Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является всесторонняя характеристика рынка государственных ценных бумаг РФ, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг в РФ;
- проанализировать состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ на современном этапе;
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………3 стр.
1. Теоретические аспекты развития рынка государственных ценных бумаг …………………..5 стр.
1.1 Понятие рынка государственных ценных бумаг и его функции…………………………………5 стр.
1.2 Этапы становления рынка ценных бумаг в России……………………………………………………..8 стр.
2. Современное положение рынка государственных ценных бумаг в РФ………………………13 стр.
2.1 Российский рынок государственных ценных бумаг в переходный период…………….13 стр.
2.2 Современное состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ……………………..17 стр.
2.3 Рынок государственных ценных бумаг в кризисное время……………………………………….21 стр.
2.4 Проблемы развития рынка государственных ценных бумаг…………………………………….25 стр.
3. Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг………………………………….26 стр.
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………….31 стр.
Список использованных источников…………………………………………………………………………………33 стр.
Все эти изменения привели к тому, что произошел постепенный отход государства от финансового безвозмездного изъятия средств к возвратному. Первый выпуск выигрышных займов был не совсем удачным, так как население в силу своей инертности не приняло сразу этого новшества, на это так же повлияла отрицательная репутация прежних государственных займов, которые по своей сути и на деле становились безвозвратными. Последующие займы стали пользоваться у населения большей популярностью .
Распространение
облигаций производилось
Создание акционерных обществ было связано со строительством железных дорог. Строительство железных дорог было предоставлено акционерным компаниям. Правительство же стало выступать гарантом частных акционерных компаний.
Кроме осуществления внешних заимствований, российское правительство использовало новые виды долговых обязательств, обращающихся на внутреннем рынке и относящихся к долгосрочным рыночным инструментам. Это были рентные займы.
Применение рентных заимствований было связано с укреплением доверия граждан к государству как главному плательщику процентов. В рентных займах оптимально соблюдено равновесие интересов заемщика – государства и кредиторов – владельцев свободного капитала. В отличии от срочных облигационных займов, которые необходимо было погасить в определенные сроки, владельцам рентных обязательств ежегодно выплачивались лишь проценты. Возврата основной суммы долга как таковой не производилось. Это давало государству возможность использовать высвободившиеся средства на другие нужды. Держатель ренты имел возможность продать долговые обязательства на бирже с целью возврата своего капитала. Кроме того, впервые было осуществлено раздельное обращение ценной основной бумаги и купонов. Пользуясь положительной тенденцией развития экономики страны, правительство стало проводить конверсию обременительных долгов, заменяя краткосрочные обязательства на долгосрочные .
Так же данный
этап характеризуется кризисами, которые
в основном были связаны с военными
действиями. Бюджет опять стал дефицитным.
В этот период долгосрочные ценные
бумаги не были востребованы, так как
экономическая ситуация оставалась
нестабильной, поэтому государство
использовало краткосрочные долговые
обязательства, выпуск которых осуществлялся
каждый год. Правительство прибегало
к эмиссии, но уже посредством
Госбанка. Госбанк покупал
В период 1904-1908 годах наибольшая часть выпущенных ценных бумаг приходилось на займы государства. Это объясняется огромными расходами, связанными с Русско-японской войной.
В результате проведенного анализа было выявлено, что российское правительство в период построения капитализма постепенно перешло от финансовых, безвозмездных методов изъятия: эмиссии денежных знаков, изъятия вкладов из казенных банков – к кредитным: посредством выпуска процентных ценных бумаг.
Характеристикой
Финансово-кредитной основы государственного
кредита являлись не только инструменты,
которые давали возможность государству
привлекать свободные денежные средства,
но и субъекты этих отношений. Такими
участниками были сберегательные кассы,
казенные и коммерческие банки, которые
содержали часть своих ресурсов
в долговых обязательствах государства.
На биржах проводились торги ценных
бумаг. Все эти институты
С 1917 года начался новый этап в развитии советского государства, а значит привлечения свободных денежных средств. Трансформация общественного строя изменила задачи, стоящие перед вновь образованным государством и определила новые пути их решения. К ним относились: национализация земли, банков, промышленности, торговли и др. Для того чтобы покончить со старой государственной системой. Советское правительство приняло декрет от 21 января 1918 года «Об аннулировании государственных займов Царской России», в соответствии с которым по всем государственным займам прекращались выплаты с 1 декабря 1917 года.
