Рынок и проблема внешних факторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы заключается в том, что в современных условиях возникла необходимость более глубокого рассмотрения вопроса внешних эффектов и затрат.
Внешние эффекты рынка имеют место тогда, когда производство или потребление товара оказывает непосредственное воздействие на производителей, непосредственно не вовлеченных в процесс купли продажи данного товара и когда эти эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах.
В настоящее время изучение внешних эффектов играет существенную роль.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….............3стр.
1.Сущность и классификации внешних эффектов (экстерналий)……….5стр.
1.1. Внешние эффекты …………………………………..………………...5стр.
1.2. Положительные и отрицательные эффекты.........................................7стр.
2.Способы решения проблемы внешних эффектов ……………………..11 стр.
2.1. Проблемы, связанные с внешними эффектами……………………..11 стр.
2.2. Теорема Коуза………………………………………………………..14 стр.
3. Проблемы внешних эффектов в российской экономике……….........18 стр.
3.1 Влияние химической промышленности на состояние окружающей среды……………………………………………………………………….18 стр.
Заключение………………………………………………………...............30 стр.
Список использованной литературы…………………………...………..32 стр.

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word курсач.docx

— 51.87 Кб (Скачать файл)

В почвах Свердловской области  определяются 10 металлов 1 и 2 классов  опасности: свинец и его соединения, ртуть, хром и его соединения, кадмий и т.д.

Почвы г. Дзержинска (Нижегородской  области) загрязнены свинцом, марганцем, хромом, никелем, оловом, ванадием, медью, бенз/а/пиреном и т.д.

Большой объем и темпы  накопления отходов, слабое развитие индустрии  вторичной переработки приводит к тому, что захоронение отходов  на полигонах по прежнему является основным методом их утилизации. При этом практически для всех субъектов Российской Федерации наблюдается отсутствие отвечающим экологическим и санитарным требованиям полигонов для размещения отходов. По данным Госкомстата России за 2005 г. в Российской Федерации из 2,6 тыс. мест захоронения токсичных отходов, занимающих площадь 28,2 тыс. га, отвечают действующим нормативам 1,9 тыс. мест.

В связи с недостаточным  количеством полигонов для складирования  и захоронения отходов к охране окружающей среды широко распространена практика образования многочисленных несанкционированных свалок, которые  представляют особую угрозу для окружающей среды и здоровья населения.

Специализированный полигон  для хранения и складирования  жидких и полужидких промышленных токсичных  отходов 3 класса опасности действует  только на территории Липецкой области. Из-за отсутствия специализированных полигонов утилизации промышленных отходов предприятия химической промышленности вынуждены в ряде случаев складировать отходы на своей  территории.

В целях решения вопросов по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности в химической промышленности необходимо:[14.с. 290]

1. Разработать концепцию  государственного управления в  области обращения с отходами  производства и потребления. 

2. Ускорить принятие Постановлений  Правительства Российской Федерации  направленных на улучшение мер  защиты окружающей среды.

3. Создать экономические  предпосылки для внедрения малоотходных, безотходных, ресурсосберегающих  технологий в производствах химической  промышленности с вовлечем отходов  в хозяйственный оборот, включая  совершенствование экономического  механизма природопользования и  введение налоговых и таможенных  льгот.

4. Ликвидировать или перепрофилировать  устаревшие производства.

5. Оснастить источники  выбросов в атмосферу современными  очистными установками, провести  реконструкцию и модернизацию  действующего пылегазоочистного  оборудования.

6. Разработать региональные  НПДГОС и целевые программы  с включением в них мер по  сокращению промышленных выбросов  в атмосферный воздух, водоемы,  почву.

7. Организовать санитарно-защитные  зоны промышленных предприятий  с выводом из них населения.

Избавление от отрицательных  эффектов. В соответствии с основной целью НПДГОС – охраной здоровья настоящего и будущего населения  России – задачей НПДГОС является определение приоритетных, наиболее актуальных для страны проблем на федеральном, региональном (РПДГОС) и  городском (местном) уровнях (МПДГОС).

В 2006 г. в рамках НПДГОС по уменьшению вредного воздействия на атмосферный воздух выполнено 180 мероприятий, в т.ч. в Приморском крае: реконструкция  спецзавода (104,4 млн. руб.), в Самарской  области эта работа проделана  на 23 предприятиях (186,7 млн. руб.), в Новгородской области перемещение промышленного  предприятия за черту жилой застройки  в г. Старая Русса (93 млн. руб.).

