Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 10:30, контрольная работа

Описание работы

Ценные бумаги существуют как особый товар, который должен иметь свой рынок с присущей ему организацией и правилами работы на нем. Однако товары, продаваемые на рынке ценных бумаг, являются товаром особого рода, поскольку ценные бумаги – это лишь титул собственности, документы, дающие право на доход, но не реальный капитал. Обособление рынка ценных бумаг определяется именно этим их качеством, и рынок характеризуется по большей части свободной и легко доступной передачей ценных бумаг одним владельцем другому.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Сущность рынка ценных бумаг
1.1 Характеристика рынка ценных бумаг…………………………………………5
1.2 Виды рынка ценных бумаг………..……………………………………………6
1.3 Цель, задачи и функции рынка ценных бумаг ………………………………8
1.4 Субъекты рынка ценных бумаг………………………………………………..12
2 Система управления рынком ценных бумаг……………………………………15
3 Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России
3.1 Ключевые проблемы рынка ценных бумаг…………………………………..19
3.2 Перспективы развития рынка ценных бумаг…………………………………21
Заключение………..………………….…………………………………………..…22
Список используемой литературы…..…………………………………………….24

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Как инструмент государственной финансовой политики рынок государственных ценных бумаг выполняет следующие функции [7, c.226]:

  • финансирование дефицита бюджетов органов власти разных уровней. В результате выпуска государственных ценных бумаг и реализации их на открытом рынке правительство получает денежные средства, которые направляются на покрытие дефицита государственного бюджета. Это один из главных внутренних источников уменьшения дефицита, не приводящий к инфляционным всплескам, а лишь перераспределяющий свободные финансовые ресурсы от предприятий и населения к государству;
  • финансирование конкретных проектов. Обычно к выпуску ценных бумаг под конкретные проекты прибегают муниципальные власти. Выпуская и реализуя на рынке ценные бумаги целевого назначения, они привлекают свободные денежные средства общества, которые и направляются на финансирование необходимых проектов;
  • регулирование объема денежной массы, находящейся в обращении. Данная функция обычно реализуется государственными банками. Покупка госбанком государственных ценных бумаг увеличивает объем денежной массы в обращении, а продажа имеющихся государственных бумаг, наоборот, сокращает денежные агрегаты;
  • поддержание ликвидности финансово-кредитной системы. Эта весьма важная функция Центрального банка довольно успешно реализуется через рынок . В рамках задачи необходимо, чтобы существовал достаточно емкий и в достаточной мере ликвидный рынок, на котором банки могли бы с прибылью держать часть активов и иметь возможность легко переводить средства в другие сектора финансового рынка.

 

1.4 СУБЪЕКТЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

 

Всех участников рынка ценных бумаг можно разделить на две группы. В первую группу входят профессиональные участники рынка ценных бумаг, представленные главным образом организациями, которые выполняют посреднические и консультативные услуги на рынке ценных бумаг (далее – РЦБ), и также выступают в роли игроков на фондовой бирже. Эти организации формируют инфраструктуру фондового рынка [7, c.158].

Ко второй группе относятся участники, целью которых является временное размещение свободных финансовых ресурсов. Это могут быть как физические, так и юридические лица. Профессиональным участникам РЦБ лицензию на деятельность выдает Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Главное действующее лицо на рынке – посредник именуемый на фондовом рынке брокером. Брокер – это лицо, действующее за счет клиента на основе договоров поручения или комиссии. В качестве брокера обычно выступает брокерская компания [7, c. 160].

Следующим профессиональным участником является дилер. Дилер – это лицо, совершающее сделки купли - продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет на основе публичного объявления их котировок. В качестве дилера может выступать только юридическое лицо [7, c. 160].

Инвестиционные фонды, в первую очередь представляют интересы мелкого и среднего инвестора. Во-первых, потому что средства передаются профессиональным участникам фондового рынка. Во-вторых, фонд позволяет снижать уровень риска за счет диверсификации своих инвестиций, т.е. разделение денежных средств между различными финансовыми инструментами.

Инвестиционный фонд представляет собой организацию, которая только преумножает денежные средства. Для выполнения своих целей он заключает договоры с двумя другими лицами. Первое из них это депозитарий. Депозитарий – это организация, в которой хранятся средства и ценные бумаги и которая обеспечивает взаиморасчеты по сделкам [7, c. 162]. Депозитарием может выступать только юридическое лицо. Второе лицо представлено управляющим. Он управляет средствами инвестиционного фонда. В качестве управляющего может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию.

Элементом инфраструктуры фондового рынка выступают клиринговые организации, в обязанности которых входит определение и зачет взаимных обязательств инвесторам по поставкам и расчетам за ценные бумаги. Они осуществляют сбор, сверку, корректировку информации по сделкам с ценными бумагами и готовят по ним бухгалтерские документы. Клиринговая организация должна формировать специальные фонды для снижения риска неисполнения сделок с ценными бумагами.

На фондовом рынке функционируют регистраторы или держатели реестра. Регистратор – это организация, осуществляющая по договору с эмитентом деятельность по ведению и хранению реестра именных ценных бумаг [7, c. 165].

Сам реестр – это список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им бумаг. Номинальный держатель – это лицо, которое держит ценные бумаги, не является их владельцем, от своего имени в интересах другого лица. В качестве номинальных держателей, как правило, выступают профессиональные участники рынка ценных бумаг [7, c. 165].

