Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:03, курсовая работа
Актуальность позволяет определить тему исследования – механизм распределения и перераспределения доходов. Исходя из темы, можно обозначить цель исследования – распределение и перераспределение доходов в рыночной экономике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Дать понятие дохода населения, его структуры и показателей;
- Раскрыть принципы распределения доходов в обществе;
- Выяснить проблемы неравенства доходов в обществе;
- Уточнить проблемы дифференциации доходов населения;
Основным фактором, определяющим дифференциацию доходов населения во всех современных обществах, где господствует рыночный механизм хозяйствования, по нашему мнению, является социально-экономическое положение конкретных групп населения, определяемое формой собственности.
Различия во владении собственностью ведут и к неравенству в доходах.
Положение домохозяйств, находящихся на самой вершине пирамиды доходов, зависит в первую очередь от владения собственностью. Право наследования и тот факт, что «деньги притягивают деньги», усиливают роль, которую играет неравенство владения собственностью в увеличении неравенства доходов. Поэтому можно утверждать, что чем выше концентрация собственности в руках узкого круга людей, тем при прочих равных условиях выше уровень доходов этой части населения. И здесь дело не только в том, что объекты собственности сами по себе выступают в качестве самостоятельного источника дохода. Роль собственности в процессе распределения доходов этим не ограничивается. Собственность обладает своеобразным эффектом в отношении других факторов и источников доходов. У собственника неизмеримо шире возможности для интеллектуального и физического развития.
Собственность, особенно крупная, – это своеобразный пропуск в те социальные страты, которые снабжают кадрами наиболее престижные и высокооплачиваемые звенья в системе разделения труда.
Различие в профессиях также
порождает дифференциацию в доходах.
Обучение престижной профессии требует
больших затрат. Далеко не все люди
способны получить соответствующее
образование в силу различных
причин. Следовательно, из стен ВУЗов
и колледжей выпускается
Весьма существенным фактором дифференциации
доходов является образование. Люди
значительно отличаются друг от друга
по уровню полученного образования
и профессиональной подготовки. Отчасти
эти различия являются результатом
свободного выбора. После окончания
средней школы один выпускник
принимает решение стать
Тот факт, что работники, получившие большее образование, как правило, получают более высокую заработную плату, не вызывает сомнений. Если бы это было не так, то у студентов пропал бы стимул к дальнейшему вложению капитала в образование. Расходы на обучение достаточно высоки. Но, т.к. разность доходов выпускников ВУЗов и колледжей и выпускников средних школ выше затрат на обучение, то у студентов появляется стимул для осуществления инвестиций в образование.
Ключевыми тенденциями развития образования
в России в 90-е гг. является его
децентрализация и адаптация
к новым требованиям, порождаемым
складывающимся рынком труда и потребностями
возникающих демографических
Свидетельством позитивных тенденций в развитии российского общества является повышающийся спрос на высшее образование. Несмотря на сокращение бюджетного финансирования его количественные характеристики постоянно растут после спада в 2002 г. (на наш взгляд, в основном за счет коммерческих структур в образовании). Показатели приема и выпуска студентов в 2007 г. превысили цифры 80-х гг. По числу студентов (220 человек на 10000 населения) и выпускников (32 человека на 10000 населения) Россия находится в группе развитых стран. Это еще раз подтверждает целесообразность осуществления инвестиций в образование.
Одним из факторов, помогающих объяснить разницу в доходах, являются различия в способностях людей и в самих людях. Анализируя влияние этого фактора, обратим внимание на следующее. В реальной действительности возможности для развития природных способностей людей неодинаковы и зависят от материального и социального положения индивидов. Это связано с неравенством в распределении таких видов социальных благ как образование, здравоохранение, физическая культура, что в сочетании с неравенством в других областях фактически отрицает принцип равных возможностей. Важное значение имеют и социальные условия для развития и реализации способностей людей.
