Рыночные механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 05:23, курсовая работа

Описание работы

Достаточно высокая степень актуальности данной темы для российской экономики определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть недостатки и преимущества рыночной системы. На основании рассматриваемых статей, учебников, научной литературы, можно сказать, что данная тема широко и многогранно освящена во многих источниках по экономической литературе. Рыночную экономику изучали уже давно. Большое внимание до сих пор ей уделяют современные экономисты, которые рассматривают принципы, законы, рычаги управления экономических отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность рынка, его функции, структура и механизм функционирования………………….…………………………………………….5
1.1 Сущность рынка и условия его возникновения………………………...5
1.2 Функции и структура рынка…………………………………………….7
1.3 Механизм функционирования рынка………………………………….11
Глава 2. Оценка современного состояния рыночного механизма.
2.1 Преимущества и недостатки рыночной системы………………………18
2.2 Тенденции современной рыночной экономики………………………...22
2.3 Современное состояние рыночной системы России…………………...23
Глава 3. Проблемы и перспективы развития российской рыночной системы...................………………………………………………………………26
3.1 Проблемы российской экономики. ……………………………………..26
3.2 Пути развития российского рыночного механизма с использованием зарубежного опыта………………………………………………………………28
3.3 Инновационная экономика как стратегическое направление развития России в 21 веке………………………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………...37
Приложение………………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 342.67 Кб (Скачать файл)

        Изменения в области спроса требуют адекватной реакции со стороны    предложения. Что оно собой представляет?

       Предложение - это та сторона рыночного процесса, которая характеризует непосредственную взаимосвязь между рыночной ценой товара и его количеством,   производимым и предлагаемым к продаже. Уровень цен и объем продукции, количество  ее продаж изменяются однонаправленно: если цены выше, то на рынок будет поступать к продаже больше товара. И наоборот,   если цены на данный товар снижаются,  будет сокращаться и его предложение. Основным индикатором здесь выступает цена. По каждому из великого множества товаров и услуг цена дает оперативную информацию о необходимости сокращения или наращивания   производства   и предложения товаров, пользующихся  спросом. От уровня цен зависит выручка, доход, прибыль; чем они выше, тем оперативнее предложение.

    В условиях конкуренции рост предложения имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены, и наоборот, при неудовлетворяющих, снижающихся ценах потребуется сложная организационная работа по переориентации предложения на другие товары, связанные с ними издержки, технологии, объем выпуска и т. д.

    Предложение иллюстрирует рис. 3 и кривая SS. На оси абсцисс можно обозначить количество товаров, предлагаемых к продаже; на оси ординат — их цены. Полого поднимающаяся линия SS (или кривая предложения) в любой ее точке характеризует важную закономерность: чем выше цена, тем большее количество товаров будет предложено для продажи на рынке. Если цена ниже, количество предлагаемых к продаже   товаров меньше, так как их издержки не будут возмещены, а тем более не будет дохода.

    Теоретически кривая  предложения может быть изображена прямой или изогнутой полого поднимающейся  линией с большей или меньшей крутизной наклона. Но общий вид кривой предложения не содержит ничего случайного: она лишь моментальная “фотография” и иллюстрация закона предложения, т. е. движения производства в строгом соответствии с экономической целесообразностью, подтверждаемой фактором цены.  Двигаясь по кривой предложения SS от точки А и вверх к точке D, фиксируем рост предложения под влиянием повышающихся  цен; движение по кривой SS вниз от точки Е к точке А вызывает снижение предложения под влиянием падающих цен. Предложению,   как и спросу, свойственны по меньшей мере две закономерности. Во-первых, закономерность прямой зависимости между ценой и количеством предлагаемых   к продаже товаров.   Используя рис.3, эту закономерность можно представить как альтернативы ресурсовложения для предпринимателя. Площадь выше кривой предложения SS — это область альтернатив со знаком “плюс”, а площадь под этой кривой — альтернативы со знаком “минус”. Наилучшая альтернатива — это ресурсовложение, возмещенное денежной   ценой со стороны спроса.

