Рыночные структуры в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Введение (содержание)
Рынок является одним из шести основных укладов смешанной экономики. Основу хозяйства страны составляют крупные предприятия, которые создавались в плановой экономике и пока являются единственными производителями многих товаров. Это отличает российский рынок от чистого рынка, где существует много продавцов однородных товаров и столь же много их покупателей. Продукция предприятий измеряется разными денежными знаками, а это значит, что на каждый товар образуется

Содержание работы

Содержание.
1. Введение. 3
2. Рыночные структуры 13
3. Выводы 18
4. Список литературы 19
1. Введение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 62.37 Кб (Скачать файл)

-     выгодное предложение «производственных площадей» привлечет в малый бизнес больше предприимчивых граждан и существенно увеличит стоимость их бизнеса,

-     появятся новые виды предпринимательства – институт частных землеустроителей, специалистов по городскому планированию и т.д.

СТРАХОВОЙ РЫНОК – это  рынок, на котором физические и юридические  лица формируют спрос на страховые  услуги, а специализированные фирмы  выступают с их предложением. Впервые  в мировой практике договор страхования  был оформлен в Генуе в 1347 году. В XY веке морское страхование было уже организованным и процветающим делом. В России в 1827 году барон Штиглиц вместе с другими учредителями открыл на акционерных паях «Первое Российское от огня страховое общество». Как и везде, в России появляются и развиваются разные виды страхования. Однако отечественному страховому рынку еще далеко до зарубежных. Степень развития страхового рынка отражает такой критерий, как отношение совокупной страховой премии к ВВП. В России эта величина по итогам 1999 года не превышала 2,2%, в то время как в развитых странах она составляет 8-10%.

Клиенты страховых компаний хотели бы снять все риски, но далеко не все они могут быть страхуемы. Никто не застрахует предприятие  или коммерческую фирму от рисков работы на рынке, скачков цен, зигзагов государственной политики, социальных волнений и вооруженных конфликтов, террористических актов и заказных убийств, увольнений с предприятий, болезней ведущих специалистов фирм, экономической неэффективности  приобретенного оборудования и т.д. Страховой рынок делится на два  крупных сегмента:      

-     добровольное (долгосрочное и пенсионное страхование жизни, страхование жилых помещений граждан, движимого имущества, медицинское страхование);      

-     обязательное страхование (обязательное страхование пассажиров, защита от ущерба в источниках повышенной опасности на транспорте, опасных производственных объектах; защита от ущерба вследствие недостатков товаров, работ и услуг; страхование государственных служащих при исполнении своих обязанностей; ответственности работодателей и т.п.). В 1999 году на эти два сегмента приходилось соответственно 78% и 22% общей суммы страховой премии. Страховой рынок по группам страхователей выделен для физических лиц и для юридических лиц. На страховом рынке физических лиц представлены следующие виды страхования:

- страхование жизни предполагает  выплаты в случае смерти или  дожития застрахованного до окончания  срока страхования;

- страхование от несчастных  случаев и болезни, которые  могут привести к нанесению  вреда здоровью, смерти, утрате трудоспособности  застрахованного;

- имущественное страхование,  которое предусматривает возмещение  ущерба, если нанесен урон квартире, даче, садовому дому, мебели, бытовой  технике, гаражу, автомобилю, яхте  и т.д.;

- страхование ответственности  владельцев автотранспортных средств,  когда страховая компания берет  на себя обязательство возместить  ущерб другим лицам в случаях  аварии или наезда.           

 Деятельность предприятий  всегда сопряжена с риском. На  страховом рынке юридические  лица могут застраховать свое  имущество – здания и сооружения, отделку помещений, сырье и  материалы, оборудование, оргтехнику, готовую продукцию, транспортные  средства, грузы, витрины и т.п., а также имущество, переданное  или взятое в аренду, найм, принятое на хранение и комиссию.           

 Подлежат страхованию разные виды гражданской ответственности (владельцев транспортных средств, перевозчиков, предприятий-источников повышенной опасности (эксплуатирующие лифты, подъемные краны, газовое оборудование, производство строительно-монтажных работ, профессиональная ответственность нотариусов, риэлтеров, медицинской деятельности).                

 Для юридических лиц  предлагается и личное страхование  (жизни и здоровья работников  от несчастных случаев, их семьи).

