Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 13:48, реферат
Место и роль любой страны в международном разделении труда, ее конкурентоспособность на мировых рынках обрабатывающих отраслей и прогрессивных технологий зависят, прежде всего, от качества подготовки специалистов и от тех условий, которые страна создает для проявления и реализации интеллектуального потенциала нации. Роль знаний в экономическом развитии стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. По оценкам Всемирного банка, физический капитал в современной экономике формирует 16% общего объема богатства каждой страны, природный - 20%, а человеческий капитал - 64%. В таких странах, как Япония и Германия, доля человеческого капитала составляет до 80% национального богатства. В настоящее время ценности создаются за счет повышения производительности и использования нововведений, т. е. применения знаний на практике.
Социальные издержки общества на образование включают:
1) финансирование дошкольного образования, системы общего среднего и профессионального высшего образования государством;
2) затраты государства
в сфере высшего образования.
Избыточность специалистов
3) издержки фирм на
общую профессиональную
Основными участниками рынка образовательных услуг, которые предъявляют спрос на тот или иной уровень образования, являются:
• семьи, имеющие детей;
• фирмы, заинтересованные в росте производительности;
• государство, целью которого является экономический рост и повышение благосостояния общества;
• высшие учебные заведения, заинтересованные в повышении собственной репутации.
Посмотрим, как меняется поведение всех агентов на рынке образовательных услуг в зависимости от ступени образования.
1.2 Дошкольное образование
Приведем основные показатели деятельности дошкольных образовательных учреждений в республике Марий Эл.
Число дошкольных образовательных учреждений в 2001 г. было 285, а в конце 2004 г. их стало 265. Динамика показывает снижение количества данных заведений. В то же время количество детей в дошкольных учреждениях выросло с 24,4 тыс. (на 29,4 тыс. мест) до 25,7 тыс. (на 28,3 тыс. мест), что составляет 61,2 % и 66,5 % от численности детей соответствующего возраста. На 1000 детей в возрасте 1-6 лет в дошкольных образовательных учреждениях приходилось в 2001 г. 717 мест, а в 2004 г. 732 места.
Эмпирические наблюдения позволяют исследовать формирование финансовых потоков на дошкольном этапе образования. Средняя сумма годовой платы за посещение детского сада составляет 5400 руб. Кроме того, надо отметить, что важной статьей расходов семей является оплата услуг частных лиц на подготовку дошкольников к первому классу. На этом этапе образования важную роль, судя по расходам домохозяйств, играют дополнительные образовательные услуги – на музыкальную, спортивную, художественную, танцевальную школы. Семьи, нацеленные на получение детьми высшего образования, в целом тратят на обучение и воспитание дошкольников примерно столько же, сколько остальные участники опроса, однако они заметно чаще других (26 % против 20% в среднем по выборке) заявляют, что готовы к неофициальной оплате поступления ребенка в “хорошую школу”.
Рост спроса на услуги частных структур в основном обусловлен низким качеством государственных услуг дошкольных учреждений. Государственные учреждения сталкиваются с проблемой недостатка персонала, с его низкой квалификацией. Причиной нехватки квалифицированных специалистов является недостаточное финансирование дошкольных учреждений. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в данных учреждениях составляла в 2004 г. 2406 руб., а прожиточный минимум в среднем на душу населения в этом же году равнялся 2200 руб.
Плохая материально-техническая база дошкольных учреждений влияет на выбор родителей в пользу увеличения расходов на частные услуги: многие дошкольные заведения требуют капитального ремонта, а некоторые находятся в аварийном состоянии.
Таким образом, потенциальный спрос на услуги дошкольных образовательных учреждений включает в себя не только спрос на услуги государственных, но и частных заведений, которые позволяют удовлетворять большие потребности родителей в этом виде образовательных услуг. Государственные дошкольные учреждения не всегда соответствуют требованиям родителей дошкольников.
1.3 Общее образование
Школьная система закладывает фундамент в общий процесс формирования будущей квалификации. И здесь под углом зрения потребностей экономики просматривается несколько общих задач.
Первая задача – это содержание самих программ преподавания, которые должны отражать существенные изменения в экономической жизни. Данный вид образования должен закладывать ту основу знаний, которая может быть использована при любом последующем варианте карьеры. На первое место уже на этом этапе выходит развитие творческих способностей и талантов, ознакомление с разными профессиями и овладение навыками информационной технологии как общей основы современного образования и бизнеса.
