Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:32, курсовая работа
В России в настоящее время действует своеобразная эклектическая динамичная система, которая состоит из элементов командно-административной системы, господствовавшей в течение столь долгого времени, современной рыночной экономики и экономики свободной конкуренции. Изменения, происходящие сейчас, по-видимому, затянутся на десятилетия, поэтому такую систему мы также вправе назвать переходной. Рыночные отношения не могут быть введены указом. Окончательный же выбор конкретной модели будет определен соотношением политических сил, характером и качеством проводимых реформ, историческими традициями.
Введение……………………………………………………………………………..6
1. Рыночная система ………………………………………………………………..8
1.1 Сущность рыночного механизма и его основные элементы…………...8
1.2 Сущность и функции рынка…………………………………………….10
1.3 Рыночный механизм и его элементы…………………………………...14
2. Конкурентные силы рынка: спрос и предложение …………………………...20
2.1 Спрос, закон спроса, кривая спрос……………………………………...20
2.2 Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые факторы спроса….21
2.3 Предложение, закон предложения, кривая предложения……………..25
2.4 Индивидуальное и рыночное предложение. Неценовые факторы предложения………………………………………………………………………..27
3. Рыночное равновесие на товарном рынке……………………………………..33
3.1 Роль и функции цен в рыночной экономике…………………………...33
3.2 Рыночное равновесие. Цена равновесия спроса и предложения. Значение и функции цены в рыночной экономике……………………………...35
3.3 Спрос и предложение в условиях плановой экономики. Вмешательство государства в рыночное ценообразование — потолок цен и низший уровень цены……………………………………………………………...38
Заключение…………………………………………………………………………42
Список использованных источников……………………………………………..44
Вторым элементом рыночной
экономики выступает
Третий важнейший элемент
рыночной экономики — цены. Они
— предмет особого
Четвертым центральным звеном рыночной экономики являются две составляющие — спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.
Пятый элемент рыночного
механизма — конкуренция. Она
обеспечивав максимизацию прибыли
и на этой основе расширение масштабов
производства - конкуренция выступает
в качестве формы взаимодействия
рыночных субъектов и механизма
регулирования пропорций. А. Смит назвал
конкуренцию «невидимой рукой» рынка,
благодаря которой
1.3 Рыночный механизм и его элементы.
Формирование рыночного механизма. Проблемы редкости. Механизм функционирования рыночной экономики основывается на трех главных принципах:
• маржинального (предельного) анализа;
• издержек альтернативного выбора:
• экономической рациональности.
На основе принципа маржинального анализа строится поведение рыночных субъектов, на которое решающее влияние оказывают не средние, а предельные величины. В результате насыщенность рынка товарами, изменение рыночных цен, переход рыночной экономики из одного состояния в другое осуществляется плавно. Это обусловлено тем, что появление нового, предельного субъекта не оказывает существенного влияния на рыночную экономику в виде предложения или спроса. В условиях совершенного рынка, когда имеет место большой и регулярный спрос и неограниченное количество хозяйствующих субъектов, каждый из них занимает бесконечно малый удельный вес. Маржинальный подход как бы обеспечивает непрерывность функционирования рыночного пространства; исключает возможности возникновения резких колебаний спроса и предложения: поддерживает равновесное состояние между товаропроизводителями и потребителями. Принцип издержек альтернативного выбора.
Издержки альтернативного выбора выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отказом от других способов использования ресурсов или деятельности предпринимателей. Построение рыночной экономики основывается на том, что из всего перечня упущенных возможностей выбирается наихудший вариант, который дает хотя и минимальный, но гарантированный доход. Принцип издержек альтернативного выбора заставляет производителей искать более эффективное применение имеющимся ресурсам.
Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении выгод и издержек. Рациональный выбор осуществляется из меняющихся вариантов, предельным из которых является тот, который обеспечивает гарантированный доход в минимально допустимую величину прибыли. Критерий рациональности определяется исключительностью права на доход. Фирмы стремятся максимизировать прибыль, а потребители — максимально улучшить свое благосостояние при ограниченном использовании капиталов. Построение рыночной экономики на основании указанных принципов позволяет достигнуть равновесного состояния, которое является центральной проблемой рыночного механизма, основывающегося на использовании двух противоположных сил — спроса и предложения, с одной стороны, и рыночных цен — с другой.
