Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:07, курсовая работа
Введение (содержание)
Рынок является одним из шести основных укладов смешанной экономики. Основу хозяйства страны составляют крупные предприятия, которые создавались в плановой экономике и пока являются единственными производителями многих товаров. Это отличает российский рынок от чистого рынка, где существует много продавцов однородных товаров и столь же много их покупателей. Продукция предприятий измеряется разными денежными знаками, а это значит, что на каждый товар образуется
Содержание.
1. Введение. 3
2. Рыночные структуры 13
3. Выводы 18
4. Список литературы 19
1. Введение
Исходя из степени «совершенности» выделяют типы рынков, образующихся в результате взаимодействия конкуренции и монополии (фирмы, захватившей значительную часть производства и сбыта продукции и господствующей на рынке).
Условия, в которых обычно протекает конкуренция, называются рыночной структурой.
Обычно выделяют четыре вида рыночных структур – свободная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия.
Свободная конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Чистая монополия | |
Число и размеры фирм |
Очень большое число мелких фирм |
Много мелких фирм |
Несколько фирм, есть крупные фирмы |
Одна фирма |
Характер продукции |
Однородная продукция |
Разнородная продукция |
Однородная или разнородная продукция |
Уникальная продукция |
Условия входа в отрасль и выхода из нее |
Никаких затруднений |
Сравнительно свободно |
Возможны отдельные препятствия при входе |
Практически непреодолимые барьеры на входе |
Контроль над ценой |
Отсутствует |
Очень ограниченный |
Значительный (особенно при сговоре) |
Очень значительный |
Конкуренция |
Ценовая |
В основном, ценовая |
В основном, неценовая |
Неценовая |
Концентрация на рынках |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Очень высокая |
Доступ информации |
Равный доступ ко всем видам информации |
Некоторые затруднения |
Некоторые ограничения |
Некоторые ограничения |
Примеры |
Сельское хозяйство, услуги по обмену валюты |
Производство одежды, обуви, книг, розничная торговля |
Производство стали, автомобилей, сельхозмашин, оптовая торговля |
Электро-, газо-, водоснабжение, метрополитен, связь |
Первый тип
Второй тип рынка
– монополистическая
Олигополия – наличие
на рынке нескольких крупных
фирм, занимающих господствующее
положение в производстве и
сбыте какого-либо товара. Олигополия
характерна для российских
Причинами становления олигополии являются:
1) возможность в некоторых отраслях эффективного производства только на крупных предприятиях;
2) владение патентами и контроль над сырьем;
3) поглощение слабых фирм более сильными на основе финансовых операций, направленных на приобретение предприятия полностью или частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала;
4) эффект слияния, имеющего добровольный характер, при котором новая фирма может добиться ряда преимуществ: возможности контролировать рынок, цену, закупать сырье по более низким ценам;
5) научно-технический прогресс, с которым связано расширение производства с целью реализации эффекта масштаба.
Чистая монополия –
четвертый тип рынка –
Монополии появляются по разным причинам. Это и поражение конкурентов в рыночной борьбе, и объединение нескольких предприятий в одно, и просто низкая рентабельность данного вида деятельности, которая не стимулирует появление конкуренции.
Особенность российских монополий
заключается в их истории. В СССР
в каждой отрасли строились предприятия-
В Российской Федерации, как и во всём мире, отношение к монополиям двоякое. С одной стороны они, доминируя на рынке, диктуют свои цены и тарифы на продукцию, управляют спросом с помощью предложения. С другой стороны при крупном производстве издержки на единицу продукции уменьшаются при увеличении объёма производства.
На территории нашей страны действуют два закона:
- О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Правительство составило реестр (список) предприятий-монополистов. В него вошли предприятия, которые захватывают более 30% рынка. По отношению к таким предприятиям государство применяет прежде всего контроль над ценами, требуя их обоснования (должны быть равны затратам плюс нормальной прибыли).
- О естественных монополиях.
Естественная монополия
– состояние товарного рынка,
при котором удовлетворение спроса
на рынке эффективнее при
В Российской Федерации сложилась
уникальная ситуация, когда в стране
сложилось несколько «
В такой ситуации перед
государством стоит сложная задача
– провести реструктуризацию естественных
монополий. А именно, отделить компанию,
по транспортировке от фирм-производителей.
3. Выводы
Американский экономист У. Шеферд, выделяет пять главных факторов роста доли рынков эффективной конкуренции:
· рост импорта, увеличение доли импортируемых товаров на рынке;
· антитрестовская политика;
· отказ от регулирования (дерегулирование);
· изменение в вертикальной структуре;
· снижение минимального эффективного размера фирмы.
Значение последнего фактора с трудом поддается оценке, да и то, скорее на уровне отдельных предприятий, а не фирм. Однако считается бесспорным, что экономия от масштаба существенно упала в связи с развитием электроники, распространением компьютеров и т. п., а это обусловило развитие малого бизнеса.
В России, очевидно, также следует придерживаться аналогичных действий, но постепенно по мере становления рыночных отношений, так как на важнейших рынках складываются ситуации крайнего случая несовершенной конкуренции:
- монопсония на рынке труда;
В небольших городах экономика
почти полностью зависит от одной
крупной фирмы, предоставляющей
работу основной массе населения. Если
альтернативных видов труда мало,
то складываются условия, близкие к
чистой монопсонии. В данном случае
фирма выступает главным, а фактически
единственным покупателем на местном
рынке труда, а потому обладает возможностями
влиять на уровень заработной платы.
Это достигается сокращением
числа нанимаемых работников, в результате
усиления конкуренции между наемными
работниками их заработная плата
снижается ниже равновесного уровня.
С одной стороны, зарплата нанятых
работников крайне низка, а с другой
стороны, рост общей безработицы
в России превысил 10% к 1998 году. Общая
же безработица (по данным Международной
организации труда) в 3,5-5 раз всегда
превосходила регистрируемую (по данным
служб занятости), что связано как с размерами
выплат по безработице (колеблется в пределах
10-30% от средней заработной платы по региону),
так и с их задержками в выплате. Поэтому
государство должно последовательно проводить
политику занятости населения, а население
проявлять инициативу по созданию свободной
конкурентной борьбы, как на рынке труда,
так и на любом другом рынке.
4. Список литературы
1. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник: Краткий курс / Под ред. д.э.н., проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М (Серия «Высшее образование»), 2003 г.
2. Курс экономической теории: Учебник/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под редакцией М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003 г.
3. Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений/ Под редакцией В.Д. Камаева. – 6-е издание 1999 г.
4. Российская модель экономики: Основы экономической теории России XXI века. Учебное пособие – Владимир: ВГПУ, 2000 г.
Информация о работе Рыночные структуры в российской экономике