Рынок образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

Согласно другому подходу услуга образования в процессе потребления трансформируется в рабочую силу, качество которой зависит не только от совокупности потребленных образовательных услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных. Поэтому в рамках этого подхода следует отличать совокупность знаний, умений, навыков, которая является продуктом совместного труда преподавателя и обучающегося, от образовательных услуг, потребленных обучающимся, которые суть продукт труда преподавателей. Таким образом, именно образовательные услуги (т.е. совокупность труда преподавателей) могут рассматриваться как товарная продукция учебного заведения.

Содержание работы

1 Рынок образовательных услуг и его основные ...................................................3
2.Себестоимость и цена образовательных услуг…………………………………7
3.Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг………9
4. Тесты………………………………………………………………….................13
Список использованной литературы…………………………………................14

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 36.49 Кб (Скачать файл)

С учетом этого определяются значимость и роли других потребителей ОУ, среди которых фирмы, предприятия, учреждения и организации, включая  в этом качестве и органы управления. Выступая как промежуточные (а не конечные) потребители ОУ, они формируют  более или менее организованный спрос на них и предъявляют  его на рынке. Сейчас многие фирмы  предпочитают лишь кратковременные  по срокам оказания ОУ, а специалистов набирают таким образом, чтобы не оплачивать услуги вуза (например, переводом работников с других предприятий). Однако такая конъюнктура и такая стратегия не может быть долговременной.

В любом случае за организациями-потребителями  ОУ остаются такие функции, как:

- информирование образовательных  учреждений и структур, посредников  и отдельных личностей о предъявляемом  спросе;

- установление особых  требований к качеству ОУ и  к своим будущим работникам  с позиции профессиональных и  должностных требований, соответствующее  участие в оценке качества  ОУ;

- определение места, эффективных  условий будущей трудовой деятельности  выпускников и соблюдение, выполнение  этих условий;

- полное или частичное  возмещение затрат, оплата или  иные формы компенсации за  оказанные услуги.

Образовательные учреждения выступают в роли субъектов, формирующих  предложение, оказывающих и продающих  ОУ. Остановимся прежде всего на образовательных учреждениях высшей и средней школы.

В высшей школе Российской Федерации существуют следующие  виды учебных заведений: университет, академия, институт, колледж.

Университеты развивают  образование, науку и культуру путем  проведения фундаментальных научных  исследований и обучения на всех уровнях  высшего и послевузовского образования  по наиболее широкому спектру направлений. Это ведущие центры развития образования  в целом.

Академии действуют преимущественно  в одной из областей науки, техники  и культуры, выступают ведущими научно-методическими  центрами в сфере своей деятельности. Они готовят специалистов высшей квалификации и переподготавливают руководящие кадры определенной отрасли (группы отраслей).

Институты как самостоятельные  учебные заведения или как  структурные подразделения университетов, академий, институтов реализуют образовательно-профессиональные программы на уровне не ниже базового образования по ряду направлений  науки, техники и культуры и осуществляют научные исследования.

Колледжи реализуют образовательно-профессиональные программы высшего образования  первого уровня и среднего профессионального  уровня.

Общеобразовательные учреждения оказывают ОУ, различные по уровню общего образования: начальное - 3-4 года, основное - 5-6 лет, среднее (полное) - 10-11 (12) лет. В последнее время их услуги стали в большей массе различаться  и содержательно, прежде всего по глубине профилирования образования: профилирование классов, углубленное изучение предметов, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Отдельными общеобразовательными учреждениями предоставляется гуманитарное (гимназии) или естественнонаучное, техническое (лицеи) образование.[2]

Ряд общеобразовательных  учреждений нацеливают свои ОУ на удовлетворение запросов населения независимо от возраста и уровня образования. Так, вечерние и открытые (сменные) общеобразовательные  школы оказывают с учетом возможностей и особенностей ОУ по реализации профессиональных программ начального и дополнительного  образования в формах очного, заочного, семейного образования, самообразования, экстерната. Центры образования наряду с общеобразовательными программами  различных уровней оказывают  ОУ по социально значимым для своего региона программам начального профессионального  и дополнительного образования  в соответствии с лицензией.

Есть и общеобразовательные  учреждения, ориентированные на ОУ в отношении особых категорий  обучающихся, например, лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в т.ч. несовершеннолетних осужденных - вечерние (сменные) общеобразовательные  школы при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ), общеобразовательные  школы воспитательно-трудовых колоний.

