Рынок ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является комплексное исследование рынка ресурсов и выявления их особенностей, предложение ресурсов и их мобильность, а также изучение спроса на ресурсы и его факторов.
Для достижения вышеуказанной цели в курсовой работе предполагается решение следующих задач:
- раскрыть теоретические основы категорий рынок экономических ресурсов, факторы производства, спрос на факторы производства;
- раскрыть теоретические и практические аспекты максимизации прибыли предприятия;
- провести сравнительный анализ рынка ресурсов и рынка товаров и услуг;
- выявить проблемы современного рынка ресурсов;
- определить специфические черты рынка ресурсов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…….…..………3
1.Особенности ресурсного рынка
Понятие экономических ресурсов и факторов производства …………….…...…..…4
Рынки ресурсов и их место в экономике ……………..……………………..……..….6
Особенности ресурсных рынков ……….……………………………………….......…10
2.Предложение экономических ресурсов и спрос на них
Предложение ресурсов и их мобильность……………………………………………...13
Различия цен ресурсов и максимизация общей выгоды………….…………..………19
Спрос на ресурс и его факторы………………………………………………………….20
Формирование рынка трудовых ресурсов Украины…………………………….…….27
3.1 Формирование населения…………………………………………………………….….27
3.2 Средняя зарплата украинцев…………………………………………………………….28
3.3 Безработица и ее причины……………………………………………………………….29
Заключение ………………………………………………………………………………...…33
Список использованной литературы……………………………………………..…..….…34

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 104.01 Кб (Скачать файл)

- был юридически свободным лицом;

- продавал свою рабочую силу на определенный срок;

-  не мог продавать продукты своего труда;

- был отчужден от средств производства [5, с.76].

         Рабочая сила наемных работников (как и любой иной товар) обладает двумя свойствами: ценой (стоимостью) и полезностью (потребительной стоимостью).

Цена (стоимость) рабочей силы как товара равна цене жизненных благ, необходимых для воспроизводства работника и членов его семьи. Она зависит от исторических, культурных, климатических факторов и изменяется во времени - повышается или понижается в зависимости от конъюнктуры рынка, борьбы ее носителей за свои права.

Полезность рабочей силы как товара состоит в том, что она создает в процессе ее потребления, то есть труда, не только эквивалент своей цены, но и прибавочную стоимость (прибыль).

           Рабочая сила существует до труда. Труд представляет процесс потребления рабочей силы. Капиталист использует рабочую силу при организации производства. Для него полезность рабочей силы состоит в том, что цена рабочей силы меньше цены продукта ее труда. Для получения разницы (т.е. неоплаченного труда) между ценой рабочей силы и ценой продукта труда предприниматель должен осознавать экономические процессы создания стоимости (цены) в процессе производства и контролировать их [4, с.27].

 

    1. Различия цен ресурсов и максимизация общей выгоды.

 

            Поскольку ресурсы продаются и покупаются, они, естественно, имеют цену. Как и цены на конечную продукцию, цены на ресурсы формируются под воздействием спроса и предложения факторов производства. Соответствующая взаимозависимость имеет свое графическое выражение (приложение 1 ).

На рынке каждого ресурса цена ресурса имеет свою специфику и выступает в особой форме. В частности:

- цена услуг труда - это заработная плата;

- цена услуг денежного капитала - это ссудный процент;

- цена услуг физического капитала - арендная плата за капитал;

- цена использования земли как фактора производства - арендная плата.

             Вместе с тем есть и дополнительные особенности рынков ресурсов, которые усложняют ценообразование на этих рынках. К ним относятся:

- ограниченность предложения многих видов ресурсов;

-  сильное воздействие институциональных факторов на масштабы спроса на тот или иной ресурс;

-  спрос на ресурс является производным спросом.

