Рынок ценных бумаг как дополнительный источник финансирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Любое предприятие заинтересовано в использовании наиболее эффективного способа дополнительного финансирования. Денежный и финансовый рынки, в т.ч. и рынок ценных бумаг, предоставляют многочисленные способы дополнительного финансирования на различных условиях, такие как займы, кредиты банков, лизинг, выпуск ценных бумаг. Поэтому каждый раз, сталкиваясь с потребностью в дополнительных финансовых ресурсах, предприятию требуется выбирать наиболее эффективный вариант.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. . . 3
1 Источники финансирования развития предприятия . . . . ………….…..…4
1.1. Источники финансирования развития предприятия……………………. . . 4
1.2. Внутренние источники финансирования ……….…………….………. . 7
1.3. Внешние источники и способы финансирования …..………... …….... . . 102
2. Эмиссия ценных бумаг – как способ привлечения финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг……………………………...……………………...…... 13
2.1.Способы привлечения капитала на рынке ценных бумаг ……. . …….…. 13
2.2. Порядок проведения эмиссии ЦБ. . . ………………….………………… . 17
2.3.Сравнительная оценка эффективности привлечения капитала на РЦБ … 20
3. Анализ и пути развития деятельности Сбербанка на РЦБ…….. …. ... . . 23
3.1. Общая характеристика ОАО КБ «Сбербанк России» . . ……………… . . 23
3.2.Анализ источников финансовых ресурсов для развития Сбербанка . …. .27
3.3. Место ценных бумаг в капитале Сбербанка ...…………………….. . . . . . 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .... . . . . . . . . . . 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

Файлы: 1 файл

Рынок ценных бумаг как дополнительный источник финансирования предприятия.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

• размещение акций в  отличие от кредитных отношений  не требует использования залога или гарантий;

• акционерное общество может не платить дивиденды по обычным акциям при отсутствии прибыли, а по решению собрания акционеров и при наличии прибыли, в то время как при использовании  облигационного финансирования необходимо соблюдать принцип платности;

• при финансировании крупных  инвестиционных проектов привлечение  капитала путем выпуска акций  позволяет перенести выплаты  средств на тот период, когда проекты  будут уже сами генерировать доход. Следует отметить, что для инвесторов преимущества и недостатки вложения средств в рассмотренные ценные бумаги носят иной характер

2.2. Порядок проведения  эмиссии ЦБ

Эмиссия представляет собой выпуск и размещение ценных бумаг. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» трактует эмиссию как установленную законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг, т.е. действия, которые охватывают подготовку к выпуску, сам выпуск ценных бумаг и отчуждение их первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок, осуществляемые эмитентом самостоятельно или андеррайтером по договору с ним.

Эмиссия охватывает исключительно  эмиссионные ценные бумаги. Исходя из определения эмиссионных бумаг, к ним относят акции и облигации. При эмиссии ценных бумаг необходимо учитывать то, что как инвестор, так и эмитент особое значение придают набору имущественных прав, которые закреплены за ними. Поэтому  у эмитента возникает возможность  комбинировать различные имущественные  права и тем самым изменять инвестиционные характеристики ценных бумаг, делая их более привлекательными для инвесторов. А у инвестора появляется возможность сравнивать инвестиционные характеристики предлагаемых ценных бумаг и выбирать те, которые соответствуют его инвестиционным целям.

Наиболее важной целью эмиссии  следует считать привлечение  необходимых денежных средств. Эта  цель является приоритетной для всех типов эмитентов.

По очередности проведения эмиссию  принято делить на первичную и  последующие (дополнительные).

Первичная эмиссия имеет место  тогда, когда образуется акционерное  общество и необходимо сформировать уставный капитал. Порядок проведения первичной эмиссии зависит от того, какой способ учредительства законодательно закреплен в той или иной стране. В мировой практике принято различать единовременное (симультанное) и постепенное учредительство.

Учредительство рассматривается как первоначальное вложение денежного капитала в акции, т. е. покупка акций в соответствии с их номиналом.

Более простой формой учредительства считается единовременное. При этой форме акционерное общество считается  учрежденным только после того, как  все выпущенные им акции полностью  оплачены. В этом случае уставный капитал  образуется за счет взносов учредителей, переданных в оплату акций общества. Как правило, государственная регистрация  общества осуществляется после оплаты его учредителями определенной части  уставного капитала, которая как  бы служит гарантией организации  и функционирования общества. Оставшаяся часть уставного капитала, как  правило, должна быть оплачена в течение  определенного законодательством срока. Именно такой порядок учредительства принят в России. Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» акции акционерного общества при его учреждении должны быть полностью оплачены в течение срока, указанного в уставе общества. При этом не менее 50% уставного капитала общества должно быть оплачено к моменту его регистрации, а остальная часть — в течение одного года с момента регистрации. Использование подобного подхода направлено прежде всего на защиту интересов контрагентов общества, поскольку оплаченный уставный капитал в этом случае является гарантией исполнения обществом своих обязательств. Закон устанавливает минимальный уставный капитал для государственной регистрации и обязательное указание в уставе на объем размещенных и объявленных акций. Необходимо подчеркнуть, что первичная эмиссия касается исключительно акций и имеет особое значение для акционерных обществ.

