Рыночная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:40, реферат

Описание работы

Понятие «рынок» и «рыночная экономика» - взаимосвязаны, но не тождественны. Рынок возникает и развивается вместе с разделением труда в обществе задолго до формирования рыночной экономики. Рыночная экономика – результат длительного исторического развития рыночных отношений и рынка.

Содержание работы

1.Рыночная системы: понятие, элементы, функции и структура.
1.1Определение рынка, рыночной экономики
1.2Основные элементы рынка
1.3Функции рынка
1.4Сегментация рынка
1.5Структура рынка

Файлы: 1 файл

Понятие.docx

— 38.56 Кб (Скачать файл)

1. Рыночная системы: понятие, элементы, функции и структура.

1.1 Определение рынка, рыночной экономики

1.2 Основные элементы рынка

1.3 Функции рынка

1.4 Сегментация рынка

1.5 Структура рынка

 

1.1 Определение  рынка, рыночной экономики

Понятие «рынок» и «рыночная  экономика» - взаимосвязаны, но не тождественны. Рынок возникает и развивается  вместе с разделением труда в  обществе задолго до формирования рыночной экономики. Рыночная экономика –  результат длительного исторического  развития рыночных отношений и рынка.

В современной экономической  литературе понятия «рынок» и  «рыночная экономика» употребляются  в одном и том же значении: для  характеристики рыночной экономики, одновременно понимаемой и как рынок.

Рыночная экономика –  сложная социально-экономическая  система, состоящая из множества  структурно организованных, взаимосвязанных  и взаимодействующих элементов.

Рынок - это одна из важнейших  категорий товарного хозяйства, выражающая его наиболее существенные связи и отношения, связанные  с обменом. Вводного определения  рынка не существует. Отчасти из-за сложности и емкости этого  понятия, его исключительной многогранности. Отчасти из-за характера содержания этой категории.

Рынок –  это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов  отдельных товаров и услуг. Более  конкретно рынок представляет сферу  обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного  производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают  домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов  рынка действуют одновременно и  как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно  взаимодействуют на рынке, образуя  взаимосвязанный "поток" купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров  выступает не только произведенная  продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рынок - это:

  1. совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров;
  2. один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений;
  3. базовый элемент хозяйственного механизма;
  4. регулятор функционирования рыночной экономики.

 

Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются  сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением.

 

Предпосылками возникновения  рынка являются:

  1. общественное разделение труда;
  2. частная собственность на средства и продукты производства.

 

Основными элементами рынка  выступают спрос, предложение, конкуренция, цена.

Отличительными чертами  рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию.

 

Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих  условий:

  1. частная собственность;
  2. конкуренция;
  3. ограниченная роль государства;
  4. вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными;
  5. наличие свободных ресурсов и свободное их использование;
  6. свободный доступ к рыночной информации;
  7. отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании;
  8. наличие твердой, авторитетной валюты;
  9. четко налаженная система кредитных и финансовых отношений;
  10. умение производителей и управленцев организованно и психологически верно встраиваться в рыночные отношения.

 

С позиций ценообразования  и характера конкуренции различаются  следующие модели рынка:

  1. рынок совершенной конкуренции (много продавцов и много покупателей);
  2. рынок монопольной конкуренции (один продавец);
  3. рынок олигополии (мало продавцов и много покупателей);
  4. рынок олигопсонии (много продавцов и мало покупателей);
  5.   рынок двусторонней олигополии (мало продавцов и мало покупателей);
  6. рынок дуополии (два продавца и два покупателя);
  7. рынок монопсонии (много продавцов и один покупатель);
  8. рынок монополистической конкуренции (много продавцов и много покупателей).

 

Развитой рынок предполагает развитую рыночную инфраструктуру, основными  элементами которой являются:

  1. банковская система;
  2. страховая система;
  3. информационная система.

 

Роль рынка неоднозначна и противоречива.

Позитивные стороны:

  1. способствует эффективному распределению и использованию ограниченных ресурсов общества;
  2. способен достаточно быстро устранять дефицит товаров и услуг;
  3. способствует разработке и внедрению новейшей высокопроизводительной техники и технологии производства;
  4. координирует экономическую деятельность без административного принуждения;
  5. содействует свободному экономическому выбору;
  6. развивает инициативу и предприимчивость;
  7. заставляет потребителя выбирать самую рациональную с точки зрения общества (при данном уровне доходов) структуру потребления;
  8. оздоровляет экономику;
  9. повышает эффективность хозяйственной деятельности;
  10. является стихийным регулятором воспроизводственного процесса, формируя пропорции в народном хозяйстве.

 

Рынок имеет следующие  отрицательные стороны:

  1. стимулирует чрезмерность в личном потреблении населения;
  2. рынок не способен ликвидировать безработицу и инфляцию;
  3. рынок не может обеспечить социальную защиту в обществе;
  4. рынок не способен обеспечить оптимальные структурные сдвиги в производстве в долговременном периоде;
  5. рынок не способен быть эффективным в процессе производства "общественных товаров";
  6. рынок не обладает механизмом, который предотвращал бы зарождение социальной несправедливости, расслоение общества на богатых и бедных;
  7. не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;
  8. не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;
  9. не способен формировать оптимальные макроэкономические параметры;
  10. не содержит действенной мотивации в реализации крупных научно-технических программ, фундаментальных исследований, в подготовки научных кадров;
  11. вызывает огромные затраты на рекламу, что ведёт к удорожанию продукции;
  12. не гарантирует право на труд;
  13. не гарантирует право на доход;

 

1.2 Основные элементы  рынка

Если рассматривать рынок  как форму связи производства и потребления через обмен, то в качестве его элементов можно  назвать следующие:

  1. свобода предпринимательства (необходимое условие рынка);
  2. конкуренция (без конкуренции получаем рынок производителя);
  3. рыночная инфраструктура - все то, без чего не может быть ни свободы предпринимательства, ни конкуренции:
    • коммерческие банки;
    • страховые компании;
    • магазины и все виды других торговых предприятий;
    • ярмарки, аукционы;
    • биржи места, где формируется конкретная цена и другие.

