Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:13, курсовая работа
Ценная бумага — документ, удостоверяющий, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский Кодекс РФ также определяет, что с передачей ценной бумаги все указанные ею права переходят в совокупности. В определенных случаях для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).
ценовая функция, т.е. рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение и т.д.;
информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках.
регулирующая функция, т.е. рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т.д.
К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:
перераспределительную функцию;
функцию страхования ценовых и финансовых рисков.
Перераспределительная функция условно может быть разбита на три подфункции:
перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;
перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;
финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, то есть без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.
В целом же функционирование капитала в форме ценных бумаг способствует формированию эффективной и рациональной экономики, поскольку он стимулирует мобилизацию свободных денежных ресурсов в интересах производства и их распределение в соответствии с потребностями рынка. Ценные бумаги абсорбируют временно свободный капитал, где бы он ни находился, и через куплю – продажу помогают его “перебросить” в необходимом направлении. В практике рыночной экономики это ведет к тому, что капитал размещается главным образом в тех производствах, которые действительно необходимы обществу. В результате возникает оптимальная структура общественного производства (причем не только по размещению капитала, но и по его размерам в отдельных отраслях производства) и создается бездефицитная экономика, то есть общественное производство в основном соответствует общественному спросу. Это важное достоинство рыночной экономики.
2.3. Группы участников рынка ценных бумаг.
Участники рынка ценных бумаг – это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчёты по ним; это те, кто вступает между собой в определённые экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг.
2 Существуют следующие основные группы участников РЦБ:
эмитенты – те, кто выпускает ценные бумаги в обращение;
инвесторы – все те, кто покупает ценные бумаги, выпущенные в обращение;
фондовые посредники – это торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг;
организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, - могут включать организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи или небиржевые организаторы рынка), расчётные центры (Расчётные палаты, Клиринговые центры), регистраторов, депозитарии, информационные органы или организации;
государственные органы регулирования и контроля – в РФ включают высшие органы управления (Президент, Правительство), министерства и ведомства (Минфин РФ, Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг, другие), Центральный банк РФ.
Основной мотив, которым руководствуется эмитент, выпуская ценные бумаги - это привлечение капитала (денежных ресурсов). Кроме того, продажа ценных бумаг даёт возможность реконструировать собственность, например государственную в акционерную путём приватизации; позволяет провести секъюритизацию задолженности и т.п. На другой стороне рынка инвестор – покупатель ценных бумаг, основная цель которого – заставить свои средства работать и приносить доход. Кроме того, он может быть заинтересован в получении определённых прав, гарантированных той или иной ценной бумагой (например, права голоса).
В зависимости от отношения к рынку ценных бумаг всех лиц, которые так или иначе имеют отношение к нему, можно условно разделить на три группы:
к первой группе относятся «клиенты» или «пользователи» фондового рынка - это эмитенты и инвесторы. Их профессиональные интересы, их основная «деловая» жизнь часто лежит вне рынка ценных бумаг. Эмитенты обращаются к нему, когда им необходимо привлечь долгосрочные или среднесрочные капиталы, инвесторы обращаются к нему для временного вложения имеющихся в их распоряжении капиталов с целью их сохранения и преумножения. Эмитентов и инвесторов объединяет то, что рынок ценных бумаг для них – часть «внешней деловой среды», а не профессия;
вторую группу составляют профессиональные торговцы, фондовые посредники, т.е. те, кого называют брокерами и дилерами - это организации, а в ряде стран – и граждане, для которых торговля ценными бумагами – основная профессиональная деятельность. Их задача состоит в том, чтобы обслуживать эмитентов и инвесторов, удовлетворять их потребности в выходе на фондовый рынок;
третью группу составляют организации, которые специализируются на предоставлении услуг для всех пользователей фондового рынка. Всю совокупность этих организаций ещё именуют «инфраструктурой» фондового рынка. К ним относятся фондовые биржи и другие организаторы торговли, клиринговые и расчётные организации, депозитарии и регистраторы и др.
2.4. Первичный и вторичный рынки ценных бумаг.
Законодательно первичный
Таким образом, первичный рынок - это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов.
Важнейшей чертой первичного рынка является полное раскрытие информации для инвесторов, позволяющее сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств. Вся деятельность на первичном рынке служит для раскрытия информации:
подготовка проспекта эмиссии, его регистрация и контроль государственными органами с позиций полноты представленных данных;
публикация проспекта и итогов подписки и т.д.
Особенностью отечественной
Существует две формы первичного рынка ценных бумаг:
частное размещение;
публичное предложение.
Частное размещение характеризуется продажей (обменом) ценных бумаг ограниченному количеству заранее известных инвесторов без публичного предложения и продажи.
Публичное предложение - это размещение
ценных бумаг при их первичной
эмиссии путем публичных
Соотношение между публичным предложением
и частным размещением
Относительно небольшая доля ценных бумаг после первичного распределения остается в портфелях держателей до истечения срока облигаций или в течение всего срока существования предприятия, если речь идет об акциях. Ценные бумаги в большинстве случаев приобретаются для извлечения дохода не столько из процентных выплат, сколько от перепродажи.
