Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа
рынок олигополистической конкуренции
4. Экономический анализ рынка олигополистической конкуренции в России.
4.1 Основные олигополистические рынки.
4.1.1 Черная металлургия.
Одна из классических отраслей для рынка олигополии. В России - стране одной из лидеров по запасам железной руды эта отрасль является ключевой. На данный момент на рынке представлено более 20 фирм, но 80% рынка держат 7 металлургических компаний. Несмотря на ощутимый рост за последние 5 лет, объемы производства продукции остаются низкими. Так в первом полугодии 2004 года они составили 31,6 млн т ., когда как в Китае 125 млн. т . Следует отметить, что доля отдельных металлургических предприятий возрастает если рассматривать отдельно рынки производства продукции: рынок чугуна, стали и проката. Так, например, ТМК является крупнейшим производителем труб в России.
Черная металлургия, прежде всего экспортная отрасль, зависящая от мировых цен на металл. В настоящий момент в отрасли происходят подвижки в сторону увеличения доли более дорого по сравнению с заготовкой и сортовым прокатом листового проката. Его доля увеличилась на 38,7% . В целом же экспорт проката в стоимостном выражении вырос в 2004 году на 18%. На рынке на фоне высоких экспортных достижений вследствие высоких рыночных цен на сырье идет процесс консолидации и укрепление предприятий. Так, например, стальная группа "Мечел" еще в 2002 году объявила о планах создания вертикально интегрированного холдинга, формирование которого завершилось в конце 2003 года. В новую компанию вошли, кроме самого "Мечела", угольная компания "Южный Кузбасс", торговая компания "Угле-меттрейдинг", Вяртсильский метизный завод, Белорецкий меткомбинат и компания "Южуралникель". Также российские металлурги охотно приобретают активы за рубежом - заводы для производства конечной продукции и полуфабрикатов. Так, например, Новолипецкий МК имеет завод в Дании, а "Мечел" - ряд заводов в Румынии и Хорватии. Важным вопросом для металлургов является вступление России в ВТО и ряда дискриминирующих Россию законодательств стран-импортеров18.
4.1.2 Автомобильная промышленность.
Автомобильная промышленность является одной из самых "больных" отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия как правило являются градообразующими. Однако продукция автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Единственное в большинстве своем преимущество отечественных автомобилей перед импортными - преимущество в цене постепенно невелируется.
Особенно это касается "Автоваза", который постепенно уменьшает выпуск "дешевых" моделей, расчищая нишу для отечественных производителей ("ИЖавто") и для иностранных конкурентов, в первую очередь корейских компаний. Ставка на "Шевроле Нива", казалось бы, себя оправдала за 2004 год объем производства вырос на 1,2%. Но по итогам первого квартала 2005 года Волжский автозавод снизил объемы производства по сравнению с тем же периодом 2004 года на 4,7 процента. Все же "Автоваз" несомненный лидер в производстве легковых автомобилей от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно. Объем реализации продукции в 2004 году составил 3,9 млрд $, для сравнения у "ГАЗа" - 1,1 млрд $ Государство проводит активную протекционистскую политику по отношению к автопрому. Благодаря высоким пошлинам на иномарки и стабильному росту спроса на внутреннем рынке, "Автоваз" ежегодно испытывает рост. Однако уже в 2003 году каждый третий купленный в России автомобиль - иномарка.
На примере рынка легковых автомобилей можно проследить ситуацию лидерства в ценах, когда один самый крупный производитель диктует цены на продукцию остальным. В данном случае таким производителям является "Автоваз". Именно данная компания является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея большую рентабельность, вследствие масштаба производства "Автоваз" разумеется является безусловным лидером.
Нельзя обойти стороной и "родной" "ГАЗ". Он как я уже писал ниже может стать центром целого сконцентрированного холдинга под контролем "Сибала". Автозавод по 2002 год увеличивал долю производства грузовиков и уменьшал производство легковых автомобилей. Но в 2003-2004 годах рынок малых грузовиков похоже пришел в состояние насыщения, в производстве наблюдался некоторый спад.
Одновременно очков автозаводу не добавила компания против "Газелей" в качестве микроавтобусов. А ситуация с "ЗМЗ" вовсе могла сделать автозавод банкротом.
