Рынок рабочей силы и занятость населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 03:23, курсовая работа

Описание работы

Преобладающая общность интересов “товара” рабочей силы и ее потребителей – экономики и государства –является важнейшей социально-экономической чертой рыночной экономики, создающий прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально-экономической системы любой страны.

Содержание работы

Введение
Рынок труда и его особенности на примере западных стран
Структура и сущность рынка труда
Особенности современного рынка труда
Организационно-финансовые основы рынка труда
Взаимодействие государства, профсоюзов и предпринимателей
с трудовыми массами
Мероприятия, предпринимаемые на рынке труда
Роль рынка труда
Занятость населения
Показатели безработицы
Причины безработицы
Методы борьбы с безработицей
Будущее российской политики в области занятости
Современное состояние и особенности рынка труда Самарской области
Заключение

Файлы: 1 файл

План.docx

— 69.13 Кб (Скачать файл)

-Оказывать финансовую  поддержку незанятому населению,  имеющему статус безработного, и  членам их семей в виде социальных  выплат, пособий, досрочных пенсий, а также работодателям в виде  дотаций и субсидий, на создание  новых рабочих мест.

В настоящее время  государственная служба занятости  Самарской области состоит из Департамента Федеральной государственной  службы занятости населения, 7 городских, 22 районных, 3 межтерриториальных и  одного межрайонного отделов. В этой структуре, по данным на 30 июня 1999 г. , трудится 671 чел. Каждая региональная служба занятости имеет свою структуру, специфику управления, влияющую, на процесс формирования и использования трудоресурсного потенциала. Параллельно ей в области имеется 20 коммерческих бирж труда. Служба занятости выступает в качестве одного из рычагов управления социально-экономическим процессом и, как всякая структура, изменяется под влиянием времени, совершенствуется.

Служба занятости  Самарской области входит в число  различных структур, обеспечивающих рынок труда. Кроме этой государственной  структуры, имеется значительное число  коммерческих бирж труда, а также  оказывают услуги средства массовой информации.

Рынок труда функционирует  как хорошо отлаженная система с  двусторонним движением, то есть не только безработный ищет работу, но и работодатель рабочую силу. Каналами поиска работников работодателями на вакантные места могут выступать городские, районные службы занятости; коммерческие биржи труда, средства массовой информации, посредники в лице своих сотрудников и их знакомых, информация о вакансиях через объявления на дверях предприятий, информационных стендах объявлений, рассредоточенных в различных частях города, а также личные объявления самих граждан, ищущих работу.

Исходной базой  для выявления особенностей рынка  труда является количественная и  качественная характеристика товара - рабочая сила, изменение конъюнктуры  спроса на профессии, соответствие качества предлагаемой рабочей силы требованиям  работодателя.

Органами статистики на 1 января 1999 г. зафиксирована общая  численность безработных в размере 190, 0 тыс. чел. Из них 65, 7 тыс. официально зарегистрированы в органах, государственной  службы занятости. Относительно 1997 г. численность  зарегистрированных безработных увеличилась  на 3%, а к уровню 1995 г. - в 2 раза. В  территориальном разрезе официально зарегистрированные безработные распределились следующим образом: городская местность - 51, 2 тыс. чел. , в том числе по городам: Самара–22, 9, Тольятти - 13, 2, Новокуйбышевск - 3, 1, Сызрань - 2, 3, Отрадный - | 2, 1, Кинель - 1, 7, Октябрьск - 1, 6, Чапаевск - 1, 6, Похвистнево - 1, 4 тыс. чел. На 27 сельских районов приходится 14, 5 тыс. чел. 
 
    Каждому из городов свойственны свои конкретные особенности

формирования рынка  труда, пути разрешения проблемы занятости. Они вытекают из тех же самых перечисленных  выше показателей. Практически мало отличающихся от других показателей  по сельским районам, это: 
 
    - половозрастная структура трудовых ресурсов; 
    - отраслевая структура; 
    объемы инвестиций в сельское хозяйство района.

Общая численность  граждан, обратившихся в службу занятости  за содействием в трудоустройстве, начиная с 1997 г. имеет тенденцию  к снижению, что может объясняться  различными причинами, в том числе  самим контингентом. Об изменениях этого контингента можно судить по следующим статистическим данным. 
 
