Рынок образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

Под образовательной услугой, понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства .
Образовательная услуга - совокупность труда преподавателей, направленная на повышений знаний, умений, навыков у конечного потребителя.(вывод из мнения М.М. Волкова).

Содержание работы

1 Рынок образовательных услуг и его основные ...................................................3
2.Себестоимость и цена образовательных услуг…………………………………7
3.Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг………9
4. Тесты………………………………………………………………….................13
Список использованной литературы…………………………………................14

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 36.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Маркетинг и его роль  в регулировании рынка образовательных  услуг.

 

 

 После перехода к рыночной экономике  в России начал формироваться  и рынок образовательных услуг. Вместе с развитием в стране обучающих  структур и технологий происходит и  эволюция маркетинга как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд, потребностей и запросов людей  в данной сфере.

Реальными участниками маркетинговых  отношений являются далеко не только образовательные учреждения, но и  потребители (отдельные личности, предприятия  и организации), широкие круги  посредников (включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных  учреждений и др.), а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных  услуг (ОУ) на рынке.

Особую роль среди субъектов  маркетинга ОУ играет личность учащегося, студента, слушателя. Это не просто материальный носитель образовательных  услуг, копилка передаваемых знаний, не только их пользователь в процессе труда, но и их единственный конечный потребитель. Личность отличается от остальных  потребителей ОУ тем, что использует образовательный потенциал не только для создания материальных и других благ, не только для зарабатывания  средств к жизни, но еще и для  себя, для удовлетворения собственных  потребностей напрямую, прежде всего - познавательных потребностей.

Именно эта личность, персонифицированный  носитель, обладатель, пользователь и  конечный потребитель ОУ осуществляет конкретный выбор своей будущей  специальности и специализации, сроков, места и формы обучения, источников его финансирования, а  также выбор будущего места работы (или следующей ступени образования) и всего комплекса условий  реализации приобретенного потенциала. Благодаря и вокруг этого личностного  выбора встречаются и налаживают свои отношения все остальные  субъекты рынка и маркетинга ОУ, объединяемые этим центральным субъектом.

Парадокс состоит в  том, что как раз этот центральный  субъект - личность - является наиболее беззащитным, малоинформиро-ванным новичком в маркетинге ОУ по сравнению с  остальными субъектами. Поэтому именно личность обучающегося (в т.ч. потенциального) должна быть в центре внимания, информационных потоков и коммуникаций, других маркетинговых  усилий и забот, а также обязательным и уважаемым участником всех сделок в данной сфере.[1]

С учетом этого определяются значимость и роли других потребителей ОУ, среди которых фирмы, предприятия, учреждения и организации, включая  в этом качестве и органы управления. Выступая как промежуточные (а не конечные) потребители ОУ, они формируют  более или менее организованный спрос на них и предъявляют  его на рынке. Сейчас многие фирмы  предпочитают лишь кратковременные  по срокам оказания ОУ, а специалистов набирают таким образом, чтобы не оплачивать услуги вуза (например, переводом работников с других предприятий). Однако такая конъюнктура и такая стратегия не может быть долговременной.

В любом случае за организациями-потребителями  ОУ остаются такие функции, как:

- информирование образовательных  учреждений и структур, посредников  и отдельных личностей о предъявляемом  спросе;

- установление особых  требований к качеству ОУ и  к своим будущим работникам  с позиции профессиональных и  должностных требований, соответствующее  участие в оценке качества  ОУ;

- определение места, эффективных  условий будущей трудовой деятельности  выпускников и соблюдение, выполнение  этих условий;

- полное или частичное  возмещение затрат, оплата или  иные формы компенсации за  оказанные услуги.

Образовательные учреждения выступают в роли субъектов, формирующих  предложение, оказывающих и продающих  ОУ. Остановимся прежде всего на образовательных учреждениях высшей и средней школы.

В высшей школе Российской Федерации существуют следующие  виды учебных заведений: университет, академия, институт, колледж.

Университеты развивают  образование, науку и культуру путем  проведения фундаментальных научных  исследований и обучения на всех уровнях  высшего и послевузовского образования  по наиболее широкому спектру направлений. Это ведущие центры развития образования  в целом.

Академии действуют преимущественно  в одной из областей науки, техники  и культуры, выступают ведущими научно-методическими  центрами в сфере своей деятельности. Они готовят специалистов высшей квалификации и переподготавливают руководящие кадры определенной отрасли (группы отраслей).

Институты как самостоятельные  учебные заведения или как  структурные подразделения университетов, академий, институтов реализуют образовательно-профессиональные программы на уровне не ниже базового образования по ряду направлений  науки, техники и культуры и осуществляют научные исследования.

Колледжи реализуют образовательно-профессиональные программы высшего образования  первого уровня и среднего профессионального  уровня.

Общеобразовательные учреждения оказывают ОУ, различные по уровню общего образования: начальное - 3-4 года, основное - 5-6 лет, среднее (полное) - 10-11 (12) лет. В последнее время их услуги стали в большей массе различаться  и содержательно, прежде всего по глубине профилирования образования: профилирование классов, углубленное  изучение предметов, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Отдельными общеобразовательными учреждениями предоставляется  гуманитарное (гимназии) или естественнонаучное, техническое (лицеи) образование.[2]

Ряд общеобразовательных  учреждений нацеливают свои ОУ на удовлетворение запросов населения независимо от возраста и уровня образования. Так, вечерние и открытые (сменные) общеобразовательные  школы оказывают с учетом возможностей и особенностей ОУ по реализации профессиональных программ начального и дополнительного  образования в формах очного, заочного, семейного образования, самообразования, экстерната. Центры образования наряду с общеобразовательными программами  различных уровней оказывают  ОУ по социально значимым для своего региона программам начального профессионального  и дополнительного образования  в соответствии с лицензией.

