Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:26, курсовая работа
Субъектами рынка коммерческого изучения иностранных языков являются различные организации, предоставляющие образовательные услуги – это могут быть курсы, школы, центры изучения языков. Объектом рынка выступает все население, потенциальные потребители образовательных услуг – дети, молодежь, работающее население.
Целью курсовой работы является анализ рынка коммерческого изучения иностранных языков. Задачей является проведение анализа микро- и макросреды рынка. Предприниматель Соколова ставит цель выйти на данный рынок.
Введение
Рынок коммерческих услуг по изучению иностранных языков начал формироваться в России одним из первых. Даже в советские времена существовали и вели успешную деятельность курсы по изучению иностранных языков. С 90-х годов прошлого века коммерческие школы и курсы новых форматов, предлагающие современные, хорошо зарекомендовавшие себя на Западе, или оригинальные авторские методики обучения языкам стали активно вытеснять заведения с многолетней историей.
Главной причиной удачного сосуществования школ разных форматов на российском рынке стал постоянно растущий потребительский спрос на услуги платного обучения иностранным языкам и расширение целевой аудитории слушателей за счет новых сегментов. Российская система языковой подготовки до сих пор не отвечает современным требованиям. В теории, выпускники российских ВУЗов должны мастерски владеть языком, однако на практике большинство из них не могут общаться, задавать элементарные вопросы, получать информацию посредством письменной и устной речи.
Развитие международных
связей, выход российского бизнеса
на иностранные рынки, активное вливание
западных инвестиций в российскую экономику
в течение последних нескольких лет, а
также растущая популярность зарубежного
туризма, стимулируют потребительский
спрос на изучение иностранных языков
российских граждан. Повышение уровня
жизни отечественного потребителя и стабилизация
доходов среднего класса сделали возможным
выделение части семейного бюджета на
оплату обучения иностранным языкам взрослых
и детей. . (www.4p.ru/main/research/
Субъектами рынка коммерческого изучения иностранных языков являются различные организации, предоставляющие образовательные услуги – это могут быть курсы, школы, центры изучения языков. Объектом рынка выступает все население, потенциальные потребители образовательных услуг – дети, молодежь, работающее население.
Согласно результатам
маркетингового исследования компании
«Технологии Роста», объем рынка платного
изучения иностранных языков в негосударственных
и коммерческих учреждениях России в 2008
году составил порядка 24,2 млрд. руб. (www.4p.ru/main/research/
Целью курсовой работы является анализ рынка коммерческого изучения иностранных языков. Задачей является проведение анализа микро- и макросреды рынка. Предприниматель Соколова ставит цель выйти на данный рынок.
Политико-правовая среда рынка представляет собой совокупность законов и нормативных актов, которые определяют границы деятельности субъектов рынка. При её анализе определяется государственное влияние на конкретную отрасль, изменение законодательства, налоговая и антимонопольная политика государства, стабильность или нестабильность в стране.
Деятельность центров изучения иностранных языков основывается на следующих законах: закон «О защите прав потребителей», закон «Об образовании» от 10.07.1992, ФЗ «О дополнительном образовании» от 12.07.2001, Постановление Правительства РФ от 5.07.2001 №505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования», а также Положение о лицензировании образовательной деятельности от 31.03.2009 №277.
ФЗ «О дополнительном образовании» обеспечивает право граждан на дополнительное образование, определяет государственную политику в области дополнительного образования и государственные гарантии реализации права на дополнительное образование. Дополнительное образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. Общее дополнительное образование – дополнительное образование, направленное на развитие личности, способствующее повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными образовательными программами.
Образовательное учреждение дополнительного образования – образовательное учреждение, осуществляющее деятельность по реализации одной или нескольких дополнительных образовательных программ; некоммерческая организация, основной целью которой является деятельность по реализации дополнительных образовательных программ, или иная организация, которая имеет образовательное подразделение, реализующее указанные образовательные программы. По закону «О дополнительном образовании» образовательные учреждения пользуются установленными законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, нормативными актами органов местного самоуправления для образовательных учреждений, а также налоговыми и иными льготами. (Ст.23 п.1) Государство также содействует реализации дополнительных образовательных программ через средства массовой информации. Государство создает условия для непрерывного самообразования граждан, в том числе обеспечивает государственную поддержку развития, разработки и реализации дистанционных методов и (или) средств обучения различного назначения, а также СМИ и организаций, осуществляющих образовательную деятельность. (Ст. 24 п.4)
В соответствии со ст. 12.4 Закона РФ «Об образовании» учреждения дополнительного образования взрослых и детей, в т.ч. школы изучения иностранных языков, относятся к образовательным учреждениям. Статья 26 Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. По ст. 9 п.8 дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы, реализуемые в общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в т.ч. на курсах, в центрах профессиональной ориентации), а также посредством индивидуальной педагогической деятельности. По ст. 45 этого Закона образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги населению, предприятиям, учреждениям и организациям (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги). Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используются образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.