Следующим участником РЦБ является фондовая биржа. Фондовая биржа – это институт, созданный для организации торговли ценными бумагами. Помимо функции организации торговли бумагами она может осуществлять депозитарную и клиринговую деятельность. Фондовая биржа образуется в форме некоммерческой организации. Биржа – это место, где заключаются сделки с ценными бумагами. Поэтому физически сами ценные бумаги на рынке не присутствуют [7, c. 167].

 

2 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ЦЕННЫХ БУМАГ

 

Система управления рынком ценных бумаг – это совокупность конкретных способов и приемов по регулированию функционирования и развития фондового рынка [3, c. 135]. Цель ее состоит в обеспечении устойчивости, сбалансированности и эффективности рынка.

В процесс регулирования рынка входит выработка механизма регулирования, который включает рычаги управления, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Правовое обеспечение – это законодательные акты, постановления, указы. Нормативное обеспечение – это инструкции, нормы, правила, указания и разъяснения, утверждаемые организациями профессиональных участников рынка. Информационное обеспечение – это разного рода экономическая, коммерческая, финансовая информация [3, c. 136].

Система управления рынком ценных бумаг строится в соответствии с его целями, стратегией и задачами. Данная система представлена на рисунке 3.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Система управления рынком ценных бумаг3

Система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных методов регулирования. В мировой практике различают две модели регулирования рынка ценных бумаг:

  • регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка. Такая система существует во Франции;
  • при сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг включает в себя:

  • разработку и реализацию специальных нормативных актов;
  • разработку стандартов;
  • регламентацию основных процедур и государственный контроль         [3, c.141].

Задачами государственного регулирования являются:

  • реализация государственной политики развития рынка;
  • обеспечение безопасности рынка;
  • создание открытой системы информации [3, c. 141].

Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центробанк и ассоциации профессиональных участников. В России стихийно сложилась смешанная, модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами [6, c. 223].

Опыт стран с развитым рынком ценных бумаг показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:

  • разработка концепции развития рынка;
  • концентрация ресурсов для развития инфраструктуры рынка;
  • контроль за финансовой устойчивостью;
  • установление норм функционирования рынка;
  • создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг;
  • создание системы защиты инвесторов от потерь [6, c.230].

Важную роль в управлении рынкам ценных бумаг предстоим сыграть объединениям профессиональных участников фондового рынка. Саморегулируемыми организациями являются ассоциации, союзы и сообщества профессиональных участников [6, c. 232]. Эффективность рыночной системы зависит от профессионального уровня рыночных агентов. Эти объединения не только защищают интересы участников рынка ценных бумаг, но и устанавливают жесткие правила на нем, обеспечивают контроль за соблюдением.

К положительным сторонам саморегулирования относятся:

  • разработка стандартов поведения самими профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • экономия государственных средств, сокращение аппарата управления;
  • участники рынка заинтересованы в нормальном управлении, а государственные чиновники не заинтересованы;
  • с помощью общественного регулирования проще ввести этические нормы поведения.

В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» саморегулируемым организациям дан статус структур, вырабатывающих четкие стандартные требования к своим членам. Основные правила деятельности саморегулируемых организаций включают требования к размеру капитала и уровню кредитоспособности, этичного поведения членов [1].

Оценивая состояние системы регулирования рынка ценных бумаг в России, в первую очередь следует отсутствие эффективного регулирования, как со стороны государства, так и со стороны самих субъектов рынка ценных бумаг. По мере расширения и усложнения масштабов рынка ценных бумаг возникает необходимость в передаче регионам части контрольных функций. Одним из признаков низкого уровня развития фондового рынка является фактическая изолированность локальных рынков ценных бумаг в России. Из-за отсутствия эффективных средств коммуникаций инвесторы не имеют доступа ко всем ценным бумагам, обращающимся на рынке. Формирующиеся на местах фондовые рынки должны быть связаны через центральную информационную систему. Без такой системы нельзя наладить свободное движение ценных бумаг, гарантировать безопасность работы и надежность операций.

 

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ

 

3.1 КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

 

Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:

  1. преодоление негативно влияющих внешних факторов, сдерживающих развитие рынка ценных бумаг в России, в частности высокая социальная и политическая нестабильность, а также инфляция, которая оказывает влияние даже при своем невысоком уровне;
  2. целевая переориентация рынка ценных бумаг. Вместо обслуживания быстро растущих финансовых запросов государства, перераспределения крупных портфелей акций и спекулятивного бума вокруг новых торгово-финансовых компаний, рынок ценных бумаг должен быть направлен на выполнение своей главной функции – на преодоление инвестиционного кризиса, аккумуляцию свободных денежных ресурсов для направления их на цели восстановления и последующего роста производства в России [9, c. 8];
  3. выбор модели рынка, т.е. выбор ориентации на североамериканскую или европейскую практику. Этот выбор должен произойти в острейшей конкуренции банков и финансовых инвестиционных институтов;
  4. улучшение качественных характеристик рынка [9, c. 8], т.е.:

1) наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг, что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка;

2) пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и незаконной профессиональной деятельности.

 

 

д) повышение роли государства на рынке ценных бумаг, для чего необходимо:

1) создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования;

2) формирование согласованной системы государственного регулирования фондового рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов;

3) формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;

4) ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы для ограничения рисков инвесторов;

5) создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

6) формирование активно действующей системы контроля за небанковскими инвестиционными институтами;

Информация о работе Рынок ценных бумаг