К основным целям страхового рынка относятся:

- защита от возможных  рисков, которые всегда существуют  в рыночной экономике и которые  сдерживают предпринимательскую  деятельность;

- накопление сбережений  граждан и превращение их в  долгосрочные инвестиции для  экономики (через долгосрочное  страхование жизни).           

 Развитие страхового  рынка будет осуществляться в  три этапа:

1)   развитие национальных страховых компаний, создание налоговых, инвестиционных условий для их развития и системы государственного надзора;

2)   рост капитализации рынка;

предоставление иностранным  компаниям национального режима и интеграция в мировую экономику.                

 РЫНОК ТРУДА – часть  рыночной экономики, связанная  с куплей-продажей рабочей силы. Часть населения, которая обеспечивает  предложение рабочей силы для  производства товаров и услуг,  составляет экономически активное  население. К нему относятся  все лица от 16 до 55 лет (женщины), до 60 лет (мужчины). Кроме того, могут  и хотят трудиться не все  люди трудоспособного возраста. Есть нетрудоспособные лица –  инвалиды, и есть люди, не претендующие  на работу по найму – домохозяйки,  студенты. С другой стороны, есть  молодые люди до 16 лет, а также  пенсионеры, которые могут и хотят  трудиться.           

 В России переход  к рынку сопровождался увеличением  численности лиц, принадлежащих  к экономически активному населению.  Так, коэффициент участия взрослого населения в рабочей силе снизился с 66,7% в 1992 году до 62,3% в 1997 году, в том числе у мужчин – с 77,2% до 69,4%, у женщин с 61,6% до 55,9%. Это было вызвано сократившимися возможностями трудоустройства для пенсионеров, возросшими сложностями сочетать трудовую деятельность с воспитанием детей для женщин (из-за закрытия детских дошкольных учреждений), появлением новой категории – «отчаявшихся» найти работу (в 1997 году – 1,6% от численности экономически активного населения). Трудовые отношения были одним из наиболее жестко регулируемых сегментов плановой экономики СССР, государство полностью определяло «правила игры» на рынке труда и практически выступало в роли единственного работодателя. Частный сектор либо отсутствовал, либо занимал подчиненное положение. Рыночные реформы означали отмену большей части административных ограничений.           

 На свободном рынке  труда встречаются лица, ищущие  подходящую работу (продавцы рабочей  силы) и работодатели-предприниматели  (покупатели рабочей силы). Кроме  них, на рынке труда участвуют  государство и профсоюзы. Государство  оказывает влияние на рынок  труда, заботясь о жизни населения  и развитии экономики на основе  Закона о занятости (1991 год)  и Закона о коллективных договорах  (1992 год), нового Трудового кодекса  (2003 год). Профсоюзы защищают интересы  отдельных профессиональных групп  работников и заключают от  их имени коллективные договора  с работодателями. Когда на рынке  труда предложение превышает  спрос, образуется безработица.  Это состояние незанятости  определенной части экономически активного населения, неполное использование обществом трудовых ресурсов. Различается фрикционная (связана с движением населения из региона в регион, со сменой профессии, этапов жизни, возникает по личным причинам), структурная (вызванная изменениями в технике и технологии, в спросе на профессии), циклическая (возникает в период экономических кризисов и пропадает в периоды подъема экономики) и скрытая (промышленное производство сократилось в переходный период с 1989 по 1999 годы почти вдвое, в то время как численность промышленного персонала лишь на треть – вынужденные «отпуска за свой счет», неполный рабочий день. Есть категория людей, которая занята не соответствующей уровню квалификации деятельностью (массовым стало явление занятия учителями, конструкторами, технологами уличной торговлей). Невосполнимые потери народного хозяйства делают необходимой государственную политику занятости.           

 РЫНОК ДЕНЕГ – рынок,  на котором присутствуют спрос  (со стороны домашних хозяйств, предприятий, правительства) и  предложение (со стороны государства,  банков и других кредитных  организаций) на деньги. Деньги, как  и другие товары, имеют свою  цену. Процентная ставка – цена  денег. И чем она выше, тем  меньше на них спрос.

