Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:41, контрольная работа
Согласно другому подходу услуга образования в процессе потребления трансформируется в рабочую силу, качество которой зависит не только от совокупности потребленных образовательных услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных. Поэтому в рамках этого подхода следует отличать совокупность знаний, умений, навыков, которая является продуктом совместного труда преподавателя и обучающегося, от образовательных услуг, потребленных обучающимся, которые суть продукт труда преподавателей. Таким образом, именно образовательные услуги (т.е. совокупность труда преподавателей) могут рассматриваться как товарная продукция учебного заведения.
1 Рынок образовательных услуг и его основные ...................................................3
2.Себестоимость и цена образовательных услуг…………………………………7
3.Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг………9
4. Тесты………………………………………………………………….................13
Список использованной литературы…………………………………................14
Содержание
1
Рынок образовательных услуг и его
основные ..............................
2.Себестоимость
и цена образовательных услуг……
3.Маркетинг
и его роль в регулировании
рынка образовательных услуг………
4. Тесты…………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………….......
1.Рынок образовательных услуг и его основные черты.
Под образовательной услугой, понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства .[1]
Образовательная услуга - совокупность труда преподавателей, направленная на повышений знаний, умений, навыков у конечного потребителя.(вывод из мнения М.М. Волкова).
Согласно другому подходу
Можно заключить, что образовательная
программа - это комплекс образовательных
услуг, нацеленный на изменение образовательного
уровня или профессиональной подготовки
потребителя и обеспеченный соответствующими
ресурсами образовательной
Рассмотрим, каким образом особенности
услуг как таковых проявляются
в образовании. Поскольку услуги
не материальны и не осязаемы, маркетинг
рекомендует продавцам
Свойство неотделимости от источника в отношении образовательной услуги означает, что в результате купли-продажи такой услуги продавец теряет право собственности на свой специфический товар, но покупатель такого права не приобретает: сам этот товар исчезает, поскольку потребляется в тот же момент, что и производится и передается». В то же время, любая замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а следовательно, и спрос. Кроме того, особенность именно образовательных услуг проявляется в том, что начало их потребления, происходит одновременно с началом их оказания.
Непостоянство качества в отношении образовательных услуг помимо неотделимости от исполнителя и невозможности установления жестких стандартов на процесс и результат оказания услуги имеет еще одну причину - изменчивость исходного материала.
Свойство несохраняемости образовательных услуг проявляет себя двояко. С одной стороны, «невозможно заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании повышения спроса», т.е. образовательные услуги не могут накапливаться ни у продавца (преподавателя), ни у потребителя (обучающегося), не могут им и перепродаваться. Другой стороной несохраняемости образовательных услуг является естественное для человека забывание полученной информации, а также устаревание знаний, к которому приводят научно-технический и социальный прогрессы.[2]
Проведем анализ отличительных черт образовательных услуг:
1.Специфика образовательных
1) общественный товар,
2) необщественный, индивидуально ориентированный товар/услуги, существование которого предусмотрено ст. 45-47 Закона РФ “Об образовании”.
2. Своеобразной чертой услуг
образования является
3. Еще один отличительный
4. Особенность образовательных
услуг проявляется и в том,
что они оказываются, как
Кроме того, отметим еще ряд специфических особенностей образовательных услуг, отличающих их от других видов услуг:
- сезонность;
- высокая стоимость;
- относительная длительность
- отсроченность выявления результативности;
- необходимость дальнейшего
- зависимость приемлемости
- необходимость лицензирования (п. 6 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Право на ведение образовательной деятельности … возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения)»)
- конкурсный характер (этот признак
в основном проявляется в
- относительно молодой возраст
потребителей образовательных
Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара.[5]
В связи с тем, что не существует
конкретного определения
Рынок образовательных услуг - это рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования.
2.Себестоимость и цена образовательных услуг.
В последние годы наметились
тенденции преодоления
В рыночной экономике образование
(и в частности
Превращение образовательных услуг в товар, формирование рынка этих услуг, коммерциализация сферы образования в сочетании со старыми стереотипами мышления породили много новых проблем. Одной из наиболее сложных для решения по ряду причин является проблема ценообразования. Ранее вопрос о цене образовательной услуги для населения и организаций страны практически не существовал. По сути дела и продавцом, и покупателем образовательных услуг был один и тот же субъект - государство в лице органов управления сферой образования. Именно это обстоятельство и заслоняло проблемы ценообразования и исключало саму возможность взаимодействия продавцов и покупателей по этому вопросу.
В рыночной экономике приемлемая цена продажи определяется под углом зрения тех преимуществ, которые предоставляются потребителю, получающему в свое распоряжения продукт. В связи с этим в экономике образования должны быть рассмотрены следующие проблемы.
Во-первых, необходимо решить вопрос о том, что понимать под единицей товара, для которой будет определяться цена. Это может быть стоимость подготовки одного специалиста по стандартной программе, стоимость подготовки специалиста по индивидуальной программе, стоимость отдельных курсов в составе обязательной программы и т.п.
Во-вторых, поскольку сложившаяся система учет затрат не удовлетворяет современным требованиям, необходимо разработать методику учета и калькуляцию затрат по статьям, которые бы отражали наиболее существенные их элементы.
В-третьих, разработать методику
определения цены, которая позволяла
бы учитывать и факторы рыночного
характера. Среди них такие, как
перспективы трудоустройства; будущий
доход, период старения знаний, длительность
обучения; период адаптации специалиста
на производстве; период раскрытия
образовательного потенциала; пропорции,
в которых делятся
Основной целью данного исследования являются разработка методики определения цены образовательной услуги, позволяющей учебному заведению обоснованно формировать цены на результаты своей деятельности и проводить осмысленную политику на рынке образовательных услуг.
Сфера профессионального образования включает в себя учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования и послевузовского.
3.Маркетинг и его роль
в регулировании рынка
После перехода к рыночной экономике в России начал формироваться и рынок образовательных услуг. Вместе с развитием в стране обучающих структур и технологий происходит и эволюция маркетинга как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд, потребностей и запросов людей в данной сфере.
Реальными участниками маркетинговых отношений являются далеко не только образовательные учреждения, но и потребители (отдельные личности, предприятия и организации), широкие круги посредников (включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.), а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных услуг (ОУ) на рынке.
Особую роль среди субъектов маркетинга ОУ играет личность учащегося, студента, слушателя. Это не просто материальный носитель образовательных услуг, копилка передаваемых знаний, не только их пользователь в процессе труда, но и их единственный конечный потребитель. Личность отличается от остальных потребителей ОУ тем, что использует образовательный потенциал не только для создания материальных и других благ, не только для зарабатывания средств к жизни, но еще и для себя, для удовлетворения собственных потребностей напрямую, прежде всего - познавательных потребностей.
Именно эта личность, персонифицированный
носитель, обладатель, пользователь и
конечный потребитель ОУ осуществляет
конкретный выбор своей будущей
специальности и специализации,
сроков, места и формы обучения,
источников его финансирования, а
также выбор будущего места работы
(или следующей ступени
Парадокс состоит в том, что как раз этот центральный субъект - личность - является наиболее беззащитным, малоинформиро-ванным новичком в маркетинге ОУ по сравнению с остальными субъектами. Поэтому именно личность обучающегося (в т.ч. потенциального) должна быть в центре внимания, информационных потоков и коммуникаций, других маркетинговых усилий и забот, а также обязательным и уважаемым участником всех сделок в данной сфере.[1]