Последующие эмиссии преследуют более  широкий круг целей, так как они  связаны с финансированием инвестиционной деятельности эмитента и расширением его хозяйственной деятельности. К последующим эмиссиям эмитент прибегает тогда, когда недостаточно внутренних накоплений (собственных средств).

Если первичная эмиссия связана  исключительно с привлечением денег, необходимых для формирования уставного  капитала, то последующие эмиссии  могут использоваться эмитентом  не только для привлечения денежных средств, но и для решения других целей.

Эмитент имеет право выбора любого вида эмиссии. Эмиссия бездокументарных ценных бумаг находит все большее распространение в связи с развитием самого рынка ценных бумаг, а также особенностей его инфраструктуры.

При эмиссии документарных ценных бумаг эмитент обязан в соответствии с нормативными документами выпускать  сертификаты ценных бумаг. Однако в пределах одного выпуска эмитент вправе выбрать только одну форму ценных бумаг.

По характеру распоряжения эмитент  вправе выпускать как именные, так  и предъявительские ценные бумаги. При именной форме информация о владельцах должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые  требует идентификации владельца. Если ценная бумага эмитирована на предъявителя, то переход прав на нее  и осуществление закрепленных ею прав не требуют идентификации владельца.

В зависимости от целей, которые  преследует эмитент при эмиссии  ценных бумаг, он может выпускать  различные типы ценных бумаг: акции  обыкновенные или привилегированные, облигации, конвертируемые и производные  ценные бумаги. Эмитируемые им ценные бумаги могут обладать разным набором  прав и различными инвестиционными  характеристиками. Во многом это определит  как параметры, так и условия  привлечения капитала эмитентом. В  этой связи для эмитента становится важным процесс конструирования ценных бумаг и формирования их инвестиционных характеристик. [7]

Определение цели эмиссии должно вытекать из концепции развития эмитента и  того места, которое он занимает или  планирует занять в отрасли. Это  позволит эмитенту решить проблему конкурентоспособности, а также установить объем необходимого капитала и его структуру. В конечном счете, эмитент определит тип  выпускаемых ценных бумаг и необходимый объем эмиссии.

Выбирая те или иные бумаги, которые  могут выступить в качестве объекта  эмиссии, следует иметь в виду, что это касается только эмиссионных ценных бумаг.

Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» к эмиссионным ценным бумагам относят те, которые размещаются отдельными выпусками и имеют одинаковый объем прав независимо от срока их приобретения, т.е. применительно к акционерному обществу эмиссионными ценными бумагами можно считать акции и облигации. Выбор той или иной ценной бумаги для эмитента в основном будет зависеть от цели эмиссии. Акционерное общество может выпускать разные типы (разновидности) акций и облигаций в зависимости от объема имущественных прав, закрепляемых за той или иной ценной бумагой. Поэтому эмитент имеет возможность их комбинировать. Заложенные имущественные права будут не только привлекать инвесторов, но и накладывать определенные обязанности на эмитента, так как он принимает на себя обязательства по выплате дивидендов или гарантированного дохода по облигациям. При выпуске ценных бумаг эмитент должен анализировать рынок, на котором предстоит размещать его бумаги. Поэтому эмитент должен производить экономические расчеты потребности в денежных средствах, как прогнозного характера, так и основанные на его конкретных потребностях в ресурсах для осуществления инвестиционного проекта с учетом эффективности их использования и сроков окупаемости. Анализ рынка ценных бумаг позволит эмитенту решить и другие вопросы, входящие в эмиссионную концепцию. После разработки концепции эмитент приступает непосредственно к процедуре эмиссии.

Эмиссия ценных бумаг является одним  из источников привлечения финансовых средств. Она используется как государством, органами власти и управления, так  и отдельными юридическими лицами, которым предоставлено право выпуска ценных бумаг.

Эмиссия составляет основу первичного рынка ценных бумаг. Его участниками  являются эмитенты, инвесторы, органы, регистрирующие выпуск ценных бумаг.