Особенностью денежного  рынка является то, что предложение  денег всецело исходит от государства, которое осуществляет эмиссию (выпуск) денег. Для экономической стабильности важно соблюдать примерное равенство  между товарной и денежной массой, поэтому количество выпускаемых  денег не может быть произвольным. Это требование выражает «монетарная  формула» или «формула Фишера», разработанная  американским экономистом Ирвингом Фишером: M x V = P x Q, откуда M = P x Q/V.

Т.е. Обращающаяся в стране денежная масса (М) должна соответствовать  сумме цен выпущенных товаров (P x Q), с учетом того, что одни и те же знаки обслуживают денежный оборот несколько раз (V).

Соблюдение этого правила  предполагает непременное использование  денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная  политика государства – основное средство регулирования рыночной экономики.

Денежно-кредитная (монетарная) политика – это воздействие государства  на денежную массу и процентные ставки с целью стабилизации совокупного  объёма производства, занятости и  уровня цен.

Для сокращения количества денег в обращении вводится лимит (ограничение) прироста денежной массы  – столько-то миллионов рублей будет отпечатано в течение года и ни рублём больше. Кроме того, вводится высокая процентная ставка, чтобы кредиты брали только те, кто может использовать их разумно. Свободные деньги изымаются с помощью облигаций. Денежно-кредитная политика осуществляется ответственным государственным органом – Центральным банком.

Центральный банк – банк, управляемый государством и регулирующий всю банковскую систему страны. В  существующей двухуровневой банковской системе Центральный банк занимает первый уровень, а коммерческие банки  – второй.

Если не считать эмиссию  денег, то Центральный банк проводит денежно-кредитную политику следующими средствами:

-     операции на открытом рынке;

Заключаются в купле-продаже  гос. облигаций и других ценных бумаг. Покупая их Центральный банк, увеличивает количество денег в обращении, продавая – уменьшает.

-     регулирование ставки рефинансирования;

ставка рефинансирования – ставка по кредитам коммерческих банков, взятых в Центральном банке. Чем выше ставка рефинансирования, тем выше ставки по кредитам для  клиентов коммерческого банка. И  наоборот. Таким образом Центральный  банк без приказов управляет процентной ставкой.

-     изменение норм обязательных резервов.

Это доля от общей суммы  капитала коммерческих банков, которую  они обязаны хранить в Центральном  банке.                                                      

2. Рыночные структуры                                             (содержание)                

 Важнейшим условием  эффективного функционирования  рыночной экономики, главной движущей  силой ее является конкуренция.  Конкуренция – это экономическое  соперничество хозяйствующих субъектов  (участников экономики) за лучшие  условия производства, купли и  продажи товаров. Конкуренция  позволяет обеспечить наиболее  эффективное распределение экономических  ресурсов, количество которых в  любом обществе ограничено. Конкуренция  стимулирует деятельность участников  экономики, побуждая их к уменьшению  издержек производства, улучшению  качества выпускаемой продукции,  расширению ее ассортимента, снижению  цен. Другими словами, конкуренция  представляет собой присущий  товарному производству стихийный  метод выбора оптимального хозяйственного  решения. Конкуренция бывает двух  видов: рыночная и нерыночная. Рыночная конкуренция включает  ценовую и неценовую рыночную  конкуренцию.           

 Ценовая конкуренция  – это конкуренция в ценах  на продукцию. Это может быть  понижение продажной цены товара (для предприятий с низкими  затратами), стремление крупных предприятий  получить скидки при закупке  сырья и материалов большими  партиями, применение различных  условий оплаты.           

 Неценовая рыночная конкуренция выражена в достижении преимуществ с применением маркетинговых методов (реклама, торговые марки, товарные знаки, дополнительные услуги покупателям, гарантии качества), в захвате исключительных прав на рынке (создание трудностей для вхождения в рынок

потенциальных конкурентов, выпуск товаров с исключительными  свойствами).           

 Рыночная конкуренция  может быть совершенной и несовершенной.  Совершенной или свободной конкуренция  является тогда, когда ни один  из продавцов или покупателей  на рынке не может существенно  влиять на цену товара. В настоящее  время свободной конкуренции  практически не существует. Несовершенной  называется конкуренция, при которой  отдельные продавцы или покупатели  способны существенно влиять  на цену товара.           

Информация о работе Рыночные структуры в российской экономике