Возможно ли полное равенство условий для развития способностей индивидов? Более обоснованным нам представляется отрицательный ответ на данный вопрос. Во-первых, возможности для развития способностей детей зависят от уровня доходов их родителей, которые всегда различны. Во-вторых, количество социальных благ высшего качества (лучшие детские дошкольные учреждения, престижные учебные заведения, оснащенные на современном уровне клиники и т.п.) всегда ограничено, поэтому и доступ к ним возможен лишь для ограниченного круга детей. Принципы определения этого круга могут быть различны – материальные возможности, политическое и социальное положение родителей, случайное стечение обстоятельств и т.д. Эти принципы могут в большей или меньшей степени согласовываться с общественными представлениями о социальной справедливости. Но независимо от этого, все члены общества не могут иметь равного доступа к лучшим социальным благам. Эта объективная закономерность касается не только детей, но и всего населения и имеет место во всех странах. Различия могут быть лишь в степени неравенств и принципах распределения, которые зависят от социально-экономических условий.
Наибольший интерес
С появлением частных и кооперативных
детских садов, гимназий и лицеев,
медицинских учреждений, платных
высших учебных заведений ситуация
стала заметно меняться. Платные
услуги в этих отраслях получают все
большее распространение. Государство
же все в меньшей степени может
гарантировать хорошее
Говоря о влиянии способностей людей на дифференциацию их доходов необходимо так же обратить внимание на тот факт, что возможность реализовать свои способности зависит от спроса на тот или иной вид деятельности.
В условиях нашей страны работа в
области образования, здравоохранения,
фундаментальной науки, культуры и
искусства при прочих равных условиях
обеспечивают более низкий уровень
доходов по сравнению с работой
в таких сферах как банковское
дело, коммерческая деятельность, некоторые
отрасли промышленного
Различия в людях могут
Дискриминация обычно принимает более утонченную и более эффективную форму недопущения женщин, прошедших такую же профессиональную подготовку и обладающих таким же потенциалом производительности как и мужчины к высокооплачиваемой работе. Эта форма дискриминации получила название профессиональной сегрегации. Однако существует дискриминация по заработной плате, когда женщины и не русские люди за ту же самую работу зачастую получают меньшую плату. В начальной школе учителя-женщины часто получают меньше, чем мужчины. На каком-либо крупном электротехническом предприятии специалисты по нормированию труда делят всю проделанную работу на две части: женскую работу и мужскую работу. Низшая ставка для мужчин примерно равна высшей ставке для женщин. Женщины в США в возрасте 25 лет, занятые полный рабочий день, в 2000 г. зарабатывали в среднем только 65 % от того, что зарабатывали мужчины.
Можно ожидать, что в ближайшее время одним из ключевых факторов роста дифференциации доходов населения будет оставаться укрытие значительной части доходов от налогообложения. Этому способствует, в частности, сокращение государственного сектора, так как доходы, полученные в частном секторе, не поддаются сколько-нибудь строгому учету; недостаточная разработанность процедуры по учету прибылей и убытков в частном секторе, рост безработицы создает стимулы для расширения занятости в неформальном секторе.
Вклад названных факторов в конкретный уровень дифференциации доходов населения, разумеется, неодинаков. К сожалению, не существует сколько-нибудь удовлетворительной методики для количественного измерения доли каждого фактора в приносимых доходах. Однако можно утверждать, что в качественном отношении, по социальной значимости этих факторов, их необходимости, их можно разделить на две группы. К первой группе относятся те факторы, которые играют в социально-экономическом плане позитивную роль, их следует в полной мере учитывать при определении доходов, а степень дифференциации последних, возникающую под воздействием этих факторов, не следует ограничивать. Это, прежде всего, все факторы, связанные как с характером и качеством выполняемого труда, так и прежде всего с качеством самого работника.
Другая же группа факторов, напротив,
создает недопустимо высокую
степень дифференциации, отрицательно
влияет на социально-экономическое
положение в обществе. Эти факторы
необходимо или ликвидировать вовсе,
или, по меньшей мере, вводить ограничения
на их действие, нейтрализуя их разрушительную
роль. К ним можно отнести
Если первая группа факторов в определенной степени является достаточно стандартной и унифицированной, повторяющейся в разных странах на разных этапах развития, то вторая группа факторов отличается значительным своеобразием при переходе от одной страны к другой, а внутри страны – при переходе от одного этапа развития к другому. Это требует особого внимания к анализу этих факторов, так как имеющийся уже опыт других стран в силу его «уникальности» мало, чем может помочь. Особое внимание к выявлению этих факторов вызвано также тем, что именно через воздействие на эти факторы можно осуществлять эффективную государственную политику по регулированию дифференциации доходов населения.
Информация о работе Рыночный механизм распределения и перераспределения доходов