Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:32, курсовая работа
В России в настоящее время действует своеобразная эклектическая динамичная система, которая состоит из элементов командно-административной системы, господствовавшей в течение столь долгого времени, современной рыночной экономики и экономики свободной конкуренции. Изменения, происходящие сейчас, по-видимому, затянутся на десятилетия, поэтому такую систему мы также вправе назвать переходной. Рыночные отношения не могут быть введены указом. Окончательный же выбор конкретной модели будет определен соотношением политических сил, характером и качеством проводимых реформ, историческими традициями.
Введение……………………………………………………………………………..6
1. Рыночная система ………………………………………………………………..8
1.1 Сущность рыночного механизма и его основные элементы…………...8
1.2 Сущность и функции рынка…………………………………………….10
1.3 Рыночный механизм и его элементы…………………………………...14
2. Конкурентные силы рынка: спрос и предложение …………………………...20
2.1 Спрос, закон спроса, кривая спрос……………………………………...20
2.2 Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые факторы спроса….21
2.3 Предложение, закон предложения, кривая предложения……………..25
2.4 Индивидуальное и рыночное предложение. Неценовые факторы предложения………………………………………………………………………..27
3. Рыночное равновесие на товарном рынке……………………………………..33
3.1 Роль и функции цен в рыночной экономике…………………………...33
3.2 Рыночное равновесие. Цена равновесия спроса и предложения. Значение и функции цены в рыночной экономике……………………………...35
3.3 Спрос и предложение в условиях плановой экономики. Вмешательство государства в рыночное ценообразование — потолок цен и низший уровень цены……………………………………………………………...38
Заключение…………………………………………………………………………42
Список использованных источников……………………………………………..44
3.1 Роль и функции цен в рыночной экономике.
Особенность рыночного механизма
состоит в том, что каждый его
элемент теснейшим образом
1. Измерительная. Ее следует
считать первичной функцией
2. Со измерительная. Эта
функция цены связана с
3. Уравновешивающая. Выполняя
эту функцию, цена стимулирует
рост предложения при дефиците
товара и «разгружает» рынок
от излишков, сдерживая рост предложения.
Цена высокоэффективно
4. Информационная. Рыночная
цена несет в себе основную
информацию о потребностях и
спросе, о дефиците или излишках.
Она служит основанием для
принятия производителем
5. Направляющая (ориентирующая).
Эта функция цены основана
на способности рыночной
6. Учетная. По уровню цены можно судить об уровне затрат на производство той иди иной продукции.
7. Стимулирующая. Цена
стимулирует производителя
8. Распределительная. Через
цены определяется
9. Внешнеэкономическая. Цена
выступает в роли инструмента
торговых сделок, внешних платежей,
взаимных расчетов между
Отметим, что выполнение этих функций предполагает свободное движение цен, возможное только в условиях конкуренции на рынке. При инфляции или в случае монополизации рынка выполнение этих функций затрудняется или становится мало возможным, а в плановых экономиках цены и вовсе не могут выполнять ряд присущих им функций. В плановой (огосударствлении) экономике роль цены значительно ниже:
• цена не является механизмом
автоматической координации решений
продавцов продать (предложение), а
покупателей купить (спрос) товар
или услугу, а становится средством
воздействия органов
• цены устанавливаются не в результате взаимодействия свободных сил спроса и предложения, а определяются в приказном порядке;
• цены не составляют систему связи между производством и потреблением;
• цены ориентированы на интересы предприятия-изготовителя (в рыночной модели цена — на интересы потребителя, представленные его спросом на рынке);
• государственные плановые цены максимально стабильны и ориентированы на полный учет затрат (в рыночной экономике цены отличает большая гибкость, подвижность и максимальный учет потребительских свойств продукции).
3.2 Рыночное равновесие. Цена равновесия спроса и предложения. Значение и функции цены в рыночной экономике.
До сих пор мы рассматривали спрос на товар и его предложение отдельно. Подобный подход не позволяет ответить на принципиально важный вопрос: каким же образом на совершенно конкурентном рынке устанавливается такая цена, которая удовлетворяла бы как покупателей, так и продавцов данного товара? На рынке реальная цена товара, по которой будут осуществляться рыночные сделки, определяется в результате взаимодействия спроса и предложения данного блага.
Если цена оказывается
зафиксированной на низком уровне,
то покупатели не в состоянии найти
то количество товара, которое хотели
бы купить. Подобная ситуация в условиях
рынка не может сохраняться длительное
время. Действительно, фирмы будут
видеть, что домохозяйства предъявляют
спрос на большее количество товара.
Это будет побуждать
Ситуацию рыночного равновесия можно представить графически, совместив в одних осях координат графики спроса и предложения:
Точка В на рисунке получила
название точки равновесия спроса и
предложения, а ее проекции на оси
абсцисс и ординат
К сведению. Изменение рыночного
спроса и предложения приводит к
изменению рыночного
Выше описаны простые
случаи изменения рыночного
3.3 Спрос и предложение
в условиях плановой экономики.
В условиях огосударствления экономики рыночный механизм взаимодействия спроса и предложения не действует. Поэтому совершенно иное состояние рынка имело место в нашей стране и в бывших социалистических странах. Рынок был деформирован государственной системой распределения, дополнявшейся бартерным обменом и «черным рынком».
Поведение производителей не
определялось рынком, а регламентировалось
преимущественно
В плановой экономике, как
и в рыночной, уменьшение цены товара
влечет за собой увеличение объема
спроса. Но совсем по-другому ведет
себя предложение, объем которого определяется
не рынком, а плановыми органами.
Величина предложения здесь остается
неизменной независимо от цены. Разница
между плановой и рыночной экономикой
заключается в кривой предложения
— в командной экономике она
является вертикальной, а при рыночной
— отлогой. При государственной
системе распределения, при ограничении
роли рыночных сил не может быть
и речи о равновесии спроса и предложения.
Централизованная система управления,
как показал опыт нашей страны,
оказалась неспособной
Избыток или дефицит продукции может возникнуть не только в условиях плановой экономики, но и в условиях смешанной экономики, базирующейся на рыночном механизме. Дефицит или излишки продукции могут быть порождены вмешательством государства в процессы рыночного ценообразования. Подобная ситуация возникает, если правительство вводит так называемые потолок цен и низший уровень цены на ту или иную продукцию.
Потолок цены — установленная
на законных основаниях максимальная
цена на товар или услугу. Потолки
цен обычно фиксируются на уровне
ниже равновесного уровня цены. Они
применяются при проведении социальной
политики. Чаще всего речь идет о
товарах первой необходимости. При
таких обстоятельствах на рынке
возникает дефицит. Предположим, что
в силу объективных причин сократилось
предложение некоторого продовольственного
товара при стабильном спросе на него.
В условиях невмешательства государства
в рыночный механизм такие изменения
в предложении повлекут за собой
рост рыночной цены товара. Допустим, что
правительство по причинам политического
и социального порядка
Низший уровень (предел) цены — минимальная цена, установленная правительством и превышающая цену равновесия. Если государство вводит и фиксирует цены на уровне выше равновесного, т. е. вводит низший предел цены, то на рынке величина предложения данного блага будет превышать объемы спроса. Иными словами, рынок столкнется с излишками продукции, равными по величине (Q4 - Q3).
В условиях государственного
вмешательства в процесс
Заключение
При переходе к рынку, при создании многообразных форм собственности включились и обретают все большую действительность свойственные рыночной экономике механизмы саморегуляции - стремление каждого из участников рыночных отношений к максимальной выгоде, условия конкуренции и т.д.