Рынок образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

Под образовательной услугой, понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства .
Образовательная услуга - совокупность труда преподавателей, направленная на повышений знаний, умений, навыков у конечного потребителя.(вывод из мнения М.М. Волкова).

Содержание работы

1 Рынок образовательных услуг и его основные ...................................................3
2.Себестоимость и цена образовательных услуг…………………………………7
3.Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг………9
4. Тесты………………………………………………………………….................13
Список использованной литературы…………………………………................14

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 36.76 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования  и науки Российской Федерации

Бузулукский гуманитарно-технологический  институт

(филиал) федерального государственного  бюджетного

 образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Оренбургский государственный  университет»

Кафедра общей биологии

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Естественно-научная картина мира»

Вариант №2

 

050100.62 Педагогическое образование

Профиль Информатика

БГТИ (ф) ГОУ ОГУ 050100.62.6012.4 ОО

 

 

Руководитель работы

                                                                   ___________Садыкова Н.Н.

 «___»______________2013г.

Исполнитель

 студент гр.2041

_____________Бакалкина Т.О.

«____»______________2013г.

Нормоконтроль

___________ Максимова С.М.

«___»_____________2013г.

г.Бузулук 2013

 

Содержание

1 Рынок образовательных услуг и его основные ...................................................3

2.Себестоимость  и цена образовательных услуг…………………………………7

3.Маркетинг  и его роль в регулировании  рынка образовательных услуг………9

4. Тесты………………………………………………………………….................13

Список использованной литературы…………………………………................14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Рынок образовательных  услуг и его основные черты.

 

Под образовательной услугой, понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и  государства .[1]

Образовательная услуга - совокупность труда преподавателей, направленная на повышений знаний, умений, навыков  у конечного потребителя.(вывод  из мнения М.М. Волкова).

Согласно другому подходу услуга образования в процессе потребления  трансформируется в рабочую силу, качество которой зависит не только от совокупности потребленных образовательных  услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в  процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных. Поэтому в  рамках этого подхода следует  отличать совокупность знаний, умений, навыков, которая является продуктом  совместного труда преподавателя  и обучающегося, от образовательных  услуг, потребленных обучающимся, которые  суть продукт труда преподавателей. Таким образом, именно образовательные  услуги (т.е. совокупность труда преподавателей) могут рассматриваться как товарная продукция учебного заведения.

Можно заключить, что образовательная  программа - это комплекс образовательных  услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации.

Рассмотрим, каким образом особенности  услуг как таковых проявляются  в образовании. Поскольку услуги не материальны и не осязаемы, маркетинг  рекомендует продавцам формализовать  наиболее значимые для покупателя параметры  услуги и представить их по возможности  наглядно. Для потребителя максимально  важны в данном случае качество и  стоимость услуги.

Свойство неотделимости от источника  в отношении образовательной  услуги означает, что в результате купли-продажи такой услуги продавец теряет право собственности на свой специфический товар, но покупатель такого права не приобретает: сам  этот товар исчезает, поскольку потребляется в тот же момент, что и производится и передается». В то же время, любая  замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а следовательно, и спрос. Кроме того, особенность  именно образовательных услуг проявляется  в том, что начало их потребления, происходит одновременно с началом  их оказания.

Непостоянство качества в отношении  образовательных услуг помимо неотделимости  от исполнителя и невозможности  установления жестких стандартов на процесс и результат оказания услуги имеет еще одну причину - изменчивость исходного материала.

Свойство несохраняемости образовательных  услуг проявляет себя двояко. С  одной стороны, «невозможно заготовить услуги в полном объеме заранее и  складировать их как материальный товар  в ожидании повышения спроса», т.е. образовательные услуги не могут накапливаться ни у продавца (преподавателя), ни у потребителя (обучающегося), не могут им и перепродаваться. Другой стороной несохраняемости образовательных услуг является естественное для человека забывание полученной информации, а также устаревание знаний, к которому приводят научно-технический и социальный прогрессы.[2]

Проведем анализ отличительных  черт образовательных услуг:

1.Специфика образовательных услуг  заключается в том, что, по  мнению многих исследователей, они  относятся к категории общественных  благ (товаров). Предоставление общественных  благ, а, следовательно, оплату  и ответственность за их производство  берет на себя государство.  Но все же большинство специалистов  относят данные услуги к категории  квазиобщественное благо Квазиобщественное  благо - товары или услуги, которые,  строго говоря, по своей природе  и назначению не относятся  к общественным, но обеспечивают  такие большие выгоды перелива  капитала, что правительство поощряет  их производство с целью не  допустить возникновения дефицита  финансовых ресурсов, примечание  автора. Например, С. Фишер подчеркивает, что забота государства о потреблении  насущных благ не исключает  сотрудничества со сферой бизнеса.[3]  Дж. Стиглиц относит часть образовательных  услуг (начальное, среднее образование)  к общественным, а другую часть  (высшее, послевузовское, профессиональное) к квазиобщественным благам.[4]  Другими словами, структура продукции  современной образовательной системы  неоднородна и включает, по крайней  мере, две неравные по объему  части:

1) общественный товар, предоставляемый  основной частью образовательных  учреждений;

2) необщественный, индивидуально ориентированный  товар/услуги, существование которого  предусмотрено ст. 45-47 Закона РФ  “Об образовании”.

