Рынок ценных бумаг Канады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 11:56, реферат

Описание работы

Рынок ценных бумаг Канады — важнейший элемент финансово кредитной системы страны и занимает определяющее место в обеспечении трансформации сбережений в инвестиции. В Канаде, как и в ряде других развитых стран (США, Великобритании, Австралии), рынок ценных бумаг традиционно используется как один из основных источников финансирования экономики.

Файлы: 1 файл

РЦБ.docx

— 32.37 Кб (Скачать файл)

На междилерском сегменте вторичного рынка сделки заключаются как в двустороннем режиме, так и через так называемых междилерских брокеров, которым принадлежит преобладающая доля на вторичном рынке. Использование дилерами брокерских систем сокращает трансакционные издержки, связанные с поиском лучшей цены на этом рынке. Важным элементом торгов междилерских брокеров в Канаде является процесс «расширения заявки» (order expansion), или «доработки» (workup). Он состоит в том, что, хотя сделка между дилерами должна быть заключена по цене последней котировки в ходе сделки, ее объем может быть пересмотрен по обоюдному желанию сторон.

В 1990е годы произошли значительные изменения в структуре держателей рыночного долга правительства  Канады. С 1990 по 2004 г. объем ценных бумаг в собственности страховых компаний и пенсионных фондов вырос с 53 до 96 млрд. кан. долл. (с 16,7 до 23,2%), резко увеличилась доля инвестиционных компаний и фондов (включая взаимные фонды) — с 8,2 до 21,4%. Доля коммерческих банков выросла с 7,6 до 13,8% (в результате повышения их деловой активности). Удельный вес частных лиц и малого бизнеса значительно снизился с 25,2 до 5,1% вследствие активизации институциональных инвесторов, в частности взаимных фондов, а также отставания уровня сбережений частного сектора от правительственных потребностей в заимствованиях.

Долговая политика канадских провинций  отражает особенности современной  финансовой системы Канады, которая  характеризуется высокой степенью децентрализации. Правительства провинций  располагают широкими полномочиями для осуществления своей финансовой политики. Провинциальные заимствования  на рынках капитала играют существенную роль в решении многих социальных и экономических проблем Канады: строительстве образовательных  и медицинских учреждений, развитии транспортной инфраструктуры. Провинциальные заемщики привлекают частных инвесторов для участия в проектах развития инфраструктуры.

Существенное значение имело то обстоятельство, что в период годов  в структуре источников долгового  финансирования канадских провинций  происходили значительные изменения, связанные с сокращением предложения  нерыночных источников финансирования. В условиях возрастающей потребности  в дополнительных финансовых средствах  и увеличения расходов на обслуживание долга правительства провинций  Канады долговые программы были значительно  расширены и диверсифицированы.

Правительства канадских провинций  эмитируют долговые ценные бумаги, подобные тем, что выпускаются федеральным  правительством; краткосрочные казначейские обязательства продаются на аукционах  через финансовых агентов, состоящих  из банков и дилерских фирм. Новые  выпуски имеющих рыночное хождение долговых обязательств тоже продаются  финансовыми агентами, которые распределяют их среди других инвесторов. Этими  видами ценных бумаг активно торгуют  на вторичном рынке.

Эмиссия муниципальных заимствований  основывается на провинциальных законах. В большинстве случаев конкретный заем должен быть санкционирован провинцией. Исключением является краткосрочный  или промежуточный заем для финансирования текущих расходов, но в этом случае сумма займа ограничивается.

Наряду с практикой привлечения  средств на внутреннем рынке —  выпуском сберегательных облигаций, расширением  программы казначейских векселей и  других инструментов краткосрочного финансирования — провинциальные заемщики активно  выходили на международный рынок  капитала, особенно на рынок еврооблигаций  в канадских долларах, а с начала 1990х годов — и глобальных облигаций. Новыми долговыми инструментами  канадских провинций стали глобальные облигации в евро. Для расширения базы инвесторов канадские провинции  эмитируют иностранные облигации  в валюте страны размещения и облигации, предусматривающие выплату купона в одной валюте, а погашение номинала — в другой. Эти бумаги обеспечили значительную экономию затрат по обслуживанию долга.

Политика сокращения федерального долга во второй половине 1990х годов  привела к снижению спроса федерального правительства на заемные средства и позволила провинциальным правительствам и корпоративному сектору активнее заимствовать на национальном рынке. С 1996 по 2001 г. объем долга в канадских  долларах (за исключением долга федерального правительства) вырос на 55%, в то время  как совокупный долг в канадских  долларах увеличился на 28,9%. Таким образом, нефедеральный долг был накоплен за счет операций на внутреннем рынке. Во второй половине 1990х годов произошла переориентация провинциальных заемщиков на внутренний рынок. С 1997 г. объемы выпусков государственных ценных бумаг в Канаде стабильно росли и значительно превышали объемы выпусков, размещаемых за рубежом. При этом объемы погашений ценных бумаг, размещенных за рубежом, стали превышать объемы новых выпусков.

