Рыночные механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 05:23, курсовая работа

Описание работы

Достаточно высокая степень актуальности данной темы для российской экономики определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть недостатки и преимущества рыночной системы. На основании рассматриваемых статей, учебников, научной литературы, можно сказать, что данная тема широко и многогранно освящена во многих источниках по экономической литературе. Рыночную экономику изучали уже давно. Большое внимание до сих пор ей уделяют современные экономисты, которые рассматривают принципы, законы, рычаги управления экономических отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность рынка, его функции, структура и механизм функционирования………………….…………………………………………….5
1.1 Сущность рынка и условия его возникновения………………………...5
1.2 Функции и структура рынка…………………………………………….7
1.3 Механизм функционирования рынка………………………………….11
Глава 2. Оценка современного состояния рыночного механизма.
2.1 Преимущества и недостатки рыночной системы………………………18
2.2 Тенденции современной рыночной экономики………………………...22
2.3 Современное состояние рыночной системы России…………………...23
Глава 3. Проблемы и перспективы развития российской рыночной системы...................………………………………………………………………26
3.1 Проблемы российской экономики. ……………………………………..26
3.2 Пути развития российского рыночного механизма с использованием зарубежного опыта………………………………………………………………28
3.3 Инновационная экономика как стратегическое направление развития России в 21 веке………………………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………...37
Приложение………………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 342.67 Кб (Скачать файл)

4) Проблемы занятости. Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг;

5) Внешняя торговля разоряет страну. Россия большую часть производимой сырьевой продукции вывозит и обменивает на продукты труда и интеллекта, что тормозит развитие производственных сил.

                К другим проблемам экономисты  относят:

  • Сравнительно высокий уровень инфляции
  • Низкий уровень культуры рыночных отношений.
  • Недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение.
  • Склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств.
  • Недостаточное развитие инфраструктуры товарных рынков.
  • Большие транспортные издержки.
  • Высокая степень монополизации экономики.
  • Несовершенство системы финансовых и кредитных отношений.
  • Функционирование внутренних товарных рынков в условиях взаимных неплатежей.

      Но помимо  минусов в российском рыночном  механизме существуют и плюсы:

1)Дифференциация налоговой  нагрузки.

В зависимости от деятельности предприятия формируется налоговая  база, так, производственные и инновационные  предприятия получают преимущества по средствам снижения налоговой  нагрузки.

2)Упрощенная система  налогообложения.

В России УСН вводился постепенно с 1998 года. УСН - это специальный налоговый  режим, направленный на снижение налоговой  нагрузки на субъекты малого бизнеса  и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены  дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в  зависимости от категорий налогоплательщиков.

3) Свобода частной торговли.

Отсутствие барьеров для  ведения мелкорозничной торговли товарами народного потребления, уведомительный характер сделок с автомобильным  транспортом и т.п.

    К сожалению, несмотря на упомянутые плюсы, в российской экономике больший вес имеют негативные влияния, которые возникают в связи с несовершенством законодательства, отсутствием экономической ответственности и рядом других причин , с которыми по мере своих сил Правительство России  борется.

3.2 Пути развития российского рыночного механизма с использованием зарубежного опыта.

1.   Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности. Выделяя основные недостатки рыночного механизма, следует вывод, что там, где не срабатывает рынок, должен находиться другой институт и брать на себя соответствующие функции. Таким институтом является государство. Поэтому необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику научно может быть объяснена именно провалами рынка.

      Для регулирования  экономической деятельности населения  правительством России создаются  различные институты, такие как:

    • Министерство экономического развития (до 12 мая 2008 года — Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.) — федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере экономического развития, внешнеэкономической деятельности, государственной статистики, тарифов субъектов естественных монополий, управления федеральным имуществом, несостоятельности (банкротства) организаций, управления государственным материальным резервом, кадастра объектов недвижимости, предпринимательства и малого бизнеса.

    • Федеральная  антимонопольная служба  (ФАС  России) — федеральный орган исполнительной  власти, осуществляющий функции  по контролю и надзору за  соблюдением законодательства о  конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

         • Центральный банк РФ (Банк России) — верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (и других кредитных организаций).