    Во-вторых, имеет место и другая закономерность: предложение может возрастать и при той же цене. Ее также можно   изобразить графически кривой предложения SS, передвинутой вправо и вниз. Рассматриваемая здесь кривая предложения, если ее внести пунктиром в наш рис.5, переместится вправо вниз, означая рост предложения при той же цене. Под влиянием каких факторов это может произойти? Отметим их:

  • рост конкуренции на рынках одноименных, взаимодополняемых и взаимозамещаемых товаров;
  • рост доходов, платежеспособности и других факторов, вызывающих в конечном итоге расширение спроса:
  • научно-технический прогресс и совершенствование технологий,   снижающих издержки производства товаров;
  • улучшение условий продажи за счет рекламы, маркетинга и т. п. факторов, способствующих увеличению спроса.

    Рыночное равновесие  цен устанавливается под влиянием многочисленных конкурентных сил на рынке, в этой связи цену называют конкурентным равновесием спроса и предложения, или уравновешивающей рыночной ценой, при которой совокупное предложение и совокупный спрос равны друг другу. В наиболее общем виде их можно представить с помощью совмещенных кривых спроса и предложения график 6.

      Уравновешивающая рыночная цена находится в точке пересечения кривых предложения SS и спроса DD. Точка пересечения соответствует определенной   величине, которая может быть установлена как на оси абсцисс (количество товаров), так и на оси ординат (цены за единицу товара). Рыночное равновесие цены устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда:

  1. количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое предложение согласно продать;
  2. отсутствует тенденция изменения цен и количеств товара, исключены  также прочие экономические условия.

    Из рис. 4 следует, что равновесие спроса и предложения установилось на уровне точки В, которая соответствует определенному ценовому значению Р и количеству продаж Kр, удовлетворяющему этому ценовому равновесию. В указанных значениях, в течение фиксированной единицы времени, экономические интересы продавцов и покупателей совпадут, уравновесятся, будут удовлетворительны для обеих сторон. Любое понижение цены, отклонение ее от точки равновесия означает превышение спроса над предложением. И наоборот, рост цены выше равновесной точки вызовет ситуацию превышения предложения над спросом.

   Разумеется, в реальной действительности колебательные отклонения происходят не так редко: равновесие - это скорее динамичное, чем статичное состояние экономики. Но, фиксируя равновесие в данном временном отрезке, можно объяснить то, что происходит за пределами точки равновесной цены. Из графика 6 видно, что высокие цены предложения могут послужить причиной товарного избытка, перепроизводства и переполнения рынков, а значит, и затруднений с продажей товаров данного вида. И наоборот, недостаточное количество товара на рынке вызовет избыток спроса, “изнанкой” которого является дефицит, ажиотаж и другие нездоровые явления. Уравновешивание спроса и предложения сопровождается движением цены, ее отклонением в ту сторону, где требуется противовес для установления равновесия на рынке. Таков в наиболее общем виде механизм установления цены на конкурентном рынке любого из множества товаров. По каждому виду товаров - свой равновесный уровень цены, поэтому принято считать, что существует множество рынков, равное множеству товаров (например, рынок стали, рынок автомобилей, рынок одежды, рынок рабочей силы, рынок денег, валют и т. д.).

 

 

 

Глава 2.  Оценка современного состояния рыночного  механизма.

2.1 Преимущества и недостатки рыночного механизма.

     Как и у любого явления, у рыночного механизма есть свои положительные и отрицательные черты.

    К преимуществам экономисты относят:

1) эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

2) возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства. Например, фермеру, занимающемуся производством молока, не нужно знать, сколько потребляют молока малыши, сколько других фермеров выращивают коров молочной породы, сколько денег тратят на молоко, а не на сахар. Ему достаточно информации о ценах на молоко и на корма, о затратах на различные породы скота, электроэнергию, рабочую силу. Имея такую информацию, фермер сможет производить приблизительно, то количество молока, которое необходимо для потребителей;

3) гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Так, когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;

4) оптимальное использование результатов НТР. Стремясь, получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;

5) свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;

6) способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.

    Теперь рассмотрим,  насколько эффективно справляется рыночный механизм с тремя основными экономическими задачами: что производить, как производить и для кого производить.

    На вопрос: что производить — рынок отвечает спросом, т.е. желанием потребителей заплатить деньги за нужный товар. Поэтому рыночный спрос всегда означает оплаченный спрос и его нельзя смешивать с потреблением, которое потенциально безгранично.