Это решение лишило возможности получения внешних займов советской республикой на длительный срок, но и внутренние ресурсы стали ей недоступны. Разрушив созданную Российской Империей структуру сберкасс, новая власть лишилась в будущем источника финансовых средств
В период становления
советское правительство не имело
возможности использовать кредитные
методы привлечения денежных средств
посредством выпуска
Только с
начала 20-х годов, при проведении
новой экономической политики, положение
стало меняться к лучшему, и у
власти появилась возможность
Первые займы
хлебный и сахарный, выпущенные новой
властью, погашались товарами. Облигации
использовались в качестве средства
обращения весь срок до их погашения.
Облигации, по своей сути, еще не
являлись кредитным инструментом, правительство
с их помощью покрывало свои нужды
в денежных знаках, обеспечивая товарообмен.
Последующие займы
Кроме того,
сберкассы выпускали
Кроме того в этот период Советский Союз привлекал и внешние займы, которые направлялись на создание тяжелой промышленности, использовались для покупки оборудования, потребительских товаров.
Государство, размещая займы, самостоятельно определяло сроки их погашения, которые зависели от сложившихся условий. Займы в основном размещались путем подписки с рассрочкой платежа за приобретенные облигации из заработной платы. Этот вид займов стал господствующей формой привлечения свободных денежных средств на длительный период.
Кроме размещения новых облигаций государство осуществляло и конверсию ранее выпущенных займов. Так как займы в основном носили характер принудительности, то и конверсия проводилась в принудительном порядке.
Вторая мировая
война положила начало новому периоду
становления финансово-
Таким образом,
на основании анализа периода
распределительной экономики
во-первых, это
наличие нескольких этапов экономического
развития и экономики и финансово-
во-вторых, произошел
полный отказ от рыночных методов
распространения
в-третьих, государство при размещении обязательств исходило из собственных интересов;
в-четвертых, займы стали носить принудительный характер, снизилась их ликвидность, распространение займов было поставлено под жесткий административный контроль.
Данному этапу характерна реструктуризация экономики и переход нашей страны на новый метод ведения хозяйства, произошел отказ от принципов планового распределения ресурсов и переход к рыночным методам их приобретения.
С началом
перехода к новой форме общественных
отношений государственные
В размещении российской части Государственного внутреннего долга 1990 года приняли участие несколько брокерских фирм, которые реализовали долговые обязательства на 300 с лишним миллионов.
После образования СНГ Россия приняла на себя союзные долги, а Центральный банк России начал работу по размещению облигации в счет сложившегося ранее внутреннего долга /8/.
2. Современное
положение рынка
2.1 Российский рынка государственных ценных бумаг в переходный период
Государственные
ценные бумаги являются неотъемлемой
частью финансовой системы любого государства,
развивающегося на принципах рыночной
экономики, имеющей свою институциональную
и организационно-правовую структуру.
В Российской Федерации данная структура
начала формироваться в начале 1990-х
годов параллельно с
Дальнейшая история развития рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации представляет собой сочетание успехов и ошибок в построении системы привлечения финансовых средств для государственных нужд путем выпуска различных видов государственных обязательств. Однако данный рынок стал одной из основных составных частей российской финансовой системы и ни у кого не вызывает сомнений необходимость его существования.
Выпуск в России ГКО-ОФЗ принял постоянный характер, один выпуск следовал за другим. При этом нарушались следующие условия размещения: приток новых средств на рынок должен был превышать размеры погашения, чтобы разница могла использоваться в интересах государства; средства от погашения должны были частично вкладываться в новые выпуски, а не выводиться с рынка. Каждый последующий выпуск этих обязательств приходилось воспроизводить на условиях более высокого процента. Сложилась ситуация, при которой новые эмиссии ценных бумаг не только не давали денег в бюджет, но сами поглощали бюджетные доходы.
Таблица 1 – Основные показатели рынка ГКО-ОФЗ, в трлн. руб. до 1998 г., в млрд. руб. с 1998
г. |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
Объем размещения |
0,2 |
17,5 |
159,5 |
430,5 |
502,0 |
258,6 |
Объем государственного долга по ГКО-ФЗО (на конец года) |
0,2 |
10,6 |
76,6 |
237,1 |
384,9 |
385,8 |
Объем выручки полученной в результате размещения |
0,2 |
12,9 |
122,3 |
322,9 |
436,3 |
193,7 |
Привлечение средств в бюджет |
0,2 |
5,7 |
26,8 |
35,2 |
32,7 |
-50,4 |
Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг: перспективы развития