Рынок одигополитической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

рынок олигополистической конкуренции

Файлы: 1 файл

курс микроэкономика.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Экономический анализ рынка олигополистической конкуренции в России.

4.1 Основные  олигополистические рынки.

4.1.1 Черная металлургия.

Одна из классических отраслей для рынка олигополии. В  России - стране одной из лидеров  по запасам железной руды эта отрасль  является ключевой. На данный момент на рынке представлено более 20 фирм, но 80% рынка держат 7 металлургических компаний. Несмотря на ощутимый рост за последние 5 лет, объемы производства продукции остаются низкими. Так в первом полугодии 2004 года они составили 31,6 млн т ., когда как в Китае 125 млн. т . Следует отметить, что доля отдельных металлургических предприятий возрастает если рассматривать отдельно рынки производства продукции: рынок чугуна, стали и проката. Так, например, ТМК является крупнейшим производителем труб в России.

Черная металлургия, прежде всего экспортная отрасль, зависящая  от мировых цен на металл. В настоящий  момент в отрасли происходят подвижки в сторону увеличения доли более  дорого по сравнению с заготовкой и сортовым прокатом листового проката. Его доля увеличилась на 38,7% . В целом же экспорт проката в стоимостном выражении вырос в 2004 году на 18%. На рынке на фоне высоких экспортных достижений вследствие высоких рыночных цен на сырье идет процесс консолидации и укрепление предприятий. Так, например, стальная группа "Мечел" еще в 2002 году объявила о планах создания вертикально интегрированного холдинга, формирование которого завершилось в конце 2003 года. В новую компанию вошли, кроме самого "Мечела", угольная компания "Южный Кузбасс", торговая компания "Угле-меттрейдинг", Вяртсильский метизный завод, Белорецкий меткомбинат и компания "Южуралникель". Также российские металлурги охотно приобретают активы за рубежом - заводы для производства конечной продукции и полуфабрикатов. Так, например, Новолипецкий МК имеет завод в Дании, а "Мечел" - ряд заводов в Румынии и Хорватии. Важным вопросом для металлургов является вступление России в ВТО и ряда дискриминирующих Россию законодательств стран-импортеров18.

 

 

 

 

4.1.2 Автомобильная  промышленность.

Автомобильная промышленность является одной из самых "больных" отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия как правило являются градообразующими. Однако продукция автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Единственное в большинстве своем преимущество отечественных автомобилей перед импортными - преимущество в цене постепенно невелируется.

Особенно это  касается "Автоваза", который постепенно уменьшает выпуск "дешевых" моделей, расчищая нишу для отечественных производителей ("ИЖавто") и для иностранных конкурентов, в первую очередь корейских компаний. Ставка на "Шевроле Нива", казалось бы, себя оправдала за 2004 год объем производства вырос на 1,2%. Но по итогам первого квартала 2005 года Волжский автозавод снизил объемы производства по сравнению с тем же периодом 2004 года на 4,7 процента. Все же "Автоваз" несомненный лидер в производстве легковых автомобилей от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно. Объем реализации продукции в 2004 году составил 3,9 млрд $, для сравнения у "ГАЗа" - 1,1 млрд $ Государство проводит активную протекционистскую политику по отношению к автопрому. Благодаря высоким пошлинам на иномарки и стабильному росту спроса на внутреннем рынке, "Автоваз" ежегодно испытывает рост. Однако уже в 2003 году каждый третий купленный в России автомобиль - иномарка.

На примере  рынка легковых автомобилей можно  проследить ситуацию лидерства в  ценах, когда один самый крупный  производитель диктует цены на продукцию  остальным. В данном случае таким производителям является "Автоваз". Именно данная компания является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея большую рентабельность, вследствие масштаба производства "Автоваз" разумеется является безусловным лидером.

Нельзя обойти стороной и "родной" "ГАЗ". Он как я уже писал ниже может  стать центром целого сконцентрированного  холдинга под контролем "Сибала". Автозавод по 2002 год увеличивал долю производства грузовиков и уменьшал производство легковых автомобилей. Но в 2003-2004 годах рынок малых грузовиков похоже пришел в состояние насыщения, в производстве наблюдался некоторый спад.

Одновременно  очков автозаводу не добавила компания против "Газелей" в качестве микроавтобусов. А ситуация с "ЗМЗ" вовсе могла сделать автозавод банкротом.