Проблема редкости
является важнейшим условием
рыночной экономики. Понятие «
Представители классической
школы Д. Рикардо и А. Смит понятие
«редкость» связывали со стоимостью.
Они отмечали, что редкость наряду
с количеством труда является
важнейшим фактором, определяющим стоимость
товара. В современной теории рыночных
отношений понятие «редкость» подверглось
определенной трансформации. Если прежде
редкость связывалась с природными
и социальными (как это делал
Д. Рикардо при определении
Сейчас в высокоразвитых
странах реально существует
В современной системе рынков достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли рыночной деятельности:
- рынок потребительских продуктов;
- рынок средств производства;
- рынок услуг;
- рынок труда;
- рынок научных и опытно-
- рынок ссудных капиталов;
- рынок ценных бумаг;
- рынок валют;
- рынок духовных благ.
В отличие от жесткого порядка распределения в натуральном хозяйстве, рынок в принципе способен обеспечить его агентам максимальную степень экономических свобод.
Покупатель приобретает свободу:
- выбирать товары из множества взаимозаменяемых и независимых благ;
- отыскивать продавца
из числа тех, кто лучше
Продавец обладает свободой:
- выбирать наиболее подходящего покупателя;
- иметь возможность распоряжаться деньгами, вырученными от продажи товаров, по своему усмотрению.
Для покупателя и продавца свобода состоит в неограниченном выборе условий торговой сделки.
По степени развитости этих и иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа: 1) свободный; 2) нелегальный; 3) регулируемый.
Тип свободного рынка
. Ему свойственны следующие
- на рынке свободно
действуют единоличные
- производители обычно
создают продукты без
с покупателями;
- сами производители,
как правило, заботятся о
Такой рынок является свободным для его субъектов.
Рынок первого типа свободен также от вмешательства государства и от строгого правового регулирования.
Тип нелегального рынка близок по характеру поведения его субъектов к свободному рынку. Нелегальный рынок включает два вида:
а) теневая торговля.
б) черный рынок.
Общей чертой свободного и нелегального рынков является то, что они развиваются вне государственного контроля.
Тип регулируемого рынка подчинен определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством.
Основные черты регулируемого рынка:
- основную массу товаров
реализуют хозяйственные
- возрастающая часть
продукции создается по
- большой отряд торговцев-
- крупные производители изучают рынки и формируют спрос покупателей;
- государство и право
устанавливают на рынке
В настоящее время регулируемый рынок достигает вершины, превращаясь в социальный институт.
Под социальным институтом понимается определенная организация общественной деятельности, которая регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения.
В систему рыночных институтов входят:
- правовая система;
- органы государственного
контроля и регулирования
(учреждения по санитарному,
экологическому и эпидемиологическому
контролю; налоговая система;
органы финансово-кредитной
- ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников. Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности действий рыночных агентов.
- рыночная инфраструктура
(совокупность предприятий,
учреждений и организаций,
которые связывают
Итак, ознакомление с
рынком как социальным институтом
позволило нам выявить
тот внутренний механизм,
который ныне прочно объединяет
все цивилизованные рыночные
связи в единую целостность.
Благодаря этой целостности
рынок приобретает
2. Конкурентные силы рынка: спрос и предложение
2.1 Спрос, закон спроса, кривая спроса
Любой рынок представляет
сферу взаимодействия спроса и предложения.
Совокупность покупателей на рынке
формирует спрос на товары, способные
удовлетворить потребительские
потребности. Следовательно, основой
формирования спроса являются постоянно
возрастающие потребности, для удовлетворения
которых требуются самые
Экономисты моделируют спрос,
т. е. представляют его в виде модели.
Спрос рассматривается как
Связь между ценой и
объемом спроса на любой товар
можно проиллюстрировать с
Кривая спроса (D) является нисходящей, убывающей. Подобное «поведение» кривой отражает действие закона спроса, поскольку график показывает обратную зависимость между ценой товара X (Рх) и величиной спроса на данный товар (Qx).
На рисунке ниже падение цены с Р1 до Р2 ведет к росту объема спроса с Q1 до Q2.
2.2 Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые факторы спроса.
До сих пор мы рассматривали
проблему с позиции одного единственного
потребителя. Однако в реальной действительности
спрос на любой гипотетический товар
X предъявляют не один, а несколько
потребителей. В связи с этим возникает
необходимость определения двух
новых понятий — «