Один из основных принципов долговой стратегии провинциальных правительств — ограничение заимствований  при неблагоприятных рыночных условиях и привлечение средств при благоприятных. Провинции периодически осуществляют накопительную программу заимствований: заблаговременно заимствуют для фин нансирования будущих расходов. Для минимизации долговых расходов провинциальные заемщики ежегодно проводят отчисления в фонды погашения (sinking funds). Таким образом они аккумулируют активы для своевременного погашения долговых обязательств. Активное участие канадских провинций на внутренних и внешних рынках долговых инструментов привело к усложнению программ управления провинциальным долгом. В этих условиях особую значимость приобрела стратегия управления долгом, направленная на обеспечение эффективного финансирования правительственных программ при минимальных затратах и допустимом уровне риска.

Вторичный рынок и государственное  регулирование рынка ценных бумаг. В Канаде функционируют четыре фондовые биржи и внебиржевой Основной канадской фондовой биржей является Торонтская фондовая биржа (Toronto Stock Exchange, TSE). Ее капитализация превышает 1 трлн долл., и по капитализации она занимает 10е место в мире и второе в Северной Америке. Другие канадские биржи (в порядке уменьшения их капитализации) — Монреальская (Montreal Exchange, ME), Ванкуверская фондовая (Vancouver Stock Exchange, VSE) и Альбертская фондовая (Alberta Stock Exchange,

Торонтская фьючерсная биржа (Toronto Futures Exchange, TFE) является единственной фьючерсной биржей в стране. Опционы на акции и индексы проходят листинг на Торонтской фондовой и Монреальской биржах. Внебиржевой рынок регулируется Торонтской фондовой биржей.

В марте 1999 г. было заключено соглашение о «специализации» между четырьмя ведущими фондовыми биржами Канады: Торонтской (ТФБ), Монреальской (МФБ), Ванкуверской (ВФБ) и провинции Альберта (ФБА). В соответствии с этим соглашением ТФБ взяла на себя операции с ценными бумагами наиболее крупных корпораций, в то время как сфера деятельности ВФБ и ФБА была ограничена обслуживанием менее значительных по размеру фирм (биржа Ванкувера является центром торговли акциями горнодобывающих и геологоразведочных предприятий).

Монреальская фондовая биржа была образована в 1874 г. и является старейшей биржей страны. В то время это был единственный финансовый институт такого рода в Канаде. В 1974 г., после слияния с Канадской фондовой биржей, вновь образованный вторичный рынок ценных бумаг получил название «Монреальская фондовая биржа» (МФБ). Это лидер среди других фондовых бирж страны в области нововведений в операциях с ценными бумагами. МФБ впервые в Канаде внедрила интегрированную компьютеризированную систему учета, гарантировавшую клиенту незамедлительное получение сведений о наилучших текущих ценах акций в операционных залах как монреальской, так и торонтской биржи. Эта биржа является членом Globex Alliance — международной электронной торговой сети вторичных финансовых инструментов.

Сделки с опционами стали  осуществляться на МФБ с 1974 г. — на девять лет раньше, чем на Нью-Йоркской фондовой бирже. МФБ остается единственным в Канаде рынком такой производной  ценной бумаги, как опцион, и по существу является практически монополистом на рынке срочных биржевых операций. С 1982 г. МФБ стала первым на североамериканском континенте рынком опционов на золото — в соответствии с соглашением  с Европейской биржей опционов (Амстердам).

Внебиржевой рынок акций в Канаде функционирует при помощи специальной  компании «Канадская дилинговая сеть» Dealing Network, Inc., CDN), ставшей в 1991 г. дочерней компанией Торонтской фондовой биржи. Ранее внебиржевой рынок действовал через систему внебиржевой автоматизированной торговли (Canadian OvertheCounter Automated Trading System, COATS).

Депозитарная система Канады является одной из наиболее развитых. В настоящее время почти все облигации выпускаются в форме полностью зарегистрированных глобальных сертификатов (глобальных облигаций) на имя Канадского депозитария и хранятся в нем. Интересы бенефициаров в глобальных облигациях представлены через счета финансовых институтов, действующих от имени собственников, как непосредственно инвесторов, так и посредников — косвенных участников депозитария.