По прогнозам  специалистов рынок легковых автомобилей к 2010 году в России возрос до 2,5 млн. единиц, В 2004 году рынок легковых автомобилей в РФ составил 1 млн. 619 тысяч единиц. При этом их производство в 2004 году составило 1 млн. 110 тысяч единиц, а в 2010 году возрос до 1,3- 1,9 млн. Объем производства будет зависеть от объема отечественных и зарубежных инвестиций. В ближайшие 1,5-2 года цены на отечественные автомобили приблизятся вплотную к ценам на некоторые зарубежные модели. Что не может не сказаться на конкурентоспособности наших предприятий. По прогнозам "Института Адама Смита" уже к 2006 году в России иномарок будут покупать больше, чем отечественных автомобилей, а к 2010 году их доля составит 66%19.

Из такого положения  у отечественных компаний есть несколько  путей выхода. 1) Создание совместных предприятий. Наподобие совместного  предприятия "ВАЗ" и "Дженирал Моторз" по производству "Шевроле  Нива". Такое сотрудничество выгодно для иностранных компаний, ведь они снижают издержки в виде пошлин. Для российских же компаний это один из основных способов выживания в конкурентной среде. Второй способ - комплексная перекапитализация, создание новой конкурентоспособной продукции на основе новых технологий. Так тот же "Автоваз" проводит перекапитализацию сроком 8 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, олигополия - это рыночная структура, в которой действуют немногочисленные продавцы. Существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых  фирм. На рынке реализуются как  стандартизированные, так и дифференцированные продукты.

Для олигополистической фирмы характерны следующие черты - высокий уровень концентрации капитала и производства, способность влиять на объемы производства и уровень  цен в отрасли. Отношения между  олигополистическими фирмами характеризуются как взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как они выяснят характер реакции соперников.

Олигополистические  фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих отраслях олигополистической конкуренции цены оставались стабильными в течение длительного периода времени.

Фирмы, действующие  в рамках олигополистической структуры  рынка, стремятся к созданию системы  связей, которая позволила бы координировать поведение в общих интересах. Одной из форм такой координации является так называемое лидерство в ценах. Оно состоит в том, что изменения в справочных ценах объясняются определенной фирмой, которая признается лидером всеми остальными, следующими в ценовой политике за ней. Различают три типа ценового лидерства: лидерство доминирующей фирмы, тайный сговор о лидерстве и барометрическое лидерство.

Лидерство доминирующей фирмы - ситуация на рынке, когда одна фирма контролирует не менее 50% производства, а остальные фирмы слишком малы, чтобы оказывать влияние на цены путем индивидуальных ценовых решений.

Тайный сговор о лидерстве предполагает коллективное лидерство нескольких крупнейших фирм в данной отрасли, учитывающих интересы друг друга. Ценовые лидеры должны при этом решить вопрос, объявлять ли изменения в ценах, благоприятные только для них, или установить такой уровень цен, который смягчит противоречия между всеми фирмами, действующими в отрасли.

Барометрическое ценовое лидерство в отличие от предыдущего типа ценового лидерства - более аморфная и неопределенная структура; оно зачастую не обеспечивает достижения высокого уровня цен. Нередко происходит смена лидера. За ним не всегда следуют из-за отсутствия у него возможности принудить остальных участников к совместным действиям. Они объявляют справочные цены, но фактические цены, устанавливаемые другими фирмами, отличаются от объявленных.

Теория олигополистического  ценообразования показывает, почему фирмы избегают ценовой конкуренции  в борьбе за рынки. Повышая цену, производитель теряет часть рынка в пользу соперника; снижая цену, он вызывает контрдействия и опять ничего не выигрывает. Поэтому олигополист применяет такие методы, которые соперники не могут воспроизвести быстро и полно. Доля фирмы на рынке в значительной мере определяется неценовой конкуренцией. Это предполагает повышение качества товаров, их дифференциацию, использование рекламы, улучшение послепродажного обслуживания, предоставление кредитов. Модель конкуренции усложняется, а ее методы становятся все более разнообразными.

Подводя итог, можно  сказать, что, несмотря на некоторые  недостатки олигополии, такие как  использование рыночной власти для  ограничения конкуренции и повышение  цен, олигополия имеет множество  преимуществ и является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

1. Микроэкономика. Максимова В.Ф.- М.: ЕАОИ, 2009.- С. 114-115.

2. Некрасовский В. Растущая реальность глобальных олигополий В. Некрасовский // Управление собственностью: теория и практика.- 2006.- № 4.- С. 30.

3. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для ВУЗов / Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю. Юданова.- 2-е изд.- М.: ИТД "КноРус", 2000.- С. 351.

4. Огрызько К.. Растущая реальность глобальных олигополий // Общество и экономика.- 2007.- № 11.- С. 222.

5. Котерова  Н.П. Микроэкономика: Учеб. пособие.- М.: ACADEMIA, 2003.- С. 124.

6. Тарасевич Л.С. Микроэкономика: Учебник.- 4-е изд., испр. и доп.- Москва: Юрайт, 2006.- С. 241.

7. Шевчук Д.А. Микроэкономика: Конспект лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- С. 141.

8. Модель картеля//http://zakazat.by/images/biblioteka/microeconomika/image088.jpg.

9. Селищев А.С. Микроэкономика.- СПб.: Питер, 2002.- С. 321-322.

10. Микроэкономика. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И.- 4-е изд., испр. и доп.- М.: Юрайт-Издат, 2006.- С. 149.

11. Микроэкономика. Ивашковский С.Н.- 3-е изд., испр.- М.: Дело, 2002.- С. 270.

12. Модель блокирующего ценообразования// http://diplomart.ru/images/art/0007/52737071.png

13. Микроэкономика - третий уровень. Бусыгин В.П,  Желободько Е.В, Цыплаков А.А.- Новосибирск: СО РАН, 2003.- С. 519-520.

14. Модель дуополии Курно// http://www.inventech.ru/pic/microecon-094.gif

15. Баканов, М. И., Шемет, А. Д. Теория экономического анализа. – М.: ПринтИнвест, 2007.- ст. 5.

16. Модель Бертрана// http://www.coolreferat.com/ref-2_1342921836-5695.coolpic

17. Модель ломаной кривой спроса// http://zakazat.by/images/biblioteka/microeconomika/image094.jpg

18. Юданов А.Ю. Микроэкономика по российским законам А. Ю. Юданов // Университетская книга.- 2004.- № 1.- С. 25.)

19. Прибыль: куда ведет кривая спроса // Автосервис.- 2007.- № 10.- С. 3.

 

1 . Микроэкономика. Максимова В.Ф.- М.: ЕАОИ, 2009.- С. 114-115.

2 Некрасовский В. Растущая реальность глобальных олигополий В. Некрасовский // Управление собственностью: теория и практика.- 2006.- № 4.- С. 30.

3 Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для ВУЗов / Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю. Юданова.- 2-е изд.- М.: ИТД "КноРус", 2000.- С. 351.

4 Огрызько К.. Растущая реальность глобальных олигополий // Общество и экономика.- 2007.- № 11.- С. 222.

5 Котерова Н.П. Микроэкономика: Учеб. пособие.- М.: ACADEMIA, 2003.- С. 124.

6 Тарасевич Л.С. Микроэкономика: Учебник.- 4-е изд., испр. и доп.- Москва: Юрайт, 2006.- С. 241.

7Шевчук Д.А. Микроэкономика: Конспект лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- С. 141.

8 Модель Картеля// http://zakazat.by/images/biblioteka/microeconomika/image088.jpg.

9 Селищев А.С. Микроэкономика.- СПб.: Питер, 2002.- С. 321-322.

10 Микроэкономика. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И.- 4-е изд., испр. и доп.- М.: Юрайт-Издат, 2006.- С. 149.

11 Микроэкономика. Ивашковский С.Н.- 3-е изд., испр.- М.: Дело, 2002.- С. 270.

12 Модель блокирующего ценообразования//http://diplomart.ru/images/art/0007/52737071.png

13 Микроэкономика - третий уровень. Бусыгин В.П, Желободько Е.В, Цыплаков А.А.- Новосибирск: СО РАН, 2003.- С. 519-520.

14Модель дуополии Курно//http://www.inventech.ru/pic/microecon-094.gif

15 Баканов, М. И., Шемет, А. Д. Теория экономического анализа. – М.: ПринтИнвест, 2007.- ст. 5.

16Модель Бертрана http://www.coolreferat.com/ref-2_1342921836-5695.coolpic

17 Модель ломаной кривой спроса// http://zakazat.by/images/biblioteka/microeconomika/image094.jpg

18Юданов А.Ю. Микроэкономика по российским законам А. Ю. Юданов // Университетская книга.- 2004.- № 1.- С. 25.)

19 Прибыль: куда ведет кривая спроса // Автосервис.- 2007.- № 10.- С. 3.

 


Информация о работе Рынок одигополитической конкуренции