Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является всесторонняя характеристика рынка государственных ценных бумаг РФ, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг в РФ;
- проанализировать состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ на современном этапе;
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………3 стр.
1. Теоретические аспекты развития рынка государственных ценных бумаг …………………..5 стр.
1.1 Понятие рынка государственных ценных бумаг и его функции…………………………………5 стр.
1.2 Этапы становления рынка ценных бумаг в России……………………………………………………..8 стр.
2. Современное положение рынка государственных ценных бумаг в РФ………………………13 стр.
2.1 Российский рынок государственных ценных бумаг в переходный период…………….13 стр.
2.2 Современное состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ……………………..17 стр.
2.3 Рынок государственных ценных бумаг в кризисное время……………………………………….21 стр.
2.4 Проблемы развития рынка государственных ценных бумаг…………………………………….25 стр.
3. Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг………………………………….26 стр.
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………….31 стр.
Список использованных источников…………………………………………………………………………………33 стр.
Оборот собственно рынка ГКО-ОФЗ (вторичные торги, без учета размещении на аукционах, сделок РЕПО и депозитных операций Банка России) составит в 2010 г. 570.9 млрд. руб. (21.1 млрд. долл.). Это превысит уровень предыдущего года на 7.0% (в долларовом выражении - на 12.2%).
Основными инвесторами на рынке ГЦБ являются крупные коммерческие банки с государственным участием (Сбербанк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк), Пенсионный фонд и дочерние предприятия иностранных банков и компаний.
Таблица 8 - Внешний долг Российской Федерации (в млрд. долларов США) по государственным ценным бумагам в 2006-2008гг. (прогноз на 2009-2010г.).
Наименование задолженности |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
Долговые ценные бумаги |
19,0 |
18,5 |
17,9 |
17,4 |
17,1 |
Краткосрочные обязательства по ценным бумагам |
39,5 |
39,4 |
42,5 |
50,0 |
53,6 |
Долгосрочные обязательства по ценным бумагам |
153,8 |
149,5 |
205,6 |
230,3 |
257,4 |
Проанализировав
таблицу можно сделать вывод
о том, что внешний долг Российской
Федерации по государственным ценным
бумагам в целом имеет
В 2008 г. мы также
наблюдаем, незначительное снижение по
долговым ценным бумагам, но происходит
увеличение государственного долга
краткосрочных и долгосрочных обязательств
по ценным бумагам. Это связано с
нестабильным положением на мировой
арене, падением цен на топливно-энергетические
ресурсы и развитием
Прогнозы
на 2009-2010 гг. показывают, что сохранятся
тенденция 2008 года, но с более значительным
увеличением долга
Таким образом,
монетарные власти фактически стремятся
достичь одновременно двух противоречащих
друг другу целей: с одной стороны,
обеспечить повышение ликвидности
рынка государственных
2.3 Рынок государственных ценных бумаг в кризисное время
Подготовленный Министерством финансов РФ в 2007 г. доклад о политике в сфере государственного долга на 2007-2009 гг., в частности, констатировал наличие "готовности нерезидентов расширить присутствие на рынке государственных облигаций". Однако в то же время в этом документе говорилось; "В условиях высоких цен на нефть и связанного с этим притока в страну иностранной валюты преждевременно полностью либерализовать внутренний рынок государственных ценных бумаг с целью открытия доступа на него иностранных инвесторов, так как пока это может нарушить стабильность российской финансовой системы.
В нынешней
ситуации российские власти закономерно
стремятся регулировать приток иностранной
валюты в страну, с тем, чтобы не
допустить усиления инфляции или
чрезмерного повышении
В программе государственных внутренних заимствований РФ на 2009 г., сформированной с учетом одобренной Правительством РФ в апреле 2008 г. долговой стратегии на 2009—2011 гг., Минфином России были обозначены планы по выходу из кризисной ситуации и развитию рынка госдолга в следующем году. Среди них были планы по дальнейшему размещению в 2009 г. основных выпусков ОФЗ на сумму 227-232 млрд. руб., а также планы по выпуску государственных сберегательных облигаций (ГСО). При этом планируется, что доходность по краткосрочным инструментам будет сохранена на уровне до 5%, по среднесрочным - до 6,6%, по долгосрочным инструментам — до 7,2 5%.
В качестве
основных направлений политики Министерства
финансов РФ в 2009 г. в разработанной
программе фигурируют: снижение государственного
долга к ВВП; замещение государственного
внешнего долга внутренними
Для проведения
эффективной политики по замещению
внешних заимствований
При этом, согласно прогнозам, государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличится с 1,03 трлн. руб. на начало 2009 г. до 1,26 трлн. руб., на начало 2010 г. Сумма рыночной составляющей в его составе возрастет до 1 трлн. руб.