Номинальные держатели бумаг не имеют права регистрировать облигации  на свое имя, не получают и не могут  получать облигации в документарной  форме и не считаются их владельцами, за исключением некоторых оговорок, внесенных непосредственно в  соглашение об ответственном хранении глобальных облигаций. Касто дианы этих бумаг получают плату в соответствии с обычной процедурой депозитария. Расчет по вторичным торгам облигаций со сроком погашения три года и менее лет проводится в течение двух рабочих дней, а для всех прочих бумаг — трех рабочих дней.

Центральный депозитарий Канады включает Службу расчета по ценным бумагам. Операции в ней проводятся с 1981 г. для обыкновенных акций и с 1989 г. — для долговых государственных ценных бумаг. Таким  образом спектр действия Службы расчетов по ценным бумагам включает операции по всем видам облигаций, в том числе и правительственным, по обыкновенным акциям, а также (отдельно котируемым (и продаваемым) процентным выплатам по ценным бумагам). Подтверждение условий сделки осуществляется через однократный учет со стороны покупателя (или дилера, если одна сторона не является дилером). Также требуется подтверждение другой стороны, которая может представить подтверждение путем так называемого «молчаливого акцепта», т.е. отсутствия поправок. Урегулирование сделок происходит через валовые трансферты ценных бумаг и многостороннее проведение расчетов.

Право собственности на Центральный  депозитарий Канады принадлежит  шести крупнейшим банкам страны, пяти трастовым компаниям, Ассоциации инвестиционных дилеров, Фондовой бирже Торонто, Фондовой бирже Монреаля. Оператором является Канадский депозитарий ценных бумаг. Расчетный банк Центрального депозитария  — Канадский банк, а участники  системы — регулируемые финансовые институты (в том числе дилеры, банки, трастовые компании, страховые  компании, клиринговые и депозитные компании); инвестиционные институты (кредитные  союзы, паевые трасты, пенсионные фонды  и прочие организации). Специального федерального агентства, регулирующего  депозитарии, не существует, но служба надзора финансовых институтов совместно  с провинциальными комиссиями по ценным бумагам и Канадским депозитарием ценных бумаг разрабатывают регулирующие нормы для депозитарной деятельности.

Система государственного регулирования  рынка ценных бумаг Канады отражает специфику канадского федерализма, которая заключается в широких  полномочиях провинциальных правительств в области государственных финансов. Юридической основой функционирования фондового рынка являются законы провинций Канады о ценных бумагах, которые в целом основаны на схожих целях и принципах. Вместе с тем  в государственном регулировании  канадского рынка имеется определенная специфика как в законодательстве, так и в области контроля за его соблюдением.

Комиссии по ценным бумагам провинций  Канады выполняют разнообразные  функции по регулированию рынка  ценных бумаг и деятельности его  участников, вносят поправки в провинциальные законодательства, разрабатывают нормативно-правовую базу регулирования, контролируют исполнение законов о ценных бумагах. В 1995 г. правительства провинций Альберта и Британская Колумбия приняли решение  об изменении статуса комиссий по ценным бумагам и их преобразовании из правительственных агентств в государственные корпорации. В 1997 г. статус Комиссии по ценным бумагам провинции Онтарио также изменился. В результате комиссии получили финансовую самостоятельность — полный контроль над своими доходами.

Комиссии по ценным бумагам провинций  Канады входят в состав специального национального ведомства «Канадские администраторы ценных бумаг» (Canadian Securities Administrators, CSA) — совещательного органа, обсуждающего проблемы фрагментации регулятивной структуры Канады, вопросы гармонизации провинциальных законодательств о ценных бумагах и согласовывающего политику регулирования рынка ценных бумаг. Это ведомство работает над совместимостью и гармонизацией регулирования ценных бумаг на всей территории страны.

Часть своих функций Комиссия по ценным бумагам делегирует саморегулируемой организации (СРО) — Ассоциации инвестиционных дилеров Канады, устанавливающей стандарты и нормы деловой практики на первичном и вторичном рынках долговых инструментов и денежном рынке Канады. Она представляет интересы страны на международном уровне, работая с зарубежными регулирующими органами. СРО предоставлено право и вменено в обязанность осуществлять регулирование деятельности своих членов, которые непосредственно работают с инвесторами.

Ассоциация инвестиционных дилеров  Канады, созданная в 1916 г., включает более 190 крупнейших дилерских фирм, которые занимают существенное значение в канадской экономике. Ассоциация построена по региональному принципу; ее работа осуществляется через расширенную  сеть региональных комиссий, состоящих  из участников рынка ценных бумаг, представляющих разнообразные виды бизнеса. Члены  ассоциации имеют в штате более 39 тыс. человек во всех канадских  провинциях и за границей. Ассоциация регулирует деятельность инвесторов (которые могут быть одновременно и членами Ассоциации инвестиционных дилеров, и членами

Информация о работе Рынок ценных бумаг Канады