    Таблица 3. 1

Структура численности  граждан, обратившихся в службу занятости  Самарской области в период за 1992– 1998 гг. , % 
 
    Год 
    Ищущие работу, 
    Всего 
    В том числе 
    Занятые трудовой деятельностью 
    учащиеся, 
    желающие 
    работать в 
    свободное 
    от учебы 
    время 
    Незанятые, 
    Трудовой 
    Деятель 
    Ностью 
    из 
    них: 
    пен 
    сионе 
    ры 
    1992 
    100 
    11, 1 
    3, 7 
    80, 2 
    1, 9 
    1993 
    100 
    4, 2 
    2, 6 
    93, 2 
    3, 1 
    1994 
    100 
    3, 3 
    1, 3 
    95, 4 
    4, 3 
    1995 
    100 
    3, 7 
    19, 3 
    77, 0 
    4, 5 
    1996 
    100 
    3, 4 
    14, 9 
    81, 7 
    5, 9 
    1997 
    100 
    1, 4 
    11, 2 
    87, 4 
    6, 8 
    1998 
    100 
    0, 4 
    7, 9 
    91, 7 
    6, 6 
    Изменения: 
    Прирост (+) 
    Убыль (-) 
    Процентные пункты 
    В 3 раза 
    -15, 7 
    -4, 2 
    11, 5 
    4, 7

Как свидетельствуют  статистические данные в общей численности ищущих работу в первые годы анализируемого периода значительный удельный вес занимали лица, занятые трудовой деятельностью. Это можно объяснить различными причинами, в том числе желанием найти работу, соответствующую запросам ищущего, а также, по всей видимости, богатым перечнем вакансий. Из года в год сокращалась абсолютная величина лиц этой категории и за 1 января 1999 г. она составила 336 человек, что соответствует 1, 4% против 16, 1 % в 1992 г. , то есть снижение на 15, 7 процентных пункта.

Численность учащихся, желающих работать в свободное от учебы время, в рассматриваемом  периоде менялась, и их абсолютная величина в 1994 г. занимала незначительный удельный вес - 1, 3%, но с 1995 г. в связи  с ростом инфляции, резким высвобождением работающих, длительными невыплатами  заработной платы родителям их абсолютная величина резко возросла с 611 чел. в 1994 г. до 17 278 в 1996 г. , затем стала постепенно снижаться и в 1998 г. равнялась 8183 чел. , что соответствовало 3, 7% в 1992г. , 19, 3% в 1995 г. и 7, 9% в 1998г.

Значительную долю в общей численности ищущих работу занимают лица, не занятые трудовой деятельностью. Удельный вес их в общей численности ищущих работу варьировал в интервале 77, 0% в 1995 г. и 95, 4% в 1994 г. На 1 января 1999 г, он составил 91, 7%. Абсолютная величина лиц этой категории за анализируемый период возросла на 67, 2 тыс. чел. и за 1998 г. равнялась 94 418 чел. Особого внимания заслуживает такая категория как пенсионеры. Доведенные до отчаяния высоким уровнем цен на предметы первой необходимости и не соответствующими им размерами пенсий, они вынуждены искать работу. Так, в службе занятости в 1992 г. состояли на учете 508 чел. , а в 1998 г. 6 215 чел. , то есть прирост за указанный период составил 5707 чел. (в 10 с лишним раз). Их доля в общей численности не занятых трудовой деятельностью и ищущих работу равнялась, соответственно, 1, 3 и 6, 6%.

Одной из характерных  особенностей самарского рынка труда  является высокий удельный вес лиц, имеющих статус безработного в общей  численности лиц, не занятых трудовой деятельностью и ищущих работу. Некогда  наметившаяся тенденция к росту  переросла в закономерность - 35, 0% в 1992 г. и 94, 0% на конец 1998 г. в том числе получающие пособие по безработице 68, 0 и 91, 0 %.

