Рыночная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:40, реферат

Описание работы

Понятие «рынок» и «рыночная экономика» - взаимосвязаны, но не тождественны. Рынок возникает и развивается вместе с разделением труда в обществе задолго до формирования рыночной экономики. Рыночная экономика – результат длительного исторического развития рыночных отношений и рынка.

Содержание работы

1.Рыночная системы: понятие, элементы, функции и структура.
1.1Определение рынка, рыночной экономики
1.2Основные элементы рынка
1.3Функции рынка
1.4Сегментация рынка
1.5Структура рынка

Файлы: 1 файл

Понятие.docx

— 38.56 Кб (Скачать файл)

 

Потребительский рынок в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли. Он включает рынки продовольственных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения. Последние относятся к числу наиболее сомнительного и спорного использования сфер рыночных отношений, хотя масштабы платных услуг такого рода, реализуемых по договорным ценам, непрерывно расширяются.

 

Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи "по договоренности" рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда одни люди (зачастую обеспеченные) получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.

 

Рынок рабочей  силы существовал всегда. Однако в нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду (борьба с тунеядством) и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнения. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.

 

Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в которой объектом рыночных отношений являются капиталовложения.

 

Рынок ценных бумаг до недавнего времени был представлен только куплей и продажей облигаций государственных займов, лотерейных билетов. В настоящее время проводится купля-продажа акций, облигаций, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других видов денежных обязательств.

 

Рынок денег и валюты практически официально в нашей экономике отсутствовал или носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок охватывал только сферу внешнеэкономических отношений. Нормальное функционирование этого рынка потребовало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному, свободному и акционному курсу.

 

Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что несомненно должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

 

Рынок информационных продуктов - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.

 

Рынок лицензий - это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секторов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, предоставляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченной патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.

 

По субъектам:

  1. рынок покупателей;
  2. рынок продавцов;
  3. рынок государственных учреждений;
  4. рынок промежуточных продавцов-посредников.

 

На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель имеет возможность сравнить и оказать предпочтение тому или иному товару. Здесь имеет место конкуренция производителей, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.

 

Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.

 

Рынок государственных  учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

 

Рынок промежуточных  продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

 

В пространственном разрезе  выделяют:

  1. местный (локальный) рынок;
  2. региональный рынок;
  3. внутренний рынок;
  4. внешний рынок;
  5. национальный рынок;
  6. мировой рынок.

 

По формам контакта различают:

  1. рынки на личном контакте;
  2. рынки на безличностном контакте.

 

По уровню насыщения:

  1. равновесный рынок;
  2. дефицитный рынок;
  3. избыточный рынок.

 

По степени зрелости:

  1. неразвитый рынок;
  2. развитый рынок;
  3. формирующийся рынок.

 

По степени ограниченности конкуренции:

  1. свободный рынок;
  2. монополистический рынок;
  3. олигополистический рынок.

 

По соответствию действующему законодательству:

  1. легальный рынок;
  2. нелегальный рынок;

 

По отраслям:

  1. автомобильный рынок;
  2. компьютерный рынок и т.д.

 

По характеру продаж:

  1. оптовый рынок;
  2. розничный рынок.

 

С учетом ассортимента товаров:

  1. замкнутый рынок (товары только одного производителя);
  2. насыщенный рынок (множество аналогичных товаров многих производителей);
  3. рынок широкого ассортимента (несколько видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей);
  4. смешанный рынок (наличие разнообразных товаров, не связанных между собой).

 

Существует еще много  других признаков классификации  рынков. Однако деление рынков на виды в определенной степени условно, так как в жизни один и тот  же рынок может отражать разные признаки. Так, местный рынок может быть одновременно и оптовым, и розничным, а рынок несовершенной конкуренции - государственным или частным.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Экономикс: Принципы, проблемы и политика.  Том1,2.  Кэмпбелл  Маконнел  и Стенли Брю М.: Республика 1992
  2. Экономическая теория- Мн.: «НТЦ АПИ», 1998.
  3. Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А.  Райзберга-  М.:
  4. ИНФРА-М. 1999
  5. Экономическая теория под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко Минск, БГЭУ 1999

 

 


Информация о работе Рыночная система