Рынок одигополитической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

рынок олигополистической конкуренции

Файлы: 1 файл

курс микроэкономика.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

Организационно  картель может иметь разные формы. Фирмы могут ограничиться заключением соглашения о цене, ставя своей целью недопущение ценовой конкуренции, но оставляя возможность неценовой конкуренции за долю рынка. Более жесткой формой картеля является установление производственных квот, дополняемых контролем за всеми видами конкурентной активности. Картель может быть реализован в форме специально созданной сбытовой организации, которая, скупая продукцию у отдельных производителей по договорной цене, затем будет реализовывать эту продукцию с учетом координации7.

Фирмам в условиях олигополии зачастую выгодно, определив  объем производства, который максимизирует  общую прибыль отрасли, разделить  рынок межу собой, учредив таким  образом картель.

На рис. 1 построен график для фирм, которые выпускают одинаковую продукцию и имеют сходные издержки производства. Если бы в данной отрасли наблюдалась ситуация совершенной конкуренции, то фирмы делили бы рынок между собой поровну, производили товар в количестве Q1 и продавали его по цене Р1. Объединившись в организацию картельного типа, фирмы снижают объем продаж до уровня Q2, повышая цену на него до уровня Р2. При этом фирмы в отрасли получат экономическую прибыль, аналогичную той, что получает чистая монополия. Заштрихованный прямоугольник на рис. 1 иллюстрирует величину экономической прибыли фирм. Его площадь равна разнице между ценой и долгосрочными средними издержками, умноженной на объем продаж. Такую же прибыль при аналогичных издержках имела бы чистая монополия.

Рис.1 Получение  экономической прибыли картелем.

Каждая  фирма будет максимизировать  собственную прибыль при равенстве  предельного дохода и предельных издержек, но цены на рынке одни для  всех, поэтому предельные издержки также должны выровняться (см. рис. 2).

Рис. 2 Рыночная цена и предельные издержки фирм

Если  какая-то фирма (например фирма 2) имеет меньшие издержки, то она должна увеличивать свой объем продаж на рынке до тех пор, пока ее предельные издержки не возрастут и сравняются с предельными издержками конкурента (фирмы 1). Фирма 2 будут продавать на рынке больше товара, чем фирма 1, но обе — по одинаковой цене, неся одинаковые предельные издержки.

Предельная  прибыль фирм должна быть одинакова, иначе более прибыльная фирма  ради выгоды продавала бы больше товара. Комбинации объемов производства обеих  фирм, соответствующие точкам касания  изопрофитных кривых, показывают максимальную прибыль для всей отрасли.

Таким образом, вариантов равновесия в  ситуации с картелем может быть

 несколько. 

Нельзя  исключать, что кто-либо из членов картеля  попытается увеличить собственный  объем продаж, перейдя на более выгодную изопрофитную кривую в расчете, что другие участники сохранят оговоренный объем продаж. Тот, кто первым решится смошенничать и нарушить правила раздела рынков, окажется в выигрыше. Чтобы картель устойчиво существовал, он должен иметь возможности для наказания своих участников за подобное поведение.

В условиях конкуренции между фирмами отраслевой объем выпуска сложится на уровне Q1 при цене Р1. Объем продаж отдельной фирмы составляет q1. Если фирмы вступят в сговор с целью раздела рынков и завышения цен, то цена возрастет до Р2, а объем продаж снизится до Q2. При этом квота отдельной фирмы — члена картеля составит q2. Однако при цене Р2 фирме выгодно увеличить объем продаж до q3, так как именно такой выпуск позволяет максимизировать прибыль (рыночная цена равна предельным издержкам фирмы). У фирмы есть стимул смошенничать — превысить свою квоту продаж. Но такой же стимул имеют и другие члены картеля. Если все они увеличат свой выпуск, то рыночный объем продаж возрастет до Q3, а цены снизятся до Р3, что только не принесет экономической прибыли фирмам, но даже причинит им убытки. Картель не сможет существовать8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Модель ценового  лидерства.

