Рынок образовательных услуг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 13:48, реферат

Описание работы

Место и роль любой страны в международном разделении труда, ее конкурентоспособность на мировых рынках обрабатывающих отраслей и прогрессивных технологий зависят, прежде всего, от качества подготовки специалистов и от тех условий, которые страна создает для проявления и реализации интеллектуального потенциала нации. Роль знаний в экономическом развитии стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. По оценкам Всемирного банка, физический капитал в современной экономике формирует 16% общего объема богатства каждой страны, природный - 20%, а человеческий капитал - 64%. В таких странах, как Япония и Германия, доля человеческого капитала составляет до 80% национального богатства. В настоящее время ценности создаются за счет повышения производительности и использования нововведений, т. е. применения знаний на практике.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИ1.docx

— 49.57 Кб (Скачать файл)

Спрос со стороны предприятий на образовательные услуга может возрасти по мере оживления реального сектора экономики. При относительно сбалансированных темпах роста по отраслям можно ожидать повышения спроса на образование с их стороны в 4-5 раз. Дополнительный эффект может дать введение налоговых льгот (зачисление всех затрат на образование в затраты на производство товаров, работ и услуг и исключение спонсорских средств из налогооблагаемой базы). Прогнозируется, что спонсорские средства будут расти менее быстрыми темпами, их объем к 2010 г. может составить не более 10-15 млрд. руб. С учетом заказов на научные разработки и НИОКР объем средств предприятий, поступающих на образование, может составить до 50-60 млрд. руб. (0,5% ВВП).

Дополнительные доходы системы образования складываются из коммерческой, необразовательной деятельности (продажа собственной продукции вузами, ПТУ и техникумами, сдача в аренду помещений учебных заведений и др.).

При поиске путей решения поставленных выше проблем необходимо учитывать резкие демографические изменения. Так, если до 2003 г. еще продолжался рост выпуска учащихся из общеобразовательной школы, то в 2004-2008 гг. произойдет резкое сокращение числа учащихся в общеобразовательной школе, а с 2008 г. этот процесс в полной мере затронет и высшие учебные заведения.

К ресурсам развития системы образования можно отнести и такие новые институциональные явления, часть из которых проходит экспериментальную проверку в рамках мероприятий по модернизации образования, как:

• персонификация бюджетного финансирования, заключающаяся в сочетании нормативного финансирования в расчете на одного учащегося и дифференцированно-персонифицированного бюджетного финансирования студентов в рамках государственных гарантий получения образования, которое может осуществляться в различных формах (образовательная субсидия, именное финансирование и т.п.), в зависимости от сопряженных целей и задач, решаемых государством при развитии системы образования;

• введение налоговых льгот на частные инвестиции в образование, предусматривающее уменьшение налогооблагаемой базы подоходного налога на расходы по оплате образовательных услуг, освобождение от налогообложения благотворительных пожертвований на развитие образования, уменьшение налогооблагаемой базы юридических лиц по налогу на прибыль за счет включения расходов на подготовку или переподготовку кадров в состав производственных затрат.

Еще одной не менее важной предпосылкой развития системы образования является становление академической и финансовой независимости образовательных учреждений, т. е. полная и последовательная реализация правового статуса учебного заведения, отраженного в Законе РФ "Об образовании". Именно в сфере образования, опираясь на накопленный опыт экономической и академической автономии вузов, можно отработать новые экономические принципы функционирования всех организаций социально-культурной сферы. К этим принципам относятся:

- постепенное уравнивание  в правах государственных и  негосударственных учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию;

- контрактные формы отношений  с государством и частными  заказчиками, в том числе с  непосредственными получателями  образовательных услуг;

- государственная аккредитация  и общественная государственная  система контроля качества образования;

- переход от выделения  средств по статьям расходов  бюджетной классификации к финансированию  одним показателем (исполнение государственного  именного финансового обязательства);

- расширение прав учебных  заведений по распоряжению финансовыми  ресурсами (в общем образовании - при участии попечительских советов);

- предоставление образовательным  организациям права самостоятельного  утверждения сметы расходов и  соответственно ее изменения;