      Банк России  контролирует деятельность кредитных  организаций, выдаёт и отзывает  у них лицензии на осуществление  банковских операций, а уже кредитные  организации работают с прочими  юридическими и физическими лицами. Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации определено, что правом денежной эмиссии обладает Российская Федерация, а ст. 75 конкретизирует, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации и оговорена его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля.

      Таким образом,  для решения проблем возникающих  в связи с экономической деятельностью,  необходимо качественно усовершенствовать  институты, осуществляющие контроль за этой деятельностью.

2.   Пути развития экономики с использованием опыта других государств.

     Для развития  российского рыночного механизма  в чем-то может быть полезен опыт других стран с формирующейся рыночной экономикой, вынужденных приспосабливаться к стремительной поступи научно-технического прогресса. Некоторые из них за последние два-три десятилетия нашли возможность ускорить диверсификацию своей экономики и даже преуспели в развитии средне- и высокотехнологичных отраслей. Даже те, у кого не было такого научно-технического задела, каким располагает российский оборонный комплекс. И даже те, которые, подобно России, богаты природными ресурсами. Решающую роль сыграла хорошо продуманная промышленная и внешнеэкономическая стратегия, обеспечившая развитие как импортозамещающих национальных производств, так и тех, которые ориентированы на экспортную экспансию.

В обоих случаях весьма важным, а подчас и основным элементом  этой стратегии было взаимодействие национальных компаний с теми зарубежными  корпорациями, которые располагают  передовыми технологиями. Речь идет в  первую очередь о привлечении  прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в прорывные отрасли обрабатывающей промышленности. Такие инвестиции, как известно, приносят с собой  не только и даже не столько финансовые ресурсы, сколько передовые технологии производства, менеджмента и маркетинга. А если они к тому же нацелены не только на внутренний рынок принимающей страны, но и на экспорт, то помогают ей еще и закрепиться на мировом рынке.

   Характерно, что все страны, развивающие средне- и высокотехнологичные отрасли промышленности, в последние два-три десятилетия резко увеличили ввоз ПИИ. С 1985-1986 гг. Малайзия и Таиланд, а с 1991-1992 гг. Филиппины, Индонезия и Китай стали переходить от политики селективного принятия ПИИ к принятию по существу любых иностранных инвестиций.  Они стремятся привлекать как можно больше зарубежных компаний и формировать производственные кластеры, хотя и сохраняют торговые барьеры в импортозамещающих отраслях.   

   Такая стратегия позволяет одновременно и наращивать потенциал отечественных производителей и повышать их конкурентоспособность.

    Интересен и пример Южно-Африканской Республики, обладающей крупнейшими в мире запасами золота, алмазов, платины, марганца, хрома, ванадия и других минералов, которые она экспортирует. Вместе с тем эта страна располагает хорошо развитыми земледелием и рыболовством, полностью обеспечивающими ее внутренние потребности и позволяющими экспортировать различные аграрные продукты. Казалось бы, такое изобилие природных богатств могло снизить потребность в развитии обрабатывающей промышленности. Но власти страны давно взяли курс на диверсификацию экономики. В итоге эта страна по производству готовых изделий и компонентов к ним на одного жителя превзошла в 2002 г. Аргентину, Бразилию и Россию. Изделия обрабатывающей промышленности составляют 68% экспорта ЮАР, тогда как на долю топлива приходится лишь 14.5%, а на минералы и металлы — всего 2.8%. Экспорт готовых изделий явился своего рода вытяжным парашютом, который позволил создать здесь высокодоходную диверсифицированную обрабатывающую промышленность. Россия в этом отношении существенно отстает. Более того, как уже сказано, у нас иностранные инвестиции устремляются не в отрасли с высокой добавленной стоимостью, а в добычу энергоресурсов и в металлургию. Да и тут они не привели к заметному улучшению технологий. Россия по-прежнему испытывает дефицит в современном оборудовании для проведения геофизических работ, добычи на шельфе и в других сложных условиях, а также в программно-аппаратном обеспечении. Другое дело, что вина в этом во многом лежит на российском государстве, не обеспечившем должную систему регулирования ПИИ».