В связи с
увеличением государственных
Правительство Российской Федерации рассмотрело и одобрило Основные направления политики в сфере антикризисного управления по государственному долгу на 2008-2010 гг. Этот документ впервые определяет основные приоритеты деятельности Минфина России на внутреннем и внешнем рынках заимствований.
Таблица 9 - Оперативная информация рынка государственных ценных бумаг
Наименование |
1.12.2005 |
1.12.2006 |
1.12.2007 |
1.12.2008 |
1.12.2009 |
Сумма средств в торговой системе ГКО-ОФЗ-ОБР, в млн. руб. |
3489,3 |
2954,2 |
4326,4 |
2995,2 |
3181,1 |
объем в обращении по номиналу, в млрд.руб. |
1140,01 |
1144,02 |
1144,08 |
1138,02 |
1131,04 |
объем в обращении по деньгам, в млрд.руб. |
1024,62 |
1024,32 |
1052,7 |
1037,11 |
1033,75 |
Дюрация рыночного портфеля ГКО-ОФЗ, в днях |
1977,55 |
1959,25 |
1993,05 |
1961,06 |
1955,08 |
Указанная стратегия, в частности, предусматривает: постепенное замещение внешнего долга внутренними заимствованиями; развитие внутреннего рынка государственных ценных бумаг; увеличение доли рыночного долга, выраженного в государственных ценных бумагах; увеличение дюрации внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах; создание новых сегментов рынка государственных ценных бумаг.
По большинству позиций указанная стратегия либо выполнена, либо будет выполнена к концу этого года. Сегодня можно говорить о следующих результатах исполнения долговой стратегии:
1) государственный
внутренний долг за время
2)
доля рыночного внутреннего
Так если на 1,января 2007 г. объем рыночного внутреннего долга составлял 217 млрд. руб. (33 % от всего внутреннего долга в госбумагах), то на сегодня он составляет 629,4 млрд. руб. (76 % от всего внутреннего долга в госбумагах) увеличившись за 2,5 года на 190%;
3)
объемы обращающихся выпусков
гособлигаций значительно
4) за счет
того, что Минфином России основной
упор был сделан на
В 2007-2008 гг. на
рынке внутреннего госдолга Минфин
России за счет размещения государственных
ценных бумаг привлек 308,6 млрд. руб.
(без учета операций переоформления)
и погасил государственных
Наблюдая анализ различных показателей видно, что оборачиваемые средства на рынке государственных ценных бумаг, в основном имеют положительную динамику (судя по прогнозам на 2009-2010 гг.).
Государство принимает различные меры по выходу из кризисной ситуации. Разрабатывается стратегии, модели поведения и антикризисная политика, частичное выполнение которой мы наблюдаем уже в этом году. Одним из ярких примеров является снижение внешнего долга и увеличение внутреннего. Также значительно увеличился выпуск гособлигаций, позволяющий привлекать больше денежных средств .
2.4 Проблемы
развития рынка
На первичном
рынке ГКО и других долговых обязательств
государства сейчас существует положение,
при котором доступ к аукционам
имеет ограниченный круг дилеров. Это
привело к тому, что доходы от
операций по покупке ГКО на первичных
аукционах с их последующей продажей
на вторичном рынке оказались
очень велики. Чрезмерные прибыли
дилеров свидетельствуют о том,
что фондовый рынок России организован
гораздо менее эффективно, чем
это должно быть. Одна из причин этого
– высокая степень
Финансовые институты практически всех регионов РФ, по существу, исключены из числа дилеров, допущенных к первичным аукционам. Это лишает их доступа к высоким прибылям от операций с государственными ценными бумагами. Выход из создавшейся ситуации заключается не только в увеличении числа участников аукционов, но и в расширении внебиржевого рынка государственных ценных бумаг как наиболее эффективного .
Издержки проведения операций с государственными ценными бумагами, допущенными на вторичный рынок, слишком велики. Если сделки осуществляются через фондовую биржу, то, согласно существующим правилам, они требуют заблаговременного резервирования средств участников на специальных счетах. В России пока еще не существует ни развитой внебиржевой торговли государственными ценными бумагами, ни их региональных рынков. Концентрация торговли долговыми обязательствами государства в Москве резко сужает возможности региональных инвесторов и обходится им дорого. В итоге государство несет
Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг: перспективы развития