Так как обычной  практикой для современных экономик является законодательное запрещение и правовое преследование картельных соглашений, то возможности реализовать кооперативное поведение в такой форме крайне затруднены. Между тем на олигополистическом рынке фирмы могут согласовывать свои действия в неявной форме. Одной из форм завуалированного кооперативного поведения является ценовое лидерство.

Ценовое лидерство  имеет место в том случае, когда  на отраслевом рынке действует фирма, обладающая стратегическими преимуществами перед своими конкурентами. Фирма  может обладать преимуществами в  издержках или показателях качества продукта. Определяющим, однако, является контроль ею значительной доли отраслевого рынка, что обеспечивает ей доминирующее положение. Доминирующее положение на рынке позволяет фирме-лидеру, с одной стороны, получать более полную информацию о рынке, а с другой - обеспечивать устойчивость цены за счет контроля над значительной долей рыночного предложения. Механизм модели ценового лидерства состоит в том, что фирма-лидер устанавливает рыночную цену на продукт с учетом сложившихся параметров рынка и преследуемых целей, в то время как остальные фирмы в своей ценовой политике предпочитают следовать за лидером, принимая его цену как заданную.

В условиях ценового лидерства рыночная координация  достигается посредством приспособления фирм к устанавливаемой лидером цене, которая выступает фактором, задающим условия производства всем фирмам отраслевого рынка9.

При отсутствии на рынке доминирующей фирмы ценовое  лидерство может быть реализовано  посредством объединения нескольких фирм в группу, проводящую согласованную ценовую политику.

Реализация  модели ценового лидерства предполагает наличие определенных предпосылок. Лидер контролирует значительную долю рыночного предложения и имеет  существенные преимущества перед последователями. Он способен определить функцию отраслевого спроса и распределение производственных мощностей в отрасли. При этом суть олигополистического взаимодействия в данной модели состоит в том, что цена, максимизирующая прибыль ценового лидера, выступает фактором, задающим условия оптимизации производства для остальных фирм отраслевого рынка. Поэтому отличительной особенностью данной модели взаимодействия является последовательность принятия решений, а не их одновременность, как это было в предыдущей модели.

В данном случае предполагается, что фирмы производят однородный товар и продают его по одинаковой цене, устанавливаемой лидером. Ведомый, отталкиваясь от заданной цены, оптимизирует свой объем продаж, стремясь максимизировать прибыль. Фирма-лидер понимает, что при установлении цены Р фирма-ведомый поставит на рынок количество товара Q2=f(P). В таком случае объем производства фирмы-лидера составит Q1=Q–Q2, где Q — общий объем продаж на рынке, или объем рыночного спроса, а Q2 — объем предложения фирмы-ведомого.

Таким образом, спрос на товар фирмы 1 равен разнице между общим рыночным спросом и предложением фирмы 2.

Фирма-лидер, чтобы максимизировать прибыль, выберет такое сочетание цены и объема производства, при котором  предельные издержки будут равны  предельному доходу.

На  рис. 3 D — кривая рыночного спроса, S2 — кривая предложения товаров фирмой 2, D1 — график спроса на товар фирмы 1 как разница между D и S2. Фирма 1 (лидер) установит цену P0, при которой предельный доход MR1 данной фирмы сравняется с ее предельными издержками MC1. Фирма-лидер будет продавать на рынке количество товара Q1, фирма-ведомый — Q2, всего на рынке окажется товара Q=Q1+Q2 (отрезок 0Q2 равен отрезку Q1 Q). При цене, стремящейся к нулю, фирма-ведомый вообще перестанет производить, и весь отраслевой спрос будет покрыт за счет производства лидера.

 

Рис. 3 Модель лидерства по ценам.

