Рынок образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

Согласно другому подходу услуга образования в процессе потребления трансформируется в рабочую силу, качество которой зависит не только от совокупности потребленных образовательных услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных. Поэтому в рамках этого подхода следует отличать совокупность знаний, умений, навыков, которая является продуктом совместного труда преподавателя и обучающегося, от образовательных услуг, потребленных обучающимся, которые суть продукт труда преподавателей. Таким образом, именно образовательные услуги (т.е. совокупность труда преподавателей) могут рассматриваться как товарная продукция учебного заведения.

Содержание работы

1 Рынок образовательных услуг и его основные ...................................................3
2.Себестоимость и цена образовательных услуг…………………………………7
3.Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг………9
4. Тесты………………………………………………………………….................13
Список использованной литературы…………………………………................14

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 36.49 Кб (Скачать файл)

Содержание

1 Рынок образовательных услуг и его основные ...................................................3

2.Себестоимость  и цена образовательных услуг…………………………………7

3.Маркетинг  и его роль в регулировании  рынка образовательных услуг………9

4. Тесты………………………………………………………………….................13

Список использованной литературы…………………………………................14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Рынок образовательных  услуг и его основные черты.

 

Под образовательной услугой, понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и  государства .[1]

Образовательная услуга - совокупность труда преподавателей, направленная на повышений знаний, умений, навыков  у конечного потребителя.(вывод из мнения М.М. Волкова).

Согласно другому подходу услуга образования в процессе потребления  трансформируется в рабочую силу, качество которой зависит не только от совокупности потребленных образовательных  услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в  процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных. Поэтому в  рамках этого подхода следует  отличать совокупность знаний, умений, навыков, которая является продуктом  совместного труда преподавателя  и обучающегося, от образовательных  услуг, потребленных обучающимся, которые  суть продукт труда преподавателей. Таким образом, именно образовательные  услуги (т.е. совокупность труда преподавателей) могут рассматриваться как товарная продукция учебного заведения.

Можно заключить, что образовательная  программа - это комплекс образовательных  услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации.

Рассмотрим, каким образом особенности  услуг как таковых проявляются  в образовании. Поскольку услуги не материальны и не осязаемы, маркетинг  рекомендует продавцам формализовать  наиболее значимые для покупателя параметры  услуги и представить их по возможности  наглядно. Для потребителя максимально  важны в данном случае качество и  стоимость услуги.

Свойство неотделимости от источника  в отношении образовательной  услуги означает, что в результате купли-продажи такой услуги продавец теряет право собственности на свой специфический товар, но покупатель такого права не приобретает: сам  этот товар исчезает, поскольку потребляется в тот же момент, что и производится и передается». В то же время, любая замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а следовательно, и спрос. Кроме того, особенность именно образовательных услуг проявляется в том, что начало их потребления, происходит одновременно с началом их оказания.

Непостоянство качества в отношении  образовательных услуг помимо неотделимости  от исполнителя и невозможности  установления жестких стандартов на процесс и результат оказания услуги имеет еще одну причину - изменчивость исходного материала.

Свойство несохраняемости образовательных услуг проявляет себя двояко. С одной стороны, «невозможно заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании повышения спроса», т.е. образовательные услуги не могут накапливаться ни у продавца (преподавателя), ни у потребителя (обучающегося), не могут им и перепродаваться. Другой стороной несохраняемости образовательных услуг является естественное для человека забывание полученной информации, а также устаревание знаний, к которому приводят научно-технический и социальный прогрессы.[2]

Проведем анализ отличительных  черт образовательных услуг:

1.Специфика образовательных услуг  заключается в том, что, по  мнению многих исследователей, они  относятся к категории общественных  благ (товаров). Предоставление общественных  благ, а, следовательно, оплату  и ответственность за их производство  берет на себя государство.  Но все же большинство специалистов относят данные услуги к категории квазиобщественное благо Квазиобщественное благо - товары или услуги, которые, строго говоря, по своей природе и назначению не относятся к общественным, но обеспечивают такие большие выгоды перелива капитала, что правительство поощряет их производство с целью не допустить возникновения дефицита финансовых ресурсов, примечание автора. Например, С. Фишер подчеркивает, что забота государства о потреблении насущных благ не исключает сотрудничества со сферой бизнеса.[3]  Дж. Стиглиц относит часть образовательных услуг (начальное, среднее образование) к общественным, а другую часть (высшее, послевузовское, профессиональное) к квазиобщественным благам.[4]  Другими словами, структура продукции современной образовательной системы неоднородна и включает, по крайней мере, две неравные по объему части:

