Рынок, его сущность, функции, структура. Субъекты и объекты рыночной экономики. Положительные и негативные стороны рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:56, реферат

Описание работы

В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Содержание работы

Содержание
Содержание 2
Введение 3
Понятие рынка 4
Условия и причины возникновения рынка 7
Субъекты и объекты рынка 9
Основные черты рынка. 11
Функции рынка 13
Виды рынков и их структура 15
Инфраструктура рынка 18
Позитивные стороны рынка 19
Негативные стороны рынка 21
Заключение 23
Литература 25

Файлы: 1 файл

!Мой реферат.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Основные  черты рынка.

       Перечисленные ниже основные черты рынка образуют его характеристику:

  • Рынок предполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничивается;
  • Рынок предполагает полную свободу в перемещении материальных, финансовых и людских ресурсов;
  • Рынок предполагает наличие товарной массы. Нельзя говорить о рынке, не имея товара. И напротив, чем больше товарная масса количественно и качественно по ассортименту, тем более развит и рынок;
  • рынок предполагает наличие развитой и устойчивой денежной системы. Это бесконечная цепь товарно-денежного обращения по схеме Т-Д-Т-Д и т.д. до бесконечности;
  • рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, соответственно, свободу договоров и сделок. На рынке действует принцип, концепция «laissez faire», которая предполагает, что отдельные люди и предприятия действуют свободно, без какого-либо вмешательства «третьей силы» – силы принуждения. Разумеется, эта самостоятельность агентов рынка относительна, ибо их действия предопределены правилами рыночной игры;
  • при всей его стихийности рынок подчиняется действию законов, и прежде всего действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения;
  • в основе действий двух основных агентов рынка – продавцов (товаропроизводителей) и покупателей (потребителей) лежит личный экономический интерес. В этом и проявляется стимулирующий эффект рынка;
  • рынок предполагает полную материальную ответственность своих участников за результаты своей деятельности;
  • рынок предполагает вольные цены или, как их называют чаще, - свободные рыночные цены равновесия;
  • рынок предполагает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни;
  • рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, которая повышает его эффективность;
  • рынок предполагает открытость экономики перед мировым хозяйством, положение, при котором региональный рынок выступает, как часть национального рынка, а национальный - как часть мирового;
  • рынок формирует такой тип человека, который в свои моральные нормы включает также рыночную этику и рыночную мораль;
  • рынок предполагает наличие внешних факторов, благоприятствующих его развитию, в частности, благосклонное отношение общества к самому рынку.

Функции рынка

       Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества, выполняя ряд экономических функций.

  1. Информационная функция. Ее суть в том, что через систему целого ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг и т.п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует все общество о состоянии экономики.
  2. Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого их них появляется возможность выбрать подходящего покупателя и нужного продавца.
  3. Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? На основе межотраслевой и межрегиональной конкуренции идет бесконечный перелив капиталов и ресурсов, что в конечном счете формирует такую структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.
  4. Ценообразующая функция. Известно, что у каждого товаропроизводителя складываются свои индивидуальные затраты и, следовательно, индивидуальные стоимости и цены. Между тем, рынок признает лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают потребности покупателя и уровень предложения товарной массы.
  5. Стимулирующая функция. Ориентировка рыночных цен на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь рынок побуждает покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.
  6. Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он – реальность. Об этом наглядно свидетельствует структурная перестройка хозяйства в современной России.
  7. Санирующая, оздоровительная функция. В этом смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и дает дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс болезненный, мучительный, ибо он ускоряет гибель слабых хозяйств.
  8. Дифференцирующая функция. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, т.е. обогащает одних и разоряет других. Общеизвестно, что средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет, что в среднем из каждых трех начинающих предпринимателей, двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5-2 года).

Виды  рынков и их структура

       До  сих пор рынок рассматривался, как единая система, на самом деле рыночный механизм в целом характеризуется весьма сложной структурой.

       По  своей структуре рынок представляет собой, такой способ связи или  отношений между производителями  и потребителями, при котором  обмен товаров происходит с помощью денег и следовательно, регулятором экономическим отношений выступает цена. Однако цена на различных рынках приобретает самые разнообразные модифицированные формы. Если на любых товарных рынках действует цена, то на рынке труда она приобретает форму заработной платы, на рынке капиталов и денежном рынке – форму процента, на рынке земли – форму ренты.