    А как быть с отраслями обрабатывающей промышленности, куда иностранный капитал идет неохотно? В модернизации ведь нуждаются именно они. Здесь может быть полезен другой аспект опыта новых индустриальных стран и некоторых постсоциалистических государств — активное включение их предприятий в технологические цепочки изготовления тех или иных готовых изделий. Начинается такое включение с простейших трудоемких операций. Но не следует забывать, что подобные операции не автономны, а интегрированы в единый производственный процесс и потому подчинены жесткой технологической дисциплине в смысле соблюдения стандартов качества, сроков поставки и многих других требований, отвечающих мировому уровню конкурентоспособности данного готового изделия. Головная иностранная компания не может поступиться качеством своей продукции, иначе ее тут же потеснят конкуренты, а ее торговой марке будет причинен непоправимый ущерб. Все это вынуждает поставщиков деталей, компонентов или собранных ими конечных изделий решительно подтягиваться до уровня мировых стандартов.

      Возьмем, например, Китай, совершивший за последние пару десятилетий феноменальный прыжок от аграрной экономики к экономике XXI в. С начала 80-х годов его внешняя торговля ежегодно растет в среднем на 15.3 % и при этом быстро диверсифицируется. Поначалу страна специализировалась на производстве и экспорте трудоемких товаров, затем — на более техноемких изделиях обувной и швейной промышленности. Затем китайские предприятия стали осваивать производство частей, компонентов и готовых изделий автомобильной и информационно-телекоммуникационной промышленности. С 90-х годов внешнеторговая экспансия Китая все основательнее опирается на международное производственное кооперирование.

    В результате участия в международной производственной кооперации (МПК) Китай на редкость быстро овладел достаточно высокими технологиями в электронике, машиностроении, автомобилестроении и некоторых других отраслях. Сегодня доля высокотехнологичных товаров в китайском экспорте продукции обрабатывающей промышленности составляет 37.2 %.

    Еще раньше такой метод ускорения модернизации и диверсификации использовали Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины. Чем активнее та или иная страна вовлечена в международный процесс изготовления конечных продуктов, тем больше доля высокотехнологичных изделий в производстве и экспорте. Россия здесь выглядит далеко не лучшим образом. Хуже только в богатой природными ресурсами Саудовской Аравии. Но даже она превосходит нас по импорту частей и компонентов, что позволяет ей в недалеком будущем обогнать Россию по производству высокотехнологичных изделий.

        Очень  активно развивает свой научно-технический потенциал Малайзия. С 1984 г. прямое государственное регулирование экономики уступило здесь место индикативному долгосрочному (на 10 лет), среднесрочному (на 5 лет) и краткосрочному (на 1 год) планированию. В долго- и среднесрочных планах определяются главные цели развития на соответствующий период и ориентиры социальной и экономической политики. Так, в середине 90-х годов была разработана Политика национального видения. Этот амбициозный план предусматривает «перепрыгивание» посредством информационно-коммуникационных технологий через стадию индустриального общества. Малайзия намерена пропустить одну ступень — развитого индустриального общества, экономика которого основана на извлечении природных ресурсов, и стать современным государством, экономика которого опирается на знания: «Информация должна считаться таким же предметом общественного потребления, как — вода, газ или электричество, и должна быть легко доступна для тех, кому она необходима». Включение в информационное общество каждого гражданина — не только обязанность социального государства, но и экономическая необходимость».

    Чтобы обеспечить скачок сразу в экономику знаний, правительство разработало программу преодоления информационного неравенства, позволяющую социально незащищенным слоям общества (пожилым, инвалидам, женщинам, неимущим горожанам и селянам), а также работникам малого и среднего бизнеса получать и использовать информацию и знания. И страна действительно быстро продвигается к этой цели. У Малайзии хорошие перспективы в недалеком будущем стать органической частью мирового авангарда.

   В пользу государственного регулирования рыночных отношений убедительно свидетельствует, прежде всего, опыт стран европейских стран с развитой рыночной экономикой: Англии, Франции, Германии и др. Ими выработаны и прошли многолетнюю проверку практикой конкретные механизмы государственного регулирования, в частности создание разветвленной государственно-обязательной системы нормативно-правовых актов в виде антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, об охране природы и других, устанавливающих жесткие правила поведения для "рыночников".

     Наиболее известным примером является введение в обращение международный валюты - евро (€) - официальная валюта в 17 странах «еврозоны».

      Так же, для поддержания стабильности  рынка создана ЕЭЗ (Европейская  экономическая зона). Она создана  1 января 1994 года с целью предоставить возможность странам, не являющимся членами ЕС, присоединиться к Европейскому общему рынку.

Информация о работе Рыночные механизм