Вторая задача – качество преподавания, которое в свою очередь должно отвечать реалиям жизни, современной технологии и социальным потребностям и которое зависит от престижа и статуса преподавательского труда, его оплаты, условий, уровня подготовки самих преподавателей. Во многих странах учителя обладают сейчас все большими знаниями о рынке труда и экономике, многие из них стали учителями, пройдя перед этим другую профессиональную карьеру.
Третья и наиболее сложная задача - эффективное обучение детей и подростков. Ведь недостатки в реализации первых двух задач приводят к формированию "группы риска", состоящей из неконкурентных работников, вчерашних школьников, наименее подготовленных к активной творческой работе.
Система образования, работая на реформу российского общества, должна преследовать цель более полного удовлетворения потребностей в образовательных услугах со стороны как отдельной личности, так и общества в целом. Появление широкого спектра образовательных услуг, а также наличие учебных заведений различных форм собственности создают здоровую конкурентную среду, что способствует повышению качества предоставляемых образовательных услуг и адресному их потреблению.
По данным статистики, число общеобразовательных учреждений в Марий Эл уменьшилось с 415 в 2001/2002 учебном году до 348 в 2005/2006 учебном году, а численность учащихся (на начало учебного года) - соответственно с 112,9 тыс. человек до 82 тыс. Иными словами, число общеобразовательных учреждений снизилось примерно на 16 %, а численность учащихся - почти на 27,5 %.
Наиболее интенсивно идет процесс закрытия в республике государственных дневных начальных учреждений (с 96 до 58), менее интенсивно в средних (полных) школах (с 219 до 195) и в основных общеобразовательных учреждениях (с 86 до 80). В общеобразовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями ситуация практически стабильна.
Многие здания государственных дневных общеобразовательных учреждений требуют капитального ремонта. В ряде мест школы, особенно начальные, размешаются в неприспособленных для работ с детьми зданиях.
Характерной особенностью школьной сети является наличие в ней большого числа мелких и малокомплектных школ. В таких учебных заведениях учителям приходится совмещать преподавание многих предметов. Мелкие школы хуже оснащены техническими средствами обучения, лабораторным оборудованием, наглядными пособиями. Одна из причин, объясняющих такое положение, - это низкий уровень оплаты труда: в 2004 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в дневных общеобразовательных учреждениях составила 3111 руб. Серьезной проблемой общеобразовательных учреждений является старение учительского состава, отсутствие молодого пополнения. Школа держится за счет преподавателей среднего и пенсионного возрастов, вследствие чего наблюдается определенный консерватизм в знаниях школьников. Молодые специалисты не идут работать в школу.
Данные факты ведут к снижению качества образования, которое в существенной степени варьируется в зависимости от школы. Наличие лицеев и спецшкол позволяет поддерживать в определенных слоях общества довольно высокий уровень образования, но в массе своей уровень среднего образования понизился.
Оплата непосредственно образовательных услуг для школьников не входит в число наиболее распространенных направлений инвестирования. Оплата дополнительных занятий по основным предметам - наиболее востребованная из таких услуг - занимает лишь 9-10-е место в перечне затрат, связанных с обучением школьника, и находит спрос в 11% семей. Такое же число родителей оплачивают занятия ребенка в кружках и секциях. Около 8% семей платят за подготовку ребенка к поступлению в среднее специальное или высшее учебное заведение. Лишь 5% семей отметили внесение официальной платы за обучение ребенка в школе.
Результаты опроса свидетельствуют о том, что семьи, нацеленные на получение детьми высшего образования, в отличие от остальных, на этой стадии образовательного процесса озабочены успеваемостью детей. В этой группе семей расходы на подготовку детей по школьной программе, равно как и на оплату их занятий с частными педагогами, примерно на четверть выше, чем в среднем по выборке. Одновременно затраты на репетиторов и очные курсы родители оценивают как высокие, но необходимые для того, чтобы повысить шансы своего ребенка на поступление.
Наибольших инвестиций требует получение высшего образования, причем родители вынуждены как платить за подготовку и поступление в вуз, так и ежемесячно в течение всего периода обучения выделять значительную долю семейного дохода на образовательные нужды.
Уровень государственного среднего образования представляется населению недостаточным. По мнению родителей и школьников, очень важным показателем качества школьного образования является поступление в вузы, а именно - число учеников данной школы (или класса), которым удалось поступить в вузы. От школы ожидают не образования вообще, не знаний вообще, а тех знаний, которые нужны для подготовки к поступлению в вуз. Между тем факты свидетельствуют, что школа не дает знаний, достаточных для поступления в вуз. Серьезные трудности абитуриентам доставляют расхождения и нестыковки в программах школы и вуза.