По прогнозам специалистов рынок легковых автомобилей к 2010 году в России возрос до 2,5 млн. единиц, В 2004 году рынок легковых автомобилей в РФ составил 1 млн. 619 тысяч единиц. При этом их производство в 2004 году составило 1 млн. 110 тысяч единиц, а в 2010 году возрос до 1,3- 1,9 млн. Объем производства будет зависеть от объема отечественных и зарубежных инвестиций. В ближайшие 1,5-2 года цены на отечественные автомобили приблизятся вплотную к ценам на некоторые зарубежные модели. Что не может не сказаться на конкурентоспособности наших предприятий. По прогнозам "Института Адама Смита" уже к 2006 году в России иномарок будут покупать больше, чем отечественных автомобилей, а к 2010 году их доля составит 66%19.
Из такого положения у отечественных компаний есть несколько путей выхода. 1) Создание совместных предприятий. Наподобие совместного предприятия "ВАЗ" и "Дженирал Моторз" по производству "Шевроле Нива". Такое сотрудничество выгодно для иностранных компаний, ведь они снижают издержки в виде пошлин. Для российских же компаний это один из основных способов выживания в конкурентной среде. Второй способ - комплексная перекапитализация, создание новой конкурентоспособной продукции на основе новых технологий. Так тот же "Автоваз" проводит перекапитализацию сроком 8 лет.
Заключение.
Таким образом,
олигополия - это рыночная структура,
в которой действуют
Для олигополистической
фирмы характерны следующие черты
- высокий уровень концентрации капитала
и производства, способность влиять
на объемы производства и уровень
цен в отрасли. Отношения между
олигополистическими фирмами
Олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих отраслях олигополистической конкуренции цены оставались стабильными в течение длительного периода времени.
Фирмы, действующие в рамках олигополистической структуры рынка, стремятся к созданию системы связей, которая позволила бы координировать поведение в общих интересах. Одной из форм такой координации является так называемое лидерство в ценах. Оно состоит в том, что изменения в справочных ценах объясняются определенной фирмой, которая признается лидером всеми остальными, следующими в ценовой политике за ней. Различают три типа ценового лидерства: лидерство доминирующей фирмы, тайный сговор о лидерстве и барометрическое лидерство.
Лидерство доминирующей фирмы - ситуация на рынке, когда одна фирма контролирует не менее 50% производства, а остальные фирмы слишком малы, чтобы оказывать влияние на цены путем индивидуальных ценовых решений.
Тайный сговор о лидерстве предполагает коллективное лидерство нескольких крупнейших фирм в данной отрасли, учитывающих интересы друг друга. Ценовые лидеры должны при этом решить вопрос, объявлять ли изменения в ценах, благоприятные только для них, или установить такой уровень цен, который смягчит противоречия между всеми фирмами, действующими в отрасли.
Барометрическое ценовое лидерство в отличие от предыдущего типа ценового лидерства - более аморфная и неопределенная структура; оно зачастую не обеспечивает достижения высокого уровня цен. Нередко происходит смена лидера. За ним не всегда следуют из-за отсутствия у него возможности принудить остальных участников к совместным действиям. Они объявляют справочные цены, но фактические цены, устанавливаемые другими фирмами, отличаются от объявленных.
Теория олигополистического ценообразования показывает, почему фирмы избегают ценовой конкуренции в борьбе за рынки. Повышая цену, производитель теряет часть рынка в пользу соперника; снижая цену, он вызывает контрдействия и опять ничего не выигрывает. Поэтому олигополист применяет такие методы, которые соперники не могут воспроизвести быстро и полно. Доля фирмы на рынке в значительной мере определяется неценовой конкуренцией. Это предполагает повышение качества товаров, их дифференциацию, использование рекламы, улучшение послепродажного обслуживания, предоставление кредитов. Модель конкуренции усложняется, а ее методы становятся все более разнообразными.
Подводя итог, можно
сказать, что, несмотря на некоторые
недостатки олигополии, такие как
использование рыночной власти для
ограничения конкуренции и
Список использованной литературы.
1. Микроэкономика. Максимова В.Ф.- М.: ЕАОИ, 2009.- С. 114-115.