    В качестве механизма, регулирующего спрос, выступает денежная цена товара. Одна из важнейших ее функций состоит в информировании участников рынка о ресурсах, производственных возможностях, потребностях и вкусах покупателей и т.п. Вторая функция цены, тесно связанная с первой, заключается в том, чтобы вызывать у людей стимулы к изысканию методов наиболее экономного производства товаров из наличных ресурсов. Из нее вытекает третья функция цены - обеспечить такое распределение дохода, при котором учитывались бы количество и качество труда, вложенного в производство товаров. Как справедливо подчеркивает американский экономист М. Фридмен, все эти функции следует рассматривать в неразрывной связи друг с другом, ибо именно в своей совокупности они координируют и регулируют экономическую деятельность на рынке.

    Таким образом, ценовой механизм через спрос регулирует производство. Именно цена диктует производителям, какие товары в настоящее время следует выпускать и в каком количестве. Поскольку производители конкурируют друг с другом, то рынок может быть перенасыщен какими-то товарами, хотя по другим может возникнуть дефицит. Но здесь снова вступает в действие механизм цен, ибо с падением спроса на товар цена на него падает, что заставляет производителей сокращать его выпуск. Очевидно, что с помощью механизма цен рынок реагирует и координирует производство и оплаченный спрос, а отнюдь не производство и потребление.

    На вопрос: как производить — рынок также дает однозначный ответ. Речь, конечно, идет не о рекомендациях по технологии производства, которая непосредственно не касается экономики, а о том, какое производство оказывается наиболее эффективным и поэтому одерживает победу в конкурентной борьбе. Очевидно, что чем меньше издержки производства и чем больше объем его выпуска, тем меньшую цену может назначить продавец на рынке и тем самым выиграть в конкуренции с продавцами, издержки которых выше. Но чтобы уменьшить издержки производства, необходимо поднять производительность труда, применить новые достижения науки, технологии и организации производства, сократить непроизводительные расходы и т.п. Одним словом, рынок диктует производителям, как рациональнее и эффективнее вести хозяйство, чтобы не только выжить в конкурентной борьбе, но и максимизировать свои доходы.

    Наконец, на вопрос: для кого производить - рынок недвусмысленно отвечает: для тех потребителей, которые в состоянии купить товар, располагают деньгами. Ясно поэтому, что картина демократическою рынка, где каждый покупатель своим "голосом" влияет на производство, оказывается далеко не радужной, что в первую очередь относится к распределению товаров, ибо рынок дает товар тому, кто в состоянии заплатить за него, а не тому, кто в нем больше всего нуждается. На эту социальную несправедливость обычно указывают все критики рынка. Однако рынок как определенная структура организации экономической деятельности и не строился для реализации социальной справедливости в обществе. Его функция заключается в регулировании хозяйственной деятельности, организации эффективного обмена товарами.

    Недостатки рыночного механизма

    Говоря о достоинствах рынка, не следует забывать о его негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые он не может решить по своей природе.

1. Рыночная конкуренция сама по своей природе порождает тенденцию к монополизации. Из массы мелких производителей выделяются наиболее крупные, которые стремятся полностью овладеть рынком.

     Разрушение рынков монополиями не сулит ничего хорошего. Подавляя стимулы к технологическим инновациям, монополии делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно установить монопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться и с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качество снизится. В монополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потребностей и спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству. В результате потребители надолго остаются наедине со своими потребностями, без необходимых им товаров и услуг.

  2. Механизм "невидимой руки" рынка также не улавливает проблему долгосрочного развития экономики. Рыночное хозяйство развивается неравномерно, периоды ускоренного роста чередуются с периодами застоя. Интересы экономической эффективности требуют, чтобы эти циклические колебания были максимально сглажены. Более того, в современных условиях быстрый экономический рост на стихийной основе становится вообще невозможным.

    Чистая рыночная экономика и бережлива, и расточительна в одно и то же время. Стихийно приспосабливаясь к изменяющимся общественным потребностям, она лишь задним числом сигнализирует о сложившихся диспропорциях, например, о том, что какого-то товара произведено больше, чем требуется. Изменение пропорций сопровождается потерями ресурсов, которые были израсходованы на создание излишней продукции. Циклическое развитие производства сопровождается недоиспользованием ресурсов, включая и трудовые.

Информация о работе Рыночные механизм