Фактически уже большинство семей оплачивает поступление в вуз. Школьник, окончивший обычную школу, почти не имеет шансов поступить в вуз без дополнительных усилий. Обучение на подготовительных курсах, занятия с репетиторами становятся совершенно неизбежными. В статью расходов на поступление в вуз следует также отнести платные вступительные экзамены, платное оформление документов, оплату общежития на время сдачи экзаменов, на съем частного жилья на период сдачи экзаменов, на книги, учебники, ксерокопирование материалов для подготовки в вуз и на другие нужды.
Доступ в высшую школу строго дифференцирован в зависимости от типа среднего учебного заведения, которое заканчивают юноши и девушки. Выпускники общеобразовательных школ в значительно большей степени (до 90%) ориентированы на вузы, тогда как среди выпускников ссузов и ПТУ таких не более 1/5.
Образование, позволяющее в дальнейшем занимать выгодные социальные позиции, в значительно большей степени доступно тем, чьи родители в состоянии обеспечить учебу в хорошей школе, довузовскую подготовку, обучение в престижном вузе и т.д. В такой ситуации образование высокого уровня и престижные профессии все чаще становится привилегией более обеспеченных семей.
1.4 Начальное профессиональное образование
Особенность рынка услуг профессионального образования всех ступеней состоит в его неоднородности. Он включает множество сегментных, взаимосвязанных рынков, которые формируются под влиянием различных обстоятельств: уровня и ступени образования, типа учебного заведения, профиля подготовки, характера специальности, пола, возраста, семейного положения и других факторов.
Начальное профессиональное образование по сравнению со средним специальным и высшим наименее востребовано. В течение всего периода социально-экономических преобразований происходит плавное сокращение как числа учебных заведений, готовящих специалистов соответствующей квалификации, так и численности учащихся в них. Если в 2001 учебном году в республике в 32 учреждениях системы начального профессионального образования обучалось 13,1 тыс. учащихся, то в 2004 учебном году на 23 учреждения приходилось 9,5 тыс. учащихся. В ПТУ обучаются в подавляющем большинстве дети из семей с доходом низким и ниже среднего.
Если школьное обучение ребенка требует финансовых вложений почти от всех родителей (только 8% родителей школьников заявили, что не делают таковых), то получение профессионального начального образования, как свидетельствуют результаты опроса, - лишь от двух третей (около 30% семей, в которых есть учащийся ПТУ, не отметили ни одного вида соответствующих затрат). На этой ступени образовательной подготовки наибольшее число семей (40%) несут затраты на покупку канцелярских принадлежностей. Приобретение учебников и учебных принадлежностей как статью расходов отметили четверть опрошенных. Семьи учащихся ПТУ гораздо чаще, чем родители школьников, вносят официальную плату за обучение, но значительно реже тратятся на дополнительные образовательные услуги.
Спрос на услуги профессионального начального образования крайне низок. Видимо, на планы подростков и их родителей относительно обучения в ПТУ влияет дальнейшее трудоустройство выпускников этих заведений. Отличительными особенностями представителей данной социально-демографической группы является их низкая конкурентоспособность на рынке труда из-за отсутствия достаточной квалификации, производственного стажа и практического опыта работы. При приеме на работу возможна дискриминация, касающаяся оплаты труда этой категории работников. При массовом сокращении численности персонала на многих предприятиях первоочередному сокращению подвержены именно недавние выпускники ПТУ. Кроме того, большое влияние на положение выпускников ПТУ оказывает уровень полученного образования, адаптированность к изменяющейся ситуации на рынке труда, а также ситуация в конкретном ПТУ. Кроме того, необходимо учитывать и психологическую сторону данной проблемы. Молодые специалисты, вышедшие на рынок труда и не нашедшие на нем достойного себе применения, склонны считать себя "выброшенными за борт", никому не нужными, что. учитывая специфику молодежной неуравновешенности, неустойчивости нервной системы, бескомпромиссности, может привести к необратимым социальным последствиям.
Чтобы изменить ситуацию, необходима четкая программа по регулированию рассмотренных проблем. Существует объективная потребность общества в рабочих кадрах. Необходимо реализовать меры, которые приведут к возрастанию роли профессионального начального образования, которое является ступенью в системе непрерывного образования и многоуровневой системе подготовки специалистов.
1.5 Среднее специальное образование
Система среднего специального образования призвана готовить рабочие кадры по специальностям широкого профиля, пользующимся спросом на рынке труда. Уровень дохода семей поступающих в ссузы - низкий и ниже среднего. Большинство студентов ссузов - это дети рабочих, служащих, технических специалистов.