Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:56, реферат
В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Содержание
Содержание 2
Введение 3
Понятие рынка 4
Условия и причины возникновения рынка 7
Субъекты и объекты рынка 9
Основные черты рынка. 11
Функции рынка 13
Виды рынков и их структура 15
Инфраструктура рынка 18
Позитивные стороны рынка 19
Негативные стороны рынка 21
Заключение 23
Литература 25
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ФАКУЛЬТЕТ
НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОВЕРИЛ
к.э.н., доцент О. Л. Петрова
«___»____________2008г._______
РЕФЕРАТ
на тему: «Рынок, его сущность, функции, структура.
Субъекты и объекты рыночной экономики. Положительные и негативные стороны рынка»
по
курсу: «Экономическая
теория» (часть 1)
Выполнил студент 1 курса
Специальности 080109 – «Бухгалтерский учет,
анализ и аудит»
Группа 103
Шифр 0805310
Вариант №4
Ижевск 2008
В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому «административно-командная система», охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. В настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночной экономике.
В связи с переходом России от закрытой системы экономики к рыночной экономике необходимо подробнее изучить рыночный механизм, его сущность, функции и структуру, определить его основные черты, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка.
Анализируя данную тему нужно отметить, что вопрос о рыночном механизме и его функционирование уже давно интересует многих экономистов, которые рассматривают принципы, законы и действие рыночной экономики.
Необходимо отметить, что без
государственного
В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел длительный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет, от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм – это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытием огня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т.п. В отличие от других научных и технических открытий, рынок есть творение коллективного человеческого гения.
В
современной экономической
Первое и самое обыденное определение утверждало, что рынок – это площадь, публичное место купли-продажи товаров, т.е. благ и услуг. Предпринимались попытки ввести в понятие рынка фактор ценообразования. Так, А. Маршалл определяет рынок как всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же момент платят за одни и те же товары одинаковую цену.
Английский экономист XIX в. У Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф. Котляр характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо, либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии A. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. Позднее в понятие рынка ввели отношения между покупателями и продавцами и отношение спроса и предложения. В связи с этим появились определения:
Итак, обобщая, имеющуюся информация, характеристику рынка можно свести к следующему определению:
Рынок – это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.
Рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ, между которыми происходит обмен товаров и услуг, по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. В ходе обмена происходят своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовые технологии и высококачественные ресурсы.
Современный
рынок – это рынок новинок,
ибо новизна стала важнейшим
свойством товаров и услуг, делающих их
конкурентоспособными. Новыми считаются
товары и услуги, не имеющие аналогов,
а также улучшенные варианты или модификации
существующих. Рынок интересуют любые
новшества: в конкуренции, обеспечивающие
более высокую производительность, надежность
долговечность; в дизайне, делающем продукцию
удобной и эстетичной; в системе управления
(менеджменте), повышающие рентабельность
производства. Для современного рынка
характерно стирание национальных границ,
формирование мировых рынков товаров,
услуг, технологии, информации, рабочей
силы, капиталов и валют.
В современной экономической литературе указывают на следующие факторы, которые в совокупности и взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитие рынка:
Часто
говорят, что рынок – одно из величайших
достижений цивилизации. Это правильно,
однако следует помнить, что возникновение
и становление рынка – это не результат
достижение разума, а следствие очень
длительного исторического развития.
В состав рынка входят предприниматели, работники, продающие свой труд, конечные потребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы:
Домашнее хозяйство – это экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей.
Фирмы – это экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли). Она предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Фирма является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.
Государство – представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики, для осуществления контроля над хозяйственной деятельностью.
Каждый из субъектов рыночных отношений может действовать одновременно, как покупатель и как продавец. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя непрерывный «поток» купли-продажи.
Объектами рынка являются товары и деньги.
В качестве товаров выступают не только произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля и капитал); услуги и даже духовные ценности.
В
качестве денег – все финансовые
средства.