Однако, имея абсолютное преимущество в издержках, лидер  может установить

цену ниже уровня минимальных значений средних издержек последователей, вплоть до уровня своих средних издержек, например Р1. При такой цене для фирм-последователей не существует оптимального выпуска, так как при любом объеме производства они будут нести чистые убытки. В конечном итоге последователи будут вытеснены с рынка, который в этом случае полностью монополизируется фирмой-лидером. Устранив конкурентное окружение, лидер захватывает весь рыночный спрос и устанавливает монопольную цену Рм. Вместе с тем, несмотря на, казалось бы, самый благоприятный исход для фирмы-лидера, такое поведение несет в себе и некоторые угрозы в долгосрочном периоде. Обеспечивая получение лидером монопольной прибыли, цена Рм одновременно резко понижает отраслевой барьер входа, создавая не только благоприятные возможности для возобновления деятельности в отрасли конкурентов, но и провоцируя увеличение ими предложения. Существенное расширение отраслевого предложения при неизменности рыночного спроса может привести к такому падению цены на продукт отрасли, которое не только лишит лидера прибыли, но и самой возможности вести хозяйственную деятельность из-за больших постоянных издержек. Не случайно такое поведение фирмы-лидера называют «самоубийственным». Поэтому фирма-лидер независимо от имеющихся у нее преимуществ скорее удовлетворится небольшой стабильной прибылью и будет регулировать уровень цены таким образом, чтобы поддерживать барьеры входа на высоком уровне, то есть проводить «ограничивающую проникновение» ценовую стратегию10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Модель блокирующего  ценообразования.

Одной из форм проявления барометрического ценового лидерства является ценообразование, ограничивающее проникновение в отрасль новых фирм.

Особенность олигополистического  взаимодействия состоит в том, что  фирмы склонны сохранять сложившееся  в отрасли status quo, всячески противодействуя  его нарушению, так как именно сложившееся в отрасли равновесие обеспечивает им наиболее благоприятные условия для зарабатывания прибыли. Если барьеры проникновения в отрасль низки, то действующие в отрасли фирмы могут искусственно поднять их путем снижения рыночной цены. К примеру, реализуя кооперативную стратегию, фирмы отрасли могли бы получать экономическую прибыль, производя Q продукции и установив цену Р. Однако наличие экономической прибыли стало бы притягательным фактором для проникновения в отрасль новых фирм, за чем последовало бы снижение прибыли, а возможно и вытеснение некоторых фирм из отрасли. Поэтому, зная уровень отраслевого спроса и издержек, а также оценив минимально возможные средние издержки претендентов на вход в отрасль, действующие в отрасли фирмы могут установить рыночную цену Р, на уровне минимальных долгосрочных средних издержек, что лишит фирмы экономической прибыли, но одновременно сделает проникновение «чужаков» в отрасль невозможным. Какой в действительности уровень цены выберут фирмы, зависит как от кривых их собственных издержек, так и от потенциала «чужаков». Если издержки последних выше среднеотраслевых, то отраслевая цена будет установлена на уровне выше минимальных издержек, но ниже минимальных издержек, которые могут обеспечить угрожающие входом на рынок фирмы11.

 

Рис. 4 Модель блокирующего ценообразования.

Следует сказать, что подобная практика может использоваться в целях вытеснения конкурентов  из отрасли, когда доминирующая в  отрасли фирма устанавливает  цены на уровне ниже минимальных краткосрочных средних издержек, рассчитывая компенсировать возникающие убытки в долгосрочном периоде12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Модели некооперативного  поведения: «ценовая война» и  конкурентное сотрудничество.

3.1 Взаимодействие  на основе реагирования.