По химической безопасности выполнено 30 мероприятий, в т.ч. в  Приморском крае – открытие центра демеркуризации ртутных ламп, в Пермской области – разработка модельного проекта территориальной оценки риска воздействия и обоснования  максимально доступных нагрузок химических факторов окружающей среды  на здоровье населения (на примере г. Губахи – финансирование – 1,9 млн. руб.), в Алтайском крае – удаление токсичных  неутилизируемых отходов на специализируемые полигоны (8,2 млн. руб.), в Калининградской  области – вывезено за пределы  области на утилизацию 92 тонны пестицидов и 1840,2 кг ртути.

Совместно с природоохранными службами, центрами гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды  разработаны мероприятия по снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха, которые включены в Планы действий по гигиене окружающей среды регионов на 2004-2005 гг. (Воронежская, Липецкая, Кемеровская, Самарская, Свердловская, Нижегородская  области, Алтайский край, Республика Башкортостан и др.). Создан единый банк данных результатов лабораторного  контроля загрязнения атмосферного воздуха в гг. Воронеже, Екатеринбурге, на большинстве промышленных предприятий  разработаны программы производственного  контроля за загрязнением атмосферного воздуха.

В целях повышения эффективности  проводимых мероприятий, направленных на охрану атмосферного воздуха населенных мест и предотвращение его отрицательного влияния на здоровье населения в  субъектах Российской Федерации  приняты законы «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей природной среды и  природных ресурсов», «Об отходах  производства и потребления», разработаны  и реализуются целевые комплексные  программы.

Одним из механизмов выполнения РПДГОС и МПДГОС является разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ по обеспечению  санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые содержат вопросы  предупреждения влияния вредных  факторов окружающей среды на здоровье человека.

В целях снижения загрязнения  окружающей среды на предприятиях г. Кемерово проводится замена устаревших производств. Например, на ОАО «Азот» построена установка получения  водорода по проекту фирмы «Монсанто». Выполнение мероприятия позволило  сократить выброс оксида углерода и  диоксида азота на 65 тонн в год.

Ведется реконструкция производств  с закрытием устаревших технологий, в т.ч.:

1. На ОАО «Азот» выполнили  перевод переработки растворов  сульфата аммония в цех аммония  - №3 с закрытием цеха сульфата  аммония - №2. Мероприятие позволило  сократить выброс в атмосферный  воздух на 20 тонн в год сульфата  аммония. 

2. Произведен перевод  производства капролактама на  получение гидроксиламинсуль-фата  прямым синтезом с закрытием  цеха нитрита аммония в ОАО  «Азот», в результате чего сократились  выбросы в атмосферный воздух  нитрита аммония и диоксида  азота, уменьшилось количество  сбрасываемых азотосодержащих сточных  вод.

3. На ОАО «Химволокно-Амтел-Кузбасс»  приобретено и заменено технологическое  оборудование (компрессора) амиачно-холодильной  компрессорной станции. В результате  сократились выбросы аммиака  в атмосферный воздух на 15 тонн  в год.

Проведены работы по переводу технологических процессов и  котельных на природный газ.

1. На ОАО «Азот» производство  аммиака переведено на природный  газ с коксового «орешка» получаемого  с КХЗ.

2. На А.Ф. «Токем» выполнены  большие работы по строительству,  пуску в эксплуатацию и работе  печей сжигания жидких фенольных  отходов (надсмольных фенольных  вод) на отвале жидких фенольных  отходов. Были сожжены и частично  заполимеризованны фенольные сточные  воды на картах общей площадью  зеркала карт 97150 м2. Проведена дальнейшая  рекультивация отвала.

Произведен перевод работы станции нейтрализации кислых сточных  вод производства ионообменных смол на А.Ф. «Токем» с извести на отход  производства капролактама ОАО «Азот» – кальцинированную соду. Мероприятие  позволило исключить из схемы  сложный узел гашения извести  и прекратить сброс взвешенных веществ  в производственные сточные воды.

На ОАО «Спектр» найден потребитель и в настоящее  время производится отгрузка на предприятия  по их переработке, железного шлама  с отработанных шламонакопителей железного  шлама производства анилина, кубовых  остатков II класса опасности производства паранормального бутиланилина.

Кроме того, в городе закрыто  производство специальной продукции  на заводе «Коммунар». Предприятие  остановлено полностью.

В настоящее время проводится утилизация специальной продукции  со сжиганием взрывчатых веществ, проводится обжиг технологического оборудования, ведутся работы по уборке территории.