Рынок, где ценные бумаги многократно перепродаются, то есть обращаются, называют вторичным. Уровень развития именно вторичного рынка, его активность, мобильность отражают уровень конкретного рынка ценных бумаг. Без активного вторичного рынка и первичный рынок обычно бывает вялым, узким и неразвитым.
По сложившейся традиции и коммерческому праву покупатель ценной бумаги вправе и совершенно свободен перепродать эту бумагу практически немедленно или когда он пожелает (если эмитентом не оговорены особые условия).
Механизм вторичного рынка весьма сложен и многоступенчат. Рынок распадается на две большие части - биржевой и внебиржевой. Внебиржевой рынок очень пестрый: здесь и соответствующие отделы банков, дилеры, брокеры, соответствующие конторы и фирмы. Вторичное обращение ценных бумаг уже ничего не прибавляет к капиталам, которые эмитенты однажды уже приобрели на первичном рынке. Внешне вторичный рынок выглядит, и в значительной мере действительно является, чисто спекулятивным процессом, размах которого может показаться излишним и предосудительным. В действительности именно процесс перепродажи создает механизм перелива капитала в наиболее эффективные отрасли хозяйства. Акции и облигации наиболее доходных отраслей производства и целых секторов хозяйства растут в цене, увеличивают число желающих иметь эти ценные бумаги, что делает возможным выпуски новых бумаг и новое привлечение капитала.
2.5. Виды ценных бумаг.
Ценная бумага представляет собой документ установленной формы и реквизитов, который отражает связанные с ним имущественные права, может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи и иных сделок, служит источником получения регулярного или разового дохода, выступает разновидностью денежного капитала.
В прошлом ценные бумаги существовали
исключительно в физически
3Существуют различные классификации ценных бумаг:
По эмитентам. Ценные бумаги выпускаются разными субъектами. В самом общем виде выделяются три основные группы их эмитентов: государство, частный сектор, иностранные субъекты. Соответственно все ценные бумаги могут быть условно отнесены к государственным, частным или международным.
Исходя из их экономической природы могут быть выделены:
ценные бумаги, выражающие отношения совладения (долевые ценные бумаги), к которым относятся акции, варранты, коносаменты и др. ;
ценные бумаги, опосредующие кредитные отношения – это различные формы долговых обязательств, облигации, банковские сертификаты, векселя и др.;
производные фондовые ценности; к ним относятся:
обратимые облигации (например, облигации, которые спустя определённое время могут быть обменены на акции);
обратимые привилегированные акции (привилегированные акции, которые в некоторый период времени обмениваются на обыкновенные акции);
специальные ценные бумаги банков;
некоторые другие инструменты (опционы, фьючерсные контракты).
По сроку существования:
срочные – это ценные бумаги, имеющие установленный при их выпуске срок существования. Обычно делятся на три подвида:
краткосрочные, имеющие срок обращения до 1 года;
среднесрочные - срок обращения свыше 1 года в пределах 5-10 лет;
долгосрочные, имеющие срок обращения до 20-30 лет;
бессрочные – это ценные бумаги, срок обращения которых ничем не регламентирован, т.е. они существуют «вечно» или до момента погашения, дата которого никак не обозначена при выпуске ценной бумаги.
По происхождению:
первичные ценные бумаги – основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги. Это, например, акции, облигации, векселя и др.;
вторичные – это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг; это варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки и др.;
По типу использования:
инвестиционные (капитальные) – это ценные бумаги, являющиеся объектом для вложения капитала (акции, облигации, фьючерсные контракты и др.);
неинвестиционные – ценные бумаги, которые обслуживают денежные расчёты на товарных или других рынках (векселя, чеки, коносаменты).
Исходя из порядка владения. Предъявительская ценная бумага не фиксирует имя её владельца, и её обращение осуществляется путём простой передачи от одного лица к другому. Именная ценная бумага содержит имя её владельца и, кроме того, регистрируется в специальном реестре. Если именная ценная бумага передаётся другому лицу путём совершения на ней передаточной надписи (индоссамента), то она называется ордерной.
По форме выпуска различают
эмиссионные, которые выпускаются обычно крупными сериями, и внутри каждой серии все ценные бумаги абсолютно идентичны - это, обычно – акции и облигации;
эмиссионные – выпускаются поштучно или небольшими сериями.
Основные виды ценных бумаг являются рыночными, т.е. могут свободно продаваться и покупаться на рынке. Однако в ряде случаев обращение ценных бумаг может быть ограничено, и ценную бумагу нельзя продать никому, кроме как тому, кто её выпустил, и то через оговорённый срок. Такие бумаги являются нерыночными.
С точки зрения доходности ценные бумаги, как правило, являются доходными, но могут быть и бездоходными, когда при выпуске ценной бумаги не оговаривается размер дохода её владельцу.