             Многие виды ресурсов ограничены в силу того, что они не воспроизводимы. Например, качественная нефть в мире пользуется большим спросом, но ее очень мало и запасы истощаются. То же можно сказать о плодородной земле. Высококвалифицированный творческий работник также является редким ресурсом, спрос на таких работников всегда превышает предложение. В то же время предложение обычных товаров, например потребительских, всегда можно увеличить, если они пользуются спросом.

              Максимизация прибыли фирмой обеспечивается путем увеличения количества используемого ресурса до тех пор, пока его предельная полезность не уравняется с предельными издержками, т. е. с ценой ресурса. Это значит, что на каждую единицу любого используемого ресурса приходится доход, совпадающий с вкладом этой единицы в выручку фирмы [7, с.143].

Максимизация прибыли опирается на разработку стратегического плана развития фирмы, основанного на анализе рынка и определении оптимального объема производства продукции ( приложение 2).

Для достижения этой цели соответствующие подразделения фирмы должны произвести необходимые расчеты для максимизации прибыли.

В частности:

- Отдел маркетинга, исходя из эластичности спроса, рассчитывает зависимость цен  и дохода от объема производства  и сообщает эти данные собранию  акционеров.

- Отдел труда  на основе предельной производительности  работника определяет необходимое  число занятых при различных  объемах производства с учетом  того, что привлечение новых работников  приводит к увеличению зарплаты  вследствие повышения спроса  на рабочую силу. Это, в свою  очередь, приводит к росту издержек  и снижению прибыли. Расчеты отдела  труда передаются в бухгалтерию.

- Бухгалтерия  определяет сумму общих издержек (себестоимости) и предельных издержек  при разных планах производства. На основе этих данных и  информации отдела маркетинга  собрание акционеров принимает  решение о наиболее выгодном  плане выпуска продукции, цене, численности  персонала, необходимости привлечения  банковских кредитов, ставке дивиденда, массе дивиденда, чистой прибыли, номинальной стоимости акций.

Каждое подразделение выполняет свои функции и составляет отчет о своей деятельности [4, с.26].

 

    1. Спрос на ресурсы и его факторы.

 

       Важной стороной рынка ресурсов является спрос на ресурсы. Можно выделить несколько важнейших факторов, влияющих на спрос на ресурс, предъявляемый производителями, фирмами.

К ним относятся следующие факторы:

-  цена ресурса,

-  производительность ресурса,

-  цена на продукцию, производимую с помощью ресурса,

-  цена на другие ресурсы, их взаимозаменяемость,

-  число предприятий, предъявляющих спрос на ресурс,

-  ожидания потребителей ресурса,

-   государственное регулирование рынка ресурса.

           Цена ресурса. Влияние цены блага на величину спроса на благо в экономике называется законом спроса. Этот закон действует и на рынках ресурсов. При повышении цены фактора производства спрос на него сокращается. Возьмем такой фактор производства как труд. Если повышается цена труда, то есть заработная плата, то спрос на труд сокращается. И наоборот, при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. При повышении регулируемой государством минимальной заработной платы спрос на труд снижается, а размер безработицы, при прочих равных условиях, возрастает.

             Производительность ресурса. Более качественный и производительный ресурс стоит дороже. Заработная плата высококвалифицированного работника выше, чем малоквалифицированного. Земельная рента, выплачиваемая собственнику плодородной земли, выше, чем рента собственнику земли, где урожайность сльскохозяйственных культур низкая. Производительность ресурса зависит от многих факторов. Например, производительность труда работника определяется прежде всего его квалификацией, уровнем образования, его опытом. Кроме этого, большое значение для его производительности имеет техническая оснащенность труда, используемая технология производства. Чем совершеннее техника и технология, тем выше призводительность труда.

            Существует зависимость спроса  на товар от цен на товары-заменители  и от цен на взаимодополняющие  товары. Предположим, что в каком-то производстве труд и капитал способны замещать друг друга в определенной степени. Например, рыть траншеи можно и вручную, и с помощью экскаватора. Если цена на экскаваторы существенно упадет, то спрос на труд землекопов сократится, так как ручной труд будет постепенно вытесняться машинным трудом.

