она отражает особенности исторического развития и национального менталитета. Реформирование послевоенной экономики Японии осуществлялось по американским принципам, но очень быстро проявились национальные особенности развития. Не вызывает сомнения рыночный характер экономики Японии. Частная собственность здесь имеет основополагающее значение, и роль государства крайне незначительна. Однако было бы ошибкой причислять японскую модель к либеральным.

В основе экономики Японии лежат рыночные мотивации, но стратегия  субъектов имеет весьма долгосрочный характер. Так, большинство работников в стране нанимаются и работают всю  жизнь на одном предприятии (система  «работа на всю жизнь»). В случае экономических спадов, когда прибыли снижаются и фирмы вынуждены сокращать объемы производства, американские фирмы предпочитают увольнять работников и платить прежнюю зарплату оставшимся, а японские фирмы обычно сокращают зарплату всем, но никого не увольняют. Долгосрочные, перспективные проекты удачно осуществляются, но не хватает оперативного реагирования на быстро меняющуюся рыночную ситуацию. Японская экономика показала впечатляющее развитие во второй половине XX в., однако в последнее десятилетие ее результаты далеко не так блестящи [21, с. 135].

Выделим некоторые наиболее характерные черты моделей экономики, рассмотренные в данной главе.

1 Американская модель — это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, а также высокий уровень социальной дифференциации.

2 Европейская модель — модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

3 Шведская модель в ее классическом виде — это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».

4 Японская модель — модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала.

Формирование смешанной экономики прослеживается и в условиях переходных экономик, причем здесь складываются разные модели. Например, в ходе преобразования китайской экономики, рыночный механизм и негосударственный сектор экономики значительно усилили свою роль в годы реформ [5, c. 60-61]. Однако государственное регулирование в форме «направляющего планирования» и социальные гарантии продолжают занимать приоритетное значение в социально-экономической политике.

Так, рассмотрим формирование и основные черты экономической  модели Республики Беларусь.

2.2 Белорусская  модель экономического развития

Магистральным путём, избранным  в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы, является построение социально  ориентированной рыночной (смешанной) экономики, вхождение в мировое  рыночное хозяйство. Социально ориентированная  рыночная экономика в белорусской  версии – это экономика, гарантирующая  высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение  – нетрудоспособных, престарелых, инвалидов, женщин, находящихся в отпусках по уходу за детьми; эффективную охрану жизни и здоровья, прав и свобод граждан.

Фундаментом построения служит действующая национальная экономическая  система; ориентиром — стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками и условиями —  ресурсный потенциал (природный, физический, человеческий) и общесистемные характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера, или институционально-правовое пространство [17, с. 417].

Белорусская модель развития формируется в течение  более 20 лет. Базовые принципы белорусской модели свидетельствуют о том, что наша страна отвергает крайности либерализма и государственной экономики, выбирает собственный путь построения будущей экономической системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией [9, с. 418].

Выбор социально  ориентированной экономики для  Беларуси – не просто заимствование  зарубежного опыта. И в подтверждение  этому глава государства, А. Г. Лукашенко  подчеркнул: «Наша модель основывается на активном участии государства  в формировании рыночных отношений  и структурной перестройке экономики. Экономическая модель предусматривает  сочетание преимуществ современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан. Такой подход учитывает менталитет белорусского народа, его историю и традиции» [8].

Президент страны, который в своём выступлении 22 марта 2002 г., обобщая опыт по выходу страны из общей фазы кризиса, построению рыночных отношений, основываясь на научных оценках функционирования экономической системы, подчеркнул следующие черты белорусской модели развития:

  • сильную, эффективную государственную власть, обеспечивающую политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и порядок;
  • равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики – эффективность ведения хозяйства;
  • многовекторность внешнеэкономической политики;
  • активизацию интеграционных процессов, прежде всего экономических, со странами СНГ и Россией;
  • сильную социальную политику государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресную социальную помощь [7, с. 7].

В Беларуси удалось смягчить негативные социальные последствия системного рыночного  реформирования, защитить население, не достигнув предельной низкой точки  конъюнктурного цикла по сравнению  с другими странами.

Таким образом, главная черта белорусской модели – эволюционный путь развития, предполагающий постепенный переход от сверхцентрализованной системы управления экономикой и обществом к демократическому устройству общества и рыночным принципам регулирования экономики.

Важнейшей и принципиальной чертой белорусской  модели является также ее социальная направленность. Не люди для государства и для экономики, а государство и экономика для людей, для народа – вот основополагающий принцип. На практике это означает следующее. Например, возникает вопрос, следует ли ликвидировать те или иные недостаточно эффективные промышленные или сельскохозяйственные предприятия с тем, чтобы освободиться от непроизводительных затрат и тем самым повысить эффективность экономики. При его решении государство прежде всего думает, что будет с работающими там людьми. Если экономика выиграет, а люди проиграют, такой вариант неприемлем, поскольку рост экономики за счет ущемления интересов трудящихся противоречит нашей государственной политике.

Другой  чертой белорусской модели является сдерживание чрезмерного социального  расслоения на богатых и бедных. В нашей стране ушли от уравниловки, создали материальные стимулы для  проявления экономической инициативы и поощрения качественного труда. Но при этом обеспечили наименьшее среди постсоветских стран соотношение  между доходами наиболее и наименее состоятельных групп населения. И это один из важнейших факторов, определяющих стабильность нашего общества. [15, с. 3].

Так, Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в своем выступлении на итоговом пленарном заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов 22 марта 2002 г. впервые сказал о белорусской модели развития: «я просто старался избегать говорить о ней, чтобы не попасть под огонь критики не только оппозиции, но и «свядомай» части нашего общества…». А 29 ноября 2002 г. в лекции в БГЭУ он подчеркнул, что «в ее основе – создание рыночной экономики с действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, рациональным развитием частного сектора наряду с государственным при обеспечении приоритета общенародных интересов, с эффективной властью и сильной политикой» [8].

Можно выделить четыре основных слагаемых  белорусской модели докризисного экономического развития:

  1. особые дружественные отношения с Россией по всему спектру межгосударственных отношений в рамках Союзного государства, не взирая на периодически возникающие экономические конфликты и противоречия;
  2. благоприятные цены на сырую нефть и природный газ на мировом рынке, что, по оценкам российских экспертов, составило сумму дотаций белорусской экономике со стороны России на уровне 50–60 млрд дол.;
  3. транзитные возможности самой Беларуси, которые позволяли компенсировать отрицательное торговое сальдо;
  4. статичные и динамичные эффекты от региональных интеграционных объединений (евразийское экономическое сообщество и создание таможенного союза Беларуси, России и Казахстана) [2, с. 92].

Информация о работе Рыночная система и её эволюция. Модели рыночной экономики