2. Некрасовский В. Растущая реальность глобальных олигополий В. Некрасовский // Управление собственностью: теория и практика.- 2006.- № 4.- С. 30.
3. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для ВУЗов / Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю. Юданова.- 2-е изд.- М.: ИТД "КноРус", 2000.- С. 351.
4. Огрызько К.. Растущая реальность глобальных олигополий // Общество и экономика.- 2007.- № 11.- С. 222.
5. Котерова Н.П. Микроэкономика: Учеб. пособие.- М.: ACADEMIA, 2003.- С. 124.
6. Тарасевич Л.С. Микроэкономика: Учебник.- 4-е изд., испр. и доп.- Москва: Юрайт, 2006.- С. 241.
7. Шевчук Д.А. Микроэкономика: Конспект лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- С. 141.
8. Модель картеля//http://zakazat.by/
9. Селищев А.С. Микроэкономика.- СПб.: Питер, 2002.- С. 321-322.
10. Микроэкономика. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И.- 4-е изд., испр. и доп.- М.: Юрайт-Издат, 2006.- С. 149.
11. Микроэкономика. Ивашковский С.Н.- 3-е изд., испр.- М.: Дело, 2002.- С. 270.
12. Модель блокирующего ценообразования// http://diplomart.ru/images/
13. Микроэкономика - третий уровень. Бусыгин В.П, Желободько Е.В, Цыплаков А.А.- Новосибирск: СО РАН, 2003.- С. 519-520.
14. Модель дуополии Курно// http://www.inventech.ru/pic/
15. Баканов, М. И., Шемет, А. Д. Теория экономического анализа. – М.: ПринтИнвест, 2007.- ст. 5.
16. Модель Бертрана//
http://www.coolreferat.com/
17. Модель ломаной кривой спроса// http://zakazat.by/images/
18. Юданов А.Ю. Микроэкономика по российским законам А. Ю. Юданов // Университетская книга.- 2004.- № 1.- С. 25.)
19. Прибыль: куда ведет кривая спроса // Автосервис.- 2007.- № 10.- С. 3.
1 . Микроэкономика. Максимова В.Ф.- М.: ЕАОИ, 2009.- С. 114-115.
2 Некрасовский В. Растущая реальность глобальных олигополий В. Некрасовский // Управление собственностью: теория и практика.- 2006.- № 4.- С. 30.
3 Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для ВУЗов / Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю. Юданова.- 2-е изд.- М.: ИТД "КноРус", 2000.- С. 351.
4 Огрызько К.. Растущая реальность глобальных олигополий // Общество и экономика.- 2007.- № 11.- С. 222.
5 Котерова Н.П. Микроэкономика: Учеб. пособие.- М.: ACADEMIA, 2003.- С. 124.
6 Тарасевич Л.С. Микроэкономика: Учебник.- 4-е изд., испр. и доп.- Москва: Юрайт, 2006.- С. 241.
7Шевчук Д.А. Микроэкономика: Конспект лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- С. 141.
8 Модель Картеля// http://zakazat.by/images/
9 Селищев А.С. Микроэкономика.- СПб.: Питер, 2002.- С. 321-322.
10 Микроэкономика. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И.- 4-е изд., испр. и доп.- М.: Юрайт-Издат, 2006.- С. 149.
11 Микроэкономика. Ивашковский С.Н.- 3-е изд., испр.- М.: Дело, 2002.- С. 270.
12 Модель блокирующего ценообразования//http://
13 Микроэкономика - третий уровень. Бусыгин В.П, Желободько Е.В, Цыплаков А.А.- Новосибирск: СО РАН, 2003.- С. 519-520.
14Модель дуополии Курно//http://www.inventech.
15 Баканов, М. И., Шемет, А. Д. Теория экономического анализа. – М.: ПринтИнвест, 2007.- ст. 5.
16Модель Бертрана http://www.coolreferat.com/
17 Модель ломаной кривой спроса// http://zakazat.by/images/
18Юданов А.Ю. Микроэкономика по российским законам А. Ю. Юданов // Университетская книга.- 2004.- № 1.- С. 25.)
19 Прибыль: куда ведет кривая спроса // Автосервис.- 2007.- № 10.- С. 3.