 

1.3 Функции рынка

Под функцией рынка подразумевается  его роль в реализации экономических  целей общества.

 Рынок оказывает огромное  воздействие на все стороны  хозяйственной жизни, выполняя  ряд существенных функций. 

Современный   высокоразвитый рынок выполняет шесть  основных  взаимосвязанных  функций.

Посредническая функция  состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов)  и  потребителей  товаров, предоставляя им  возможность  общаться  друг  с  другом  на  экономическом  языке  цен,  спроса  и предложения,  купли-продажи.

Ценообразующая  функция рынка возникает при столкновении  товарного спроса  и предложения, а также благодаря конкуренции.  В результате  свободной игры  этих  рыночных  сил складываются  цены  на  товары  и услуги.

 

Информирующая  функция  рынка. Сложившиеся цены “сообщают”  бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен (скажем  на  чай, кофе и какао),  через их падение и рост деловые люди  узнают  о размерах  производства продукции, о насыщенности  рынка товарами, о запросах  потребителей и т. д.

 

Регулирующая  функция действует через тот же  механизм  свободных рыночных  отношений. Из  менее выгодных  отраслей  с пониженными ценами (перепроизводство  продукции)  капиталы  перетекают  в более прибыльные  отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). В результате  в первых  отраслях  производство  сокращается, а во-вторых - растет.

 

Стимулирующая функция  также осуществляется с помощью рыночных цен. В данном  случае  стимулируется эффективность экономики. Цены  “вознаграждают” дополнительной  прибылью тех, кто производит  товары, наиболее  нужные  потребителям, кто  совершенствует  производство,  увеличивает  производительность,  снижает  издержки.

 

Оздоровительная  функция  жестока,  но  экономически  оправдана. Рынок “очищает” экономику от ненужной  и неэффективной хозяйственной деятельности. Те  предприниматели,  которые не  учитывают запросы потребителей  и не  заботятся о прогрессивности и рентабельности  своего  производства  терпят  поражение в конкурентной  “борьбе” и “наказываются”  банкротством. И наоборот,  общественно полезные и эффективно работающие  предприятия процветают  и развиваются.

 

1.4 Сегментация рынка

Сегментация рынка - разделение рынка на отдельные группы, части (сегменты) по какому-либо признаку (вид  товара, тип валюты, страна, регион, однородные группы потребителей, группы индивидуальных потребителей, выделенных по социальным признакам, платежеспособности, мотивам, культуре, религиозным традициям  и т. д.).

Сегментация рынка выступает  ключевым понятием концепции маркетинга, ориентированного на спрос; является основой  маркетинговой деятельности в условиях насыщенного рынка. Реализация концепции  рыночной сегментации определяется необходимостью выделения наиболее важных черт и потребностей для каждой группы потребителей для последующей  переориентации своей производственной и сбытовой политики на удовлетворение этих специфических требований покупателей. Овладение знаниями сегментации рынка дает возможность фирме разработать оптимальную стратегию маркетинга, точный выбор его инструментов, экономию средств в процессе реализации коммерческих проектов.

Выделяют предварительную  сегментацию, реализуемую на этапе  выбора рынка, и  окончательную сегментацию - при формировании маркетинговой  программы.

 

Различают следующие признаки сегментации рынка.

  1. географический, согласно которому производится разбивка рынка на разные географические единицы: государства, штаты, регионы, области, округа, города, общины. Фирма может принять решение действовать либо в одном или нескольких географических районах, либо во всех районах, но с учетом различий в нуждах и предпочтениях, определяемых географией;
  2. демографический, означающий разбивку рынка на группы, в основе которых лежат такие демографические признаки, как пол, возраст, размер семьи, уровень доходов, род занятий, образование, раса, национальность и др.;
  3. психологический - разделение покупателей по признакам принадлежности к общественному классу, образу и стилю жизни, структуре личности;
  4. поведенческий - деление на группы в зависимости от знаний, отношений покупателей, характера использования товара и реакции на данный товар.

 

По товарам производственного  характера сегментация рынка  строится по другим признакам. Здесь  на первое место ставится принадлежность потенциального предприятия-покупателя к определенному сектору экономики - машиностроению, строительству, торговле и т. д. В пределах каждой отрасли  выделяются более мелкие профессиональные секторы. В этом случае важно учитывать  размеры предприятий.

 

1.5 Структура рынка

Характеристику рынка  как совокупность или арену актов  купли-продажи можно раскрыть через  его структуру, систему и инфраструктуру.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных  элементов рынка, их удельный вес  в общем объеме рынка.

 

Признаками любой структуры  являются:

  1. тесная связь между ее элементами;
  2. определенная устойчивость этих связей;
  3. целостность, совокупность данных элементов.

 

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Существуют многообразные  критерии для характеристики структуры  и системы рынка:

По объектам:

  1. рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
  2. рынок рабочей силы;
  3. рынок средств производства (капитал);
  4. рынок ценных бумаг, валюты;
  5. рынок научно-технических разработок, патентов;
  6. рынок информации;
  7. рынок средств обращения;
  8. рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);
  9. рынок лицензий и др.

Информация о работе Рыночная система