Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:26, контрольная работа
Под образовательной услугой, понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства .
Образовательная услуга - совокупность труда преподавателей, направленная на повышений знаний, умений, навыков у конечного потребителя.(вывод из мнения М.М. Волкова).
1 Рынок образовательных услуг и его основные ...................................................3
2.Себестоимость и цена образовательных услуг…………………………………7
3.Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг………9
4. Тесты………………………………………………………………….................13
Список использованной литературы…………………………………................14
3.Маркетинг и его роль
в регулировании рынка
После перехода к рыночной экономике в России начал формироваться и рынок образовательных услуг. Вместе с развитием в стране обучающих структур и технологий происходит и эволюция маркетинга как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд, потребностей и запросов людей в данной сфере.
Реальными участниками маркетинговых отношений являются далеко не только образовательные учреждения, но и потребители (отдельные личности, предприятия и организации), широкие круги посредников (включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.), а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных услуг (ОУ) на рынке.
Особую роль среди субъектов маркетинга ОУ играет личность учащегося, студента, слушателя. Это не просто материальный носитель образовательных услуг, копилка передаваемых знаний, не только их пользователь в процессе труда, но и их единственный конечный потребитель. Личность отличается от остальных потребителей ОУ тем, что использует образовательный потенциал не только для создания материальных и других благ, не только для зарабатывания средств к жизни, но еще и для себя, для удовлетворения собственных потребностей напрямую, прежде всего - познавательных потребностей.
Именно эта личность, персонифицированный
носитель, обладатель, пользователь и
конечный потребитель ОУ осуществляет
конкретный выбор своей будущей
специальности и специализации,
сроков, места и формы обучения,
источников его финансирования, а
также выбор будущего места работы
(или следующей ступени
Парадокс состоит в том, что как раз этот центральный субъект - личность - является наиболее беззащитным, малоинформиро-ванным новичком в маркетинге ОУ по сравнению с остальными субъектами. Поэтому именно личность обучающегося (в т.ч. потенциального) должна быть в центре внимания, информационных потоков и коммуникаций, других маркетинговых усилий и забот, а также обязательным и уважаемым участником всех сделок в данной сфере.[1]
С учетом этого определяются значимость и роли других потребителей ОУ, среди которых фирмы, предприятия, учреждения и организации, включая в этом качестве и органы управления. Выступая как промежуточные (а не конечные) потребители ОУ, они формируют более или менее организованный спрос на них и предъявляют его на рынке. Сейчас многие фирмы предпочитают лишь кратковременные по срокам оказания ОУ, а специалистов набирают таким образом, чтобы не оплачивать услуги вуза (например, переводом работников с других предприятий). Однако такая конъюнктура и такая стратегия не может быть долговременной.
В любом случае за организациями-потребителями ОУ остаются такие функции, как:
- информирование
- установление особых требований к качеству ОУ и к своим будущим работникам с позиции профессиональных и должностных требований, соответствующее участие в оценке качества ОУ;
- определение места,
- полное или частичное возмещение затрат, оплата или иные формы компенсации за оказанные услуги.
Образовательные учреждения
выступают в роли субъектов, формирующих
предложение, оказывающих и продающих
ОУ. Остановимся прежде всего на
образовательных учреждениях
В высшей школе Российской Федерации существуют следующие виды учебных заведений: университет, академия, институт, колледж.
Университеты развивают
образование, науку и культуру путем
проведения фундаментальных научных
исследований и обучения на всех уровнях
высшего и послевузовского
Академии действуют
Институты как самостоятельные
учебные заведения или как
структурные подразделения
Колледжи реализуют
Общеобразовательные учреждения
оказывают ОУ, различные по уровню
общего образования: начальное - 3-4 года,
основное - 5-6 лет, среднее (полное) - 10-11
(12) лет. В последнее время их услуги
стали в большей массе
Ряд общеобразовательных учреждений нацеливают свои ОУ на удовлетворение запросов населения независимо от возраста и уровня образования. Так, вечерние и открытые (сменные) общеобразовательные школы оказывают с учетом возможностей и особенностей ОУ по реализации профессиональных программ начального и дополнительного образования в формах очного, заочного, семейного образования, самообразования, экстерната. Центры образования наряду с общеобразовательными программами различных уровней оказывают ОУ по социально значимым для своего региона программам начального профессионального и дополнительного образования в соответствии с лицензией.