«Правилами оказания платных образовательных услуг» регулируются отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании платных образовательных услуг. По этим Правилам Исполнитель обязан обеспечить оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами и условиями договора об оказании платных образовательных услуг. Контроль соблюдения настоящих Правил осуществляют федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю и надзору в области образования и науки, и другие органы и организации, на которые в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами РФ возложены контрольные функции.
В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, не подлежат лицензированию:
Лицензирование
В целом, сфера образования и науки не имеет развитой конкуренции. Причиной этому служат пережитки советского подхода к развитию науки и образования, плановая экономика и отсутствие справедливой конкуренции. Это замедляет прогрессивное развитие российской науки и образования, как в высшей школе, так и в общеобразовательных и средних учебных заведениях. Рынок платных образовательных услуг же характеризуется монополистической конкуренцией и, соответственно, не нуждается в жестком антимонопольном надзоре. Однако, конкуренцию центрам и школам иностранных языков составляют многочисленные репетиторы.
Анализ экономической среды основывается на общей характеристике экономической ситуации, уровня инфляции, безработицы и заработной платы. По данным Росстата реальные денежные доходы россиян в январе-июне 2008 года возросли на 8,1% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Средняя заработная плата в июне 2008 года составила 17,808 тыс. рублей. В текущем же году реальные располагаемые доходы в сентябре снизились на 4,9% к сентябрю 2008 года. ( Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru)
Рисунок 1.Динамика среднемесячной заработной платы.
Уровень безработицы по данным Федеральной службы государственной статистики в августе 2009 г. составил 7,9% и был на 2% выше, чем в августе 2008 г. К концу августа 2009 года в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 2,4 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 1,8 млн. человек получали пособие по безработице. Следует отметить, что общее благосостояние общества и, соответственно, доля затрат на дополнительное образование в заработной плате заметно возросли в докризисный период. В настоящее время, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, эти затраты практически не снизились.
3)Социально-культурная среда
Данная среда включает
демографическую структуру
Компании и предприятия все чаще направляли своих сотрудников на такие курсы. Корпоративное обучение иностранным языкам, т. е. обучение, организованное языковой школой специально по заказу компании, оказалось куда более эффективным и экономичным. Языковые школы стали активно развивать корпоративное обучение иностранным языкам наряду с обычными курсами. (www.edustaff.ru)
Основными потребителями платных образовательных услуг в центрах изучения иностранных языков являются 2 основные категории людей: дети и подростки в возрасте 5-17 лет и молодежь – 18-30. За последние годы (с 2001 года) численность детей от 5-17 снизилась в среднем на 2 %, а численность молодых людей в возрасте 18-29 увеличилась на 1%. (Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru)
Учитывая демографическую ситуацию и потребительские предпочтения школы иностранных языков, предлагают различные образовательные программы: ускоренные и продолжительные курсы, иностранный язык для бизнеса, туризма, для подготовки к школе и выпускным экзаменам и многие другие. Популярные несколько лет назад английский, немецкий и французский языки сейчас сменяются более перспективным – китайским языком.
4)Научно-техническая среда
Эта среда предоставляет возможности для производства новой продукции или оказания новых услуг, для развития технологий. Она представляет для рынка образовательных услуг новые возможности в сфере организации образовательного процесса (новые методические программы, интерактивные методы обучения), а также возможность сотрудничества с носителями языка и стажировки за рубежом.
В настоящее время активно
применяются различные
Сейчас у изучающих иностранный язык есть возможность общаться с носителями языка без необходимости выезда за рубеж, используя средства Internet-почты и Internet-телефонии. В свою очередь, расширение мирового сотрудничества предоставляет широкий выбор различных программ по обмену и стажировок в странах-носителях языка.
Таблица 1
Возможности и угрозы для рынка услуг платного изучения иностранных языков
Возможности |
Угрозы | |
Политико-правовая среда |
Развитие конкуренции среди образовательных услуг |
Потенциальное увеличение числа преподавателей, занимающихся индивидуальной педагогической деятельностью. |
Экономическая среда |
В период мирового кризиса возрастает спрос на услуги повышения квалификации и получения новых знаний, поэтому затраты на изучение иностранных языков в расходах населения не будут снижаться. |
Увеличение числа безработных и снижение реальных доходов населения приведут к снижению спроса населения на платные образовательные услуги. |
Социально-культурная среда |
Рост числа зарубежных обучающих программ, корпоративных курсов и стажировок. |
Снижение спроса на изучение европейских языков в пользу «новых» восточных. Демографические изменения – изменение доли детей и молодежи. |
Научно-техническая среда |
Увеличение числа методов обучения иностранным языкам с применением мудьтимедийных технологий. Дает возможность познакомиться с культурой и бытом населения других стран как через Internet, так и в процессе зарубежных поездок. |
Отсутствие материально- Наличие у большинства семей домашнего ПК и доступа в Internet и, соответственно, возможности самостоятельно изучать иностранный язык, создает конкуренцию школам и центрам изучения языков. |
Информация о работе Рынок коммерческого изучения иностранных языков