Рынок ценных бумаг: сущность, структура, функции, механизм функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования рынка ценных бумаг, проблем, стоящих перед современным рынком ценных бумаг в России, и перспектив дальнейшего его развития. Общая часть статистических данных взята на примере РТС (Российской торговой Системы), как на примере наиболее прогрессивной части российского внебиржевого рынка.
Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
– раскрытие сущности рынка ценных бумаг
– анализ развития рынка ценных бумаг
– проведение анализа функционирования рынка ценных бумаг
– выработка рекомендации по улучшению деятельности рынка ценных бумаг

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Сущность рынка ценных бумаг 5
1.1История рынка ценных бумаг 5
1.2Понятие ценных бумаг 6
1.3Классификация ценных бумаг 10
1.4Виды ценных бумаг 10
Глава 2.Понятие о рынке ценных бумаг 19
2.1Определение рынка ценных бумаг и его виды 19
2.2Функции рынка ценных бумаг 20
2.3Место рынка ценных бумаг в системе рынков 21
2.4Рынок FOREX 22
Глава 3.Рынок ценных бумаг в Российской Федерации 26
3.1Особенности развития рынка ценных бумаг в России 26
3.2Проблемы развития рынка ценных бумаг в России 31
Заключение 37
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

В марте 1883 г. были утверждены первые «правила для сделок по покупке и продаже фондов и акций» на бирже. Однако имелись в виду исключительно сделки за наличные.

6 июня 1893 г. маклер, помогает покупать  ценные бумаги на бирже. В  конце 19 в. назрела необходимость  выделения фондовой торговли и создания фондового отдела благодаря чему ограничивается круг лиц, которые могут заниматься биржевыми операциями. Членов фондового отдела делят на действительных членов и членов посетителей. И те и другие должны были иметь промысловые свойства 1 разряда и уплачивать сбор за право посещать биржевые собрания, участвовать в биржевой торговле могли только действительные члены, при чем сделки должны были заключаться на территории биржи. Сделки заключались на биржевом собрании.  
 10.01.1901г. – правила по купле – продаже в Санкт – Петербурге. 1911 г. – 1617 акционерных компаний существовало в России  
 1912–прибавилось 295 предприятий  1917г.–фондовый рынок прекратил существование. 
   В период НЭПа начинается некоторое оживление рынка за счет выпуска гособлигаций и незначительной части акций в системе разрешенного частного сектора.

Ликвидация подлинного рынка ценных бумаг была обусловлена в основном развитием командно–административной системе управления, заменившей рыночные отношения.

Особенность развития рынка ценных бумаг в РФ в начале 90–х гг. заключалась в том, что рынок наполнялся ценными бумагами довольно хаотично, что было обусловлено замедленными масштабами приватизации, а также отсутствием систематизированного выпуска государственных ценных бумаг по линии Министерства финансов и Центрального банка. Последнее требует особого краткого исторического рассмотрения. Следом за выигрышными 3%–ными облигациями в 1990 г. стали выпускаться государственные 5%–ные облигации для населения и юридических лиц. В последующем процент по этим бумагам был повышен до 10 в целях лучшего размещения. Однако эти бумаги не нашли должного спроса у покупателей (как юридических, так и физических лиц). Поэтому вся эмиссия была в основном приобретена еще существовавшим тогда Государственным банком СССР. Отсутствие спроса на эти бумаги объяснялось рядом причин. Во–первых, тогда еще не был создан реальный рынок ценных бумаг, т.е. не было сравнительно широкого акционирования или интенсивного выпуска акций. Во–вторых, доверие к государственным процентным бумагам со стороны населения и юридических лиц было утрачено в связи с началом спада производства и отсутствием разработки конкретной экономической программы правительства.

В этой связи следует отметить, что  Центральному банку необходимо было создать свой рынок государственных ценных бумаг, его структуру и классификацию государственных ценных бумаг. Это необходимо, прежде всего, для укрепления российской финансовой системы, так как с помощью различных видов бумаг и различных сроков их реализации может быть обеспечено частичное покрытие бюджетного дефицита. Следует учесть опыт ряда ведущих западных стран.

В начале 90–х гг. рынок ценных бумаг не был единым цельным организмом: размещение и покупка государственных и частных ценных бумаг производились разрозненно, независимо друг от друга, механизм конкуренции по существу не действовал. Это объяснялось ограниченностью выпуска как государственных, так и частных ценных бумаг на рынке.