Есть и общеобразовательные
учреждения, ориентированные на ОУ
в отношении особых категорий
обучающихся, например, лиц, отбывающих
наказание в местах лишения свободы,
в т.ч. несовершеннолетних осужденных
- вечерние (сменные) общеобразовательные
школы при исправительно-
С точки зрения маркетинга в функции образовательного учреждения входит:
- оказание обучающимся
образовательных услуг,
- производство и оказание
сопутствующих ОУ, а также оказание
воздействий, формирующих
- оказание информационно-
Образовательные учреждения как субъекты, формирующие и осуществляющие предложение ОУ на рынок, играют решающую роль в становлении маркетинга в сфере образования.
Посреднические структуры
на рынке ОУ пока еще находятся
в стадии формирования, развертывания
своей маркетинговой
- накопление, обработка,
анализ и продажа (
- участие в процессах
аккредитации образовательных
- формирование каналов
сбыта, организация заключения
и содействие выполнению
- участие в финансировании,
кредитовании и других формах
материальной, ресурсной поддержки
производителей и потребителей
ОУ, в т.ч. - через систему личных
государственных и иных
Маркетинг образования развивается очень интенсивно. Он играет двоякую роль в современной экономике. Во-первых, это связано особой значимостью образования в экономическом развитии. Современные технологии обеспечивают высокий уровень и качество жизни в развитых странах. Они задают верхний предел экономического роста, темпы которого, по опыту новых индустриальных стран, могут быть очень велики. Современные технологии доступны всем, однако распространение зависит от системы и уровня образования населения. Эта общеизвестная идея, к сожалению, поддержана нашим государством формально и далеко не полностью воспринята обществом во многих странах. Таким образом, маркетинг образования связан с распространением идеи образования.
Во-вторых, учебные заведения
в большинстве стран мира содержатся
на средства бюджетов, пожертвования
и средства, получаемые путем взимания
платы за образовательные услуги.
Разнообразие источников финансирования
требует постоянного расширения
комплекса маркетинга Для большинства
организаций системы
Особенности маркетинга образования
обусловлены, кроме того, приверженностью
рынка формальному
Разнообразие видов, технологий и рынков образования определяет использование всего арсенала средств и методов комплекса маркетинга в этой сфере.[3]
Тесты
1. Прогнозы социально-
2. Что относится к объектам
налогообложения в сфере
а) движение собственности;
б) земельные участки;
в) хозяйственный результат;
г) верно все перечисленное.
3. Что не относится
к объекту собственности
а) денежные средства, переданные в форме дара;
б) доходы от собственной деятельности;
в) работники образовательного учреждения;
г) продукты творческого труда.
4. Соотнесите указанные предметы к их отношению к оборотным или основным фондам образовательного учреждения:
1)оборотный:
б) компьютеры
в) химикаты
2) основной:
а) материалы
г) библиотеки
Список использованной литературы
3.Волкова, М.М., Звездова А.Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг - Маркетинг / М.М. Волкова // - 2009. - № 6. - С. 45-53.
4. Кириллина, Ю. Маркетинг образовательных услуг - Высшее образование в России / Ю. Кирилина //- 2000. - № 5. - С. 33-52.
5. Попов, Е.Н. Услуги образования и рынок - Российский экономический журнал / Е.Н. Попов // - 2002. - № 6. - С. 5-16.
6. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектор: книга / Стиглиц Дж. - М.: Инфра-М, 2007. - 432 с..
7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: книга / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. - М.: 2003. - 257 с..