             Число предприятий, предъявляющих  спрос на ресурс. Чем больше  предприятий в отрасли, производящей  определенную продукцию, тем выше  будет спрос на ресурсы, которые  используются при производстве  этой продукции.

             Ожидания потребителей ресурса  могут быть связаны с прогнозами  спроса на производимую продукцию, с предстоящим изменением цен  на ресурсы.

               Государственное регулирование  рынка ресурса. Любой налог на  ресурс ведет к повышению цен  на ресурс, что при прочих равных  условиях может привести к  снижению спроса на этот ресурс. Так, если государство повышает  потолок цен на определенный  ресурс, то такое изменение может  привести к сокращению спроса  на нефтепродукты со стороны  производителей, использующих нефтепродукты  в производстве.

              Чем руководствуется фирма, когда  определяет объем закупок факторов  производства? Предположим, фирма должна  решить, сколько ей необходимо  нанять рабочей силы. Она уже  использует определенное число  рабочих, но хочет знать, выгодно  ли нанять еще одного рабочего. Очевидно, что наем дополнительного  работника позволит получить  прирост продукции (дохода), но одновременно  увеличит издержки фирмы.

               Существует правило: наем дополнительного  работника имеет смысл, если дополнительный  доход от его труда больше, чем издержки на заработную плату                                                                                          [12, 295].                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Дополнительный продукт, полученный от использования дополнительной единицы ресурса, называется предельным. Прирост дохода фирмы от реализации дополнительной единицы продукта называется предельной производительностью ресурса.

                 Производительность ресурса —  это кривая спроса, с которым  имеет дело фирма на рынке  готовой продукции (кривая спроса  на ее продукцию). На ней показан  доход фирмы от реализации  дополнительного количества готовой  продукции. Эта кривая, как известно, имеет отрицательный наклон, так  как отражает убывающую производительность  ресурса: чем больше единиц ресурса  использует фирма, тем ниже предельная  производительность каждой из  них .

Второе обстоятельство, которое учитывает фирма при определении объема закупок факторов производства, — издержки на приобретение каждой дополнительной единицы фактора производства, получившие название предельных издержек ресурса.

На величину предельных издержек ресурса влияют цены предложения ресурса. На совершенно конкурентном рынке факторов производства цена ресурса постоянна, так как фирмы-продавцы или домашние хозяйства не влияют на цены предложения, поскольку они устанавливаются на рынке. Для фирмы-покупателя кривая предложения — это кривая ее предельных издержек. Она совпадает с кривой средних издержек.

Принцип выбора фирмой количества используемого ресурса обосновывается равенством:

предельные издержки(МRС) = предельная производительность труда(МRP)

Если МRP > МRC, т. е. кривая спроса находится выше кривой предложения, фирма может еще увеличивать закупки факторов производства, так как доход от дополнительной единицы ресурса (МКР) превышает издержки на его использование (МКС).

Если МКР < МКС, то уменьшение использования дополнительного фактора производства в большей мере сократит издержки, чем доход.

Следовательно, условием максимизации прибыли фирмы будет равенство предельной производительности ресурса и предельных издержек. Равенство предельной производительности ресурса и предельных издержек получило название золотого правила равновесия фирмы на рынке факторов производства. Это равенство справедливо для любого рынка факторов производства независимо от того, является ли рынок готовой продукции конкурентным или монопольным.

                 Но кривые предельной производительности  ресурса для конкурентной и  монопольной фирм, действующих на  рынке готовой продукции, различны.

                  На совершенно конкурентном рынке готовых товаров и услуг фирма продает всю свою продукцию по одной и той же рыночной цене. Если она увеличит количество единиц ресурса, то предельный продукт ресурса (предельная производительность ресурса) снизится, так как действует закон убывающей производительности ресурса.

Информация о работе Рынок ресурсов