 Реализовать на практике кооперативные стратегии трудно, а подчас невозможно. Это связано как с опасениями быть подвергнутым санкциям со стороны государства (большие штрафы и длительные сроки тюремного заключения) за нарушение антимонопольного законодательства, так и с особенностями состояния отраслевого рынка. Поэтому присутствие на олигополистических рынках конкурентного соперничества - довольно частое явление. Однако и в этом случае, то есть при отсутствии кооперативного поведения, характер конкурентного взаимодействия в условиях олигополии имеет свои особенности. Суть их в том, что каждая фирма выстраивает свою конкурентную стратегию с учетом той, которую реализуют конкуренты. Другими словами, конкурентное поведение фирмы становится формой реагирования на решения других фирм, действующих на отраслевом рынке. В этой связи чрезвычайно важным является выбор параметра, который принимается фирмами в качестве объекта реагирования, то есть той стратегической переменной, которая принимается фирмами за исходную предпосылку при принятии решения и в этом смысле играющей роль якоря в поддержании рыночного равновесия. Обычно таким параметром служат цена или объем выпуска. Когда указанную роль выполняет цена, будет иметь место ценовая олигополия, а когда объем выпуска - количественная олигополия. Так как взаимодействие на основе реагирования представляет собой чрезвычайно сложный для формализованного анализа процесс, мы несколько упростим проблему, приняв в качестве модели олигополистического рынка дуополию, то есть отраслевой рынок, на котором действуют две фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Дуополия Курно.

Модель Курно исходит  из того, что на рынке действуют  только две фирмы и каждая фирма  принимает цену и объем производства конкурента неизменными, а затем  принимает свое решение. Каждый из двух продавцов допускает, что его конкурент всегда будет удерживать свой выпуск стабильным. В модели предполагается, что продавцы не узнают о своих ошибках. Фактически же эти предположения продавцов о реакции конкурента, очевидно, изменятся, когда они узнают о своих предыдущих ошибках.

Рис. 5 Модель дуополии Курно.

Предположим, что первым начинает производство дуополист 1, который в первое время оказывается  монополистом. Его выпуск составляет q1, что при цене Р позволяет ему извлекать максимальную прибыль, ибо в этом случае MR = МС = 0. При данном объеме выпуска эластичность рыночного спроса равна единице, а общая выручка достигнет максимума. Затем производство начинает дуополист 2. В его представлении объем выпуска сдвинется вправо на величину Oq1 и совместится с линией Aq1. Сегмент AD' кривой рыночного спроса DD он воспринимает как кривую остаточного спроса, которой соответствует кривая его предельной выручки MR2. Выпуск дуополиста 2 будет равен половине неудовлетворенного дуополистом 1 спроса, т. е. сегмента q1 D', а величина его выпуска равна q1 q2, что даст возможность получить максимум прибыли. Данный выпуск составит четверть всего рыночного объема спроса при нулевой цене, OD'(1/2 x 1/2 = 1/4).

На втором шаге дуополист 1, допуская, что выпуск дуополиста 2 сохранится стабильным, решит покрыть половину оставшегося все еще неудовлетворенным спроса. Исходя из того что дуополист 2 покрывает четверть рыночного спроса, выпуск дуополиста 1 на втором шаге составит (1/2)x(1- 1/4), т.е. 3/8 всего рыночного спроса, и т. д. С каждым последующим шагом выпуск дуополиста 1 будет уменьшаться, в то время как выпуск дуополиста 2 будет увеличиваться. Такой процесс окончится уравновешиванием их выпуска, и тогда дуополия достигнет состояния равновесия Курно13.

Модель  Курно многие экономисты считали  наивной по следующим основаниям. Модель допускает, что дуополисты не делают никаких выводов из ошибочности  своих предположений относительно реакции конкурентов. Модель закрыта, т. е. число фирм ограничено и не меняется в процессе движения к равновесию. Модель ничего не говорит о возможной продолжительности этого движения. И наконец, нереальным представляется предположение о нулевых операционных издержках. Равновесие в модели Курно можно изобразить через кривые реагирования, показывающие максимизирующие прибыль объемы выпуска, который будет осуществляться одной фирмой, если даны объемы выпуска конкурента.

Информация о работе Рынок одигополитической конкуренции