2. Своеобразной чертой услуг  образования является невозможность  их непосредственного денежного  измерения. Ценовой механизм часто  не в состоянии отразить всех  затрат на производство образовательных  услуг. Если в материальной  сфере их сравнительно легко  измерить количественно (в штуках  или килограммах, например) на  единицу продукции, то применительно  к образовательным услугам это  трудно осуществимо. Полезный  результат такой услуги может  проявиться лишь спустя продолжительное  время, и его практически можно  измерить лишь с помощью косвенных  показателей. Хотя на данном  этапе планируют связать их  стоимость с трудоемкостью, т.е.  поставить зависимость в рублях  от количества рабочих часов.

3. Еще один отличительный признак  образовательных услуг - многозначность  целей, поставленных перед производителями  этих услуг. Как правило, деятельность  образовательного учреждения не  направлена явно на достижение  прибыли. Напомним, что под образованием  в Законе “Об образовании”  понимается “...целенаправленный  процесс воспитания и обучения  в интересах человека, общества, государства …». Но, с другой стороны,  вышеупомянутые интересы связаны с ростом благосостояния, который предполагает получение прибыли, необходимой для обеспечения расширенного воспроизводства. Таким образом, прибыль не является изначально запретным ориентиром для учреждения образования, но, конечно, и не сводится только к нему.

4. Особенность образовательных  услуг проявляется и в том,  что они оказываются, как правило,  в комплексе с созданием духовных  ценностей, преобразованием и  развитием личности обучающегося. Эти услуги обеспечивают реализацию  познавательных интересов обучающихся,  удовлетворяют потребности личности  в духовном и интеллектуальном  развитии, вносят вклад в создание  условий для их самоопределения  и самореализации, участвуют в  формировании, сохранении и развитии  разнообразных способностей человека  к труду, в специализации, профессионализации  и росте его квалификации.

Кроме того, отметим еще ряд специфических  особенностей образовательных услуг, отличающих их от других видов услуг:

- сезонность;

- высокая стоимость;

- относительная длительность оказания

- отсроченность выявления результативности;

- необходимость дальнейшего сопровождения  услуг;

- зависимость приемлемости услуг  от места их оказания и места  проживания потенциальных обучающихся;

- необходимость лицензирования (п. 6 ст. 33 Закона РФ «Об образовании»  гласит: «Право на ведение образовательной  деятельности … возникает у  образовательного учреждения с  момента выдачи ему лицензии (разрешения)») 

- конкурсный характер (этот признак  в основном проявляется в большинстве  государственных высших учебных  заведений);

- относительно молодой возраст  потребителей образовательных услуг  и другие.

Образовательные услуги, как и любой  товар, реализуются на рынке, который  понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей  и продавцов товара.[5]

В связи с тем, что не существует конкретного определения термину  “образовательные услуги”, мы сделали  следующий вывод:

Рынок образовательных услуг - это  рынок, на котором взаимодействуют  спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих  субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей образовательных  услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая  службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Себестоимость и цена  образовательных услуг.

 

В последние годы наметились тенденции преодоления межнаучных барьеров и формирования новой сферы  научного исследования – общей теории образования, с целью – разработать  целостную картину функционирования развития образования в качестве относительно самостоятельной подсистемы общества. Большинство ученых отмечает в своих работах полидисциплинарность, или как пишут другие – междисциплинарность  исследований и участие в них  полипрофессиональных специалистов, представителей различных сфер научного знания и  практической деятельности. Наше исследование находится в области экономики  образования.

В рыночной экономике образование (и в частности профессиональное) рассматривается как отрасль  хозяйства, производящая нематериальные блага, а именно образовательные  услуги.

Превращение образовательных  услуг в товар, формирование рынка  этих услуг, коммерциализация сферы  образования в сочетании со старыми  стереотипами мышления породили много  новых проблем. Одной из наиболее сложных для решения по ряду причин является проблема ценообразования. Ранее  вопрос о цене образовательной услуги для населения и организаций  страны практически не существовал. По сути дела и продавцом, и покупателем  образовательных услуг был один и тот же субъект - государство  в лице органов управления сферой образования. Именно это обстоятельство и заслоняло проблемы ценообразования  и исключало саму возможность  взаимодействия продавцов и покупателей  по этому вопросу.

В рыночной экономике приемлемая цена продажи определяется под углом  зрения тех преимуществ, которые  предоставляются потребителю, получающему  в свое распоряжения продукт. В связи  с этим в экономике образования  должны быть рассмотрены следующие  проблемы.

Во-первых, необходимо решить вопрос о том, что понимать под  единицей товара, для которой будет  определяться цена. Это может быть стоимость подготовки одного специалиста  по стандартной программе, стоимость  подготовки специалиста по индивидуальной программе, стоимость отдельных  курсов в составе обязательной программы  и т.п.

Во-вторых, поскольку сложившаяся  система учет затрат не удовлетворяет  современным требованиям, необходимо разработать методику учета и  калькуляцию затрат по статьям, которые  бы отражали наиболее существенные их элементы.

В-третьих, разработать методику определения цены, которая позволяла  бы учитывать и факторы рыночного  характера. Среди них такие, как  перспективы трудоустройства; будущий  доход, период старения знаний, длительность обучения; период адаптации специалиста  на производстве; период раскрытия  образовательного потенциала; пропорции, в которых делятся дополнительные выгоды от полученного образования  между человеком, организацией и  обществом.

Основной целью данного  исследования являются разработка методики определения цены образовательной  услуги, позволяющей учебному заведению  обоснованно формировать цены на результаты своей деятельности и  проводить осмысленную политику на рынке образовательных услуг.

Сфера профессионального  образования включает в себя учреждения начального, среднего, высшего профессионального  образования и послевузовского.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Рынок образовательных услуг