На п/о «Прогресс» также  прекращено производство спецпродукции  и остановлены производства:

а) регенерации отработанных кислот;

б) производство хлопковой  целлюлозы;

в) производство колоксилина;

г) производство спецтары.

Предприятиями химической промышленности в Тульской области в 2006 г. было выполнено 10 мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, на что было использовано 5,1 млн. руб., из них 5 мероприятий по совершенствованию  технологических процессов и 5 мероприятий  по совершенствованию эффективности  действующих очистных установок. Принята  в эксплуатацию первая очередь установки  непрерывной полимеризации на ОАО  «Щекиноазот», что позволило сократить  выброс в атмосферу динила и капролактама, на ОАО «Химволокно» в результате изменения технологического процесса выброс аммиака снизился на 1,5 тонны  в год.

На крупных химических предприятиях г. Дзержинска Нижегородской  области в 2006 г. выполнено 7 мероприятий  по сокращению выбросов в атмосферный  воздух на сумму 24,4 млн. руб. В 2007г. введена  установка «Денокс» по очистке выбросов в атмосферный воздух. На предприятии  ОАО «Синтез» закрыто производство тетраэтилсвинца. Начаты работы по демонтажу  и детоксикации строительных конструкций  производства иприта и люизита на ОАО «Капролактам»

В ОАО «Уфахимпром внедрена очистка отходящих технологических  выбросов в атмосферу от перхлорэтилена на пороласах, проведена реконструкция  и усовершенствование печи сжигания кубовых остатков.

В последние годы в связи  с экономическим кризисом некоторые  производства были закрыты (производство перхлорэтилена, трихлорэтилена и др.), а мощность остальных цехов значительно  сокращена. Кроме того, в действующих  цехах выполнен целый ряд мероприятий  по усовершенствованию технологических  процессов и герметизации оборудования.

Большая работа проведена  по усовершенствованию печи сжигания жидких хлорорганических отходов производства – кубовых остатков.

Все это привело к значительному  сокращению выбросов в окружающую среду  и улучшению экологической обстановки, свело к минимуму поступление  в окружающую среду диоксинов, являющихся побочным продуктом при производстве гербицидов – производных 2,4-Д кислоты.

В г. Твери перепрофилировано  АО «Химволокно» с образованием 4-х  акционерных обществ, работающих на новых технологических линиях. Тверской завод вискозных нитей проводит демонтаж оборудования. По данным лабораторных наблюдений в районе ближайшей к  АО «Химволокно» жилой застройке  концентрации вредных веществ в  атмосферном воздухе не превышает  ПДК.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Рынки способны эффективно решить проблемы внешних эффектов, но только тогда, когда между объектами  и субъектами отношений четко  разграничены права собственности, а количество вовлеченных в процесс  сторон невелико. Экономисты предложили реальные эффективные программы (рынки  лицензий и введение штрафных санкций  за выброс отходов), которые могли  бы способствовать эффективному разрешению масштабных экологических проблем, таких, как загрязнение воздушной  среды и водного бассейна в  обширных регионах.                                               Внешние эффекты могут иметь как положительное, так и отрицательное. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. Положительные внешние эффекты - это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах.                                                               Сущность проблемы внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике вследствие расхождения частных и социальных издержек либо частной и общественной выгоды.                                                                                                                         При решении проблемы экстерналий такие внешние эффекты получают выражение в виде соответствующих издержек и выгод уже для непосредственных участников сделок, и тогда работа рыночного механизма меняет цены и объемы производства соответствующих благ, а это вносит коррективы в распределение ресурсов и продуктов, которое становится эффективным. Это в то же время означает, что соответствующие внешние эффекты трансформируются во внутренние. Тем самым осуществляется интернализация внешних эффектов.                                                                         Когда экстерналии устойчиво существуют в экономике, к решению их проблемы необходимо привлечь государство. Наиболее распространенным методом является административное регулирование, которое заключается в прямых запретах или, наоборот, требованиях выполнения вовлеченными экономическими субъектами определенных действий, что подкрепляется мощью государственного аппарата принуждения.                                                    С целью минимизации отрицательных экстерналий, государство использует косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу и субсидии.                                                                               Корректирующий налог - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.                                                                                             Государство поощряет возникновение положительных экстерналий. В этих целях проводится субсидирование. Как правило, государство стремится предоставить субсидию тому, у кого большая эластичность спроса по доходам, так как степень реакции после субсидии на потребление блага будет выше. Корректирующая субсидия - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.

Информация о работе Рынок и проблема внешних факторов