Среди безработных  наибольший удельный вес занимают женщины - 61, 5%, что также можно считать  одной из особенностей рынка труда  Самарской области. Весьма важно  иметь четкую информацию о возрастном составе безработных, так как  это одна из черт (особенностей) любого территориального рынка труда. В  общей численности безработных, состоящих на учете в службе занятости, возросла абсолютная величина лиц в  возрасте до 18 лет со 143 чел. до 1284, т. е. в 7 раз; в возрасте от 25 до 29 лет  с 59б до 5171 чел. ; предпенсионного возраста с 423 до4 206 чел. ; другие возрасты с 1 596 до 40 729 человек. Среди каждой возрастной группы подавляющее большинство безработных составляют лица женского пола (табл. 3, 2). 
 
    Таблица 3. 2

Соотношение мужчин и женщин в общей численности  зарегистрированных безработных в  органах государственной службы занятости Самарской области  в 1992– 1998 гг. , % 
 
    Год 
    пол 
    Возрастные группы 
    Всего 
    До 18 лет 
    От 18 до 24 лет 
    От 25 до 29 лет 
    Предпенсионный возраст 
    Другие возрасты 
    1992 
    Мужчины 
    Женщины 
    28, 0 
    72, 0 
    11, 4 
    88, 6 
    9, 7 
    90, 3 
    10, 4 
    89, 6 
    22, 9 
    77, 1 
    100 
    100 
    1995 
    Мужчины 
    Женщины 
    38, 8 
    61, 2 
    26, 8 
    73, 2 
    31, 0 
    69, 0 
    45, 2 
    54, 8 
    38, 1 
    61, 9 
    100 
    100 
    1997 
    Мужчины 
    Женщины 
    39, 1 
    60, 9 
    29, 3 
    70, 7 
    38, 7 
    61, 3 
    54, 1 
    45, 9 
    36, 9 
    63, 1 
    100 
    100 
    1998 
    Мужчины 
    Женщины 
    38, 2 
    61, 8 
    31, 3 
    68, 9 
    38, 4 
    61, 6 
    46, 4 
    53, 6 
    39, 7 
    60, 3 
    100 
    100

Выделение органами статистики изложенных в таблице  возрастных групп до18 лет, 18-24, 25-29 лет, пенсионного возраста объясняется  тем, что они пытаются выявить  наиболее уязвимые группы, то есть как  адаптировались лица, окончившие среднюю  школу и не поступившие в средние  специальные и высшие учебные  заведения, лица, окончившие их и попавшие в группу молодых специалистов, молодежь вообще и предпенсионный возраст.

Изучение этой категории  имеет особую значимость в силу того, что: -трудоустроиться им весьма трудно, так как рынок труда изобилует молодыми возрастами; 
 
    - степень трудоустройства этой категории слишком низкая;

- переподготовка  нецелесообразна, так как это  требует; значительных финансовых  средств.

Как уже отмечалось выше, в каждой возрастной группе наибольший удельный вес занимают женщины. Хотя и наметилась тенденция к сокращению по годам анализируемого периода, их доля еще весьма значительна. Так, в  возрастной группе до 18 лет она сократилась  с 72, 0% в 1992 г. до 61, 8% в 1998 г. , в группе 18-24 лет, соответственно, с 88, 6 до 68, 9%, в группе 25-29 с 90, 3 до 61, 6%, среди лиц пенсионного возраста с 89, 6 до 53, 6% и в других возрастах с 77, 1 до 60, 3%. Начиная с 1995 г. разрыв в соотношении между мужчинами и женщинами среди безработных, зарегистрированных государственной службой занятости, несколько сократился по всем рассматриваемым группам, а в предпенсионном возрасте практически выровнялся. В 1997 г. доля безработных мужчин даже превышала безработных женщин на 8, 2 процентных пункта (54, 1%). Во всех других возрастах доля безработных мужчин по всем годам анализируемого периода варьировала в интервале 36, 9 - 36, 7 %.

Анализ рынка  труда любого уровня обязывает выявить  уровни образования безработных, так  как он может служить отправной  точкой для выявления степени  эффективности использования финансовых ресурсов, направленных ранее на превращение  лиц трудоспособного возраста в  человеческий капитал. Уровень образования  безработных можно рассматривать  как особенность рынка труда. Безработные Самарской области  по этому показателю распределились следующим образом: 
 
    1) имеющие высшее образование - 13, 5%; 
    2) имеющие среднее профессиональное образование - 25, 9 %;

3) имеющие начальное  профессиональное образование - 18, 6%; 4) имеющие среднее общее образование  - 29, 2%; 
 
    5) не имеющие полного среднего образования - 12, 8%.