- прозрачность и доступность  для общественно-государственного  контроля всей финансовой деятельности  образовательной организации, включая  разработку единых форм отчетности  и ежегодную публикацию финансовых  отчетов;

- создание простых в  исполнении, унифицированных и понятных  процедур расходования средств, основанных на конкурсном отборе  поставщиков товаров, работ и  услуг;

- эффективное использование  недвижимого имущества, переданного  собственником учебному заведению  в уставных целях, гарантированное  исключение возможности изъятия  из оборота образовательной сферы  объектов собственности, закрепленных  за государственными и муниципальными  учебными заведениями. Утверждение  данных подходов не только  распространит на все учебные  заведения принципы свободы академической  и хозяйственной организации, которые  позволили выжить в 1990-е годы  российским вузам, но и устранит  противоречия между бюджетностью и хозяйственной самостоятельностью таких учреждений.

Из перечисленных предпосылок и ресурсов развития системы образования видно, что в управлении ее развитием наряду с содержательными вопросами образования, находящимися в ведении педагогической науки, большое значение имеет управление путем реорганизации и совершенствования экономических отношений в сфере образования. Сегодня представляется целесообразной такая реорганизация экономических отношений в системе общего образования, которая предполагает разделение бюджетного финансирования образовательных учреждений институциональное финансирование (т. е. прямое финансирование учебных заведений из бюджетов всех уровней) и бюджетные средства, поступающие в систему от учащихся. Это означает, что учебные заведения финансируются за счет средств бюджета пропорционально количеству учащихся (нормативное финансирование) в размерах обеспечивающих условия и объем предоставления образовательных услуг, необходимых для реализации минимальных требований федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта. Норматив бюджетного финансирования является гарантированным и фиксирует минимальный объем финансовых средств в год на одного учащегося, обеспечивающих реализацию прав граждан на бесплатное общее образование. Дополнительные образовательные услуги за рамками стандарта являются платными для всех учащихся. Для учащихся из малообеспеченных семей эти расходы полностью или частично должны компенсироваться в форме социальной поддержки.

Такой подход будет способствовать стабилизации экономического положения системы общеобразовательных учреждений, усилению гарантий реализации конституционных прав граждан на получение образования, упорядочению привлечения средств в систему образования.

Для задействования этих механизмов необходимо, помимо введения нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений, упорядочить существующие межбюджетные отношения, внедрить механизм двухуровневого бюджетного финансирования и передать государственные полномочия в сфере образования с соответствующими ресурсами на нижестоящий бюджетный уровень, перейти от системы безличных и незащищенных трансфертов к субвенциям и субсидиям для дотационных регионов и муниципалитетов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что российская система образования по-прежнему в большинстве своем излишне теоретизирована и скудно нацелена на практическое применение, недостаточно гибка в современных условиях. Например, в большинстве случаев, после получения диплома о высшем образовании, человеку приходится нести дополнительные затраты (материальные, временные) на переобучение, то есть можно поставить под сомнение эффективность инвестиций в человеческий капитал по целому ряду российских учебных заведений. В то же время, существует нехватка специалистов по широкому кругу областей, подтверждением чему может служить, например, значительный рост в последние годы числа иностранных менеджеров в ряде компаний, стратегии развития которых ориентированы на международные стандарты.

Согласно Концепции модернизации российского образования до 2010 г., одобренной Правительством 25 октября 2001 г., образование предполагается реформировать в два этапа:

1.         На первом этапе (2001–2003 гг.) предстоит  в полном объеме восстановить  ответственность государства в  сфере образования, с выходом  на минимальные необходимые бюджетные  нормативы, решением социально значимых  проблем. Модернизация образования  разворачивается и происходит  в контексте общего процесса  реформирования различных сторон  жизни, в тесном взаимодействии  с другими реформами, одновременно  являясь для них источником  обеспечения необходимого кадрового  ресурса.

2.         На втором этапе (2004–2005 гг.) предстоит  в полном масштабе реализовать  меры, в частности те, которые  проходили экспериментальную проверку  на первом этапе и после  оценки результатов получили  поддержку, внедрить новые модели  содержания образования, его организации  и финансирования. В ходе второго  этапа будет проведено расширение  ресурсного обеспечения образования, в первую очередь со стороны  бюджетов всех уровней.