Эмиссия ценных бумаг представляет собой строго регламентированный со стороны государства процесс, обеспечивающий прозрачность рынка ценных бумаг.[2]

2.3.Сравнительная оценка эффективности  привлечения капитала на РЦБ

Привлечение капитала на рынок  ценных бумаг играет важную роль в  рыночной экономике. Средства, полученные в результате эмиссии и размещения ценных бумаг, являются одним из основных источников финансирования инвестиций.

Ценные бумаги, обращающиеся на финансовом рынке, по экономическому содержанию подразделяются на два основных вида:

  • долевые, представляющие собой непосредственную долю их владельца (держателя) в реальной собственности и делающие его совладельцем последней (обычные и привилегированные акции акционерных обществ);
  • долговые, которые характеризуются обычно твердо фиксированной процентной ставкой и обязательством эмитента выплатить сумму долга в определенный срок (классическим примером долговых ценных бумаг являются облигации).

В соответствии с критерием  такого разделения финансовые средства, полученные в результате эмиссии  ценных бумаг, выступают как привлеченные (по долевым ценным бумагам) и заемные (по долговым обязательствам).

Эмиссия акций. Средства от эмиссии акций являются одним  из наиболее широко используемых для  финансирования инвестиций источников, который активно применяется  акционерными обществами для привлечения  акционерного капитала. Увеличение собственного капитала через выпуск акций возможно при преобразовании фирмы, испытывающей потребность в финансовых ресурсах, в акционерное общество или при  выпуске уже функционирующим  акционерным обществом новых  акций, которые могут размещаться  как среди прежних, так и среди  новых акционеров.

В последнем случае прежним  акционерам предоставляются, как / правило, преимущественные права на приобретение новых акций в той пропорции, которая соответствует их доле в  уже существующем акционерном капитале, прежде чем новые акции будут  предложены сторонним инвесторам. Такая  практика позволяет акционерам поддерживать свою долю в капитале на определенном уровне, сохраняя контроль над деятельностью  акционерного общества. При недостаточности  средств для покупки дополнительных акций у прежних акционеров акции  размещаются среди новых владельцев, что объективно уменьшает долю акций, сосредоточенных в руках у  имеющихся акционеров, и соответственно степень их участия в капитале акционерного общества.

Следует отметить, что расширение собственного капитала может происходить  и другим способом – путем капитализации  части нераспределенной прибыли. При  этом способе увеличения собственного капитала руководство акционерного общества с согласия собрания акционеров принимает решение не выплачивать  определенную долю нераспределенной прибыли  держателям обычных акций в виде дивидендов, а инвестировать ее в  различные виды деятельности. Оставляя прибыль в распоряжении акционерного общества, акционеры – собственники акций фактически инвестируют ее в ожидании будущего роста рыночной стоимости акций и получения  возросшего дохода по ним.

Удержание прибыли является более простым и дешевым способом пополнения акционерного капитала, поскольку  в отличие от эмиссии акций  оно не связано с издержками на их размещение и сбыт. Вместе с тем  следует учитывать, что практика реинвестирования прибыли, затрудняя  увеличение текущих дивидендов, может  оказать неблагоприятное воздействие  на курс акций, поскольку непрерывность  дивидендных выплат (желательно с  возрастанием их динамики) выступает  как важнейший фактор поддержания  курса акций. Известно, что рост рыночной стоимости акций определяется повышением дохода по ним, поэтому выплата более  высоких дивидендов увеличивает  доходы акционеров и облегчает наращивание  капитала с помощью продажи дополнительных акций.

При удержании прибыли  средства должны быть инвестированы  так, чтобы принести высокую норму  дохода и компенсировать издержки уплаты дивидендов. Аналогично при продаже  новых акций средства, полученные от их реализации, должны быть инвестированы  таким образом, чтобы обеспечить доход, достаточный для поддержания того же дивиденда на акцию и того же курса акций, которые существовали при прежнем объеме акционерного капитала.

В целом следует учитывать, что акционирование как метод  инвестирования эффективно лишь для  конкурентоспособных предприятий. Эмиссия и размещение акций связаны  с существенными затратами. Кроме  того, существует опасность обесценения  предшествующих выпусков акций, утраты контрольного пакета акций, поглощения акционерного общества другой фирмой.

Эмиссия облигации. Одним  из источников финансирования инвестиционной деятельности может быть эмиссия  облигаций, направленная на привлечение  временно свободных денежных средств  населения и коммерческих структур. Срок облигационного займа, как правило, должен быть не менее продолжительным, чем средний срок осуществления  инвестиционного проекта, с тем  чтобы погашение обязательств по облигационному долгу происходило  после получения отдачи от вложенных  средств.

Информация о работе Рынок ценных бумаг как дополнительный источник финансирования предприятия