Статистические, данные свидетельствуют о высоком образовательном  уровне безработных: 39, 4% среди них  составляют лица, имеющие высшее и  среднее профессиональное образование, что также можно отнести к  одной из особенностей Самарского рынка  труда.

Вызывает серьезную  озабоченность тот факт, что из общей численности зарегистрированных в службе занятости 46, 0% (30231 чел. ) составляют родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, а также инвалидов с детства; 2, 9% (1923 чел. ) - инвалиды; 17, 2% (11 265 чел. ) - граждане; имеющие перерыв в работе более 1 года. Такое состояние на рынке труда свидетельствует о неспособности других членов семьи (глава семьи) содержать ее, а размер пенсии инвалидов не соответствует стоимости минимального прожиточного уровня. Это еще одна из особенностей рынка труда Самарской области.

Среди зарегистрированных безработных 592 чел. (9, 0%) никогда не приступали к трудовой деятельности, 2006 чел. (3, 1%)–лица. нё имеющие профессии, специальности, то есть этот контингент требует определенных инвестиций для приобретения ими соответствующего профессионального образования, дающего возможность конкурировать в этой огромной резервной армии труда.

На рынок труда  население области поступает  по разным причинам. Структура безработных  по годам рассматриваемого периода  представлена в таблице 3. 3. Среди  перечисленных причин увольнения с  работы наибольший удельный вес занимает увольнение по собственному желанию. Причем удельный вес этой причины возрос с 34, 8% в 1992 г. до 54, 1 % в 1998 г. В течение  рассматриваемого периода пик численности  уволенных по собственному желанию  пришелся на 1995 г. – 59. 5%. Все это позволяет  не согласиться с формулировками в трудовых книжках “уволен по собственному желанию”. За ней скрываются другие причины: каждый работающий знает, как трудно трудно найти вакантное место и вряд ли 35 490 человек в 1998 г. уволились по собственному желанию, отыскав новое рабочее место. 
 
    Таблица 3. 3

Структура безработных  Самарской области, зарегистрированных в органах государственной службы занятости по причинам увольнения за 1992-1998 гг. , % на конец отчетного периода* 
 
    Причины 
    Увольнения 
    Годы 
    1 
    1992 
    1993 
    1995 
    1996 
    1997 
    1998 
    Уволенные по собственному желанию 
    34, 8 
    50, 6 
    59, 5 
    57, 0 
    54, 6 
    54, 1 
    Уволенные за нарушение трудовой дисциплины 
    2, 2 
    1, 6 
    2, 3 
    2-1 
    1, 6 
    1, 3 
    Высвобожденные работники 
    50, 5 
    33, 1 
    18, 7 
    22, 0 
    26, 5 
    25, 8 
    Уволенные из Вооруженных Сил 
    0, 2 
    0, 3 
    0, 5 
    0, 6 
    1, 2 
    1, 4 
    Граждане, освобожденные из мест лишения свободы 
    1, 0 
    1, 1 
    0, 9 
    0, 7 
    0, 7 
    0, 7 
    Выпускники общеобразовательных школ 
    2, 7 
    4, 1 
    3, 6 
    3, 5 
    2, 3 
    1, 8 
    Выпускники высших 
    Учебных заведений 
    4, 4** 
    5, 0** 
    1, 0 
    0, 9 
    0, 7 
    0, 8 
    Выпускники средних 
    Специальных учебных заведений 
    2, 3 
    3, 0 
    2, 2 
    2, 5 
    Выпускники профессионально-технических учебных заведений 
    3, 7 
    4, 1 
    3, 7 
    3, 4 
    2, 6 
    2, 5 
    Другие причины 
    0, 5 
    0, 1 
    7, 5 
    6, 8 
    7, 6 
    9, 1 
    Итого 
    100 
    100 
    100 
    100 
    100 
    100

Информация о работе Рынок рабочей силы и занятость населения