С точки зрения маркетинга в функции образовательного учреждения входит:

- оказание обучающимся образовательных услуг, передача желаемых и необходимых знаний, умений и навыков (как по содержанию и объему, так и по ассортименту и качеству);

- производство и оказание  сопутствующих ОУ, а также оказание  воздействий, формирующих личность  будущего специалиста;

- оказание информационно-посреднических  услуг потенциальным и реальным  обучающимся и работодателям,  включая согласование с ними  условий будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования  ОУ и др.

Образовательные учреждения как субъекты, формирующие и осуществляющие предложение ОУ на рынок, играют решающую роль в становлении маркетинга в  сфере образования.

Посреднические структуры  на рынке ОУ пока еще находятся  в стадии формирования, развертывания  своей маркетинговой активности. К ним относятся службы занятости  и биржи труда, образовательные  фонды, ассоциации образовательных  учреждений (например, вузов или  школ бизнеса) и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Они  содействуют эффективному продвижению  ОУ на рынке и могут выполнять  такие функции как:

- накопление, обработка,  анализ и продажа (предоставление) информации о конъюнктуре рынка  ОУ, консультирование других субъектов;

- участие в процессах  аккредитации образовательных учреждений, осуществление рекламной деятельности, юридической поддержки;

- формирование каналов  сбыта, организация заключения  и содействие выполнению сделок  по ОУ;

- участие в финансировании, кредитовании и других формах  материальной, ресурсной поддержки  производителей и потребителей  ОУ, в т.ч. - через систему личных  государственных и иных образовательных  кредитов.

Маркетинг образования развивается  очень интенсивно. Он играет двоякую  роль в современной экономике. Во-первых, это связано особой значимостью  образования в экономическом  развитии. Современные технологии обеспечивают высокий уровень и качество жизни  в развитых странах. Они задают верхний  предел экономического роста, темпы  которого, по опыту новых индустриальных стран, могут быть очень велики. Современные  технологии доступны всем, однако распространение  зависит от системы и уровня образования  населения. Эта общеизвестная идея, к сожалению, поддержана нашим государством формально и далеко не полностью  воспринята обществом во многих странах. Таким образом, маркетинг образования  связан с распространением идеи образования.

Во-вторых, учебные заведения  в большинстве стран мира содержатся на средства бюджетов, пожертвования  и средства, получаемые путем взимания платы за образовательные услуги. Разнообразие источников финансирования требует постоянного расширения комплекса маркетинга Для большинства организаций системы образования. Ограниченность возможностей федерального и региональных бюджетов в условиях глубокого кризиса российской экономики определяет интенсивное развитие маркетинга платных образовательных услуг на потребительском рынке и рынке организаций, а также маркетинга обмена со спонсорами и политиками.

Особенности маркетинга образования  обусловлены, кроме того, приверженностью  рынка формальному материальному  представлению образования в  виде аттестатов и дипломов.

Разнообразие видов, технологий и рынков образования определяет использование всего арсенала средств  и методов комплекса маркетинга в этой сфере.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты

1. Прогнозы социально-экономического  развития включают количественные  показатели и качественные характеристики развития экономической ситуации в масштабе страны.

 

2. Что относится к объектам  налогообложения в сфере образования;

а) движение собственности;

б) земельные участки;

в) хозяйственный результат;

г) верно все  перечисленное.

 

3. Что не относится  к объекту собственности образовательных  учреждений:

а) денежные средства, переданные в форме дара;

б) доходы от собственной  деятельности;

в) работники образовательного учреждения;

г) продукты творческого  труда.

 

4. Соотнесите указанные  предметы к их отношению к  оборотным или основным фондам  образовательного учреждения:

 

1)оборотный:

а) материалы

в) химикаты

 

2) основной:

б) компьютеры

г) библиотеки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. Научн.ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко.- М.: Экономика, 2009г.

2.Ветитнев А. М. / Маркетинг. 2007. № 6. С. 64-68.

3.Волкова, М.М., Звездова А.Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг - Маркетинг / М.М. Волкова // - 2009. - № 6. - С. 45-53.

4. Кириллина, Ю. Маркетинг образовательных услуг - Высшее образование в России / Ю. Кирилина //- 2000. - № 5. - С. 33-52.

5. Попов, Е.Н. Услуги образования и рынок - Российский экономический журнал / Е.Н. Попов // - 2002. - № 6. - С. 5-16.

6. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектор: книга / Стиглиц Дж. - М.: Инфра-М, 2007. - 432 с..

7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: книга / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. - М.: 2003. - 257 с..

 


Информация о работе Рынок образовательных услуг