Есть и общеобразовательные  учреждения, ориентированные на ОУ в отношении особых категорий  обучающихся, например, лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в т.ч. несовершеннолетних осужденных - вечерние (сменные) общеобразовательные  школы при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ), общеобразовательные  школы воспитательно-трудовых колоний.

С точки зрения маркетинга в функции образовательного учреждения входит:

- оказание обучающимся  образовательных услуг, передача  желаемых и необходимых знаний, умений и навыков (как по  содержанию и объему, так и  по ассортименту и качеству);

- производство и оказание  сопутствующих ОУ, а также оказание  воздействий, формирующих личность  будущего специалиста;

- оказание информационно-посреднических  услуг потенциальным и реальным  обучающимся и работодателям,  включая согласование с ними  условий будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования  ОУ и др.

Образовательные учреждения как субъекты, формирующие и осуществляющие предложение ОУ на рынок, играют решающую роль в становлении маркетинга в  сфере образования.

Посреднические структуры  на рынке ОУ пока еще находятся  в стадии формирования, развертывания  своей маркетинговой активности. К ним относятся службы занятости  и биржи труда, образовательные  фонды, ассоциации образовательных  учреждений (например, вузов или  школ бизнеса) и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Они  содействуют эффективному продвижению  ОУ на рынке и могут выполнять  такие функции как:

- накопление, обработка,  анализ и продажа (предоставление) информации о конъюнктуре рынка  ОУ, консультирование других субъектов;

- участие в процессах  аккредитации образовательных учреждений, осуществление рекламной деятельности, юридической поддержки;

- формирование каналов  сбыта, организация заключения  и содействие выполнению сделок  по ОУ;

- участие в финансировании, кредитовании и других формах  материальной, ресурсной поддержки  производителей и потребителей  ОУ, в т.ч. - через систему личных  государственных и иных образовательных  кредитов.

Маркетинг образования развивается  очень интенсивно. Он играет двоякую  роль в современной экономике. Во-первых, это связано особой значимостью  образования в экономическом  развитии. Современные технологии обеспечивают высокий уровень и качество жизни  в развитых странах. Они задают верхний  предел экономического роста, темпы  которого, по опыту новых индустриальных стран, могут быть очень велики. Современные  технологии доступны всем, однако распространение  зависит от системы и уровня образования  населения. Эта общеизвестная идея, к сожалению, поддержана нашим государством формально и далеко не полностью  воспринята обществом во многих странах. Таким образом, маркетинг образования  связан с распространением идеи образования.

Во-вторых, учебные заведения  в большинстве стран мира содержатся на средства бюджетов, пожертвования  и средства, получаемые путем взимания платы за образовательные услуги. Разнообразие источников финансирования требует постоянного расширения комплекса маркетинга Для большинства  организаций системы образования. Ограниченность возможностей федерального и региональных бюджетов в условиях глубокого кризиса российской экономики  определяет интенсивное развитие маркетинга платных образовательных услуг  на потребительском рынке и рынке  организаций, а также маркетинга обмена со спонсорами и политиками.

Особенности маркетинга образования  обусловлены, кроме того, приверженностью  рынка формальному материальному  представлению образования в  виде аттестатов и дипломов.

Разнообразие видов, технологий и рынков образования определяет использование всего арсенала средств  и методов комплекса маркетинга в этой сфере.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты

1. Прогнозы социально-экономического  развития включают количественные  показатели и качественные характеристики развития экономической ситуации в масштабе страны.

 

2. Что относится к объектам  налогообложения в сфере образования;

а) движение собственности;

б) земельные участки;

в) хозяйственный результат;

г) верно все  перечисленное.

 

3. Что не относится  к объекту собственности образовательных  учреждений:

а) денежные средства, переданные в форме дара;

б) доходы от собственной  деятельности;

в) работники образовательного учреждения;

г) продукты творческого  труда.

 

4. Соотнесите указанные  предметы к их отношению к  оборотным или основным фондам  образовательного учреждения:

 

1)оборотный:

б) компьютеры

в) химикаты

 

2) основной:

а) материалы

г) библиотеки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. Научн.ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко.- М.: Экономика, 2009г.

2.Ветитнев А. М. / Маркетинг. 2007. № 6. С. 64-68.

3.Волкова, М.М., Звездова А.Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг - Маркетинг / М.М. Волкова // - 2009. - № 6. - С. 45-53.

4. Кириллина, Ю. Маркетинг образовательных услуг - Высшее образование в России / Ю. Кирилина //- 2000. - № 5. - С. 33-52.

5. Попов, Е.Н. Услуги образования и рынок - Российский экономический журнал / Е.Н. Попов // - 2002. - № 6. - С. 5-16.

6. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектор: книга / Стиглиц Дж. - М.: Инфра-М, 2007. - 432 с..

7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: книга / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. - М.: 2003. - 257 с..

 


Информация о работе Рынок образовательных услуг