1) общественный товар, предоставляемый  основной частью образовательных  учреждений;

2) необщественный, индивидуально ориентированный  товар/услуги, существование которого  предусмотрено ст. 45-47 Закона РФ  “Об образовании”.

2. Своеобразной чертой услуг  образования является невозможность  их непосредственного денежного  измерения. Ценовой механизм часто  не в состоянии отразить всех  затрат на производство образовательных  услуг. Если в материальной  сфере их сравнительно легко  измерить количественно (в штуках  или килограммах, например) на  единицу продукции, то применительно  к образовательным услугам это  трудно осуществимо. Полезный результат такой услуги может проявиться лишь спустя продолжительное время, и его практически можно измерить лишь с помощью косвенных показателей. Хотя на данном этапе планируют связать их стоимость с трудоемкостью, т.е. поставить зависимость в рублях от количества рабочих часов.

3. Еще один отличительный признак  образовательных услуг - многозначность  целей, поставленных перед производителями  этих услуг. Как правило, деятельность  образовательного учреждения не  направлена явно на достижение  прибыли. Напомним, что под образованием  в Законе “Об образовании”  понимается “...целенаправленный  процесс воспитания и обучения  в интересах человека, общества, государства …». Но, с другой стороны,  вышеупомянутые интересы связаны с ростом благосостояния, который предполагает получение прибыли, необходимой для обеспечения расширенного воспроизводства. Таким образом, прибыль не является изначально запретным ориентиром для учреждения образования, но, конечно, и не сводится только к нему.

4. Особенность образовательных  услуг проявляется и в том,  что они оказываются, как правило,  в комплексе с созданием духовных  ценностей, преобразованием и  развитием личности обучающегося. Эти услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном и интеллектуальном развитии, вносят вклад в создание условий для их самоопределения и самореализации, участвуют в формировании, сохранении и развитии разнообразных способностей человека к труду, в специализации, профессионализации и росте его квалификации.

Кроме того, отметим еще ряд специфических  особенностей образовательных услуг, отличающих их от других видов услуг:

- сезонность;

- высокая стоимость;

- относительная длительность оказания

- отсроченность выявления результативности;

- необходимость дальнейшего сопровождения  услуг;

- зависимость приемлемости услуг  от места их оказания и места  проживания потенциальных обучающихся;

- необходимость лицензирования (п. 6 ст. 33 Закона РФ «Об образовании»  гласит: «Право на ведение образовательной деятельности … возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения)») 

- конкурсный характер (этот признак  в основном проявляется в большинстве  государственных высших учебных  заведений);

- относительно молодой возраст  потребителей образовательных услуг  и другие.

Образовательные услуги, как и любой  товар, реализуются на рынке, который  понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей  и продавцов товара.[5]

В связи с тем, что не существует конкретного определения термину  “образовательные услуги”, мы сделали  следующий вывод:

Рынок образовательных услуг - это  рынок, на котором взаимодействуют  спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих  субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Себестоимость и цена  образовательных услуг.

 

В последние годы наметились тенденции преодоления межнаучных барьеров и формирования новой сферы научного исследования – общей теории образования, с целью – разработать целостную картину функционирования развития образования в качестве относительно самостоятельной подсистемы общества. Большинство ученых отмечает в своих работах полидисциплинарность, или как пишут другие – междисциплинарность исследований и участие в них полипрофессиональных специалистов, представителей различных сфер научного знания и практической деятельности. Наше исследование находится в области экономики образования.

В рыночной экономике образование (и в частности профессиональное) рассматривается как отрасль  хозяйства, производящая нематериальные блага, а именно образовательные  услуги.