       Описание  структуры рынка зависит от выбранных  критериев классификации. Существует несколько критериев, по которым  можно выявить основные составляющие элементы единой рыночной системы. Эти критерии следующие:

  1. По объектам купли-продажи
  • потребительский рынок, или рынок товаров и услуг, приобретаемых населением;
  • рынок средств производства;
  • рынок земли;
  • рынок машин и оборудования;
  • рынок недвижимости;
  • рынок труда;
  • рынок технологии;
  • рынок услуг;
  • денежный рынок;
  • валютный рынок;
  • страховой рынок;
  • рынок информации;
  • рынок интеллектуальной собственности (патентов, лицензий);
  • рынок произведений искусства, духовных благ;
  • рынок отдельных товарных групп (книжный рынок, детские товары и т.п.).
  1. По пространственному размещению
  • локальный;
  • местный;
  • национальный;
  • мировой.
  1. По формам собственности
  • частный;
  • кооперативный;
  • государственный.
  1. По характеру продаж
  • оптовый;
  • розничный;
  • импортный;
  • экспортный.
  1. По уровню насыщения товарной массой и степени удовлетворения спроса
  • равновесный;
  • дефицитный;
  • избыточный.
  1. По видам конкурентной борьбы
  • рынок совершенной конкуренции;
  • рынок не совершенной конкуренции.
  1. В зависимости от характера сделок
  • свободный рынок;
  • регулируемый рынок.
  1. С точки зрения рыночного законодательства
  • легальные рынки;
  • не легальные (теневые, черные, серые)

Инфраструктура  рынка

       Инфраструктура  рынка – это система специализированных организаций, призванных содействовать  функционированию отдельных рынков. Элементами рыночной инфраструктуры являются:

    • Товарные биржи;
    • Валютные биржи;
    • фондовые биржи;
    • биржа труда;
    • банковская система;
    • страховая система;
    • ярмарки;
    • аукционы;
    • государственные финансы, их основу составляют  республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.

       Важной  частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения  хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры». 
 
 
 

Позитивные  стороны рынка

       Практика  хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила преимущества рыночной системы хозяйствования, перед  административной системой. Но это  не означает, что рынок – панацея  от всех бед. У рынка есть, как положительные, так и отрицательные стороны.

       Рынок как определенный механизм распределения  и использования ограниченных ресурсов, основанный не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене имеет целый  ряд очевидных преимуществ, достоинств и оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления этого влияния:

  • Рыночная экономика в принципе не знает таких традиционных для командно – административной системы явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т.д.;
  • Эффективное распределение и использования ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг;
  • Возможность успешного функционирования рынка при наличии весьма ограниченной информации: уровень цен и уровень затрат на различные ресурсы;
  • Высокая степень его гибкости и адаптации к изменяющимся условиям производства;
  • Оптимальное использование достижений науки и техники;
  • Стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития;
  • В рыночной экономике не существует производства ради производства, в центре рынка стоит потребитель, на него постоянно ориентировано производство;
  • Свобода выбора и действий предпринимателей и потребителей;
  • Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышение качества продукции;
  • Относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия;
  • В определенной мере создает саморегулирующуюся систему хозяйствования, в которой каждый занимает свою нишу, которая эффективно функционирует без прямого вмешательства государства.

Негативные  стороны рынка

       Не  стоит идеализировать рынок, поскольку  ему присущи и недостатки. Можно  указать на следующие проявления отрицательного влияния рыночного  механизма на экономическую и  социальную жизнь общества:

  • Рынок порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя. Такими факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;
  • Отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения;
  • Рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т.п.;
  • Отсутствие механизма защиты окружающей среды;
  • Неспособность сохранения не воспроизводимых ресурсов;
  • Отсутствие соблюдения социально-экономических прав человека, в частности права на доход и права на труд для тех, кто может и хочет работать;
  • Рынок безразличен к производству так называемых общественных благ и услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т.п.);
  • Рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий и часть населения;
  • Неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;
  • Неспособность структурных изменений производства, организации денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем;
  • Нестабильность развития и подверженность спадам производства и инфляционным процессам;
  • Рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т.д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок по этому поводу: «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок – это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга» и т.д.

Информация о работе Рынок, его сущность, функции, структура. Субъекты и объекты рыночной экономики. Положительные и негативные стороны рынка