В 1991—1992 гг. рынок ценных бумаг  РФ был еще довольно аморфным, поскольку не сложилась структура самого рынка. Дело в том, что на первом этапе не было четкого разграничения между первичным рынком и вторичным (биржевым). Пока рынок в основном был представлен фондовыми и товарными биржами, которые поглощали основной поток частных ценных бумаг. Развитие же первичного рынка ценных бумаг в структуре всего рынка возможно лишь при условии развития следующих основных элементов: более широкой и активной приватизации предприятий, компаний и ассоциаций; создания системы первичного рынка и его посредников в лице инвестиционных банков и брокерских фирм, которые могли бы осуществлять посредническую функцию между эмитентами и инвесторами так, как это принято в мировой практике, в частности в США, Канаде, странах Западной Европы и в Японии; объектом реализации на первичном рынке должны были стать не столько акции, сколько облигации компаний и предприятий.

Фондовые биржи также нуждались  в определенных структурных изменениях. Их деятельность в значительной степени  зависит от массы поступления ценных бумаг. При этом не следует забывать, что биржа — вторичный рынок, на котором покупаются и продаются, как принято в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т.е. уже прошедших через первичный рынок. Дело в том, что в РФ новые выпуски ценных бумаг, в основном акции, поступали на фондовые и товарные биржи, минуя и не образуя, таким образом, первичный рынок. В то же время, как показывает мировая практика, фондовые биржи в основном специализируются на «переработке» старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них проходит определенное количество также частных и государственных облигаций. В то же время на фондовых биржах (в основном континентальной Европы) реализуются также и эмиссии акций. Однако это обусловлено прежде всего огромным объемом выпускаемых ценных бумаг.

Важной стороной совершенствования  рынка ценных бумаг являлось его  правильное регулирование с помощью  эффективного и эластичного законодательства, которое было бы способно создать  объективные правила игры на рынке. Дело в том, что основные документы и инструкции по рынку ценных бумаг (14 Положений Правительства) были приняты в конце декабря 1991 г. Однако не был принят всеобъемлющий закон о ценных бумагах и биржах, как это было сделано в свое время в западных странах. Так, в США такой закон был принят в 1933 г. и скорректирован в 1934 г., но действует по настоящее время. В Японии такой закон был принят после войны и в последующие годы неоднократно корректировался в соответствии с качественной и структурной динамикой рынка ценных бумаг.

Цель коррекции законов  на Западе — это защита интересов  вкладчика–инвестора от всякого рода махинаций и мошенничеств.

Крупные скандалы в России на рынке ценных бумаг летом и  осенью 1994 г. показали, что принятые положения о ценных бумагах и бирже 1991 г. оказались неэффективными для регулирования рынка. Это привело к большим финансовым потерям многих физических и юридических лиц, так как многие компании осуществляли эмиссию и продажу своих ценных бумаг без лицензирования со стороны Центрального банка, Министерства финансов. Именно это обстоятельство привело к реорганизации Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, которая с ноября 1994 г. взяла на себя функции по регулированию рынка ценных бумаг России согласно Указу Президента Российской Федерации

В задачу новой комиссии входит прежде всего лицензирование эмитентов ценных бумаг, обеспечение  контроля за деятельностью банков и  других кредитно–финансовых учреждений, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг, создание и организация исполнительной дирекции данной комиссии при Правительстве с целью эффективного регулирования рынка ценных бумаг.

Из всего сказанного выше необходимо сделать вывод об особенностях развития рынка ценных бумаг в России.

Во–первых, обычно развитие эффективных рынков ценных бумаг сопровождает рост всей национальной экономики. В России зарождение и становление фондового рынка, его довольно динамичное развитие происходит на фоне постоянного спада производства. Такая диспропорция в динамиках рынка ценных бумаг и общеэкономических процессов вызывает кризисные явления на этом рынке. С другой стороны, недоразвитость и несовершенство самого фондового рынка препятствуют преодолению тенденции к сужению воспроизводства.

Во–вторых, "непрозрачность" рынка, рискованность операций на нем, преобладание долговых обязательств государства для покрытия бюджетного дефицита вызывают доминирование краткосрочных ценных бумаг. А это, в свою очередь, отвлекает свободные средства от долгосрочного инвестирования, которое всегда является важнейшим фактором экономического роста.

В–третьих, дестабилизирующее влияние на российский рынок ценных бумаг оказывают инфляция и инфляционные ожидания. Это характерно для всех стран в переходный период. Риск обесценения денег сдерживает инвесторов от долгосрочных вложений стратегического характера.