Превращение образовательных  услуг в товар, формирование рынка  этих услуг, коммерциализация сферы  образования в сочетании со старыми  стереотипами мышления породили много  новых проблем. Одной из наиболее сложных для решения по ряду причин является проблема ценообразования. Ранее  вопрос о цене образовательной услуги для населения и организаций  страны практически не существовал. По сути дела и продавцом, и покупателем  образовательных услуг был один и тот же субъект - государство  в лице органов управления сферой образования. Именно это обстоятельство и заслоняло проблемы ценообразования  и исключало саму возможность  взаимодействия продавцов и покупателей  по этому вопросу.

В рыночной экономике приемлемая цена продажи определяется под углом  зрения тех преимуществ, которые  предоставляются потребителю, получающему  в свое распоряжения продукт. В связи  с этим в экономике образования  должны быть рассмотрены следующие  проблемы.

Во-первых, необходимо решить вопрос о том, что понимать под  единицей товара, для которой будет  определяться цена. Это может быть стоимость подготовки одного специалиста  по стандартной программе, стоимость  подготовки специалиста по индивидуальной программе, стоимость отдельных  курсов в составе обязательной программы  и т.п.

Во-вторых, поскольку сложившаяся  система учет затрат не удовлетворяет  современным требованиям, необходимо разработать методику учета и  калькуляцию затрат по статьям, которые  бы отражали наиболее существенные их элементы.

В-третьих, разработать методику определения цены, которая позволяла  бы учитывать и факторы рыночного  характера. Среди них такие, как  перспективы трудоустройства; будущий  доход, период старения знаний, длительность обучения; период адаптации специалиста  на производстве; период раскрытия  образовательного потенциала; пропорции, в которых делятся дополнительные выгоды от полученного образования  между человеком, организацией и  обществом.

Основной целью данного  исследования являются разработка методики определения цены образовательной  услуги, позволяющей учебному заведению  обоснованно формировать цены на результаты своей деятельности и  проводить осмысленную политику на рынке образовательных услуг.

Сфера профессионального  образования включает в себя учреждения начального, среднего, высшего профессионального  образования и послевузовского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Маркетинг и его роль  в регулировании рынка образовательных  услуг.

 

 

 После перехода к рыночной экономике  в России начал формироваться  и рынок образовательных услуг. Вместе с развитием в стране обучающих  структур и технологий происходит и  эволюция маркетинга как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд, потребностей и запросов людей  в данной сфере.

Реальными участниками маркетинговых  отношений являются далеко не только образовательные учреждения, но и  потребители (отдельные личности, предприятия  и организации), широкие круги  посредников (включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных  учреждений и др.), а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных  услуг (ОУ) на рынке.

Особую роль среди субъектов  маркетинга ОУ играет личность учащегося, студента, слушателя. Это не просто материальный носитель образовательных  услуг, копилка передаваемых знаний, не только их пользователь в процессе труда, но и их единственный конечный потребитель. Личность отличается от остальных  потребителей ОУ тем, что использует образовательный потенциал не только для создания материальных и других благ, не только для зарабатывания средств к жизни, но еще и для себя, для удовлетворения собственных потребностей напрямую, прежде всего - познавательных потребностей.

Именно эта личность, персонифицированный  носитель, обладатель, пользователь и  конечный потребитель ОУ осуществляет конкретный выбор своей будущей  специальности и специализации, сроков, места и формы обучения, источников его финансирования, а  также выбор будущего места работы (или следующей ступени образования) и всего комплекса условий  реализации приобретенного потенциала. Благодаря и вокруг этого личностного выбора встречаются и налаживают свои отношения все остальные субъекты рынка и маркетинга ОУ, объединяемые этим центральным субъектом.

Парадокс состоит в  том, что как раз этот центральный  субъект - личность - является наиболее беззащитным, малоинформиро-ванным новичком в маркетинге ОУ по сравнению с остальными субъектами. Поэтому именно личность обучающегося (в т.ч. потенциального) должна быть в центре внимания, информационных потоков и коммуникаций, других маркетинговых усилий и забот, а также обязательным и уважаемым участником всех сделок в данной сфере.[1]

Информация о работе Рынок образовательных услуг