3.         В 2006–2010 гг. должны обозначиться  первые результаты модернизации  образования:

o     рост его ресурсообеспеченности;

o     реальное повышение качества общего и профессионального образования;

o     снижение социальной напряженности в обществе;

o     на основе повышения зарплаты работников образования будут обеспечены рост социального статуса и улучшение качественного состава педагогического корпуса, его омоложение;

o     повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности профобразования в результате обновления материально-технической базы и адаптации к рынкам труда.

Можно сказать, что проблема реформы образования распадается на два основных направления:

1.         Реформа образовательного процесса;

2.         Реформа системы оплаты труда работников бюджетной сферы.

Вывод: безусловно, России необходима реформа образования. При существующей системе нельзя рассчитывать на существенное наращивание человеческого капитала, который в принципе определяет перспективы развития всей экономики. Ученые мира уже пришли к выводу, что наиболее важным ресурсом экономики является человеческий ресурс, обладание которым в масштабах страны определяет ее позицию в мире. Конечно, важен еще фактор использования данного ресурса, то есть насколько государство может дать людям возможность реализации накопленного потенциала. Однако в случае растраты этого потенциала на его восстановление могут уйти годы, а первую проблему можно решить в значительно более короткие сроки. Таким образом, при бездействии Правительства в данном направлении конкурентоспособность России в мире ежегодно будет уменьшаться.

По мнению Генерального директора Русского экономического общества Дениса Муханова, реформу образования, прежде всего, надо проводить в разрезе кардинального улучшения качества, а именно того, кто и как преподает в российских учебных заведениях, насколько это применимо в реальной жизни и соответствует реалиям сегодняшнего времени. Почему при хваленом качестве нашего образования граждане продолжают отправлять своих детей за границу?

Итак, реформа российской системы образования должна состоять из выполнения следующих мероприятий:

1.         Резкое повышение зарплаты и  ужесточение требований к преподавателям. Нужна жесткая переаттестация  преподавательского состава, в результате  которой 10–20% из них лишатся права  преподавания, привлечение специалистов  для преподавания из реальных  отраслей экономики;

2.         Борьба с коррупцией в учительской  и профессорско-преподавательской  среде;

3.         Инвестиции в материальную базу  образования (здания, спортивные сооружения, компьютерное оборудование и  т.д.);

4.         Совершенствование методов преподавания  с учетом специализации, оценка  учебников независимыми специалистами, радикальная реформа системы  преподавания иностранных языков;

5.         Говоря о школе — возвращение  дисциплины. Никто не задумывался, почему, например, в самых престижных  школах за рубежом всегда существует  школьная форма?

Таким образом, речь пока не идет о полноценной реформе образования. Россия проигрывает в подготовке молодежи, и широта кругозора лучших ее учеников не компенсирует это. Слабая школа равнозначна слабому государству.

 

ЛИТЕРАТУРА

1)         Балыхин Г.А. Актуальные вопросы социально-экономического развития системы образования России // Экономика образования. 2004. №3.

2)         Вифлеемский А.Б. Проблемы реформирования  системы оплаты труда в образовании  и экономика знаний // Экономика  образования. 2004. №3.

3)         Давыдова Е.А. Анализ рынка образовательных  услуг в современной России // Экономика образования. 2004. №5.

4)         Ерошин В.И. Экономика, право и  управление образованием: проблемы, исследования, решения // Известия Российской  Академии образования. 2002. №2.

5)         Усова А.В. Проблемы реформирования системы образования // Известия Российской Академии образования. 2002. №2.

6)         // Образовательное право. 2004. 19 февраля

7)         Экономика образования в зеркале  статистики // Экономика образования. 2005. №5

8)         Официальный сайт Русского экономического  общества: http://www.ress.ru/

9)         Республика Марий Эл в цифрах // Статистический сборник. Йошкар-Ола. 2006.

10)      Социальное  положение и уровень жизни  населения р. Марий Эл // Статистический  сборник. Йошкар-Ола. 2005.


Информация о работе Рынок образовательных услуг в России