Зарубежный опыт свидетельствует, что негативное воздействие инфляции в определенной мере преодолевается путем выпуска индексируемых ценных бумаг. Доход по таким бумагам индексируется с поправкой на темп инфляции. В России рынок индексируемых фондовых инструментов пока не создан, что усугубляет пагубное воздействие инфляции на рынок ценных бумаг.

В–четвертых, серьезным препятствием на пути создания эффективно функционирующего фондового рынка в России является несовершенство законодательства и норм регулирования по ценным бумагам.

3.2. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России.

 

Формирование фондового рынка  в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. В первую очередь, это конечно проблемы государственного регулирования РЦБ.

В данном разрезе, возможно, выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые  требуют первоочередного решения.

1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности. Политические кризисы в стране в первую очередь приводят к падению индекс РТС и котировок ценных бумаг. Решение этой проблемы не просто найти, потому что разнообразие политических партий вступает в противоречия с желанием власти установить четкую вертикаль правящей власти. Хозяйственный кризис тоже до сих пор отражается на рынке ценных бумаг. К тому же,  как отмечалось выше, большую часть современного РЦБ составляют долговые обязательства, что не может не отразиться на общем состоянии рынка. Выплаты государства по долгам уменьшают его влияние на рынке ценных бумаг.

2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции – направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

В России большая часть ценных бумаг  идет на нужды правительства, не выполняя своей основной функции. А именно вложения ценных бумаг в развитие производства способны вывести российскую экономику на качественно новый уровень.

3. Улучшение качественных характеристик рынка:

  • наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30–40%, т.е. увеличиться в 10–15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка;
  • пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и профессиональной незаконной деятельности (контроль за данным процессом должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые организации). Россия по пиратству и мошенничеству прочно занимает место в десятке стран мира. Объем пиратской продукции, например, достигает 85%. Примерно такая же ситуация складывается и на рынке ценных бумаг, с той разницей, что ценные бумаги имеют большую степень защиты, чем, скажем, та же видео продукция. Но даже, несмотря на это, общая доля поддельных бумаг на  российском рынке никак не меньше 40%. Контроль над этим должны взять фирмы, как государственные, так и частные. Причем, для вовлечения новых фирм в это дело должны использоваться средства поощрения, а все эти фирмы должны объединиться под эгидой комиссии по стандартам.

4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

1) создание государственной долгосрочной  концепции и политики действий  в области восстановления рынка  ценных бумаг и его текущего  регулирования (окончательный выбор  модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг); у правительства не существует четкой политики по отношению к рынку ценных бумаг. А это большой промах, ведь рынок ценных бумаг – это фактически обязательный атрибут полноценно функционирующего государства.

2) формирование согласованной системы  государственного регулирования  фондового рынка для преодоления  раздробленности и пересечения функций многих государственных органов.

В настоящее время большую часть  рынка ценных бумаг контролирует РТС (Российская Торговая Система). В Торговой системе участникам РТС предоставлена возможность проводить торговые операции с российскими акциями, в зависимости от ликвидности разделенными на две категории – А (высоколиквидные) и Б (с ограниченной ликвидностью). Но нет единой системы государственного регулирования по отношению к РТС.

 Многие государственные органы, как, например разнообразные комиссии стандартов, налоговые службы и. т. д. Очень часто пересекаются своими функциями по отношению к РЦБ, в связи с несовершенством системы законов в отношении ценных бумаг. Единого органа, который ведал бы этими делами, в России нет.

3) формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;

4) ускоренное создание жесткой  регулятивной инфраструктуры рынка  и ее правовой базы для ограничения  рисков инвесторов;

5) создание системы отчетности  и публикации макро– и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг.

Также, нет единой системы выставления  отчетов по рынку ценных бумаг. Этим занимаются или интернет – сайты, или журналы,  но ни первые, ни последние не охватывают всю ширь поставленных вопросов. Так, например, в интернет можно найти прогнозы аналитиков и графики курса акций, но не причины, которые к этому привели. В журнале можно найти причины, но нет всех графиков, и очень мало аналитики.

Я считаю, что в этом случае можно  только специальный штаб аналитиков, как в США, которые будут заниматься прогнозированием и отчётами о деятельности рынка ценных бумаг. Они же должны заниматься изданием специального журнала  по деятельности рынка. Финансировать этот штаб должно государство, но при этом оно не должно вмешиваться в дела рынка. Таким образом, люди, которые хоть как–то относятся к экономике,  будут информированы по этому поводу.

Информация о работе Рынок ценных бумаг: сущность, структура, функции, механизм функционирования